Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Леженина А.А. 1 Левкова Е.А. 1 Григорьева Н.Г. 1
1 Дальневосточный университет путей сообщения
В статье поднимается проблема оценки профессиональной успешности преподавателя вуза. Рассматривается понятие успешности профессиональной деятельности; выделяются критерии профессиональной успешности. Приводятся основные выводы эмпирического исследования оценки успешности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы посредством исследования внутренней удовлетворенности и внешней эффективности. Проведено серьезное теоретическое и эмпирическое исследования, которые позволяют говорить о внешних и внутренних критериях оценки успешности профессиональной деятельности. Работа велась в двух разных направлениях: определение эффективности профессиональной деятельности преподавателей вуза (экспертная оценка, социометрическая методика, опрос, тестирование, наблюдение); определение самоудовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей (анкетирование). Результаты эмпирического исследования показали, что приведенный способ оценки возможен для применения, так как он включает мнение всех участников учебного процесса.
оценка профессиональной деятельности преподавателя вуза.
профессиональная успешность преподавателя высшей школы
успешность профессиональной деятельности
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Аминов, Н.А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов [текст] / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. – 1992. - №1. – С. 74 – 84.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 1999. – 480 с.
4. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) [текст]: учебное пособие / Е.А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [текст] / А.К. Маркова. – М.: Международн. гуманит. фонд «Знания», 1996. – 308 с.
6. Родина, О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога [текст] / О.Н. Родина // Вестник МГУ. (Сер.14 «Психология»). – 1996. - №3. – С. 60 – 67.

Успешность - одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности.

На сегодняшний день в психологии нет единого толкования понятия «успешность», нет единого понимания критериев оценки успешной деятельности профессионала.

Остановимся на определении профессиональной успешности Е.А. Климова, который пишет, что успешность - это характеристика профессиональной деятельности, включающая внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью [4, С. 267].

Исследователями предлагаются различные критерии оценки профессиональной деятельности.

Например, Н.А. Аминов и М.В. Молоканов в качестве ведущего критерия оценки успешности педагогической деятельности выделяют [2]:

  • индивидуальную успешность - достижения человека по отношению к самому себе во времени;
  • социальную успешность - достижения одного человека по отношению к достижениям других людей.

Рассуждая об успешности преподавателя, И.А. Зимняя выделяет следующие критерии оценки успешности его деятельности:

1) предрасположенность или пригодность: биологические, анатомо-физиологические, психические особенности, подразумевающие определенную норму интеллектуального развития, эмпатийность, коммуникативно-познавательную активность;

2) готовность к педагогической деятельности: мировоззренческая зрелость, профессионально-предметная компетентность, коммуникативные, дидактические потребности;

3) включаемость во взаимодействие с окружающими: легкость и адекватность установления контакта, умение следить за реакцией собеседника [3].

Исследования Е.А. Климова [4], О. Родиной [6] позволяют говорить о внешних и внутренних критериях оценки успешности профессиональной деятельности. Внешние критерии оценки, предъявляемые сторонними наблюдателями, основываются на продуктивности, стабильности деятельности, на взаимопонимании - при работе с коллегами, на инициативности - при выполнении заданной работы, они измеряют эффективность профессиональной деятельности. Внутренние критерии оценки профессиональной деятельности основаны на собственном представлении о конечном результате труда. Они складываются в результате сопоставления факторов внешней оценки и получаемого вознаграждения за труд, измеряя степень самоудовлетворенности.

При изучении профессиональной успешности преподавателя также необходимо учитывать внешние и внутренние критерии оценки.

В основе профессионального труда педагога лежит совместная деятельность со студенческой аудиторией, в то же время труд преподавателя подчинен определенным требованиям, выполнение которых оценивают руководители структурных подразделений. Следовательно, эффективность труда преподавателя определяется двумя сторонами, участвующими в профессиональной деятельности: студентами, являющимися основным объектом труда, на который направлена профессиональная деятельность педагога, и руководителями учебных подразделений.

Внутренняя оценка деятельности преподавателя выражается степенью его удовлетворенности трудом. По мнение К.А. Абульхановой-Славской, удовлетворенность - это источник дальнейшей активности, то «подкрепление», которое представляет собой не предметный, а личностный результат усилий [1]. Поэтому активность личности, отражаясь в ее жизненной позиции и определяя ее творческое отношение к учению, труду в целом и к профессиональной деятельности в частности, не только определяет осуществление субъектом своего жизненного пути, но и ведет к осознанию и выработке совокупности критериев оценки своих способностей, притязаний, реальных достижений в профессиональной деятельности. Оценка своих достижений и соотнесение их с уровнем притязаний в профессии позволяет личности осознать себя в качестве субъекта и продуктивно реализовывать свой потенциал.

Исследования А.К. Марковой показывают, что «удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности» [5. С. 308].

Основываясь на приведенных выше материалах, можно утверждать, что при оценке успешности профессиональной деятельности преподавателей вузов необходимо учитывать как эффективность, так и самоудовлетовренность:

  • Эффективность профессиональной деятельности - субъективные представления студентов, непосредственно участвующих в учебном процессе; руководителей структурных подразделений о взаимодействии преподавателя с коллегами по работе, со студенческой аудиторией.
  • Самоудовлетворенность складывается из сопоставления имеющихся у субъекта труда представлений о результативности своей деятельности, эффективности взаимодействия с коллегами, а также получаемом вознаграждении.

В рамках рассмотрения данной проблемы было проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в изучении возможности оценки успешности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

В соответствии с представлениями о критериях профессиональной успешности преподавателей вузов, высказанных ранее, работа велась в двух направлениях:

1) определение эффективности профессиональной деятельности преподавателей (экспертная оценка, социометрическая методика);

2) определение самоудовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей (анкетирование).

Субъектами эмпирического исследования профессиональной успешности выступили 160 преподавателей ДВГУПС, 165 студентов ДВГУПС, 12 руководителей кафедрами участвовали в качестве экспертов.

В результате математической обработки материалов, полученных по всем методикам, направленным на изучение профессиональной успешности, выборка испытуемых по критерию успешности распределилась на две группы. В группу 1 вошли респонденты с высокими показателями по всем критериям успешности (43% от общего числа испытуемых), группу 2 составили респонденты с низкими показателями (57%).

Следует отметить, что в группе респондентов успешных в педагогическом труде (группа 1) внешние и внутренние оценки успешности профессиональной деятельности совпадают. В группе 2 выявлен факт несовпадения внешних и внутренних оценок профессиональной успешности. Оценка результативности деятельности преподавателей данная студентами имеет существенное отличие от экспертной оценки руководителей, от оценки самоудовлетворенности преподавателей: в группе преподавателей с низкой успешностью доминирует отрицательная оценка профессиональной деятельности преподавателей студентами.

Результаты анкетирования позволяют определить основные параметры удовлетворенности и неудовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей вузов.

Преподаватели группы 1 в большей степени испытывают удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, чем преподаватели группы 2. Наиболее высокие показатели удовлетворенности преподавателей группы 1 связаны с условиями труда, с процессом межличностного общения со студенческой аудиторией, с самой организацией профессиональной деятельности.

Степень удовлетворенности преподавателей группы 2 по большинству позиций шкал анкеты находится на среднем уровне. Респонденты группы 2 удовлетворены служебным положением, однако их не удовлетворяет профессиональная деятельность как таковая, также не доставляет удовлетворения и общение со студентами.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателей определялась на основе экспертной оценки, социометрической методики.

Так, руководители кафедр считают работу преподавателей группы 1 успешной. Полученные показатели по критериям эффективности, предложенным в экспертном листе, по многим шкалам выше среднего.

В частности, эксперты отметили у респондентов группы 1:

  • высокий уровень направленности на совместную научно-исследовательскую работу со студентами;
  • работу по развитию личности студента;
  • стремление к постоянному пополнению знаний.

Высоких оценок эффективности профессиональной деятельности испытуемых группы 2 руководители не поставили.

Анализ результатов оценки успешности преподавательской деятельности студенческой аудиторией показал, что студенты посчитали эффективной работу преподавателей с высоким уровнем самоудовлетворенности. На наш взгляд, подобный результат предсказуем. Как отмечалось выше, в ходе исследовании выявлено, что преподаватели группы 1 получают удовлетворение от работы со студентами, они мотивированы на близкий контакт со студенческой аудиторией. Студенты, понимая сложившуюся систему отношений, выражают свое положительное отношение к ней.

Таким образом, оценивая профессиональную педагогическую деятельность преподавателей, студенты отметили эффективность профессиональной деятельности респондентов группы 1. Согласуется с позицией студенческой аудитории и точка зрения руководителей. Оценивая успешность профессионального труда респондентов группы 1, эксперты (руководители кафедрами) выделили направленность испытуемых на приобретение новых знаний, ориентацию на совместную деятельность со студентом, выполнение учебно-производственных задач.

Проведенное исследование показывает один из вариантов оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза. С одной стороны, приведенный способ оценки является верным, так как он включает мнение всех участников учебного процесса. Однако, с другой стороны, возникает вопрос, насколько достоверны оценки участников исследования: могут ли заведующие кафедрами выступать в качестве экспертов, могут ли студенты объективно оценить деятельность преподавателя.

Проблема оценки деятельности преподавателя вуза лежит в разнонаправленности профессиональной деятельности педагога. В течение рабочего дня преподаватель взаимодействует и с коллегами, и со студентами, и с руководителями. Решение проблемы оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза лежит в ответе на вопрос: «Кто может и должен оценивать успешность деятельности педагога?»

Рецензенты:

Невструева Т.Х., д.псх.н., профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г.Хабаровск.

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Леженина А.А., Левкова Е.А., Григорьева Н.Г. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12238 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674