Введение
Современные условия диктуют создание новых подходов в высшем образовании России, профессиональная компетенция которых рассматривается как основная цель и результат профессионального образования. Перспективность компетентностного обучения обусловлена прежде всего тем, что учебная деятельность приобретает исследовательский и практикоориентированный характер [4].
В высшем медицинском образовании выработку профессиональных компетентностей будущих специалистов осуществляют педагоги-медики на клинических кафедрах. Врач любой специальности должен хорошо знать вопросы асептики и антисептики, трансфузиологии, хирургической инфекции, анестезиологии, основы реанимации, методы обследования больных, вопросы деонтологии. Большой объём информации, получаемый при изучении общей хирургии, и необходимость получения первых практических и профессионально-компетентных навыков требуют внедрения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания [3].
Современное поколение студентов предъявляет заметно повышенные требования как к технологической платформе обучения в целом, так и электронного обучения в частности. В значительной мере это связано с заметно возросшим уровнем компьютерной грамотности «среднего» современного студента [1].
В настоящее время всё больше инновационных методов внедряется в медицину и образовательный процесс. 3D моделирование (трехмерное моделирование) - относительно новое направление, которое, однако, быстро развивается и применяется во многих областях. 3D видеоролики позволяют более детально проиллюстрировать тот или иной физиологический или патологический процесс, механизм, технику хирургических манипуляций. Иллюстрационный материал, качественные компьютерные демонстрации, видеофрагменты, поясняющие основные законы и пробуждающие интерес к науке, делают дисциплину более живой, понятной и запоминающейся. Также данные технологии способствуют развитию абстрактного мышления, что так важно для будущего врача [5, 7].
По данным опроса студентов университета Бредли к наиболее популярным медиа-технологиям относятся виртуальная реальность, виртуальные миры, 3D графика, дополненная реальность. 39 % опрошенных респондентов успешно используют данные технологии в своем обучении.
Целью исследования явилась оценка эффективности использования 3D-видеоматериалов в образовательном процессе по дисциплине «Общая хирургия» в изучении модуля «Местная анестезия».
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
- Был создан 3D видеоролик по теме «Местная анестезия».
- В ходе изучения темы видеоматериал использовали студенты 3 курса, обучающиеся по специальности 060101 - лечебное дело.
- Посредством анкетирования было изучено и проанализировано мнение студентов об использовании 3D моделирования в учебном процессе.
Материалы и методы
Был создан 3D видеоролик по теме «Местное обезболивание» в программе Autodesk 3ds Max 2010, с использованием электронного учебного пособия «Трехмерная графика для студентов медицинского ВУЗа» [6]. Ролик был разработан студентами Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, обучающимися на 3-ем курсе по специальности «лечебное дело» и научными руководителями - преподавателями кафедры медицинской информатики и общей хирургии. Учебный видеофрагмент включает в себя иллюстрацию техники выполнения основных видов местной анестезии (терминальной, инфильтрационной, проводниковой и эпидуральной) в совокупности с речевой информацией [2,4]. Предлагаемый медиа-материал был включен в учебный процесс дисциплины «общая хирургия», на базе кафедры общей хирургии КрасГМУ.
Для исследования эффективности и целесообразности использования студентами видеофрагмента, было проведено анкетирование 109 студентов 3 курса по специальности 060101 - лечебное дело.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
- Стала ли более понятна тема «Местная анестезия» после просмотра видеоролика?
- Вы бы хотели, чтобы подобные видеоматериалы регулярно использовались в учебном процессе?
- Как Вы думаете, использование 3D-роликов делает обучение более эффективным?
- Способствует ли использование 3D-видеороликов повышению интереса к изучению данной темы?
- Как Вы оцениваете качество видеоролика?
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы Panalyzer, а также табличного редактора MS Excel. Данные в таблице представлены в виде M±σ, где М - среднее значение, а σ - стандартная ошибка.
Результаты и обсуждение
Важную роль играет влияние 3D роликов на понимание и усвоение учебного материала. Для того чтобы прояснить данный тезис, был проведен сравнительный анализ успеваемости по теме «Местное обезболивание» среди студентов на кафедре общей хирургии. Оценивали студентов трехэтапно: входной уровень (тестовый контроль), промежуточный уровень (отработка практического навыка на манекене), итоговый (ответы на ситуационные задачи). Оценка ставилась по пятибалльной системе. Первую экспериментальную группу составили 15 студентов 3 курса лечебного факультета, которых оценивали во время практического занятия после просмотра учебного 3D видеоролика на тему «Местное обезболивание». Вторую контрольную группу составили также 15 студентов 3 курса лечебного факультета, которые ответили на те же самые вопросы во время практического занятия без просмотра учебного 3D видеоролика. При этом теоретический материал они получили в равной мере. Для оценки результатов использовался пакет анализа Excel. Полученные результаты, представленные ниже (табл. 1).
Таблица №1
Таблица успеваемости по теме «Местное обезболивание»
Количество респондентов |
Оцениваемый параметр |
Средний бал, полученный за практическое занятие |
|
Первая контрольная группа |
Вторая контрольная группа |
||
15 |
Входной тестовый контроль |
4,05±0,38 |
3,98±0,42 |
15 |
Отработка практических навыков |
4,48±0,35 |
4,08±0,49* |
15 |
Ответы на ситуационные задачи |
3,96±0,28 |
3,12±0,31* |
15 |
Средний балл |
4,32±0,34 |
3,68±0,26* |
* Различие между параметрами в двух группах считается достоверным при р ≤0,05
Средний балл, полученный за входной тестовый контроль, был сопоставим и статистически не отличался. Отработку практических навыков проводили после просмотра 3D - видеоматериала в первой контрольной группе. Средний балл за практический навык был достоверно выше в первой контрольной группе и составил 4,48±0,35. За ситуационные задачи студенты первой контрольной группы получили достоверно лучший средний балл 3,96±0,28. Таким образом, средний балл за занятие был выше у студентов, просмотревших 3D - видеоролик «Местное обезболивание».
Далее было проведено анкетирование студентов. В результате проведенного анкетирования мы получили следующие данные: для 76 % респондентов тема «Местная анестезия» после просмотра ролика стала более понятна. За счет слухового и визуального восприятия улучшается понимание темы и запоминание, что невозможно использовать в учебных пособиях печатного формата.
92 % опрошенных хотели бы, чтобы подобные 3D-видеоматериалы регулярно использовались в процессе обучения. Активно использовать электронные образовательные ресурсы студентам позволяет наличие компьютерных, цифровых и мобильных устройств.
93,6 % студентов считает, что использование 3D-роликов делает обучение более эффективным в понимании темы и в дальнейшем овладении простыми хирургическими манипуляциями.
Это объясняется способностью быстро и адекватно воспринимать визуальную информацию c экрана компьютера; более того, студенты интуитивно более восприимчивы к визуальным коммуникациям; сетевое поколение чувствует себя более комфортно в среде, богатой образами, а не текстами; исследования показывают, что студенты сетевого поколения отказываются читать большие объёмы текста, будь то длительное задание на чтение или просто длинная инструкция или лекционный материал.
84 % студентов утверждает, что демонстрация роликов способствует повышению интереса к данной теме.
На вопрос «Как Вы оцениваете качество видеоролика?» 36 % студентов оценило качество просмотренного видеоролика как высокое и 64 % как среднее.
Таким образом, учитывая возрастающий объем внеаудиторной работы студентов, 3D-видеоролик «Местная анестезия» позволяет оказать методическую помощь учащемуся в ходе подготовки к практическому занятию. Использование в учебном процессе видеофрагмента позволяет оптимизировать образовательный процесс, улучшить качество преподавания дисциплины «Общая хирургия» и эффективность усвоения учебного материала студентами.
Рецензенты:
Ступина А.А., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и информационные технологии менеджмента» Института управления бизнес-процессами и экономики СФУ, г. Красноярск.
Якимов С.В., д.м.н., профессор кафедры «Общей хирургии» КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Винник Ю.С., Дунаевская С.С., Ратова М.Р. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12204 (дата обращения: 21.11.2024).