Введение
С момента принятия России в совет Европы в 1996 году и передачи уголовно-исполнительной системы (УИС) из МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ международная общественность с нетерпением ждала позитивных перемен в отношении изменения курса государства от карательной политики в отношении осужденных на гуманизм, нравственность, уважение человеческого достоинства, социальной ориентированности, ресоциализации к оступившимся согражданам. За истекший период было принято три программы реформирования УИС, однако протестные акции среди осужденных, сопровождающиеся массовым умышленным причинением вреда своему здоровью (членовредительством), не прекращаются по всей стране.
Если в течение 2007 года в учреждениях УИС зафиксировано 15 случаев группового членовредительства и 11 групповых отказов от приема пищи, то в 2008 году - уже 28 групповых актов членовредительства и 11 групповых отказов от приема пищи. В 2009 году тенденция к проведению таких протестных акций лишь усилилась (зарегистрирован 31 групповой акт членовредительства и 15 групповых отказов от приема пищи). За 2010 год зарегистрировано 76 случаев группового членовредительства и 8 случаев группового отказа от приема пищи [6].
В 2012 году в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России зарегистрировано 9760 случаев умышленного причинения вреда своему здоровью заключенными [4].
В Курской области вынесен приговор заключенному, который, пытаясь добиться ослабления режима для осужденных, заставил порезать себе запястья 200 обитателей колонии [5].
Медицинские работники уголовно-исполнительной системы ежедневно сталкиваются с этой проблемой, решить которую они одни не могут. Необходим анализ проблемы и активное участие общества в борьбе с умышленным причинением вреда своему здоровью осужденными.
Цель исследования - изучить причины массового распространения умышленного причинения вреда своему здоровью заключенными в местах лишения свободы и наметить пути решения проблемы.
Материалы и методы. В ходе исследования проблемы нами произведен анонимный социологический опрос сотрудников ФСИН России по специально разработанной анкете.
Анонимный социологический опрос проводился среди аттестованных слушателей института повышения квалификации, имеющих опыт практической работы в УИС, прибывших на обучение по программе повышения квалификации из различных регионов Российской Федерации, в соответствии с приказом ФСИН России от 28 ноября 2012 г. № 554 «Об утверждении и организации исполнения Плана первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы на 2013 год».
Разрешение на проведение анкетирования сотрудников ФСИН России получено 19 февраля 2013 года у заместителя начальника ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России на основании служебной записки.
Анкетированием охвачено 152 слушателя различных специальностей ФСИН России.
Результаты исследования
В результате исследования нами установлено, что основную долю аттестованного офицерского состава представляют сотрудники возрастной группы 29-31 лет (23,1 %), затем 32-35 лет (20,4 %). Связано это с текучестью кадров и, как следствие, с ослаблением профессионального ядра руководящих кадров учреждений ФСИН России.
Полученные данные свидетельствуют о том, что основная часть сотрудников имеет стаж работы в должности до 1 года 27,63 %, от 1 года до 2 лет - 27,63 % , далее сотрудники со стажем от 2 до 5 лет - 26,97 %.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- Изменений к лучшему в уголовно-исполнительной системе не произошло.
- Криминал умело использует осужденных в своих целях, и правоохранительная система ему проигрывает.
- Надзорные органы, обязанные обеспечивать права человека в уголовно-исполнительной системе, не выполняют своей функции.
- Низкий профессиональный уровень сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Обсуждение результатов
1. Изменений к лучшему в уголовно-исполнительной системе не произошло.
С этим невозможно согласиться, так как за указанный период руководством уголовно-исполнительной системы и государством были приняты нормативные акты по приведению пенитенциарной системы России к европейским стандартам содержания заключенных. Улучшились условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Каждый обеспечен спальным местом в соответствии с установленными нормативами. Улучшились условия размещения осужденных в исправительных колониях.
2. Криминал умело использует осужденных в своих целях, и правоохранительная система ему проигрывает.
С этим стоит согласиться. В настоящее время контингент осужденных изменился в стороны тяжких преступлений и отрицательного настроя в отношении к сотрудникам уголовно-исполнительной системы и правоохранительной системе в целом.
За несколько лет, при общем росте численности в учреждениях, количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло двух третей от общей численности осужденных к лишению свободы [2].
Увеличивается количество лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с психическими отклонениями. Сегодня в местах лишения свободы содержится более 600 тысяч человек, склонных к различным формам деструктивного поведения - агрессии, конфликтам, членовредительству, суициду, в том числе:
- 74 тыс. человек с признаками психических отклонений, низким уровнем интеллекта;
- 127 тыс. человек с повышенной агрессивностью и импульсивностью;
- 96 тыс. человек с низким социально-психологическим статусом;
- 102 тыс. человек с повышенной внушаемостью и слабыми волевыми качествами,
- 88 тыс. человек, склонных к суициду и членовредительству;
- 210 тыс. человек, склонных к другим формам деструктивного поведения;
- 51 тыс. человек с лидерскими качествами и отрицательной направленностью.
По прогнозу ученых, криминологическая характеристика осужденных будет ухудшаться и к 2023 году уже каждый четвертый будет осужден за убийство, каждый пятый - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый третий - совершивший грабеж или разбой. Каждый второй из числа осужденных будет склонен к различным формам деструктивного поведения, включая повышенную конфликтность, агрессивность, склонность к суициду или членовредительству [2].
В исправительных учреждениях осужденные имеют сотовые телефоны, что запрещено правилами исправительных учреждений. Из колоний они поддерживают связь со своими единомышленниками и влияют на потерпевших.
Для достижения своих целей лидеры преступного мира легко связываются с другими и легко могут организовать масштабные акции протеста против администрации учреждений уголовно-исполнительной системы. Это объявление массовых голодовок, а также массовое членовредительство осужденных. О проводимых акциях в известность ставятся средства массовой информации. Причины своих акций они всегда объясняют жестокостью сотрудников администрации учреждений к осужденным. Часто это подтверждается в результате проверок. Однако чаще это способ давления на сотрудников ФСИН с целью облегчения режима отбывания наказания и получения разнообразных послаблений.
3. Надзорные органы, обязанные обеспечивать права человека в уголовно-исполнительной системе, не выполняют своей функции.
С этим тоже стоит согласиться. Многочисленные жалобы осужденных и их родственников в правозащитные организации и аппарат уполномоченного по правам человека подтверждаются в результате проводимых проверок.
Государственные структуры, такие как прокуратура, в основном принимают участие только когда совершаются акции протеста осужденных.
В уголовно-исполнительной системе имеется должность помощника начальника территориального Управления ФСИН России по правам человека. Должность аттестованная, и сотрудники имеют специальные звания. Находятся сотрудники в подчинении начальника территориального ФСИН. Может ли быть беспристрастное рассмотрение жалоб осужденных, если карьерный рост, да и вообще служба, зависят от того, как складываются отношения с начальником территориального органа ФСИН.
Вот и получается, что имеется целый штат аттестованных сотрудников в каждом территориальном органе ФСИН, а осужденные к ним практически не обращаются за помощью. В связи реформированием уголовно-исполнительной системы, может быть, стоит снять погоны со всех сотрудников аппарата по правам человека в ФСИН России и переподчинить их омбудсмену своего субъекта Российской Федерации? По нашему мнению, это будет положительным решением вопроса.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы проигрывают криминалу в данном противостоянии, так как не имеют предупреждающей информации, плохо ведется профилактическая работа с лидерами преступного сообщества в рамках конкретного исправительного учреждения. Самый распространенный способ профилактической работы с отрицательно настроенными осужденными - это изоляция их от основной массы осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа (карцере). Но это не решение проблемы, а обострение ситуации. Лидерам преступного мира это как раз на руку. Они этого и добиваются. Как следствие - акции массового неповиновения в колониях.
Упущения в профессиональной деятельности проявляют сотрудники оперативных служб и отделов безопасности (режима) учреждений уголовно-исполнительной системы.
Вот и получается, что из отрицательно настроенных осужденных получаем «борцов за права осужденных», а администрация учреждений проигрывает в стратегическом плане криминалу.
В последнее время наметилась негативная тенденция на закрытость уголовно-исполнительной системы от общества. Система должна быть максимально прозрачной для общества и общественных организаций.
4. Низкий профессиональный уровень сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Служба в уголовно-исполнительной системе остается не престижной, условия службы тяжелые, текучесть кадров большая. Социальная защищенность сотрудников уголовно-исполнительной системы низкая.
Такие явления, как текучесть кадров и низкий уровень профессионализма сотрудников, распространяющиеся социальные девиации, факты предательства интересов службы, занятие коммерцией, недостаточная результативность в работе усугубляют низкий социальный престиж профессии сотрудника пенитенциарной системы, невысокий авторитет УИС как правовой и социальной организации в обществе. Данные обстоятельства актуализируют проблему кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, вызывают необходимость поиска путей совершенствования процесса формирования и развития ее кадрового ядра [1].
За последние годы количество увольняющихся сотрудников УИС составляет 8-10 % от общей численности личного состава. Соответственно кадровый состав уголовно-исполнительной системы практически полностью обновляется в течение 10-12 лет [1].
Потребность учреждений и органов УИС в квалифицированных кадрах составляет более 8 тысяч специалистов в год. Вместе с тем ведомственными образовательными учреждениями ежегодно выпускается 3,3 тыс. человек (24 %), в том числе обучавшихся очно - до 1,3 тыс. человек. Потребность в повышении квалификации сотрудников обеспечивается на 40 %, в переподготовке - на 10 % [2].
Мы полагаем, что за членовредительство надо наказывать осужденных и приравнять членовредительство к злостному нарушению режима содержания.
В обществе надо укоренить точку зрения на недопустимость решения проблем осужденными путем членовредительства. У осужденного нет права на умышленное причинение вреда своему здоровью. Нет таких нормативно-правовых актов, где это было бы прописано, в том числе и международных.
Сохранение своего здоровья как обязанность гражданина России отражена в статье 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья», пункт 1. «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья» закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10]. Любой акт умышленного причинения вреда своему здоровью гражданами Российской Федерации есть нарушение требований данного закона.
От сторонников, оправдывающих умышленное причинение вреда своему здоровью осужденными, звучат фразы о свободе совести человека и свободе выбора. В законе Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125 - ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» [9] - нет таких толкований. Ссылка на Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 28 ноября 1987 года [3], якобы дающую право лицам, лишенным свободы на совершение акта членовредительства, не выдерживает критики, поскольку в этом нормативном акте нет таких ссылок. Заслуживает внимания документ Совета Европы - Рекомендация № R (87) 3 Комитета Министров государствам - членам относительно Европейских Пенитенциарных Правил (приняты Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 года). Статья 39. «Запрещается использование цепей и кандалов. Наручники, смирительные рубашки и другие подобные средства, ограничивающие движение, ни при каких обстоятельствах не должны применяться в качестве наказания. Они могут быть использованы только в следующих случаях:
b) по причине медицинского характера по указанию и под надзором врача;
c) по приказу директора, если иные способы воздействия на заключенного потерпели неудачу, чтобы помешать ему причинить физическую травму самому себе или другим или нанести серьезный материальный ущерб; в этом случае директор должен срочно проконсультироваться с врачом и доложить в вышестоящую административную инстанцию» [8].
Как мы видим, в документе говорится о недопустимости причинения заключенным травмы самому себе и о том, что администрация мест лишения свободы обязана их пресекать. Также в Пояснительной записке к Европейским пенитенциарным Правилам сказано, что «использование таких средств в условиях принудительного заключения справедливо считается морально несовместимым с нормами цивилизованного поведения, поэтому их применение должно находиться под строгим контролем и по мере возможности избегаться. Безусловно, возникают ситуации, в которых необходимо прибегать к физическому сдерживанию и для этого применять специально сконструированное для этого оборудование и инструменты, чтобы не допустить членовредительства, нанесения травм другим заключенным или персоналу, побега или значительного ущерба. Описываемые ниже правила имеют своей целью установить приемлемые пределы применения сдерживания» [8].
За акции голодовок и умышленного причинения вреда своему здоровью осужденных ответственность должны нести и помощники начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека, как не выполняющие своей функции.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года говорится, что необходимо решить следующие задачи:
- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
- разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
- расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы [7].
В сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предлагается:
- развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоение ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
- оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;
- внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания;
- дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционный программ работы с различными категориями осужденных;
- подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методами и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;
- подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышение роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии, пенитенциарной медицины [7].
Заключение
Умышленное причинение вреда своему здоровью осужденными как особая форма травматизма существует.
Изменить ситуацию в ближайшее время сложно. Для этого необходимо, чтобы институты, направленные на защиту прав осужденных, работали в строгом соответствии с нормативными актами.
Проводимые мероприятия на уровне Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции, ФСИН России позволяют надеяться на изменение ситуации коренным образом.
Ведущую роль в профилактике умышленного причинения вреда своему здоровью осужденными играют медицинские работники, однако без помощи общества эту проблему не решить.
Рецензенты:
Жидик В.В., д.м.н., доцент, профессор кафедры организации кадровой и воспитательной работы ФКОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России», г. Санкт-Петербург.
Кобышев С.В., д.м.н., профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГБОУ ВПО «СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Соломенцев В.В. УМЫШЛЕННОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ ОСУЖДЕННЫМИ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА К ПРОБЛЕМАМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12167 (дата обращения: 14.11.2024).