Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

Шабалина О.Л. 1 Рыбаков А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Рассмотрена проблема готовности студентов педагогических специальностей осуществлять патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения. Раскрываются структура и содержание основных компонентов профессиональной готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся. Проведено исследование степени сформированности готовности выпускников педагогических специальностей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы, выявлены и охарактеризованы уровни готовности. Обобщены результаты исследования по проблеме готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы. Анализ результатов эксперимента устанавливает необходимость и демонстрирует эффективность проведения специальной подготовки, которая способствует усилению мотивационной, когнитивной и методологической составляющих профессиональной готовности учителя.
профессиональная готовность
краеведение
патриотическое воспитание
патриотизм
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. 2005. – 214 с.
2. Афонасова О.В. Краеведение как одна из форм патриотического воспитания младших школьников / О.В. Афонасова, Т.Н. Кравец // Актуальные проблемы актуальных и естественных наук. – 2012. – № 3. – С. 196-199.
3. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С. 6-9.
4. Люсев В.А. Психолого-педагогический анализ понятия готовность к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения / В.А. Люсев, М.В. Корчагина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 1. – С. 64-68.
5. Петрова Т.Н. Цивилизационный подход к изучению исторической этнопедагогики: сущностно-содержательная характеристика / Т.Н. Петрова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 4 (72). – Ч. 2. – С. 102-110.

Введение. Главной целью высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных в своей области и способных решать профессиональные задачи в любых условиях. Важной составляющей профессиональной готовности студентов педагогических специальностей является их готовность к воспитательной работе в учебном заведении и, в частности, патриотическому воспитанию учащихся.

В системе образования воспитанию патриотизма всегда уделялось значительное внимание. Развитие общества, изменения в научной, духовной, политической сферах приводят к трансформации понимания патриотизма, требуют поиска новых форм, средств и методов патриотического воспитания, совершенствования процесса подготовки будущих учителей, способных осуществлять патриотическое воспитание граждан в любых условиях, независимо от политических взглядов, национальной или религиозной принадлежности.

Материалы и методы исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В ходе исследовательской работы проведен анализ научной литературы по вопросам профессиональной готовности учителя, проанализирована структура готовности к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа по повышению уровня готовности студентов к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы, применялись методы наблюдения, беседы и анкетирования на констатирующем и итоговом этапах педагогического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждения. Патриотическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью воспитательной работы образовательного учреждения. Исследователи отмечают педагогические возможности средств краеведения в процессе формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. Краеведческая работа способствует развитию интереса учащихся к своему краю, малой родине, расширяет объем знаний по смежным областям, повышает мотивацию учения [2, 3].

Средства краеведческой работы обладают большим воспитательным потенциалом, и их применение положительно отражается на качестве патриотического воспитания обучающихся. История, география родного края, природные ресурсы, памятники природы, социально-экономическая и культурологическая характеристики края способны показать неразрывную связь человека с его родиной, вызвать чувство единения и желание трудиться для процветания своего края и страны. С краеведением, изучением национальной культуры тесно переплетается этнопедагогика, достижения которой также неоценимы в развитии патриотических чувств, так как «национальная педагогическая культура складывается веками, собирает по крупице духовные ценности каждого поколения, отсеивая и совершенствуя их содержание и форму» [5].

Несмотря на положительную роль средств краеведческой работы в воспитании патриотизма, их применение вызывает ряд трудностей. Отсутствие навыков организации воспитательной работы средствами краеведения у молодых специалистов, трудности в самостоятельном поиске дополнительного материала, часто приводят к отказу от данного вида деятельности. В связи с этим правомерно говорить о готовности педагогов к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы, которую необходимо сформировать у будущих учителей в процессе обучения в вузе.

Существует большое количество педагогических и психологических трактовок понятия «профессиональная готовность». Структура готовности представляет собой сложную систему компонентов, дополняемую каждым исследователем. В.А. Адольф, И.Ю. Степанова разделяют профессиональную готовность учителей на теоретическую и практическую [1].

Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко представляют структуру профессиональной готовности в виде таких компонентов, как мотивационный (интерес к профессии), ориентационный (профессионализм выполняемых действий), операционный (комплексный подход к профессиональной деятельности), волевой (самоконтроль и мобилизация сил) и оценочный или рефлексивный [4].

Основными компонентами, выделяемыми большинством авторов, являются мотивационный (эмоциональный), когнитивный (теоретический) и деятельностный (практический или операционный).

Рассмотрев структуру и содержание профессиональной готовности, мы можем определить основные компоненты готовности будущих педагогов осуществлять патриотическое воспитание учащихся. Эмоционально-мотивационный, познавательно-информационный и деятельностный критерии комплексно характеризуют личность будущего педагога, раскрывая разные стороны профессиональной подготовки.

Эмоционально-мотивационный критерий характеризует эмоциональное отношение студентов к патриотизму, педагогической деятельности, патриотическому воспитанию, краеведческой работе, раскрывает мотивационную сторону осуществления данных видов деятельности.

Информационно-познавательный критерий готовности будущего учителя к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы включает в себя, с одной стороны, общие знания о педагогическом процессе, обусловливающие подготовленность к работе в образовательном учреждении: принципы, закономерности, формы и методы обучения и воспитания, цели, сущность и содержание патриотического воспитания. С другой стороны - систему краеведческих знаний, составляющую содержательную часть воспитательной работы, необходимую для организации патриотического воспитания учащихся, средствами краеведческой работы.

Деятельностный критерий характеризует участие студентов в социально-значимых акциях, патриотических мероприятиях, проявление патриотических чувств, комплекс умений и навыков самостоятельно организовывать и проводить воспитательные мероприятия патриотической направленности, проявлять инициативу в осуществлении подбора материала, поиске новых средств и форм патриотического воспитания, стремление к саморазвитию и самообразованию.

Данные критерии характеризуют систему готовности будущих учителей осуществлять патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческой работы и соответствуют структуре готовности к воспитанию личности школьника и педагогической деятельности в целом.

Таким образом, готовность учителя к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы предполагает наличие у педагога совокупности развитых качеств патриота, положительных эмоций и осознанной мотивации к учебно-воспитательной деятельности, а также профессиональных умений и знаний, необходимых для патриотического воспитания учащихся средствами краеведения.

С целью выявления степени готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы было проведено экспериментальное исследование. Испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов, характеризующих их уровень готовности осуществлять патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческой работы по названным критериям. Согласно эмоционально-мотивационному критерию, оценивалось эмоциональное отношение и мотивация будущих учителей к педагогической деятельности, патриотическому воспитанию и краеведению. Группа вопросов была посвящена определению педагогических и краеведческих знаний студентов, необходимых для организации воспитательного процесса. Вопросы, характеризующие деятельностный критерий, были направлены на выявление проявлений патриотизма в деятельности будущих учителей и стремления к саморазвитию, обеспечивающему активность и инициативность в процессе подготовки к воспитательной работе.

Анализ результатов констатирующего этапа позволил условно выделить четыре уровня готовности учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный.

По результатам обработки данных были выявлены следующие данные. 20 % будущих учителей обладали адаптивным уровнем готовности. Адаптивный уровень характеризуется отсутствием ярко выраженных патриотических чувств у студентов и положительного отношения к педагогической деятельности, патриотическому воспитанию, краеведческой работе. Знания в области педагогики о сущности педагогического процесса, целях, задачах, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учителю для успешного осуществления педагогической деятельности, обучения и воспитания подрастающего поколения. Сведения о родном крае, составляющие основу патриотического воспитания обучающихся, проживающих в данной местности, минимальны и не несут патриотической направленности. Деятельность будущего учителя на адаптивном уровне характеризуется безразличием к участию в патриотических акциях, социально-значимой деятельности, не включает в себя элементы самоподготовки, творческого саморазвития, поиска эффективных форм и методов взаимодействия с обучающимися. Студенты, обладающие адаптивным уровнем готовности, не способны систематично, целенаправленно и результативно заниматься патриотическим воспитанием учащихся.

Репродуктивный уровень, выявленный у 55 % студентов, предполагает осознание необходимости укрепления и развития государства через патриотическое воспитание обучающихся, но личная ответственность и стремление осуществлять педагогическую деятельность, заниматься патриотическим воспитанием учащихся и проводить краеведческую работу отсутствуют. Данные студенты не мотивированы на формирование и укрепление общечеловеческой системы ценностей у подрастающего поколения, участие в развитии и становлении будущих граждан России. Знания о педагогическом процессе, сведения об истории, социально-экономическом развитии региона, географическом местоположении, природных богатствах, культуре проживающего народа, достижений земляков у таких студентов носят поверхностный и несистемный характер, что не может им в полной мере позволить реализовать имеющиеся возможности достижений педагогики и краеведения в воспитании и образовании будущих граждан. Участие в патриотических акциях, социальная активность зависят от окружения и собственного эмоционального состояния. Воспитательная деятельность представлена в воспроизведении ранее усвоенных форм и методов организации воспитательно-патриотических мероприятий с применением имеющихся знаний. Будущие учителя, готовность которых характеризуется репродуктивным уровнем, не занимаются творческим поиском краеведческого материала, способного повлиять на развитие патриотических чувств обучающихся, и способов его применения.

Эвристический уровень, характеризующий развитое чувство патриотизма у будущих учителей, осознание необходимости осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения для дальнейшего развития государства, личную ответственность за развитие подрастающего поколения и будущее страны, наблюдался у 25 % студентов экспериментальной группы. Студенты с эвристическим уровнем готовности положительно относятся к педагогической деятельности, патриотическому воспитанию обучающихся, краеведческой работе, мотивированы на осуществление патриотического воспитания обучающихся средствами краеведения, демонстрируют знания о принципах и закономерностях построения педагогического процесса, формах и методах организации педагогической деятельности. Система знаний о родном крае является достаточно полной и глубокой, охватывает разные разделы краеведения, позволяет успешно осуществлять патриотическое воспитание обучающихся средствами краеведческой работы. Развитая гражданская позиция позволяет осуществлять защиту собственных интересов и интересов государства, придавать поведению патриотическую направленность, участвовать в общественно-значимых мероприятиях, патриотических акциях. Стремление к самообразованию и саморазвитию у данных студентов позволяет более тщательно осуществлять подбор краеведческого материала, имеющего патриотическое содержание, продумывать способы его применения в воспитании будущих граждан, самостоятельно готовить и проводить воспитательные мероприятия.

Креативный уровень подготовки у респондентов выявлен не был. Данный уровень предполагает наличие у студентов глубоких патриотических чувств, понимание существующих в современном обществе проблем, осознание личной ответственности и стремление участвовать в их решении. Будущие учителя, обладающие креативным уровнем готовности к патриотическому воспитанию обучающихся, сознательно и ответственно относятся к профессии педагога, патриотическому воспитанию, краеведческой работе как средству патриотического воспитания. Данные студенты обладают прочными и глубокими теоретическими знаниями о принципах, формах и методах обучения и воспитания. Демонстрируется владение материалом всех разделов краеведения, его творческое применение в патриотическом воспитании. Студенты, достигшие креативного уровня готовности к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы, являются организаторами и участниками патриотических акций, принимают участие в общественно-значимых видах деятельности (помощь нуждающимся, волонтерская деятельность). На высоком уровне проводят воспитательные мероприятия патриотического характера в образовательных учреждений с подбором новых исторических и культурологических фактов данного региона. Ведут постоянную работу над саморазвитием, самообразованием.

Обобщение, анализ и интерпретация полученных результатов послужили основой программы формирующего этапа эксперимента по подготовке будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы, которая включала реализацию авторского спецкурса «Краеведческая работа в школе», организацию исследовательской деятельности студентов, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, посвященных вопросам применения краеведения в воспитательной работе с учащимися, посещение краеведческих музеев, участие в проводимых университетом патриотических акциях, самостоятельную подготовку и проведение воспитательных мероприятий в ходе педагогической практики.

Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что работа, проведенная со студентами экспериментальной группы, позволила повысить уровень готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы. Были получены следующие данные. Адаптивный уровень готовности на контрольном этапе не выявлен. На репродуктивном уровне готовности остались 15 % студентов экспериментальной группы. Эвристического уровня достигли 60 % респондентов. Креативный уровень готовности продемонстрировали 25 % студентов, проходивших подготовку по специально организованной программе формирования готовности к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы.

Заключение. На основании анализа структуры готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы были выделены: эмоционально-мотивационный, информационно-познавательный и деятельностный критерии оценки данной готовности. Констатирующее исследование по изучению готовности будущих учителей к применению средств краеведения в патриотическом воспитании учащихся позволило выявить и описать четыре уровня ее сформированности: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный. Распределение студентов по данным уровням показало их недостаточную подготовленность к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы. В связи с этим была организована опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие чувства патриотизма у будущих учителей, положительного эмоционального отношения к патриотическому воспитанию, формирование системы психолого-педагогических и краеведческих знаний, умений организовывать воспитательную деятельность, применяя средства краеведческой работы. Проведенный педагогический эксперимент позволил значительно повысить уровень готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения, что подтверждают результаты контрольного этапа, свидетельствующие об эффективности проведенной работы.

Рецензенты:

Апакаев П.А., д.п.н, профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Арефьева С.А., д.п.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Шабалина О.Л., Рыбаков А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12172 (дата обращения: 17.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674