Своевременное и качественное обеспечение граждан России лекарственными средствами является одной из важнейших задач отечественного здравоохранения, которая представляет собой особую сферу социальной политики государства по обеспечению граждан медицинской и фармацевтической помощью. В настоящее время объем и качество фармацевтической помощи, предоставляемой населению, во многом определяется в зависимости от места его проживания. Одним из факторов доступности лекарственной помощи является физическая, пространственно-временная доступность. Для сельского населения отдаленных районов это обусловлено влиянием ряда комплексных факторов [1]:
- низкой транспортной доступностью;
- невысокой плотностью населения в сельской местности;
- сокращением показателей социальной инфраструктуры, неблагоприятной социально-демографической ситуацией;
- низким уровнем доходов сельских жителей;
- высокими показателями заболеваемости и травматизма.
В настоящее время, по данным Росстата, в сельской местности проживает почти треть населения Российской Федерации – около 38,2 млн человек (27 % от общего числа населения). При этом 22 % сельских жителей старше трудоспособного возраста [4].
На территории Ставропольского края расположено 330 муниципальных образований, из которых 14 – городские поселения, 26 – муниципальные районы, 9 – городские округа, 284 – сельские администрации, в которых 729 сельских поселений. Население края (данные на 01.01.2012 г.) численностью 2787,31 тыс. человек обслуживает 1395 аптечных организаций: 910 аптек, в т.ч. 189 аптеки (20,8 %) – государственной и муниципальной формы собственности, 721 (79,2 %) относятся к различным формам собственности и ведомственной подчиненности. Наряду с аптеками, население обслуживают 468 аптечных пунктов, 17 аптечных киосков [2].
Фактическая нагрузка на одну аптеку составляет 1998 человек, при среднероссийском показателе, указанном на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, – 2318 человек. Данные результаты говорят о достаточной доступности лекарственной помощи для населения края, однако, основная часть аптек расположена в городах и крупных сельских поселениях. Из общего количества аптечных организаций только 515 (36,92 %) расположены в сельской местности. На сегодняшний день 42 % населения Ставропольского края проживает в сельской местности, из них 2499 жителей являются федеральными льготниками. Для обеспечения доступности лекарственной помощи населения края во всех административных районах присутствуют государственные и муниципальные аптечные организации, что позволяет не только поддерживать конкурентные цены, но и выполнять социально важные функции по обслуживанию отдельных категорий населения, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отпускать наркотические средства и психотропные вещества.
В то же время в ряде малочисленных и отдаленных населенных пунктах нет ни одной аптечной организации, и вопрос лекарственного обеспечения сельских жителей на протяжении последних лет является одним из приоритетных направлений органов управления здравоохранением.
Изучив организацию лекарственного обеспечения сельских жителей в различных субъектах, были определены общие проблемы лекарственного обеспечения сельских жителей [3,5]:
- непривлекательность удаленных территорий для развития фармацевтического бизнеса,
- невысокая плотность населения в удаленных населенных пунктах,
- отсутствие медицинских организаций в населенных пунктах,
- слабая материально-техническая обеспеченность имеющихся медицинских организаций,
- значительная удаленность аптечных пунктов от районных аптек,
- недостаток фармацевтических кадров,
- отсутствие налаженной системы транспортной доступности,
- сложности доставки лекарственных средств на удаленные территории,
- низкие показатели оборачиваемости фармацевтических товаров,
- невысокая платежеспособность сельского населения.
В целях реализации Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и повышения доступности лекарственного обеспечения населения, проживающего в сельских поселениях Ставропольского края, Министерством здравоохранения проведена работа по организации в отдаленных и малочисленных сельских поселениях розничной реализации лекарственных средств. В результате проведенной работы 196 структурных подразделений медицинских организаций, которые расположены в сельских поселениях, получили лицензии на занятие фармацевтической деятельностью и начали розничную реализацию лекарственных препаратов через ФАП и врачебные амбулатории. Это позволило гражданам приобретать необходимые лекарственные препараты по месту жительства. Из них в 30 пунктах осуществляется и льготное лекарственное обеспечение.
В связи с этим возникает необходимость проведения анализа, который позволит оценить существующее состояние лекарственного обеспечения населения сельских территорий и принять решения по его улучшению. В то же время для снятия социального напряжения в отношении лекарственного обеспечения в сельских поселениях необходимо наделение имеющихся фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов правом на фармацевтическую деятельность.
Проведенный анализ материально-технической базы подразделений медицинских организаций показал, что возможность осуществления фармацевтической деятельности имеется не у всех, например, в удаленном Нефтекумском районе из 17 ФАПов восемь, а в Курском районе 7 требуют реконструкции, создания необходимых условий хранения и реализации лекарственных средств и получения лицензии. Результаты анализа возможности открытия дополнительных пунктов по реализации лекарственных препаратов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Возможности открытия дополнительных пунктов на территории края по реализации лекарственных препаратов
№ п/п |
Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации |
Количество ФАП, необходимое для открытия |
1. |
МУЗ «Александровская центральная районная больница» |
4 |
2. |
МУЗ «Андроповская центральная районная больница» |
5 |
3. |
МУЗ «Апанасенковская центральная районная больница» |
1 |
4. |
МУЗ «Арзгирская центральная районная больница» |
2 |
5. |
МУЗ «Благодарненская центральная районная больница» |
4 |
6. |
МУЗ Центральная районная больница Грачёвского района |
7 |
7. |
МУЗ «Изобильненская центральная районная больница» |
11 |
8. |
МУЗ «Ипатовская центральная районная больница» |
8 |
9. |
МУЗ «Кировская центральная районная больница» |
1 |
10. |
МУЗ «Кочубеевская центральная районная больница» |
29 |
11. |
МУЗ «Красногвардейская центральная районная больница» |
2 |
12. |
МУЗ «Курская центральная районная больница» |
17 |
13. |
УЗ «Левокумская муниципальная центральная районная больница» |
4 |
14. |
МУЗ «Нефтекумская центральная районная больница» |
5 |
15. |
МУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» |
14 |
16. |
МУЗ «Новоселицкая центральная районная больница» |
6 |
17. |
МУЗ Петровская центральная районная больница |
8 |
18. |
МУЗ «Предгорная центральная районная больница» МУЗ Городская поликлиника № 2 города - курорта Железноводска МУЗ «Центральная районная больница», г. Минеральные Воды |
14
1 19 |
19. |
МУЗ «Советская центральная районная больница» |
10 |
20. |
МУЗ «Степновская центральная районная больница» |
11 |
21. |
МУЗ «Труновская центральная районная больница» |
7 |
22. |
МУЗ «Туркменская центральная районная больница» |
9 |
23. |
МУЗ «Шпаковская центральная районная больница» |
16 |
24. |
МУЗ «Буденновская центральная районная больница» |
6 |
25. |
МУЗ «Незлобненская районная больница» |
9 |
26. |
МУЗ «Александрийская участковая больница» |
1 |
|
Всего: |
231 |
В результате проведенного анализа установлено, что для улучшения организации лекарственного обеспечения сельского населения необходимо открытие 231 ФАПа для осуществления фармацевтической деятельности. В связи с тем, что осуществление фармацевтической деятельности является коммерческой деятельностью, а организации – полноправными субъектами бизнеса, необходимо экономическое обоснование наделения ФАПов функцией по реализации лекарственных средств.
С этой целью нами проведено распределение территория по привлекательности для организации фармацевтической деятельности. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Территория по привлекательности для организации фармацевтической деятельности
Количество ФАП для открытия в муниципальных образованиях |
|||
От 1 до 5 |
От 6 до 10 |
От 11 до15 |
Свыше 16 |
МУЗ «Александровская центральная районная больница» |
МУЗ Центральная районная больница Грачёвского района |
МУЗ «Новоалександровская центральная районная больница» |
МУЗ «Курская центральная районная больница» |
МУЗ «Андроповская центральная районная больница» |
МУЗ «Изобильненская центральная районная больница» |
МУЗ Петровская центральная районная больница |
МУЗ «Центральная районная больница», г. Минеральные Воды |
МУЗ «Апанасенковская центральная районная больница |
МУЗ «Ипатовская центральная районная больница» |
МУЗ «Предгорная центральная районная больница» |
МУЗ «Кочубеевская центральная районная больница» |
МУЗ «Арзгирская центральная районная больница» |
МУЗ «Советская центральная районная больница» |
МУЗ «Шпаковская центральная районная больница» |
|
МУЗ «Благодарненская центральная районная больница» |
МУЗ «Степновская центральная районная больница» |
|
|
МУЗ «Кировская центральная районная больница» |
МУЗ «Труновская центральная районная больница» |
|
|
МУЗ «Красногвардейская центральная районная больница» |
МУЗ «Туркменская центральная районная больница» |
|
|
УЗ «Левокумская муниципальная центральная районная больница» |
МУЗ «Незлобненская районная больница» |
|
|
МУЗ «Нефтекумская центральная районная больница» |
|
|
|
МУЗ «Новоселицкая центральная районная больница» |
|
|
|
МУЗ «Буденновская центральная районная больница» |
|
|
|
МУЗ «Александрийская участковая больница» |
|
|
|
МУЗ Городская поликлиника № 2 города - курорта Железноводска |
|
|
|
13 |
8 |
4 |
3 |
Представленные данные свидетельствуют о том, что в большинстве муниципальных образованиях создана стройная система организации фармацевтической помощи сельскому населению, в 13 образованиях достаточно открытие до 5 пунктов по реализации лекарственных препаратов при ФАП или врачебных амбулаториях. Однако в 15 муниципальных образованиях предстоит большая работа по открытию достаточно большого числа ФАП с правом осуществления фармацевтической деятельности. Так, в 8 муниципальных образованиях необходимо открытие от 6 до 10, в 4 муниципальных образованиях до 15, в трех – свыше 16 пунктов по реализации лекарственных препаратов.
Сельские поселения имеют различную численность населения, удаленность от районных центров, но как гражданин любой житель имеет право на медицинскую и фармацевтическую помощь. В связи с этим проведено распределение территорий в зависимости от численности населения и необходимостью открытия фельдшерских пунктов для осуществления фармацевтической деятельности. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Группировка сельских поселений по численности населения и перспективы открытия фармацевтической деятельности при ФАП
Численность населения, проживающего в сельском населенном пункте |
Число населенных пунктов |
Необходимо открытие ФАП |
|
Количество |
Уд., вес, % |
||
до 500 человек |
339 |
46,5 |
101 |
от 501 до 1000 человек |
83 |
11,4 |
51 |
от 1001 до 5000 человек |
251 |
34,4 |
74 |
Свыше 5001 человека |
56 |
7,7 |
5 |
Итого |
729 |
|
231 |
Представленные данные свидетельствуют, что на территории края 46,5 % сельских поселений являются малочисленными, с числом жителей до 500 человек. Это говорит о сложности обеспечения территориальной доступности в обеспечении лекарственными средствами. Именно в таких территориях и необходимо в первую очередь организация фельдшерско-акушерских пунктов с выполнением фармацевтической деятельности.
Важным моментом для бесперебойного снабжения ФАП фармацевтическими товарами является расстояние до муниципального учреждения здравоохранения, результаты проведенного анализа представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Группировка сельских поселений в зависимости от расстояния до муниципального учреждения здравоохранения, %
Представленные данные показывают, что 39,7 % сельских поселений находятся на расстоянии от 10 до 20 км от муниципального учреждения здравоохранения, 42,6 % до 50 км. Все это позволит создать логистическую систему доставки фармацевтических товаров.
Для наделения ФАП функцией по реализации лекарственных препаратов необходимо проведение текущего или капитального ремонта, оснащение его специальным оборудованием: холодильниками, контрольными приборами для регистрации параметров воздуха, необходимым количеством систем хранения (шкафы, стеллажи). В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации специалистов, работающих в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, для осуществления фармацевтической деятельности необходимо дополнительно обучить вопросами розничной реализации фармацевтических товаров. Проведенные расчеты показали, что в крае средняя стоимость оснащения фельдшерско-акушерского пункта составляет от 11 до 30 тыс. руб.
Таким образом, проведенные исследования показывают необходимость и возможность повышения качества медицинской и фармацевтической помощи населению края путем организации фармацевтической помощи сельским поселения через ФАП.
Рецензенты:
Хаджиева З.Д., д.фарм.н., профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО Волгоградского государственного медицинского университета, г. Пятигорск.
Кайшева Н.Ш., д.фарм.н., профессор кафедры фармакогнозии Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО Волгоградского государственного медицинского университета, г. Пятигорск.
Библиографическая ссылка
Дроздецкая О.А., Гаврилина Н.И., Гацан В.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ УДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12179 (дата обращения: 21.11.2024).