Последние годы в системе высшего образования идет интенсивная перестройка. Происходит повсеместная компьютеризация, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, обновление учебных планов и программ подготовки.
Возрастающий интерес к проблеме обеспечения качества образовательного процесса со стороны государства, работодателей и общества в целом обуславливает необходимость повышения качества предоставляемых образовательных услуг, выработки и реализации образовательной политики как на национальном, так и на международном уровне.
Студенты вузов высшего профессионального образования по направлению экономической направленности получают не только знания по классической экономической теории, но также учатся грамотно применять инструменты математики и математического моделирования. Тем не менее разрыв между теоретическими познаниями, приобретенными студентами в процессе обучения и потребностями практиков современной российской экономики, остается достаточно большим [1,2].
Целью работы является разработка методических рекомендаций при оценивании самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Экономика» в процессе преподавания дисциплин математического цикла.
В международной системе подготовки экономистов математике и математическим методам при подготовке бакалавров экономических направлений придается в целом гораздо большее значение, чем в рамках российских учебных планов. В силу этого видится необходимым увеличение часов на преподавание прикладных математических дисциплин российским студентам. Более того, преподавание должно ориентироваться на использование в учебном процессе актуальных задач экономистов-практиков и российской экономики в целом. Это непростая задача, и здесь есть свои трудности. Математическое образование для экономических специальностей следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавров, целью которой, наряду с воспитанием математической культуры и привитием навыков математического мышления, особое внимание следует уделять развитию способностей студентов применять полученные теоретические знания для использования математических методов и основ математического моделирования в своей будущей практической деятельности.
Многие преподаваемые в Финансовом университете прикладные математические дисциплины, такие, как «Методы оптимальных решений», «Основы финансовых вычислений», «Исследование операций» формируют важные компетенции бакалавра экономики [3-5], к числу которых относятся:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способность на основе типовых методик рассчитывать экономические и социально -экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- способность выполнять расчёты, необходимые для составления экономических разделов планов. Обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.
Дисциплины из цикла математического моделирования: «Эконометрика», «Имитационное моделирование», «Моделирование ценообразования» и др., учат бакалавров осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, формируют способность будущих специалистов применять инструментальные и программные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчётов, осуществлять и обосновывать полученные выводы.
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:
- обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов тем и контрольных вопросов;
- решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
- выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;
- участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа выполненной теоретико-практической работы.
Промежуточная аттестационная оценка складывается из оценок за две контрольные (или домашние) работы в течение обучения - максимум 60 баллов, и оценки работы студента в аттестационный период - максимум 40 баллов. При выставлении этой оценки учитывается активность студента во время аудиторных занятий, выполнение им заданий для самостоятельной работы и результаты собеседований по лекционному материалу и материалу практических заданий.
Текущий контроль усвоения материала по указанным выше дисциплинам осуществляется в форме защиты домашнего творческого задания, проверки выполнения домашней контрольной работы и текущих домашних заданий, аудиторной контрольной работы. Оценка успеваемости студента складывается из оценок, полученных по результатам работы в семестре и экзаменационной оценки. Домашнее творческое задание может быть также обсуждено на научном семинаре.
Аттестационный балл складывается из баллов текущей «аттестации» в середине семестра (20) и баллов второй половины семестра «работа в году» (20), каждый из которых учитывает успешность работы студента в семестре. Ориентировочное распределение баллов по видам работы при выставлении промежуточной аттестации может осуществляться согласно баллам, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Балльное оценивание работы в течение семестра
№ п/п |
Посещение |
Активность |
Усвоение домашнего задания |
Балл |
20 |
20 |
60 |
Далее оценка по 100-балльной шкале переводится в 20-ти балльную оценку в соответствии с нормативными документами вуза.
Экзаменационный билет или зачетное задание содержат в общей сложности два теоретических вопроса и одну задачу. Максимальная оценка за каждый вопрос, в зависимости от сложности вопроса, равна 15 баллам. Решение задачи оценивается в 40 баллов.
Итоговая сумма баллов, полученная студентом на зачете (экзамене) и по результатам текущего контроля успеваемости в семестре, преобразуется в пятибалльную систему в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Методика перевода 100-балльной оценки в 5-ти балльную
100-балльная система |
5-балльная система |
Менее 50 |
Неудовлетворительно |
50-69 |
Удовлетворительно |
70-85 |
Хорошо |
86-100 |
Отлично |
Менее 50 |
Не зачтено |
50-100 |
Зачтено |
Оценка за работу в течение семестра может также выставляться по результатам научной работы студента. В этом случае приоритетная роль в процессе привлечения студентов к научно-исследовательской работе, на наш взгляд, принадлежит преподавателю, ведущему лекционные и практические занятия со студентами. Именно преподаватель, с которым студенты находятся в тесном контакте, может сформировать у них устойчивый интерес к научной деятельности, которая так необходима для высококлассного специалиста. Подобное оценивание каждого этапа работы студентов в течение всего семестра ведет к повышению посещаемости занятий, увеличению активности на семинарских занятиях и к общему увеличению качества усвоения материала студентами.
Помимо вовлечения студентов бакалавриата и магистратуры в научную деятельность во время учебных занятий, у студентов должна быть возможность реализации своего творческого потенциала в дополнении к учебному процессу. Для этого на кафедрах должны создаваться научные кружки, которые будут заниматься углубленным изучением проблем современной науки и практики.
К примеру, на кафедре «Моделирование экономических и информационных систем» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации такой кружок существует с 2007 года. Он носит статус межвузовского научно-практического семинара по Имитационному моделированию. На заседаниях семинара студенты обсуждают самые актуальные для российской экономики темы. Лучшие доклады студентов публикуются в сборниках научных трудов. С докладами, апробированными на семинаре, студенты принимают участие в научных мероприятиях вне Финансового университета. А самые активные участники семинара получают приоритетное право выбора места для прохождения практики и последующего трудоустройства.
В современных условиях обучаемость, инициативность и гибкость мышления специалистов не менее важны, чем запас знаний. Учеба в вузе занимает четыре года по программе бакалавриата и два года по программе магистратуры. Как за это время изменятся потребности бизнеса, не знает даже сам бизнес, поэтому одна из задач преподавателя - готовить мобильных специалистов широкого профиля, обеспечить их знаниями и навыками, достаточными для того, чтобы приспособиться к новым требованиям рынка труда.
Не снижая уровня академической подготовки и исследовательской работы, вузы должны стать инициаторами новых видов деятельности, базой для внедрения знаний в практику, площадкой для постоянных контактов представителей академической и деловой среды.
В вузах нового поколения будущие специалисты в процессе учебы должны получать поддержку своих предпринимательских инициатив и опыт менеджмента собственных бизнес-проектов. Пакет дисциплин по узкой специальности должен дополняться основательной подготовкой в области математического моделирования, информационных технологий и знаниями из смежных отраслей.
Рецензенты:
Дрогобыцкий И.Н., д.э.н., профессор, кафедра системного анализа, Финансовый университет, г. Москва.
Бабешко Л.О., д.э.н., профессор, кафедра моделирования экономических и информационных систем, Финансовый университет, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Трегуб А.В., Трегуб И.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12233 (дата обращения: 21.11.2024).