Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Трегуб А.В. 1 Трегуб И.В. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье приводится методика оценивания текущей работы бакалавров экономических специальностей при проведении занятий по математическим дисциплинам общенаучного и профессионального цикла. Показано, что, несмотря на многообразие преподаваемых в вузах дисциплин, разрыв между теоретическими познаниями, приобретенными студентами в процессе обучения, и потребностями практиков современной российской экономики остается достаточно большим. В связи с этим математическое образование для экономических специальностей следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавров, наряду с воспитанием математической культуры и привитием навыков математического мышления, особое внимание следует уделять развитию способностей студентов применять полученные теоретические знания для использования математических методов и основ математического моделирования в своей будущей практической деятельности.
качество образовательного процесса
математическое образование
1. Бывшев В.А., Богомолов А.И., Костюнин В.И. Математико-статистическое обоснование оценки знаний студента при тестировании // Бизнес Информ. – 2012. – № 7. – С. 186-188.
2. Невежин В.П., Богомолов А.И. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе информационного общества // Бизнес информ. – 2012. – № 7. – С. 216-218.
3. Трегуб И.В. Роль исследовательской работы студентов в области изучения экономических процессов в становлении экономистов-практиков // EuropeanJournalOfNaturalHistory. – London, 2009. – № 1. – P. 94-96.
4. Трегуб И.В. Опыт привлечения студентов Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации к научно-исследовательской работе в области изучения динамики экономических систем // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8. – С. 95-96.
5. Трегуб И.В. Вовлеченность бакалавров в исследовательские проекты как гарантия высокого качества образования // Материалы конференции «Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования в России». – М.: Финансовый университет, 2013.

Последние годы в системе высшего образования идет интенсивная перестройка. Происходит повсеместная компьютеризация, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, обновление учебных планов и программ подготовки.

Возрастающий интерес к проблеме обеспечения качества образовательного процесса со стороны государства, работодателей и общества в целом обуславливает необходимость повышения качества предоставляемых образовательных услуг, выработки и реализации образовательной политики как на национальном, так и на международном уровне.

Студенты вузов высшего профессионального образования по направлению экономической направленности получают не только знания по классической экономической теории, но также учатся грамотно применять инструменты математики и математического моделирования. Тем не менее разрыв между теоретическими познаниями, приобретенными студентами в процессе обучения и потребностями практиков современной российской экономики, остается достаточно большим [1,2].

Целью работы является разработка методических рекомендаций при оценивании самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Экономика» в процессе преподавания дисциплин математического цикла.

В международной системе подготовки экономистов математике и математическим методам при подготовке бакалавров экономических направлений придается в целом гораздо большее значение, чем в рамках российских учебных планов. В силу этого видится необходимым увеличение часов на преподавание прикладных математических дисциплин российским студентам. Более того, преподавание должно ориентироваться на использование в учебном процессе актуальных задач экономистов-практиков и российской экономики в целом. Это непростая задача, и здесь есть свои трудности. Математическое образование для экономических специальностей следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавров, целью которой, наряду с воспитанием математической культуры и привитием навыков математического мышления, особое внимание следует уделять развитию способностей студентов применять полученные теоретические знания для использования математических методов и основ математического моделирования в своей будущей практической деятельности.

Многие преподаваемые в Финансовом университете прикладные математические дисциплины, такие, как «Методы оптимальных решений», «Основы финансовых вычислений», «Исследование операций» формируют важные компетенции бакалавра экономики [3-5], к числу которых относятся:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  • способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
  • способность на основе типовых методик рассчитывать экономические и социально -экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • способность выполнять расчёты, необходимые для составления экономических разделов планов. Обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.

Дисциплины из цикла математического моделирования: «Эконометрика», «Имитационное моделирование», «Моделирование ценообразования» и др., учат бакалавров осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, формируют способность будущих специалистов применять инструментальные и программные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчётов, осуществлять и обосновывать полученные выводы.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

  • обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов тем и контрольных вопросов;
  • решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
  • выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;
  • участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа выполненной теоретико-практической работы.

Промежуточная аттестационная оценка складывается из оценок за две контрольные (или домашние) работы в течение обучения - максимум 60 баллов, и оценки работы студента в аттестационный период - максимум 40 баллов. При выставлении этой оценки учитывается активность студента во время аудиторных занятий, выполнение им заданий для самостоятельной работы и результаты собеседований по лекционному материалу и материалу практических заданий.

Текущий контроль усвоения материала по указанным выше дисциплинам осуществляется в форме защиты домашнего творческого задания, проверки выполнения домашней контрольной работы и текущих домашних заданий, аудиторной контрольной работы. Оценка успеваемости студента складывается из оценок, полученных по результатам работы в семестре и экзаменационной оценки. Домашнее творческое задание может быть также обсуждено на научном семинаре.

Аттестационный балл складывается из баллов текущей «аттестации» в середине семестра (20) и баллов второй половины семестра «работа в году» (20), каждый из которых учитывает успешность работы студента в семестре. Ориентировочное распределение баллов по видам работы при выставлении промежуточной аттестации может осуществляться согласно баллам, приведенным в таблице 1.

Таблица 1. Балльное оценивание работы в течение семестра

№ п/п

Посещение

Активность

Усвоение домашнего задания

Балл

20

20

60

Далее оценка по 100-балльной шкале переводится в 20-ти балльную оценку в соответствии с нормативными документами вуза.

Экзаменационный билет или зачетное задание содержат в общей сложности два теоретических вопроса и одну задачу. Максимальная оценка за каждый вопрос, в зависимости от сложности вопроса, равна 15 баллам. Решение задачи оценивается в 40 баллов.

Итоговая сумма баллов, полученная студентом на зачете (экзамене) и по результатам текущего контроля успеваемости в семестре, преобразуется в пятибалльную систему в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2. Методика перевода 100-балльной оценки в 5-ти балльную

100-балльная система

5-балльная система

Менее 50

Неудовлетворительно

50-69

Удовлетворительно

70-85

Хорошо

86-100

Отлично

Менее 50

Не зачтено

50-100

Зачтено

Оценка за работу в течение семестра может также выставляться по результатам научной работы студента. В этом случае приоритетная роль в процессе привлечения студентов к научно-исследовательской работе, на наш взгляд, принадлежит преподавателю, ведущему лекционные и практические занятия со студентами. Именно преподаватель, с которым студенты находятся в тесном контакте, может сформировать у них устойчивый интерес к научной деятельности, которая так необходима для высококлассного специалиста. Подобное оценивание каждого этапа работы студентов в течение всего семестра ведет к повышению посещаемости занятий, увеличению активности на семинарских занятиях и к общему увеличению качества усвоения материала студентами.

Помимо вовлечения студентов бакалавриата и магистратуры в научную деятельность во время учебных занятий, у студентов должна быть возможность реализации своего творческого потенциала в дополнении к учебному процессу. Для этого на кафедрах должны создаваться научные кружки, которые будут заниматься углубленным изучением проблем современной науки и практики.

К примеру, на кафедре «Моделирование экономических и информационных систем» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации такой кружок существует с 2007 года. Он носит статус межвузовского научно-практического семинара по Имитационному моделированию. На заседаниях семинара студенты обсуждают самые актуальные для российской экономики темы. Лучшие доклады студентов публикуются в сборниках научных трудов. С докладами, апробированными на семинаре, студенты принимают участие в научных мероприятиях вне Финансового университета. А самые активные участники семинара получают приоритетное право выбора места для прохождения практики и последующего трудоустройства.

В современных условиях обучаемость, инициативность и гибкость мышления специалистов не менее важны, чем запас знаний. Учеба в вузе занимает четыре года по программе бакалавриата и два года по программе магистратуры. Как за это время изменятся потребности бизнеса, не знает даже сам бизнес, поэтому одна из задач преподавателя - готовить мобильных специалистов широкого профиля, обеспечить их знаниями и навыками, достаточными для того, чтобы приспособиться к новым требованиям рынка труда.

Не снижая уровня академической подготовки и исследовательской работы, вузы должны стать инициаторами новых видов деятельности, базой для внедрения знаний в практику, площадкой для постоянных контактов представителей академической и деловой среды.

В вузах нового поколения будущие специалисты в процессе учебы должны получать поддержку своих предпринимательских инициатив и опыт менеджмента собственных бизнес-проектов. Пакет дисциплин по узкой специальности должен дополняться основательной подготовкой в области математического моделирования, информационных технологий и знаниями из смежных отраслей.

Рецензенты:

Дрогобыцкий И.Н., д.э.н., профессор, кафедра системного анализа, Финансовый университет, г. Москва.

Бабешко Л.О., д.э.н., профессор, кафедра моделирования экономических и информационных систем, Финансовый университет, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Трегуб А.В., Трегуб И.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12233 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674