Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КОНФЛИКТОЛОГОВ

Берсенева Н.В. 1
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
В статье автором обосновывается актуальность развития профессиональной подготовки конфликтологов бакалавров c введением новых образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВПО, обеспечивающих взаимосвязь теоретической и практической подготовки на основе компетентностного подхода. В данном контексте автором рассматривается понятие «профессиональная компетентность» конфликтолога в выделенном виде профессиональной деятельности. Предложена авторская концепция научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Психология конфликта» на основе использования системного анализа, теории моделирования, теории игр, анализа социальных сетей, теории сложности, современной логики. Описаны варианты практической реализации методики обучения по изучаемой дисциплине «Психология конфликта».
учебно-методическое обеспечение.
психология конфликта
конфликтология
конфликтолог
профессиональная компетентноcть
учебно-методическое обеспечение. компетентностный поход
психология конфликта
конфликтология
конфликтолог
профессиональная компетентноcть
компетентностный поход
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. –190 с.
2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ. – М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. – С.53-54.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 392 с.
6. Литвиненко М.В., Рыжова Н.И. Профессиональная подготовка специалистов топографо-геодезического профиля в логике компетентностного подхода // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2007. – № 1. – С. 170-176.
7. Маркова A.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.
8. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии. // Мир науки, культуры, образования. – № 3 [34]. – 2012. – С. 8-12.
9. Рыжова Н.И., Харченкова Л.И. Профессиональная подготовка специалиста гуманитарного профиля в области межкультурной коммуникации: концепция фундаментализации обучения и структура содержания // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6-2. – С. 251-254.
10. Словарь по конфликтологии: справочное издание / С.Б. Никонова; под ред. В.А. Светлова, И.А. Пфаненштиля. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – С.104.

Введение

Актуальной задачей при подготовке бакалавров по направлению подготовки 034000.62 Конфликтология в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов является реализация компетентностного подхода, способствующего преодолению традиционных когнитивных ориентаций процесса обучения.

С введением новых образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВПО, обеспечивающих взаимосвязь теоретической и практической подготовки, в вузе требуется обновление содержания, форм, методов и средств с позиции данного подхода. ФГОС ВПО содержат требования к результатам основных образовательных программ, представленные в виде компетенций. В целом образовательный процесс должен быть направлен на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Компетентностный подход выступает как новый подход к целеполаганию в образовании, при этом важнейшим фактором становится перенос с содержания на результаты.

На основе актуальных проблем формирования профессиональной компетентности специалистов конфликтологов необходимо разрешение следующих противоречий: (а) между методологией и практикой подготовки к профессиональной деятельности будущего конфликтолога в образовательном пространстве; (б) между различными подходами к определению профессиональной компетентности.

Исследованиям профессиональной компетентности посвящены работы В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, Э. Зеера, И.А. Зимней, О.Г. Ларионовой, А.В. Петрова, А.В. Хуторского и др. Исследованием структуры профессиональной компетентности современного специалиста различного профиля занимаются такие ученые, как О.В. Акулова, И.П. Андриади, Н.В. Баграмова, И.С. Батракова, Л.И. Берестова, Э.Н. Гусинский, В.А. Козырев, Н.В. Кузьминой, М.В. Литвиненко, А.К. Марковой, Н.И. Рыжова, Ю.И. Турчанинова, А.П. Тряпицина, С.Ф. Шатилов и др.

Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника. И.А. Зимняя под компетенцией предлагает понимать «...некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4, с. 40].

Зеер Э.Ф. под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [3, с. 53]. Там же автор, описывая профессионально обусловленную структуру личности, разводит такие понятия, как «профессиональная компетентность» и «профессионально важные качества», где под профессионально-важными качествами понимается «психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) [3, с. 54].

Требования к профессиональной компетентности представлены в госстандарте в виде комплекса профессиональных компетенций, которые необходимо формировать у студентов по мере освоения программ высшего профессионального образования, и признаны обеспечить развитие личности, способной выстраивать собственную профессиональную деятельность.

Так курс «Психология конфликта» представляет собой дисциплину, формирующую у студентов профессиональные знания о сущности, целях, задачах и основных принципах преодоления психологических конфликтов, навыков и умений организации и осуществления посреднической деятельности, проведения психологического консультирования как средства оказания психологической помощи клиентам, имеющим внутриличностные, межличностные, профессиональные, организационные трудности и проблемы в разрешении значимых противоречий. Прикладная направленность психологии конфликта, наряду с ее теоретическим значением, реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения, дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство. Данный курс позволяет будущим специалистам научиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладеть навыками регулирования и управления конфликтами. Особое внимание уделено сочетанию теоретической и практической подготовки студентов, развитию навыков психологического анализа и конструктивного регулирования конфликтного взаимодействия на индивидуальном и межличностном уровнях.

В итоге выпускник должен обладать следующими компетенциями: владеть научным мировоззрением, обладать культурой мышления, способностью к восприятию анализа, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбирать научно-обоснованные пути их достижения и решения (ОК-1); знаниями основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2). Проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2).

Осуществление преподавания курса «Психология конфликта» в гуманитарном вузе по направлению подготовки «конфликтология» на основе компетентного подхода выдвигает, на наш взгляд, определенные требования к учебно-методическому и научно-методическому обеспечению этого процесса:

  1. Рефлексия психологического опыта невозможна без специально разработанных творческих заданий, в ходе которых происходит не просто интуитивное понимание основных теорий и концепций в области психологии конфликта, а осознание и артикулирование изучаемого теоретического материала.
  2. Объективный анализ психологических конфликтов в четко структурированном виде на основе компетентностного подхода. Достигается это путем создания электронных учебных пособий, компьютерных презентаций, анализа социальных сетей и др.
  3. Поскольку изучение психологии конфликта для будущих конфликтологов заключается в решении различных психологических конфликтов, то основное внимание уделяется методу математического моделирования на основе алгоритма распознавания конфликтных и бесконфликтных состояний системы. Философской базой математического моделирования выступает теория отражения, ее исходный постулат об отражении как специфическом взаимодействии двух объектов, в результате которого один объект воспроизводится другим. В научных исследованиях свойство отражения получает форму взаимодействия реальности и человеческой психики [10, с. 104]. Алгоритм этой системы основан на фундаментальной структурной теории анализа и разрешения конфликтов, единой теории конфликта. Решение данного направления достигается путем выполнения практической работы, которая включает в себя: анализ конфликта на основе теории математического моделирования, алгоритм конструктивного завершения конфликта, методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
  4. На основе разработанных практических рекомендаций, методических указаний по организации самостоятельной работы, данный курс позволяет будущим специалистам распознавать объективную и субъективную природу психологических конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они могут быть разрешены. Во время прохождения различных видов практик, в том числе учебно-производственной практики, происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического учебно-практического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности.
  5. Выпускная квалификационная работа (ВКР) по направлению подготовки 034000.62 Конфликтология представляет собой самостоятельную законченную работу, а также является реализацией творческого потенциала студентов, способом развития готовности и способности планировать и проводить научно-исследовательскую работу. Практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике.

Итоговые аттестационные испытания, в том числе подготовка и защита ВКР, предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач. ВКР включает результаты теоретического анализа или экспериментального исследования, связанные с разработкой теоретических вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера, являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой конфликтологии, и позволяет выявить:

  • уровень практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач;
  • организационную готовность, владение навыками и умениями самостоятельной профессиональной деятельности по квалификации;
  • общую и профессиональную компетентность в решении задач научно-исследовательского характера.

При подготовке ВКР особое значение имеет научно-исследовательская деятельность студентов, а именно - ее содержание, которое связано с разрешением возникшей проблемы, поиском рациональных решений разнообразных научно-исследовательских задач.

Решение любой научно-исследовательской задачи может быть осуществлено в соответствии со следующими этапами деятельности: диагностика настоящего состояния; анализ ситуации; принятие решения; осуществление решения, включая коррекцию.

В.П. Беспалько выделяет следующие этапы деятельности [1]:

1. Ориентировочный, в процессе которого выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям. Ориентировочный вид деятельности при подготовке ВКР включает: выбор области исследования, актуальность проблемы, определение цели и задач исследования, установление объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, степень научной разработанности проблемы исследования, выбор методов исследования, определение практической и теоретической значимости исследовательской работы. Для осуществления ориентировочного этапа деятельности студенту необходимо знать научный статус конфликтологии, ее объект и предмет, проблемное поле и категории, связи с другими научными дисциплинами, изучающих конфликт, в том числе и психологию конфликта.

2. Исполнительный этап деятельности выполнения ВКР, в ходе которого преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат. На данном этапе студент должен уметь определять объективные и субъективные причины, вызывающие конфликт, общие и специфические механизмы возникновения и развития конфликтов, их динамики, этапов их зарождения и протекания; методы и технологии урегулирования и предупреждения конфликта. Вместе с тем студент должен уметь распознавать противоречия и знать об их влиянии на развитие общества и отдельных его компонентов, владеть пониманием различий в подходах объяснения конфликта: мировоззренческого, философского, психологического и др.; владеть инструментарием конфликтологического анализа и прогнозирования, методиками и техниками эмпирических исследований конфликта и др. При выполнении научно-исследовательской работы по конфликтологии будущий специалист должен знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты конфликтологического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль конфликтологии в подготовке и обосновании различных управленческих решений; уметь выделять институциональные и внеинституциональные аспекты конфликта, рациональное и нерациональное в нем; владеть кругом проблем, относящихся к деятельности человека, его свойствам и качествам, особенностям социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношению общего блага и индивидуального интереса и др.

3. Контрольный, с помощью которого осуществляется сравнение результата и цели на основе сбора исходных эмпирических данных, обработки и анализа полученной информации конкретного исследования в области конфликтологии.

4. Корректирующий, содержащий аналитический обзор итогового контроля об окончании деятельности или возврате на один из ее этапов для совершенствования отдельных операций. В процессе научно-исследовательской деятельности при подготовке ВКР происходит формирование личностных свойств и качеств студента-исследователя. На основе системно-структурного анализа компонентов исследовательских умений и способностей можно показать влияние личностных качеств на успех учебной и исследовательской деятельности и выделить следующие исследовательские качества бакалавров:

  • мотивационные, характеризующие отношение личности к научно-исследовательской деятельности;
  • операционные - умственные приемы и операции, применяемые личностью в научно-исследовательской деятельности;
  • организационные - это, прежде всего, умение и способность студента применять приемы самоорганизации научно-исследовательской деятельности;
  • коммуникативные, характеризующие умения и способности студентов применять приемы сотрудничества в процессе научно-исследовательской деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что в процессе учебной деятельности студентам, у которых уровень сформированности исследовательского интереса низкий, отсутствует желание и стремление добиться успеха в научно-исследовательской деятельности, достаточно сложно включиться в научный поиск, так как их явно затрудняет методология научного исследования. Как правило, они не могут определить логику и процедуру исследовательской ВКР, четко сформулировать основные положения работы, какие варианты и модели собираются проверить, не могут определить практическую значимость своего исследования и соответственно сделать соответствующие выводы. Это свидетельствует о недостаточной мотивации к научно-исследовательской деятельности.

Проводимая научно-исследовательская деятельность ориентирована на изменение у студентов мотивации к научно-исследовательской деятельности, формирование позиции субъекта, развитие методологической культуры и др. Разрабатываются различные методы и технологии повышения интереса к исследовательской работе на основе компетентностного подхода: актуальность тем ВКР в аспекте конфликтологических научных направлений, в частности психологии конфликта (например: «Потенциал возможности диалога в ситуации социально-трудовых конфликтов», «Влияние индивидуально-психологических особенностей работников организации на их стратегию поведения в конфликте», «Социально-психологические барьеры личности в учебно-трудовой деятельности» и др.), исследования различных конфликтов на основе системного анализа, теории моделирования, теории игр, анализа социальных сетей, теории сложности, современной логики, сочетание групповых и индивидуальных форм работы с бакалаврами для развития способности понимать и интерпретировать и др.

Исходя из вышесказанного, дальнейшее совершенствование научно-методического и учебного-методического сопровождения преподаваемой дисциплины «Психология конфликта» и, соответственно, повышение качества подготовки конфликтологов видится в использовании новейших научных достижений как в области самой конфликтологии, так и в ее научных направлениях.

Рецензенты:

Рыжова Н.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, директор департамента НИР НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.

Карпухин С.В., д.филос.н., профессор, профессор кафедры социологии ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Берсенева Н.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КОНФЛИКТОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12243 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674