В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Работа над развитием учащихся имеет особое значение в начальном звене обучения, которое является фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Т.А. Ильина [3] полагает, что развитие интеллекта человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие, по ее мнению, - это, прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Она считает, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены. И от того, в какой мере сам учитель профессионально готов к выполнению функций по интеллектуальному развитию учащихся в процессе обучения, во многом зависит формирование творчески мыслящей личности школьника.
С учетом вышеизложенного мы определили проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективную подготовку будущих учителей к интеллектуальному развитию младших школьников в процессе обучения?
Решение данной проблемы и составило цель исследования.
В соответствии с проблемой и целью нами поставлены следующие задачи:
- Изучить и определить содержание, структуру профессиональной подготовки студентов к интеллектуальному развитию младших школьников.
- Выявить и обосновать педагогические условия формирования профессиональной готовности будущего учителя к проведению работы в этой области.
- Основываясь на результаты исследования, внедрить в процесс подготовки студентов разработанные нами учебно-методические рекомендации и пособия.
Для решения поставленных задач нами были использованы взаимосвязанные методы исследования:
- проведение анализа психолого-педагогической, методической литературы по изучаемой теме;
- изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
- проведение эксперимента и обобщение результатов для внедрения их в учебный процесс.
Материал и методы исследования
Главной целью образования считается развитие умственных, интеллектуальных задатков ребёнка. В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности. На современном этапе это осуществляется формированием совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний. Введение с 2011-12 учебного года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В широком смысле овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (Асмолов А. Г.).
Младший школьный возраст - это период впитывания, накопления знаний. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике ребенка в этом возрасте, свидетельствуют о широких возможностях интеллектуального развития. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Этот возраст является сенситивным для: формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытия познавательных способностей.
К возрастным особенностям младшего школьника необходимо отнести познавательные процессы, так как ведущий вид деятельности в этот период - учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Под способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, а их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
Учитывая, что у младшего школьника преобладает конкретно-образное мышление, а другие виды мышления еще не сформированы (например, абстрактное мышление не является врожденным, его нужно формировать, развивать), то при подготовке студентов к интеллектуальному развитию учащихся начальных классов мы считаем наиболее приемлемой и основываемся на классификацию интеллектуальных умений Т.А. Ильиной [3,70-71].
Виды мышления |
Интеллектуальные умения |
Диалектическое |
Умение видеть в явлении единство противоположностей, выявлять тенденции в их развитии, видеть зарождение новых |
Логическое |
Умения логически обрабатывать знания, устанавливать обобщенные связи между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приводить их в определенную упорядоченную систему, определять понятия. Умения рассуждать логически, доказывать, опровергать, выдвигать гипотезу и т.д. |
Абстрактное |
Умения отвлекаться от несущественных признаков, выделять общие, и на этой основе формировать абстрактные понятия |
Обобщенное |
Умения находить общие принципы или способы действия |
Категориальное |
Умения объединять понятия в классы и группы на основании некоторых наиболее существенных, сходных признаков |
Теоретическое |
Умения усматривать связи и зависимости между предметами и явлениями |
Индуктивное |
Умения переходить от фактов к обобщениям, от частного к общему, от близкого к далекому и т.д. |
Дедуктивное |
Умение из общего выделить частное |
Алгоритмическое |
Умения следовать предписанию в выполнении определенных действий |
Техническое |
Умения понимать общие принципы производственных процессов, определяющие психологическую готовность к работе с техникой |
Репродуктивное |
Умения актуализировать усвоенные знания для решения задач известного типа или выполнять действия в знакомых ситуациях |
Продуктивное |
Умение решать новые, неизвестные задачи с опорой на уже известные ему знания, а также с привлечением новых данных, способов и средств, необходимых для их решения |
Системное |
Умение видеть связи между родственными науками, иметь обобщенные представления о закономерностях развития природы и общества |
Очень важно создать в начальной школе условия для полноценного интеллектуального развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач и др. Иначе у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость и др., которые являются характерными качествами его самостоятельности. Именно при обучении младших школьников решению математических задач учитель должен заботиться о формировании вышеназванных качеств мышления. Мы предполагаем, что здесь обязательно будут проявляться следующие из них: глубина мышления, понимаемая нами как способность проникновения детей в сущность задачной ситуации; гибкость мышления, понимаемая как способность школьников выходить за границы привычного способа решения задач, умение моделировать задачную ситуацию, обеспечивающую ее решение; критичность мышления, понимаемая как способность критически оценивать условие задачи, способы решения и результат; обобщенность мышления, понимаемая как способность использовать обобщение в качестве эффективного приема решения задач; самостоятельность мышления, понимаемая как умение найти и внести самостоятельно приемы решения задачи, и другие качества мышления. К формированию их у учащихся будущий учитель должен быть подготовлен в вузе. С этой целью нами разработан спецкурс для студентов и опубликовано учебно-методическое пособие «Решение нестандартных задач».
Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Нами учитывалось, что в качестве критериев умственного развития школьника выступают самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума.
В основу разработки системы мер по осуществлению интеллектуального развития младшего школьника в процессе обучения нами положено представление об интеллекте как о совокупности определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности. К такого рода качествам мы относим способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, способность к логическому мышлению, присутствие которых означает, что интеллект обладает необходимой гибкостью мышления и творческим потенциалом. Формирование и качественное их совершенствование мы рассматриваем как развитие интеллекта.
Рассматривая интеллект как основную форму познания ребенком действительности, интеллектуальную деятельность младшего школьника в процессе обучения подразумеваем, прежде всего, как мышление, но мышление не как психический процесс, обособленный от всей психической сферы ребенка, а наоборот, как включенный в его учебно-познавательную деятельность.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский еще в 30-х годах прошлого столетия писал, что основу мыслительного акта составляют процессы анализа и синтеза, абстракции и обобщения, что специфическим содержанием мышления является понятие, основу которого составляет значение слова, являющееся основным орудием мышления. Отсюда, чтобы научиться мыслить, необходимо овладеть основными мыслительными операциями, к числу которых относятся анализ, синтез, сравнение, классификация и др. Без овладения ими немыслимо обучение решению не только составных, но простых математических задач.
Анализ, как известно, представляет собой мысленное разложение на части или мысленное выделение отдельных его свойств. «Детям доступен структурный способ анализа, с помощью которого они начинают рассматривать предметы в их связи с другими объектами действительности, и который они используют при освоении интеллектуальных задач» [2, 72].
Синтез - это мысленное объединение частей предметов или отдельных сторон явлений, их признаков и свойств. Анализ и синтез являются операциями, как бы противоположными друг другу, но вместе с тем они неразрывно связаны между собой и входят также в состав других мыслительных операций. Под операциями мы понимаем способы осуществления действий, а под действием - целенаправленный акт, решение познавательной задачи.
Сравнение, по утверждению Т. А. Ильиной, заключается в установлении сходства или различия между предметами или явлениями по какому-либо признаку или ряду признаков, выделяемых в определенной последовательности. Сравнение - необходимая предпосылка для проведения обобщения, а распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия между ними представляет собой классификацию (систематизацию).
Умение производить эти операции чрезвычайно нужны младшему школьнику в оценке и выведении заключений, в накоплении знаний, в овладении умениями, в выполнении умственной деятельности. Учитывая эти положения, разрабатываются учебно-методические комплекты (УМК) для учащихся начальных классов. Так, развитию вышеперечисленных операций, нацелен УМК «Гармония», составленный под руководством Н.Б. Истоминой. В настоящее время в начальных классах математике обучают по различным УМК, составленным либо для системы Школа России, либо для системы Л.В. Занкова, либо для системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Поэтому при подготовке студентов к интеллектуальному развитию младших школьников, безусловно, большую помощь окажет проведение спецсеминара «Подготовка студентов к работе по альтернативным учебникам в начальных классах».
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Таким образом, сущность обучения сводится к созданию условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. Для того чтобы успешно учиться, ребенок должен быть психологически готов к учебной деятельности (иметь необходимый запас представлений и понятий, определенный уровень развития мышления и речи), также иметь устойчивое желание учиться. Поэтому особенно важное для младших школьников значение имеет мотивация учения, основу которой на первых порах составляет интерес к школе вообще, интерес к новому виду деятельности - учению. И только при условии, что интерес к учению вообще постоянно поддерживается учителем, у ребенка постепенно развивается интерес к приобретению новых знаний.
Результаты исследования и их обсуждение
Для проведения такой работы будущий учитель должен быть специально подготовлен. Разработанный нами спецсеминар «Подготовка студентов к работе в адаптационный период» призван оказать определенную помощь учителю в этом вопросе.
В ходе исследования данной проблемы на основе изучения психолого-педагогической, методической литературы, деятельности передовых учителей начальных классов, учителей - выпускников психолого-педагогического факультета в рассматриваемой области нами определялись ведущие педагогические условия. Наряду с теоретической и практической подготовкой студентов на учебных занятиях, необходимо проводить следующие мероприятия: работа проблемной группы по подготовке к интеллектуальному развитию младших школьников; выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по специально разработанной тематике; включение будущих учителей в УИР и НИР по этой проблеме; проведение спецкурсов и спецсеминаров; посещение уроков, внеклассных занятий учителей-мастеров и проведение их самими студентами.
Выводы
Проблеме совершенствования интеллектуального развития младших школьников нами посвящены следующие публикации: монография «Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения», спецкурс «Час интеллектуального развития», спецкурс «Технология развивающего обучения математике младших школьников», учебное пособие «Первые уроки математики в начальных классах в русле развивающего обучения».
Рецензенты:
Ковалев В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Терентьева Л.П. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12249 (дата обращения: 21.11.2024).