Успешность - одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности.
На сегодняшний день в психологии нет единого толкования понятия «успешность», нет единого понимания критериев оценки успешной деятельности профессионала.
Остановимся на определении профессиональной успешности Е.А. Климова, который пишет, что успешность - это характеристика профессиональной деятельности, включающая внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью [4, С. 267].
Исследователями предлагаются различные критерии оценки профессиональной деятельности.
Например, Н.А. Аминов и М.В. Молоканов в качестве ведущего критерия оценки успешности педагогической деятельности выделяют [2]:
- индивидуальную успешность - достижения человека по отношению к самому себе во времени;
- социальную успешность - достижения одного человека по отношению к достижениям других людей.
Рассуждая об успешности преподавателя, И.А. Зимняя выделяет следующие критерии оценки успешности его деятельности:
1) предрасположенность или пригодность: биологические, анатомо-физиологические, психические особенности, подразумевающие определенную норму интеллектуального развития, эмпатийность, коммуникативно-познавательную активность;
2) готовность к педагогической деятельности: мировоззренческая зрелость, профессионально-предметная компетентность, коммуникативные, дидактические потребности;
3) включаемость во взаимодействие с окружающими: легкость и адекватность установления контакта, умение следить за реакцией собеседника [3].
Исследования Е.А. Климова [4], О. Родиной [6] позволяют говорить о внешних и внутренних критериях оценки успешности профессиональной деятельности. Внешние критерии оценки, предъявляемые сторонними наблюдателями, основываются на продуктивности, стабильности деятельности, на взаимопонимании - при работе с коллегами, на инициативности - при выполнении заданной работы, они измеряют эффективность профессиональной деятельности. Внутренние критерии оценки профессиональной деятельности основаны на собственном представлении о конечном результате труда. Они складываются в результате сопоставления факторов внешней оценки и получаемого вознаграждения за труд, измеряя степень самоудовлетворенности.
При изучении профессиональной успешности преподавателя также необходимо учитывать внешние и внутренние критерии оценки.
В основе профессионального труда педагога лежит совместная деятельность со студенческой аудиторией, в то же время труд преподавателя подчинен определенным требованиям, выполнение которых оценивают руководители структурных подразделений. Следовательно, эффективность труда преподавателя определяется двумя сторонами, участвующими в профессиональной деятельности: студентами, являющимися основным объектом труда, на который направлена профессиональная деятельность педагога, и руководителями учебных подразделений.
Внутренняя оценка деятельности преподавателя выражается степенью его удовлетворенности трудом. По мнение К.А. Абульхановой-Славской, удовлетворенность - это источник дальнейшей активности, то «подкрепление», которое представляет собой не предметный, а личностный результат усилий [1]. Поэтому активность личности, отражаясь в ее жизненной позиции и определяя ее творческое отношение к учению, труду в целом и к профессиональной деятельности в частности, не только определяет осуществление субъектом своего жизненного пути, но и ведет к осознанию и выработке совокупности критериев оценки своих способностей, притязаний, реальных достижений в профессиональной деятельности. Оценка своих достижений и соотнесение их с уровнем притязаний в профессии позволяет личности осознать себя в качестве субъекта и продуктивно реализовывать свой потенциал.
Исследования А.К. Марковой показывают, что «удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности» [5. С. 308].
Основываясь на приведенных выше материалах, можно утверждать, что при оценке успешности профессиональной деятельности преподавателей вузов необходимо учитывать как эффективность, так и самоудовлетовренность:
- Эффективность профессиональной деятельности - субъективные представления студентов, непосредственно участвующих в учебном процессе; руководителей структурных подразделений о взаимодействии преподавателя с коллегами по работе, со студенческой аудиторией.
- Самоудовлетворенность складывается из сопоставления имеющихся у субъекта труда представлений о результативности своей деятельности, эффективности взаимодействия с коллегами, а также получаемом вознаграждении.
В рамках рассмотрения данной проблемы было проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в изучении возможности оценки успешности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
В соответствии с представлениями о критериях профессиональной успешности преподавателей вузов, высказанных ранее, работа велась в двух направлениях:
1) определение эффективности профессиональной деятельности преподавателей (экспертная оценка, социометрическая методика);
2) определение самоудовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей (анкетирование).
Субъектами эмпирического исследования профессиональной успешности выступили 160 преподавателей ДВГУПС, 165 студентов ДВГУПС, 12 руководителей кафедрами участвовали в качестве экспертов.
В результате математической обработки материалов, полученных по всем методикам, направленным на изучение профессиональной успешности, выборка испытуемых по критерию успешности распределилась на две группы. В группу 1 вошли респонденты с высокими показателями по всем критериям успешности (43% от общего числа испытуемых), группу 2 составили респонденты с низкими показателями (57%).
Следует отметить, что в группе респондентов успешных в педагогическом труде (группа 1) внешние и внутренние оценки успешности профессиональной деятельности совпадают. В группе 2 выявлен факт несовпадения внешних и внутренних оценок профессиональной успешности. Оценка результативности деятельности преподавателей данная студентами имеет существенное отличие от экспертной оценки руководителей, от оценки самоудовлетворенности преподавателей: в группе преподавателей с низкой успешностью доминирует отрицательная оценка профессиональной деятельности преподавателей студентами.
Результаты анкетирования позволяют определить основные параметры удовлетворенности и неудовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей вузов.
Преподаватели группы 1 в большей степени испытывают удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, чем преподаватели группы 2. Наиболее высокие показатели удовлетворенности преподавателей группы 1 связаны с условиями труда, с процессом межличностного общения со студенческой аудиторией, с самой организацией профессиональной деятельности.
Степень удовлетворенности преподавателей группы 2 по большинству позиций шкал анкеты находится на среднем уровне. Респонденты группы 2 удовлетворены служебным положением, однако их не удовлетворяет профессиональная деятельность как таковая, также не доставляет удовлетворения и общение со студентами.
Эффективность профессиональной деятельности преподавателей определялась на основе экспертной оценки, социометрической методики.
Так, руководители кафедр считают работу преподавателей группы 1 успешной. Полученные показатели по критериям эффективности, предложенным в экспертном листе, по многим шкалам выше среднего.
В частности, эксперты отметили у респондентов группы 1:
- высокий уровень направленности на совместную научно-исследовательскую работу со студентами;
- работу по развитию личности студента;
- стремление к постоянному пополнению знаний.
Высоких оценок эффективности профессиональной деятельности испытуемых группы 2 руководители не поставили.
Анализ результатов оценки успешности преподавательской деятельности студенческой аудиторией показал, что студенты посчитали эффективной работу преподавателей с высоким уровнем самоудовлетворенности. На наш взгляд, подобный результат предсказуем. Как отмечалось выше, в ходе исследовании выявлено, что преподаватели группы 1 получают удовлетворение от работы со студентами, они мотивированы на близкий контакт со студенческой аудиторией. Студенты, понимая сложившуюся систему отношений, выражают свое положительное отношение к ней.
Таким образом, оценивая профессиональную педагогическую деятельность преподавателей, студенты отметили эффективность профессиональной деятельности респондентов группы 1. Согласуется с позицией студенческой аудитории и точка зрения руководителей. Оценивая успешность профессионального труда респондентов группы 1, эксперты (руководители кафедрами) выделили направленность испытуемых на приобретение новых знаний, ориентацию на совместную деятельность со студентом, выполнение учебно-производственных задач.
Проведенное исследование показывает один из вариантов оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза. С одной стороны, приведенный способ оценки является верным, так как он включает мнение всех участников учебного процесса. Однако, с другой стороны, возникает вопрос, насколько достоверны оценки участников исследования: могут ли заведующие кафедрами выступать в качестве экспертов, могут ли студенты объективно оценить деятельность преподавателя.
Проблема оценки деятельности преподавателя вуза лежит в разнонаправленности профессиональной деятельности педагога. В течение рабочего дня преподаватель взаимодействует и с коллегами, и со студентами, и с руководителями. Решение проблемы оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза лежит в ответе на вопрос: «Кто может и должен оценивать успешность деятельности педагога?»
Рецензенты:
Невструева Т.Х., д.псх.н., профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г.Хабаровск.
Яссман Л.В., д.псх.н., профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск.
Библиографическая ссылка
Леженина А.А., Левкова Е.А., Григорьева Н.Г. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12238 (дата обращения: 21.11.2024).