Введение. Современная мировая экономическая система в условиях последнего глобального кризиса оказалась уязвимой и одновременно такой, что поражает макроэкономическую стабильность национальных экономик. Правительства почти всех стран ринулись искать действенные пути макроэкономической стабилизации национальных экономик, стремительно теряли равновесие вследствие воздействия через мировые финансовые каналы. В этих условиях наименее пострадавшими оказались страны, которые в то время в определенной степени применяли в банковской и финансовой деятельности элементы исламской экономической концепции. Именно это обуславливает исследовательский интерес к исламской экономической системе, к системе исламских экономических отношений, в том числе финансовых, банковских и т.д.
В современной экономической литературе достаточно много внимания уделяется направлениям преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2012 гг., а также поиску оптимальных путей достижения макроэкономической стабильности национальных хозяйств.
Экономика Казахстана тесно связывает транзитивную экономику постсоветской страны с исламской экономической традицией. Именно это обуславливает исследовательский интерес к этому аспекту изучения опыта Казахстана для долгосрочной модели роста.
Вопреки довольно распространенному мнению, исламская экономика, или исламская экономическая модель, – сравнительно новая концепция, сформулированная в законченном виде лишь во второй половине XX в.
Среди первых авторов, писавших на тему исламского экономического порядка, большинство было мусульманскими правоведами. Среди авторов следует выделить работы Л. Полонской, Р. Беккина, Н. Лебедевой, Н. Селищева, Н. Мамедову и др. В Казахстане эти проблемы в той или иной степени рассматривали: Е.М. Аринового, Я.А. Аубакиров, У.Б. Баймуратов, P.E. Елемесов, Е.Б. Жатканбаев, Н. Исингарин, М.Б. Кенжегузин, А.К. Кошани, Н.К. Мамыров, С.С. Сатубалдина.
Целью данной статьи определено изучение особенностей и перспектив имплементации исламской модели хозяйствования в экономике Казахстана.
Результаты исследования. Современная мировая экономическая система в условиях последнего глобального кризиса оказалась уязвимой и одновременно такой, что поражает макроэкономическую стабильность национальных экономик. Правительства почти всех стран ринулись искать действенные пути макроэкономической стабилизации национальных экономик, стремительно теряли равновесие вследствие воздействия через мировые финансовые каналы. В этих условиях наименее пострадавшими оказались страны, которые в то время в определенной степени применяли в банковской и финансовой деятельности элементы исламской экономической концепции. Именно это обуславливает исследовательский интерес к исламской экономической системе, к системе исламских экономических отношений, в том числе финансовых, банковских и т.д.
Учитывая, что ислам является главной религией на территории Казахстана, по нашему мнению, практическое воплощение в экономическую жизнь Казахстана принципов исламской модели имеет значительный потенциал. Тем более что в Казахстане уже сделаны первые шаги по внедрению исламского банкинга. В связи с этим интерес представляет мировая практика исламского банкинга и возможность подключения ее к процессу глобализации.
Понятие исламской экономики или исламской модели развития предполагает два момента:
1) что эта модель может быть реализована только в условиях исламского правления,
2) она должна включать принципы исламской экономической традиции [1].
Сегодня исламские банки находятся в центре внимания, как ученых-экономистов, так и потенциальной потребительской аудитории. Они предлагают новые продукты и увеличивают свое присутствие на новых рынках – от США до Китая. Мусульманское население, в свою очередь, открывает для себя рынок банковских услуг, ориентированных на соблюдение законов шариата. Неисламские банки, работающие на динамичных рынках Европы и США, в условиях жесткой конкуренции и борьбы за каждого клиента, в свою очередь, начали осознавать, что на этих рынках появился новый сегмент активных потребителей [2].
Столь высокое внимание к исламской банковской системе понятно: Ислам как религия и образ жизни с каждым днем все больше укрепляет позиции в мире [4].
Рис. 1 Модель исламской экономики
Говоря об исламской экономике, многие исследователи имеют в виду лишь исламские финансовые отношения, вспоминая лишь вскользь о существовании других важных составляющих экономической модели, как земельные и трудовые отношения, вопросы собственности и другие, по мнению автора, имеют не менее важное значение в построении экономических моделей и в совокупности с другими элементами составляют целостную систему исламской экономики [2, 3].
Исламский банкинг становится все более доступным и жителям немусульманских стран. Например, в Великобритании созданы банки HSBC Amanah и UK'Islamic Bank of Britain. С подобными инициативами выступили, среди прочих, такие банки, как BNP Paribas, Lloyds TSB, American Finance House, Bank of Whittier, Devon Bank. Мусульманское сообщество восприняло эти нововведения с большим энтузиазмом, а этические нормы исламского банкинга в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков привлекают в исламские банки и немусульман [6].
Таблица 1
Исламские банки в некоторых странах мира
Страна |
Наличие исламского банкинга |
Успешное функционирование |
Катар |
Национальный банк Катара |
Да |
Малайзия |
|
Да |
Саудовская Аравия |
Al Rajhi Banking and Investment, Исламский банк развития |
Да |
Кувейт |
Бейт ат-тамвиль |
Да |
Египет |
Исламский банк Фейсаля |
Да |
Дубаи |
Исламский банк Дубаї |
Да |
Британия |
HSBC Amanah і UK'Islamic Bank of Britain |
Да |
Казахстан |
Al Hilal Bank |
Да (Активы 75,1 млн. дол. |
Киргизстан |
ЭкоИсламик Банк |
Да |
Согласно расчетам Исламского банка Азии, в 2010 г. совокупные активы 500 крупнейших исламских банков мира увеличатся более, чем на $ 180 млрд., и превысят $ 1 трлн. По данным банка, активы исламских финансовых организаций, которые согласуют свой бизнес с нормами Корана и шариата, в 2008 г. составили $ 639 млрд., а в 2009 г. выросли до $ 822 млрд [6].
Исламская экономика, как исламское представление об экономических проблемах в соответствии с Кораном и нормами шариата, в отличие от мусульманского права, направлена всему человечеству, а не только представителям монотеистических религий. Основной целью исламской экономики является поиск альтернативного решения для актуальных проблем современности, прежде всего, в сфере финансов. Жизнеспособность и актуальность исламской модели финансовых отношений были признаны во время последнего глобального экономического кризиса [4].
По мнению автора, в общем виде сущность финансовых отношений в соответствии с исламской модели заключается в отказе от процента, от фьючерсных сделок и «воздушной экономики». Концепция исламской экономики получила распространение в современном мире благодаря успеху исламских финансовых институтов. Одними из важнейших факторов успеха исламской экономической модели послужили ее мобильность и гибкость. Если другие теории (арабского, исламского социализма) выступали в качестве идеологической базы развития в отдельно взятых странах, то исламская экономическая модель может быть применена в любой системе. Впрочем, внедрение элементов исламской экономической модели в национальной экономике отдельной страны должно учитывать, что вся система мировой экономики и международных экономических отношений функционирует на других принципах.
В условиях интеграции в мировой хозяйственной системе Казахстан вынужден адаптироваться в тактических приемах и стратегиях осуществления торговой политики, а также подключении арсенала экономических инструментов. Поэтому в методологическом аспекте важным является формирование прогнозных оценок, которые должны способствовать формированию такого вектора экспортной политики Республики Казахстан, способствовать сбалансированности, устойчивости экономических преобразований. Исходя из этого, доказана целесообразность построения совокупности моделей, позволяющих получить прогнозные оценки направлений изменений экспортной политики, которую осуществляет Республика Казахстан в отношении стран, которые относятся к соответствующим группировкам [5].
Среди важных условий формирования макроэкономической стабильности и ограничения негативного глобального влияния на экономику Казахстана определена роль исламизации экономических отношений. Применяя мировой опыт обосновано, что развитие исламского банкинга является макроэкономическим стабилизационным фактором, поскольку, согласно нормам шариата, исламским финансовым структурам запрещено заниматься спекуляциями, а именно: инвестировать в потенциально опасные активы, включая деривативы и высокорисковую ипотеку.
Казахстан пока что имеет небольшой опыт внедрения исламского банкинга, первый исламский банк» АльХиляль» появился в стране в 2010 году, единственным акционером которого является AlHilalBankPJSC, принадлежащая правительству Абу-Даби. В целом, деятельность первого исламского банка в Казахстане является успешной, но финансовое учреждение столкнулась с проблемой двойного налогообложения вследствие несогласованности подходов исламского банкинга и казахстанского законодательства. На сегодня Национальный банк РК совместно с Правительством РК и AlHilal банком уже выработал предложения по изменению налогового законодательства в отношении исламских финансовых инструментов [5].
Выводы. В теоретическом плане любое исследование национальной экономики в системе мирового хозяйства должен учитывать специфические историко-культурные и религиозные факторы, которые являются основой формирования соответствующих ценностей, и могут заметно влиять на процессы экономического развития. Перспективные модели экономического развития Казахстана связаны с потенциалом развития «исламских ценностей», который, прежде всего, должен раскрыться в финансовом и банковском секторе страны, а затем распространиться на другие сферы экономических отношений: земельные, трудовые отношения, вопросы собственности и другие. На сегодня в Казахстане существуют законодательные неувязки, которые сдерживают развитие исламского банкинга, однако уже начатые инициативы по их решению.
Рецензенты:
Журба И.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой международной информации и страноведения Хмельницкого национального университета Министерства образования и науки Украины, г.Хмельницкий.
Чебанова Н.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой учета и аудита Украинской государственной академии железнодорожного транспорта Министерства образования и науки Украины, г.Харьков.
Библиографическая ссылка
Туров В.В. ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ (ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12222 (дата обращения: 21.11.2024).