Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О РАЗРАБОТКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Койчуева А.С. 1 Боташев Э.С. 1
1 Карачаево-Черкесский Государственный университет им. У. Д. Алиева
В статье рассматриваются проблемы профилактики девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения. В ней представлены данные об участии подростков с девиантным поведением в интолерантных поступках, основанных на межэтнических и межконфессиональных мотивах, а также разработанные педагогические условия профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков, модель этого процесса, обоснованная на применении новых теоретико-методологических подходов, форм и методов работы, выбранных с учётом специфических особенностей процесса. В статье приводятся разработанные, согласно критериям и показателям сформированности, таких качеств, как проявление социально одобряемого поведения, законопослушность, толерантность, неагрессивное поведение, позитивная межкультурная коммуникация и межэтническое взаимодействие, основанное на принципах толерантности, уровни устойчивости к проявлению молодежного экстремизма, данные по диагностике предпосылок развития девиантного поведения и молодёжного экстремизма.
семьи и правоохранительных органов в профилактике молодёжного экстремизма.
ценности; толерантно ориентированная среда школы; структура толерантности; ценностная аномия; девиантное поведение; интеграция воспитательной работы школы
1. Баева Л.В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.). – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. – С. 26-33.
2. Гатальский В. Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: дисс….канд.пед.наук . – СПб., 2011. – С. 42.
3. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. ISBN 5-7695-1782-4.
4. Кочергин Р. О. Некоторые аспекты криминологического обоснования существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках: Criminological foundation of young people extremizm based on national and religious notes // Человек. – 2008. - № 1. – С. 117-120.
5. Мишучкова М.Ю. Педагогическое обеспечение процесса воспитания толерантности у склонных к агрессивному поведению подростков: дисс….канд.пед.наук . – Тверь, 2012. – С.2.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Введение. Проблемы молодёжного экстремизма в последнее время стали одной из самых актуальных психолого-педагогических проблем современной российской науки. Под экстремизмом понимается негативное социально-правовое явление, заключающееся в выражении социально-патологических крайних взглядов, отражающих убеждения, направленные на коренные изменения противоправными, преимущественно насильственными мерами сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах либо их отдельных составляющих [4].

Сложившаяся в молодёжной среде ситуация, когда происходит сращение капитала с криминалом, а коррупция достигла того уровня, который становится потенциально опасным для государства, приводит к всплескам молодёжного экстремизма, межнациональным конфликтам, интолерантности, агрессии, что показывает снижение сопротивляемости молодёжи негативным воздействиям социальной среды, рост социально-психологической дезадаптации.

Нередкими стали интолерантные проявления поведения на ранних возрастных этапах, которые в недавнем времени стали наблюдаться в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, возрастает количество молодёжи, у которой наблюдаются такие отклонения, как социальная девиация. Опасность этих явлений в том, что именно подростки, которые ещё не в состоянии подвергнуть глубокому анализу явления общественной жизни, становятся наиболее активными субъектами асоциального поведения. Девиантное поведение (также социальная девиация) – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) [3].

Проблема педагогического обеспечения процесса воспитания у склонных к агрессивному поведению подростков требует пристального внимания еще и потому, что у современных школьников отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции, личностной агрессивности. У многих подростков актуализированы такие черты интолерантности, как агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп и т.д. [5].

Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении [1].

Теоретико-методологические основы исследования составляют: проблема профилактики молодежного экстремизма воспитания толерантности в целостном педагогическом процессе в ходе преподавания гуманитарных дисциплин (В.А. Лекторский, А.В. Никольский, А.И. Репинецкий и др.); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, Е.В. Брянцева, В.В. Глебкин, П.Н. Ермаков, М.И. Рожков и др.); проблемы этнической толерантности (Н.И. Лебедева, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.); проблемы девиантного поведения как угроза появления молодёжного экстремизма (И.В. Бестужев-Лада, Л.Д. Гордон, В.Н. Касаткин,); концепция средовой обусловленности сознания и поведения лич­ности (Л.С. Выготский). Для профилактики девиантного поведения в рамках образовательного учрежде­ния особое значение имеют исследования И.В. Бестужева-Лады, Л.Д. Гордона, Э.В. Клопова, В.Т. Лисовского; идеи гуманизации образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, В.М. Басова, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Ильин, К.Д. Ушинский, А.А. Шаталов, В.Т. Шаталов, Т.Я. Шпикалова и др.); положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития в подростковом возрасте (И.А. Зимняя, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и др.);

Теоретический анализ научного знания показал, что исследованию социального воспитания как составной части социальной педагогики, имеющей целью социализацию личности в поликультурной образовательной среде посвящены труды многих современных ученых, в том числе В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, И.П. Клемантович, A.B. Мудрика, Л.Е. Никитиной, М.М. Плоткина и др.

Мы согласны с В.Д. Гатальским в том, что ключевыми социально-педагогическими паттернами («мишенями» воздействия), выступающими в качестве объекта профилактической и коррекционной деятельности, являются: проблемные области культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащегося, провоцирующие девиантное поведение; система ценностей и психологиче­ских черт личности, детерминирующая те или иные формы ненормативного и зависимо­го поведения; критическая проблемная ситуация, препятствующая осуществлению ос­новных жизненных программ. [2].

Для того, чтобы правильно выбрать объект исследования, нами были проведены ряд диагностических обследований старших школьников по методикам «Шкала враждебности» Кука-Медлей и «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла. Нами были протестированы старшие подростки по методике « Шкала доброжелательности». Согласно этим данным, низкий показатель доброжелательности у старших подростков превышает высокий (48,43% и 17,33%), что даёт повод для дальнейшей диагностики, поэтому были протестированы старшие подростки и по методике «Шкала враждебности» Кука-Медлей. Были определены результаты следующих шкал: цинизма, агрессивности, враждебности. Низкий показатель по шкале цинизма составил 31,4; средний показатель с тенденцией к низшему – 26,72%; средний показатель с тенденцией к высшему – 24,91%; по шкале агрессивности соответственно – 33,22%; 31,05%; 20,22%; 15,53%. По шкале враждебности они составили 27,80%; 29,25%; 24,19%; 18,78%. В силу того, что у старших подростков имеются явно выраженные проблемы с обследуемыми качествами, а именно: ярко выраженные высокие цифры по низким показателям, нами была разработана программа профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма на основе воспитания толерантности и социально одобряемого поведения у старших подростков в образова­тельном учреждении, включающая:

1. Диагностирование психологических особенностей личности, обусловленных возрастными особенностями и проблемами развития. Для определения уровня толерантности подростков использована интерпретированная шкала сформированности толерантных взаимоотношений, разработанная на основе следующих методик: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкокочьян, М.М. Магура); методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); тест-опросник способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн); «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла, «Шкала враждебности» Кука-Медлей; Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Эти диагностики позволяют выявлять психологические качества, компенсирую­щие личностные особенности, способствующие развитию девиантных форм активности подростков.

2. Определение влияния социокультурного окружения на формирование личности подростка (учебной группы, семьи, неформальной компании), определить и использовать педагогические ресурсы социально-психологической сре­ды с целью профилактики девиантного поведения и молодёжного экстремизма, выявление психологических особенностей учащихся «группы риска» и определение форм и методов работы с ними;

3. Интегрированную работу правоохранительных органов и воспитательных институтов по приобщению к правовым нормам, общечеловеческим и национальным ценностям как условие создания толерантно ориентированной среды школы, семьи, социокультурного окружения с целью преодоления предрасположенности к девиантному поведению и вовлечению молодёжи в экстремистские молодёжные движения; формирования нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму; создание как альтернативы им молодёжных клубов, творческих объединений, способствующих социализации молодёжи в условиях мирного сосуществования молодого поколения в полиэтнической среде, выстраивание конструктивных межличност­ных коммуникаций в процессе проектирования общественно-значимых акций, направленных на возрождение социально значимых традиций, принятие культуры разных народов, оснащение личности способами и приемами сохранения соци­ально-нормативных параметров стиля жизни реализация педагогического потенциала общегуманитарных дисциплин как средства духовно-нравственного развития личности учащихся

4. Определение программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся: формирования нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму: обеспечение информационной и социально-психологической безопасности жизнедея­тельности учащихся; повышение коммуникативной культуры и освоение позитивных способов межкультурной коммуникации, позволяющих противостоять вовлечению молодёжи в экстремистские молодёжные движения; формирование нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму.

5. Определение системы критериев и показателей оценки эффективности: 1) знаниевый блок-уровень и полнота освоения правовых, аксиологических, культурологических знаний; в частности, основных нормативных правовых актов, в которых понятие «экстремизм» упоминается либо определено: например, Конституция Российской Федерации. Требует изучения, прежде всего, потому, что экстремизм во всех своих проявлениях трактуется по-разному, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;

2) личностный блок (сформированность законопослушности, толерантности и духовных по­требностей в структуре личности; социально ориентированный тип позитивной коммуникации, эмоцио­нальная отзывчивость, адекватное отношение к фактам девиации, принятие общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей)

3) поведенческий блок – приобщение к правовым нормам, общечеловеческим и национальным ценностям, социально одобряемое поведение; уровень формирования нравственной устойчивости к участию в неформальных объединениях, склонных к молодёжному экстремизму. На основе этой программы была разработана функциональная модель профилактики девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения (см. рис. 1).

Рис. 1 Функциональная модель профилактики девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения

Согласно критериям и показателям сформированности таких качеств, как проявление социально одобряемого поведения, законопослушность, толерантность, неагрессивное поведение, позитивная межкультурная коммуникация и межэтническое взаимодействие, основанное на принципах толерантности, можно выделить следующие уровни устойчивости к проявлению молодежного экстремизма: а) высокий, приближающийся к идеальному; б) достаточный уровень; в) тревожный уровень; г) критический уровень.

Мы пришли к выводу, что в качестве подготовки к реализации программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся необходимо реорганизовать воспитательную деятельность школы – создать организацию волонтёров для участия в социально-значимой работе «Волонтёрская помощь» и молодёжный дискуссионный клуб «Прометей», в интегрированной работе которых будут принимать участие учителя, родители, работники правоохранительных органов. В программе работы клуба – беседы со специалистами, врачами-наркологами, выдающимися спортсменами, общественными деятелями, работниками полиции, психологами, родителями. Формы работы – новые педагогические технологии вовлечения в социально значимую деятельность, семинары-практикумы, диспуты, «круглые столы», «мозговые штурмы», тренинги, подготовка к которым осуществлялась при работе педагогических мастерских, родительского всеобуча. В ходе работы планировались занятия по индивидуальному проектированию жизненных стратегий, например, индивидуальному частному предпринимательству, беседы о цели и ведущих мотивах образования, типах карьеры и профессионального роста, варианты се­мейного самоопределения и самореализации; рекомендации по формам оптимального досуга и др.

Психологи и работники полиции согласно программе должны выполнять задачу по освоению старшеклассниками социальных технологий и навы­ков успешной адаптации в условиях агрессивной информационной среды и негативных воздействий социума, а педагоги- подготовку мероприятий по профилактике девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков в ходе обучения и воспитания.

Выводы и заключение. В силу сложности и многоаспектности работы по профилактике девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения требует основательной подготовки, осмысления педагогических условий, разработки критериального аппарата, концептуальных положений, правильного выбора педагогических технологий, форм, средств и методов работы, способных противостоять негативным явлениям социокультурного окружения, сверстников, организованной пропаганде межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и молодёжного экстремизма со стороны деструктивно настроенных молодёжных организаций. Для этого следует интегрировать эту деятельность с привлечением разных социальных институтов. Большую роль в интегрированной деятельности играет разработка функциональной модели профилактики девиантного повеления и молодёжного экстремизма у старших подростков в условиях образовательного учреждения, в которой отражены целевой, организационный, содержательный, технологический, оценочно-критериальный, результативный компоненты и которая будет определять условия реализации опытно-экспериментальной работы и оптимизирует работу по профилактике девиантного поведения и молодёжного экстремизма у старших подростков.

Рецензенты:

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор психологии и педагогики ФГЮОУ ВПО СевКавГГТА, начальник отдела организации сопровождения научных исследований, г. Черкесск.

Батчаева Х.Х.-М., д.п.н, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ им. У.Д. Алиева , г. Карачаевск.


Библиографическая ссылка

Койчуева А.С., Боташев Э.С. О РАЗРАБОТКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12176 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674