ХХ век вошёл в историю как период величайших потрясений самих основ искусства (это время в музыковедении называют Авангардом-1), основная новация которого сопряжена с новой эстетической парадигмой тональности, когда мелодия базируется не на привычной диатонической гамме. Вместо ее 7 ступеней (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) теперь их оказывается 12. Отсюда совершенно новое ощущение музыкального лада. Новая парадигма музыкального мышления основана на идее разрыва с предыдущей историей музыки, звукоряд из 12 самостоятельных ступеней теперь входит в устанавливаемом композиторе распорядке в новую единицу сочинения - серию. Далее из этих 12-элементных рядов как единиц складывается путём их повторения вся звуковая ткань сочинения1. Наиболее новая и смелая музыкальная концепция первой половины ХХ века принадлежит Антону Веберну - представителю нововенской композиторской школы, который последовательно использовавший додекафонную технику (основанную на методе композиции при помощи 12-тоновой серийной техники письма). Именно его музыка являлась образцом и идеалом для композиторов послевоенного авангарда. Философские и эстетические взгляды Антона Веберна формировались в период взаимосвязи художественных исканий и субъективно-идеалистических течений философии, воздействия на австрийское искусство современного ему философского иррационализма. В это время особой популярностью пользовалась идеалистическая философия Артура Шопенгауэра, считавшего, что сущность мира «лишена рационального начала. Она темна и иррациональна», отсюда мир «являет собой арену бесконечных ужасов и страданий»2.
Подобные воззрения были в то время и у Веберна. Следует сказать, что композитора всегда интересовали различные чувства человека, их реализация в современном мире. Поэтому, проблема человека и мира, человека и времени постоянно освещается Веберном в его произведениях. Веберн - лирик, он ищет опору в чувственной стороне бытия, обращаясь непосредственно к чувственному звуку.
Определённые черты эстетики Веберна формировались под влиянием богатейших традиций национальной культуры и новых веяний той эпохи. Он был связан многими узами с австро-немецкой литературой начала ХХ века. В австрийской литературе на рубеже ХIХ-ХХ веков широкое распространение получили идеи неоромантизма, символизма, импрессионизма. Одно из этих ведущих направлений было связано с творчеством Стефана Георге - крупнейшего представителя направления декаданса. Являясь ярчайшим выразителем эстетского направления, поэт не находил идеалов в современной жизни и целиком замыкался в прекрасном мире искусства. Веберн неоднократно обращался к его творчеству, но его композиторскому мировоззрению был чужд некоторый аристократизм С. Георге.
Для австрийской музыкальной культуры начала ХХ века характерны сложные, нередко полярные тенденции. С одной стороны - центральной фигурой был Малер, чьё творчество представлялось публике далёким от современных исканий искусства. На противоположном полюсе - развитие венской оперетты. Но именно вокруг Малера начала сплачиваться будущая «вторая венская школа». Композиторы хотели пропагандировать новую музыку, исполнялись новые сочинения Малера, Рихарда Штрауса, Веберна, Шёнберга. Именно в таком творческом союзе произошла передача эстафеты поколений от Малера к молодым композиторам, в том числе к Веберну.
При более подробном рассмотрении истории различных видов искусства иногда можно наблюдать несовпадение хронологических этапов их развития. Так, ярчайшие направления того времени - импрессионизм и экспрессионизм - появились сначала в живописи, а потом нашли своё продолжение в музыке и литературе. Отметим, что большое влияние на творчество многих музыкантов, художников и поэтов всего мира оказал экспрессионизм. При этом в «новом» явлении чувствуется мощная почва австро-немецкой культуры. В музыкальной культуре не было многочисленных объединений, как в живописи и литературе. Но именно музыка раскрыла в полной мере идейно-художественные позиции экспрессионизма, как бы опередив тем самым живопись и литературу. Полнее всего данное направление представлено музыкой композиторов нововенской школы - Шёнберга, Берга, Веберна. Глава нововенской школы Арнольд Шёнберг наиболее полно воплотил в своём творчестве эстетические принципы музыкального экспрессионизма. С именем этого композитора связано представление о специфике музыкального языка ХХ века, о кардинальном отличии его от предшествующих эпох. Шёнберг и его школа представляли уникальное творческое содружество. Веберн был учеником Шёнберга, очень гордился этим и везде это подчёркивал. В своих высказываниях он был корректен и всегда говорил об учителе с большим почтением.
Ю.Н. Холопов, выдающийся отечественный музыковед-исследователь, рассмотрел этапы возникновения первых додекафонных3 сочинений. Опираясь на его исследования, приведём в таблице некоторые вехи обнаружения новых явлений в хронологическом порядке:
1905 |
во вступлении к струнному квартету А. Веберна мотив-мотто cis-с-е трактуется как микросерия, развиваясь по горизонтали и по вертикали; |
1908 |
в финале Второго струнного квартета А. Шёнберга обнаруживается свободная тональность; |
1911-1912 |
в Песнях по Альтенбергу А. Берг применяет 12-тоновые ряды и 12-тоновые аккорды; |
1912 |
Й. Хауэр в произведении «Ном» использует 12-тоновый материал; |
1913 |
Оркестровая пьеса №1 А. Веберна, внеопусная, полностью написана в серийной 12-тоновой технике; |
1919 |
Й. Хауэр открыл «закон 12 тонов»; |
1920 |
вышла книга Й. Хауэра «О существе музыкального», где выражена идея: «Единица формы должна охватывать 12 полутонов»; |
1921 |
Й. Хауэр открывает метод тропов; |
1921 |
Ф.Х. Кляйн4 публикует произведение для фортепиано в 4 руки «Машина - внетональная самосатира» (1919-1920 гг.), где используется 12-тоновая техника вместе с попыткой организовать и длительности; |
1922 |
серийные таблицы в эскизах к песне «Мой путь» А. Веберна ор. 15 № 4; |
1922 |
А. Шёнберг сообщает Й. Руферу об открытии своего серийного 12-тонового метода; |
1923 |
окончание А. Шёнбергом своих первых додекафонных опусов: Вальса ор. 23, № 5, Сонета из ор. 24, Сюиты для фортепиано ор. 25 - первого произведения, полностью сочинённого в его додекафонной технике5. |
Из данного обзора можно сделать вывод, что первые тенденции серийности стали появляться вначале не у учителя, а у ученика! Веберн говорил: «Так исчезли эти два лада (мажор и минор), уступив место одному-единственному звукоряду - хроматической гамме. Возникали гармонические комплексы такого рода, что опора на основной тон стала беспредметной. Это произошло в период между Р. Вагнером и А. Шёнбергом, первые сочинения которого были ещё тональными. Рухнуло то, что в период от непосредственных предшественников Баха и до наших дней составляло основу музыкального мышления: мажор и минор исчезли. А. Шёнберг образно выразил это так: "из двуполовости возник сверхпол!"»6.
Система нововенцев предполагала использование серии, состоящей из 12 неповторяемых звуков, употребление её 4-х форм. На этом должно было быть построено всё произведение. А. Веберн так описывал своё использование 12 звуков: «Приблизительно к 1911 году я написал Шесть багателей для струнного квартета (ор.9). [...] При этом я чувствовал: как только пройдут все 12 звуков, пьеса кончается. [...] Я выписывал в свою черновую тетрадь хроматическую гамму и вычеркивал в ней отдельные звуки. Почему? Потому, что я обнаруживал: этот звук уже встречался»7. Веберн пробовал сочинять в додекафонном стиле ещё за целое десятилетие до «открытия» Шёнберга. Но не стоит недооценивать роль Учителя, ведь именно Шёнберг смог сформулировать метод сочинения и создать школу новой музыки.
Все сочинения Веберна - от ор.3 до последнего ор.31 - написаны на основе гемитоники8. Найдя однажды систему, композитор не отступил от неё ни разу. Это способствовало объединению индивидуального стиля, несмотря на эволюцию его композиторской техники. Из всей «троицы» нововенской школы в чистой гемитонике писал лишь А. Веберн. В то время композитор ещё не ставил перед собой задачу как конкретно назвать новый стиль письма - он просто применял термин «хроматизм»9. Однако усложнение техники привело Веберна к серии, где двенадцать неповторяющихся звуков составляют одну серию, на которой и строится всё сочинение. В последний период творчества10 наряду с инструментальными сочинениями Веберн написал три хоровые кантаты на слова Х. Йоне: «Свет глаз» ор. 26 (1935), Первая кантата ор. 29 (1938-1939), Вторая кантата ор. 31 (1943). Эти произведения могут служить характерным образцом его зрелого творческого стиля. По словам Э.В. Денисова, «перейдя на двенадцатитоновую технику, Веберн не осуществил качественного скачка в композиторской эволюции. [...] Он не утерял ничего из завоёванного им ранее, а лишь очистил в большей степени стиль от всего случайного и нелогичного»11.
Творчество А. Веберна привлекло всеобщее внимание сразу же после окончания Второй мировой войны, когда заново открывались сочинения, запрещённые нацистами. Композитор был чрезвычайно интересен из-за последовательного воплощения метода додекафонии. Освоение музыки Веберна шло путём концертных исполнений и теоретических исследований. В 50-60-е годы также необычно быстро увеличивался объём литературы о композиторе. Были опубликованы его лекции, письма к Х. Йоне и Й. Хумплику, а в 1999 году выдающийся французский композитор-авангардист, активно занимающийся дирижёрской деятельностью, Пьер Булез записал все сочинения Веберна на пяти компакт-дисках. К 60-летию со дня смерти Веберна по всему миру прошли памятные концерты, конференции, посвящённые этой дате. Наверное, Антон Веберн при жизни и не мог мечтать о такой популярности.
1 См.: Холопов Ю. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века // Российская музыкальная газета. М., 2003. № 7-8. С. 12.
2 История философии. Учебник для вузов / ред. В. Васильева, А. Кротова, Д. Бугая. М., 2005. С. 420.
3 Додекафония (от греч. додека - «двенадцать», «фон» - звук). Метод композиции, при котором всё сочинение выводится из определённой последовательности 12 звуков.
4 Фриц Хайнрих Кляйн (1892-1977) - ученик Берга и Шёнберга. В истории ХХ века он известен как один из композиторов, причастных к возникновению додекафонии. В Австрии и России считается не очень известным композитором, его творчеству посвящено всего несколько публикаций.
5 Приводится по: Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Часть II. М., 2003. С. 401-402.
6 Цит. по: Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. М., 1984. С. 43.
7 Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975. С. 74-75.
8 Гемитоника (от греч. - полутон) - высотная система, основанная на равноправии 12 полутонов.
9 Обращаем внимание, что это не совсем точная терминология, поскольку гемитоника сопрягается с термином диатоника в области звукорядов. Хроматические обороты могут входить в диатонику, пентатонику и другие лады.
10 Творческий путь композитора музыковедами принято делить на первый, тональный период (опусы 1-2), второй период (опусы 3-20), третий период (опусы 21-31).
11 Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986. С. 168.
Библиографическая ссылка
Телкова Н.С. АНТОН ВЕБЕРН И АВСТРИЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1226 (дата обращения: 07.10.2024).