Введение. Проблемы молодёжного экстремизма в последнее время стали одной из самых актуальных психолого-педагогических проблем современной российской науки. Под экстремизмом понимается негативное социально-правовое явление, заключающееся в выражении социально-патологических крайних взглядов, отражающих убеждения, направленные на коренные изменения противоправными, преимущественно насильственными мерами сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах либо их отдельных составляющих [4].
Сложившаяся в молодёжной среде ситуация, когда происходит сращение капитала с криминалом, а коррупция достигла того уровня, который становится потенциально опасным для государства, приводит к всплескам молодёжного экстремизма, межнациональным конфликтам, интолерантности, агрессии, что показывает снижение сопротивляемости молодёжи негативным воздействиям социальной среды, рост социально-психологической дезадаптации.
Нередкими стали интолерантные проявления поведения на ранних возрастных этапах, которые в недавнем времени стали наблюдаться в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, возрастает количество молодёжи, у которой наблюдаются такие отклонения, как социальная девиация. Опасность этих явлений в том, что именно подростки, которые ещё не в состоянии подвергнуть глубокому анализу явления общественной жизни, становятся наиболее активными субъектами асоциального поведения. Девиантное поведение (также социальная девиация) – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) [3].
Проблема педагогического обеспечения процесса воспитания у склонных к агрессивному поведению подростков требует пристального внимания еще и потому, что у современных школьников отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции, личностной агрессивности. У многих подростков актуализированы такие черты интолерантности, как агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп и т.д. [5].
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении [1].
Теоретико-методологические основы исследования составляют: проблема профилактики молодежного экстремизма воспитания толерантности в целостном педагогическом процессе в ходе преподавания гуманитарных дисциплин (В.А. Лекторский, А.В. Никольский, А.И. Репинецкий и др.); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, Е.В. Брянцева, В.В. Глебкин, П.Н. Ермаков, М.И. Рожков и др.); проблемы этнической толерантности (Н.И. Лебедева, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.); проблемы девиантного поведения как угроза появления молодёжного экстремизма (И.В. Бестужев-Лада, Л.Д. Гордон, В.Н. Касаткин,); концепция средовой обусловленности сознания и поведения личности (Л.С. Выготский). Для профилактики девиантного поведения в рамках образовательного учреждения особое значение имеют исследования И.В. Бестужева-Лады, Л.Д. Гордона, Э.В. Клопова, В.Т. Лисовского; идеи гуманизации образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, В.М. Басова, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Ильин, К.Д. Ушинский, А.А. Шаталов, В.Т. Шаталов, Т.Я. Шпикалова и др.); положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития в подростковом возрасте (И.А. Зимняя, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и др.);
Теоретический анализ научного знания показал, что исследованию социального воспитания как составной части социальной педагогики, имеющей целью социализацию личности в поликультурной образовательной среде посвящены труды многих современных ученых, в том числе В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, И.П. Клемантович, A.B. Мудрика, Л.Е. Никитиной, М.М. Плоткина и др.
Мы согласны с В.Д. Гатальским в том, что ключевыми социально-педагогическими паттернами («мишенями» воздействия), выступающими в качестве объекта профилактической и коррекционной деятельности, являются: проблемные области культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащегося, провоцирующие девиантное поведение; система ценностей и психологических черт личности, детерминирующая те или иные формы ненормативного и зависимого поведения; критическая проблемная ситуация, препятствующая осуществлению основных жизненных программ. [2].
Для того, чтобы правильно выбрать объект исследования, нами были проведены ряд диагностических обследований старших школьников по методикам «Шкала враждебности» Кука-Медлей и «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла. Нами были протестированы старшие подростки по методике « Шкала доброжелательности». Согласно этим данным, низкий показатель доброжелательности у старших подростков превышает высокий (48,43% и 17,33%), что даёт повод для дальнейшей диагностики, поэтому были протестированы старшие подростки и по методике «Шкала враждебности» Кука-Медлей. Были определены результаты следующих шкал: цинизма, агрессивности, враждебности. Низкий показатель по шкале цинизма составил 31,4; средний показатель с тенденцией к низшему – 26,72%; средний показатель с тенденцией к высшему – 24,91%; по шкале агрессивности соответственно – 33,22%; 31,05%; 20,22%; 15,53%. По шкале враждебности они составили 27,80%; 29,25%; 24,19%; 18,78%. В силу того, что у старших подростков имеются явно выраженные проблемы с обследуемыми качествами, а именно: ярко выраженные высокие цифры по низким показателям, нами была разработана программа профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма на основе воспитания толерантности и социально одобряемого поведения у старших подростков в образовательном учреждении, включающая:
1. Диагностирование психологических особенностей личности, обусловленных возрастными особенностями и проблемами развития. Для определения уровня толерантности подростков использована интерпретированная шкала сформированности толерантных взаимоотношений, разработанная на основе следующих методик: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкокочьян, М.М. Магура); методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); тест-опросник способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн); «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла, «Шкала враждебности» Кука-Медлей; Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Эти диагностики позволяют выявлять психологические качества, компенсирующие личностные особенности, способствующие развитию девиантных форм активности подростков.
2. Определение влияния социокультурного окружения на формирование личности подростка (учебной группы, семьи, неформальной компании), определить и использовать педагогические ресурсы социально-психологической среды с целью профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма, выявление психологических особенностей учащихся «группы риска» и определение форм и методов работы с ними;
3. Интегрированную работу правоохранительных органов и воспитательных институтов по приобщению к правовым нормам, общечеловеческим и национальным ценностям как условие создания толерантно ориентированной среды школы, семьи, социокультурного окружения с целью преодоления предрасположенности к девиантному поведению и вовлечению молодёжи в экстремистские молодёжные движения; формирования нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму; создание как альтернативы им молодёжных клубов, творческих объединений, способствующих социализации молодёжи в условиях мирного сосуществования молодого поколения в полиэтнической среде, выстраивание конструктивных межличностных коммуникаций в процессе проектирования общественно-значимых акций, направленных на возрождение социально значимых традиций, принятие культуры разных народов, оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни реализация педагогического потенциала общегуманитарных дисциплин как средства духовно-нравственного развития личности учащихся
4. Определение программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся: формирования нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму: обеспечение информационной и социально-психологической безопасности жизнедеятельности учащихся; повышение коммуникативной культуры и освоение позитивных способов межкультурной коммуникации, позволяющих противостоять вовлечению молодёжи в экстремистские молодёжные движения; формирование нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму.
5. Определение системы критериев и показателей оценки эффективности: 1) знаниевый блок-уровень и полнота освоения правовых, аксиологических, культурологических знаний; в частности, основных нормативных правовых актов, в которых понятие «экстремизм» упоминается либо определено: например, Конституция Российской Федерации. Требует изучения, прежде всего, потому, что экстремизм во всех своих проявлениях трактуется по-разному, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
2) личностный блок (сформированность законопослушности, толерантности и духовных потребностей в структуре личности; социально ориентированный тип позитивной коммуникации, эмоциональная отзывчивость, адекватное отношение к фактам девиации, принятие общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей)
3) поведенческий блок – приобщение к правовым нормам, общечеловеческим и национальным ценностям, социально одобряемое поведение; уровень формирования нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму. На основе этой программы была разработана функциональная модель профилактики девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения (см. рис. 1).
Согласно критериям и показателям сформированности таких качеств, как проявление социально одобряемого поведения, законопослушность, толерантность, неагрессивное поведение, позитивная межкультурная коммуникация и межэтническое взаимодействие, основанное на принципах толерантности, можно выделить следующие уровни устойчивости к проявлению молодежного экстремизма: а) высокий, приближающийся к идеальному; б) достаточный уровень; в) тревожный уровень; г) критический уровень.
Мы пришли к выводу, что в качестве подготовки к реализации программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся необходимо реорганизовать воспитательную деятельность школы – создать организацию волонтёров для участия в социально-значимой работе «Волонтёрская помощь» и молодёжный дискуссионный клуб «Прометей», в интегрированной работе которых будут принимать участие учителя, родители, работники правоохранительных органов. В программе работы клуба – беседы со специалистами, врачами-наркологами, выдающимися спортсменами, общественными деятелями, работниками полиции, психологами, родителями. Формы работы – новые педагогические технологии вовлечения в социально значимую деятельность, семинары-практикумы, диспуты, «круглые столы», «мозговые штурмы», тренинги, подготовка к которым осуществлялась при работе педагогических мастерских, родительского всеобуча. В ходе работы планировались занятия по индивидуальному проектированию жизненных стратегий, например, индивидуальному частному предпринимательству, беседы о цели и ведущих мотивах образования, типах карьеры и профессионального роста, варианты семейного самоопределения и самореализации; рекомендации по формам оптимального досуга и др.
Психологи и работники полиции согласно программе должны выполнять задачу по освоению старшеклассниками социальных технологий и навыков успешной адаптации в условиях агрессивной информационной среды и негативных воздействий социума, а педагоги- подготовку мероприятий по профилактике девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков в ходе обучения и воспитания.
Выводы и заключение. В силу сложности и многоаспектности работы по профилактике девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения требует основательной подготовки, осмысления педагогических условий, разработки критериального аппарата, концептуальных положений, правильного выбора педагогических технологий, форм, средств и методов работы, способных противостоять негативным явлениям социокультурного окружения, сверстников, организованной пропаганде межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и молодёжного экстремизма со стороны деструктивно настроенных молодёжных организаций. Для этого следует интегрировать эту деятельность с привлечением разных социальных институтов. Большую роль в интегрированной деятельности играет разработка функциональной модели профилактики девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения, в которой отражены целевой, организационный, содержательный, технологический, оценочно-критериальный, результативный компоненты и которая будет определять условия реализации опытно-экспериментальной работы и оптимизирует работу по профилактике девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков.
Рецензенты:
Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор психологии и педагогики ФГЮОУ ВПО СевКавГГТА, начальник отдела организации сопровождения научных исследований, г. Черкесск.
Батчаева Х.Х.-М., д.п.н, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ им. У.Д. Алиева , г. Карачаевск.
Библиографическая ссылка
Койчуева А.С., Боташев Э.С. О РАЗРАБОТКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12176 (дата обращения: 21.11.2024).