Введение
На сегодняшний день в Российской Федерации туризм является одним из перспективных направлений развития региональной экономики. Туризм способствует эффективному использованию природного ресурсного потенциала регионов страны, решению проблемы занятости населения и привлечению дополнительных средств в экономику региона. Развитие регионального туризма позволяет организовать отдых местного населения, удовлетворить потребности в культурном развитии и воспитании подрастающего поколения. Оздоровление и организация отдыха местного населения в пределах страны является единственной альтернативой выездному туризму и попыткой не потерять местный рынок туристских услуг.
Следует отметить, что практически каждый регион Российской Федерации обладает определенным туристским потенциалом. Но, учитывая различные природно-климатические условия, исторические предпосылки развития регионов и их индустриальное развитие, потенциал развития туризма и туристская специализация регионов различные [2].
В России туризм пока является развивающейся отраслью. Направление туристских потоков пока что недостаточно, постепенно охватывает все большее количество регионов. К сожалению, не все регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы для оздоровления региональной экономики. Вклад туризма в национальную экономику явно недостаточен (вклад туризма, в том числе выездного, составляет примерно 3,6 % от ВВП). Основные препятствия развития туризма в стране - слаборазвитый туристский потенциал большинства регионов России, недостаточная государственная поддержка туристкой деятельности. Поэтому регионам необходимо проводить объективную оценку потенциала ресурсов развития туризма и ориентировать стратегию своего развития в соответствии с конкурентными позициями по состоянию имеющегося туристского потенциала.
Целью работы явилось на основе сопоставления величин потенциала ресурсов развития туризма формирование модели определения туристкой привлекательности региона, позволяющей решать стратегические и практические задачи по управлению региональным туризмом.
Материалы и методы
В научной литературе принято оценку возможностей и перспектив развития туризма оценивать на основе изучения туристских ресурсов. Но наличие традиционных туристских ресурсов не гарантирует развитие туристской деятельности в регионе. Необходимо рассматривать фактический потенциал использования ресурсов и возможности дальнейшего их развития. Поэтому нами предлагается ввести в научный обиход понятие «Ресурсы развития туризма».
Ресурсы развития туризма региона - совокупность природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических объектов и условий, необходимых для организации обслуживания туристов в регионе, создания и продвижения конкурентоспособного туристского продукта, способного обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие региона (страны). Согласно данному определению, ресурсы туризма рассматриваются в контексте возможностей динамичного развития туризма в различных регионах страны. Становится возможной сравнительная оценка потенциала развития туризма в регионах. Повышается значимость экономической эффективности использования потенциала ресурсов туризма. Отметим, что данное понятие легло в основу методического подхода к комплексной оценке ресурсов туризма.
Комплексная оценка ресурсов развития туризма осуществляется по определенным параметрам для трех групп ресурсов: природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических [7].
В процессе исследования составлен перечень параметров оценки ресурсов развития туризма и были выявлены параметры оценки, важные для туристов и для организаторов туризма в регионе (туроператоров, государственных органов по управлению туризмом). Выбранные параметры оценки по трем группам ресурсов развития туризма отображены в таблице (всего 34 параметра).
Таблица 1 - Параметры оценки по группам ресурсов развития туризма
Группа ресурсов |
Наименование важнейших параметров оценки |
|
с позиции туристов |
с позиции организаторов туристской деятельности |
|
1.Природно-климатические ресурсы |
|
|
2. Историко-культурные ресурсы |
|
|
3. Социально-экономические ресурсы |
|
|
Источник: разработано авторами
В исследовании была сформирована критериальная база оценки ресурсов развития туризма и шкала оценки отдельных ресурсов развития туризма. Более подробно методика комплексной оценки ресурсов развития туризма описана в статье «Методический подход к комплексной оценке ресурсов развития туризма региона» [10].
Методика комплексной оценки ресурсов развития туризма прошла апробацию на примере туристского потенциала Новосибирской области. Регион включает 30 муниципальных районов и 5 городских округов. Новосибирская область является типичным регионом средней туристской привлекательности, имеющим проблемы развития туризма, характерные для многих других регионов [1, 4, 6].
В рамках научного исследования потенциала развития туризма Новосибирской области были составлены расчетные матрицы для всех объектов исследования по выделенным параметрам оценки. Были произведены расчеты потенциала трех групп ресурсов развития туризма по каждому объекту оценки и после этого был определен интегральный показатель потенциала развития туризма для каждого района (городского округа) и для Новосибирской области в целом [5, 9]. С учетом ограничений по значениям потенциала ресурсов развития туризма было проведено ранжирование объектов оценки и выявлены наиболее привлекательные для развития туризма районы Новосибирской области.
В разрезе полученных величин потенциала природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических ресурсов развития туризма была проведена сравнительная оценка состояния каждой группы ресурсов. Исходя их этого, были определены перспективные виды туризма по каждому району области.
В ранних исследованиях выдвигается гипотеза о возможном позиционировании районов (городских округов) Новосибирской области по сравнительной оценке суммарного значения потенциалов природно-климатических и историко-культурных ресурсов и значению потенциала социально-экономических ресурсов развития туризма. Предположение основано на важности данных групп ресурсов для развития туризма в регионе и динамичности их введения и возможного преобразования.
Было отмечено, что природно-климатические и историко-культурные ресурсы являются условно константными, естественными ресурсами территории, обусловленными физико-географическими условиями или полученными в процессе исторического развития. Именно эти две группы определяют аттрактивность региона, но без группы социально-экономических ресурсов не могут эффективно использоваться [3].
Группа социально-экономических ресурсов создает условия для приема и обслуживания туристов (происходит увеличение потенциала при благоприятных условиях) [8]. Комплекс социально-экономических ресурсов делает ресурсы первых двух групп доступными для туристов. При этом выявлена тенденция создания искусственных аттракций (развлекательных парков, интерактивных музеев, океанариумов и др.), направленная на усиление общего потенциала ресурсов развития туризма.
Для каждого региона важно позиционирование по уже освоенным видам туризма и по перспективному развитию новых видов туризма. Это можно осуществить при помощи сравнительной оценки потенциала трех групп ресурсов развития туризма.
Данные условия учитывались при разработке матрицы определения туристкой привлекательности по показателям потенциала ресурсов развития туризма (Модель А1 : Е6), разработанная авторами. Для внесения в матрицу расчетные значения потенциала по районам были переведены в качественные оценки по предлагаемой шкале. Шкала составлена для определения возможностей развития регионального туризма.
Столбцы матрицы определяют величину суммарного потенциала природно-климатических и историко-культурных ресурсов развития туризма. В матрице «А1: Е6» построчно определяется значение потенциала социально-экономических ресурсов. Шкала оценки включает следующие значения потенциала: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, потенциал отсутствует. Для суммарного потенциала природно-климатических и историко-культурных ресурсов потенциал значение «потенциал отсутствует» практически невозможно. Объект оценки - это административный район или городской округ, то историко-культурные и природно-климатические объекты будут присутствовать в нем обязательно.
На рисунке 1 представлен результат позиционирования районов Новосибирской области и городских округов по результатам расчетов потенциала ресурсов развития туризма. На рисунке сопоставлены значения суммарного потенциала природно-климатических и историко-культурных ресурсов и потенциала социально-экономических ресурсов районов (городских округов) Новосибирской области. Квадранты матрицы определяют текущие позиции районов области по состоянию ресурсов развития туризма (величины потенциала социально-экономических ресурсов и суммарного потенциала природно-климатических и историко-культурных ресурсов развития туризма региона).
Рассмотрим примерные конкурентные позиции районов области и городских округов исходя из занимаемых квадрантов матрицы. Квадрант «А1» - самая привлекательная позиция района, характеризуется высоким значением потенциала социально-экономических ресурсов развития туризма, а также высокими показателями историко-культурных и природно-климатических ресурсов развития туризма. Данное положение занимают г. Новосибирск, г. Бердск и Новосибирский район. Можно отметить, что данные объекты оценки имеют наибольшую туристскую привлекательность для туристов в регионе. Аналогично могут быть рассмотрены остальные позиции в матрице. Закономерности переносятся на другие квадранты матрицы, позволяя определять позиции привлекательности объектов оценки и их стратегические конкурентные позиции.
|
|
Суммарный потенциал природно-климатических и историко-культурных ресурсов |
||||
|
|
Высокий (A) |
Выше среднего (B) |
Средний (C) |
Ниже среднего (D) |
Низкий (E) |
Потенциал социально-экономических ресурсов |
Высокий (1) |
г.Новосибирск г.Бердск Новосибирский |
- |
- |
- |
- |
Выше среднего (2) |
- |
Искитимский Ордынский |
- |
- |
- |
|
Средний (3) |
- |
Чановский Сузунский |
Тогучинский |
- |
- |
|
Ниже среднего (4) |
Колыванский
|
Мошковский г. Искитим |
Карасукский Маслянинский Краснозерский |
г. Обь Барабинский г. Кольцово Доволенский |
- |
|
Низкий (5) |
- |
Куйбышевский Здвинский |
Чистоозерный Чулымский Болотнинский Каргатский Купинский |
Усть-Таркский Коченевский Черепановский Убинский |
- |
|
Отсутствует (6) |
- |
Венгеровский |
- |
Северный Татарский Кыштовский |
Кочковский Баганский |
Источник: разработано авторами
Рисунок 1 - Матрица определения туристской привлекательности региона районов и городских округов Новосибирской области (Модель А1: Е6)
Предлагаемая модель «А1: Е6» позволяет позиционировать административные районы по значению показателей потенциала различных групп ресурсов развития туризма. Наглядное и удобное расположение квадрантов матрицы может служить основой для выработки стратегических решений в области управления региональным туризмом. При этом можно рассмотреть стратегические альтернативы развития объектов оценки, так как динамика развития ресурсной базы туризма может достигаться в первую очередь за счет происходящих изменений в группе социально-экономических ресурсов, а также за счет выявления новых историко-культурных объектов и выделения особо охраняемых природных территорий и памятников природы.
Исследование ресурсов развития туризма региона, определение туристского потенциала отдельных административных районов и научное обоснование направлений развития туризма позволит повысить точность и результативность управленческих решений в сфере развития регионального туризма, усилит инвестиционную привлекательность региона и будет способствовать получению мультипликативного эффекта от реализации туристской деятельности в регионе.
Выводы
- Предложенное в работе понятие «ресурсы развития туризма региона» позволяет расширить представление о туристском потенциале региона.
- Для определения туристкой привлекательности регионов целесообразно сравнивать потенциал природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических ресурсов развития туризма.
- Разработанная авторами матрица определения туристкой привлекательности региона (Модель А1: Е6) имеет важное практическое значение, может использоваться для обоснования управленческих решений по управлению региональным туризмом.
Рецензенты:
Титова В.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой теории рынка ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск.
Татаренко В.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой техносферной безопасности ФГБОУ ВПО Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск.
Библиографическая ссылка
Ушакова Е.О., Вдовин С.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИСТКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ПО ВЕЛИЧИНЕ ПОТЕНЦИАЛА РЕСУРСОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12214 (дата обращения: 21.11.2024).