Характерной особенностью обучающихся по программам дополнительного образования в дистанционной форме обучения традиционно является высокая мотивация к учебе. При этом доминирующим мотивом получения дополнительного образования в области теологии для слушателей является осознанное (в различной степени) стремление к служению Церкви в той или иной форме и признание (констатация) недостаточности для этого имеющихся знаний и соответствующего православному мировоззрению жизненного опыта[1].
Поскольку отборочным требованием к поступающим является приобщенность к церковной традиции[2], задача, которую явно или неявно ставят перед собой слушатели, может быть в общем виде сформулирована как освоение[3] православной традиции, позволяющее самостоятельно преобразовывать собственную деятельность в личной, общественной и профессиональной сферах.
Принципиальная сложность построения программы «Теология» обусловлена тем, что на сегодняшний день область профессиональной деятельности теолога однозначно не определена (если это вообще возможно). С одной стороны, теология понимается как наука описательного характера, изучающая историю развития и формирования богословской мысли[4]. С другой стороны, православная теология – это личный опыт богообщения, обожения в Церкви.
Программа «Теология» является на сегодняшний день основополагающей образовательной программой факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского богословского института. Основное назначение программы ‒ освоение слушателями православной традиции, позволяющее самостоятельно преобразовывать собственную деятельность в личной, общественной и профессиональной сферах.
Принадлежность канонической Церкви, участие в Таинствах и верность учению Церкви – очевидное внешнее проявление принадлежности к православной традиции. Освоение же ее предполагает, что человек становится носителем традиции и звеном ее передачи. Для этого необходимо, чтобы система ценностей и значение присутствующих в традиции вероучительных понятий стали системой ценностей и значений, принимаемых самим человеком, осваивающим традицию.
Цель программы: формирование у слушателя навыка осознанного, осмысленного и ответственного деятельного пребывания в православной церковной традиции.
Задачи программы:
- Обеспечение усвоения слушателями систематических знаний о православном Предании через изучение объективированного церковного наследия.
- Обучение слушателей анализу того или иного явления, ситуации или информации, оценке их с точки зрения церковной традиции; сформировать способность адекватно сформулировать и обосновать свою позицию.
- Обучение слушателей умению проектировать свою деятельность на базе осознанной личной позиции и задач и осуществлять деятельность в соответствии с православной церковной традицией и в сотрудничестве с другими людьми.
Программа разработана на базе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Теология». Предметные блоки программы сформированы на основе богословских дисциплин, предполагаемых стандартом в объеме, достаточном для достижения цели и задач программы.
Программа предназначена для православных верующих, имеющих высшее образование и желающих систематически изучить церковное наследие и научиться осмыслять и строить свою личную, профессиональную и общественную жизнь в русле православной традиции. Программа не рассчитана на подготовку церковно- и священнослужителей.
В результате обучения слушатель получит целостные систематические знания о православном Предании; получит навыки анализа того или иного явления, ситуации или информации, оценки их с точки зрения церковной традиции; научится адекватно формулировать и обосновывать свою позицию и проектировать свою деятельность в соответствии с православной церковной традицией и в сотрудничестве с другими людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо не только усвоение суммы знаний, но и духовное развитие обучаемых, которое возможно только в активном взаимодействии преподавателя и студентов. Вместе с тем дистанционные формы обучения имеют свою специфику:
- Дистанционная форма обучения меняет характер учебного взаимодействия а) через интерактивность (скорость) и интенсивность (частота) и коммуникативного взаимодействия (усилена знаковая составляющая учебной информации [6], нивелируется личностная составляющая)).
- Предметное содержание программы «Теология» требует от преподавателя не только высоких профессиональных качеств и технической подготовки при адаптации традиционных видов учебной деятельности к системе дистанционного обучения (СДО) и проведении занятий, но и обеспечения эффективности усвоения знаний (обученность).
- Предметное содержание программы «Теология» при дистанционном обучении требует от обучающегося умения учиться и применять полученные знания на практике, т.е. соответствия той модели выпускника, которая положена в основу концепции обучения.
Для интенсификации учебного взаимодействия необходимо осмыслить суть этого процесса. Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одним из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие является многоаспектным процессом [2, с. 25], включающим в себя дидактическое, воспитательное и социально-педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение образовательных задач. «Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе» [5, с. 456]. Педагогический процесс – это, прежде всего, взаимодействие личностей, поэтому без взаимодействия невозможен сам процесс, это будет самообучение.
В педагогическом процессе можно выделить несколько видов взаимодействия: учебное или учебно-педагогическое (обучающий ‒ обучающийся), взаимодействие между обучающимися и межличностное, которое влияет на результаты учебного взаимодействия [4, с. 47].
Под учебным взаимодействием в дистанционных формах обучения будем понимать процесс передачи знаний от преподавателя к обучаемым и контроль за результатами обучения.
Основываясь на личностно-деятельностном подходе схему учебного взаимодействия рассматривают как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие S1↔S2, где S1 — обучающий (преподаватель) и S2 — обучаемый (студент) образуют общий совокупный субъект характеризующийся общностью цели этого взаимодействия [2, с. 74]. С точки зрения педагогической психологии учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон — обучающихся (учеников, студентов) и обучающих (преподавателей), которые выступают субъектами, и где эффективный результат (обученность), при традиционных формах образования, достигается через психологический контакт.
Для традиционных моделей организации учебного процесса учебное взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществляется путем синхронизации в пространственно-временных параметрах (единство места и времени) образовательной деятельности [1, с. 12].
Ключевым фактором дистанционного обучения для организации учебного взаимодействия является интерактивность, то есть постоянное систематическое взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучающихся, а также обучающихся между собой в образовательном процессе [7]. В дистанционной форме обучения интерактивность реализуется на двух уровнях:
- на уровне взаимодействия преподавателя и обучающихся и обучающихся между собой;
- на уровне взаимодействия преподавателей и обучающихся с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами. Хотя эта последняя форма взаимодействия возможна в любой форме обучения.
Некоторые исследователи называют интерактивные средства обучения третьим субъектом учебного взаимодействия. «Впервые за всю историю развития педагогики активность в учебном процессе проявляют не только обучающиеся и преподаватели, но и принципиально новое средство обучения. Активность этого средства определяется тем, что ему при необходимости можно частично передать функции преподавателя: сбор, обработка, хранение, тиражирование, передача информации; управление учебной деятельностью; контроль результатов обучения; предоставление заданий, адекватных уровню обучающегося; формирование определенных умений и навыков; организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний» [3, с. 36].
- При дистанционном обучении меняется не только процесс передачи, но и процесс контроля усвоения знаний.
- Возрастает интенсивность учебного взаимодействия, что, с одной стороны, обеспечивает более высокую эффективность восприятия информации, с другой – накладывает на преподавателя дополнительную нагрузку в виде более частых учебных и коммуникативных актов, которые по своему числу резко превышают традиционные формы обучения. Это является некоторой компенсацией обучающемуся отсутствия психологического контакта, обеспечивающего эффективный результат (обученность) при традиционных формах образования.
- Дистанционное обучение требует не только моделирования систем знаний, но и осуществляется в условиях асинхронизации как пространственных, так и временных параметров образовательной деятельности.
Нужно отметить, что большинство вузов, использующих СДО, не пытаются приблизить дистанционное обучение к очным формам организации занятий. Для повышения эффективности обучения используют тьюторов, которые выполняют ряд функций, но главное их отличие от преподавателей ‒ это четко ограниченное число учебных и коммуникационных актов, которое зафиксировано в программе обучения. Например, для дистанционного обучения используется электронное экспертное и тьюторское сопровождение в межсессионный период.
Тьютор – это чаще всего педагогический работник, который сопровождает процесс самообучения студентов.
Таким образом, произошло разделение обучения и образования на обособленные педагогические процессы, процесс учебного взаимодействия практически полностью переходит к интерактивным средствам обучения.
Перечислим виды учебной деятельности и способы взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также способы контроля, возможные при дистанционном обучении.
1. Лекция.
В рамках дистанционного обучения данный вид возможен в виде аудио-, видео лекций, а также в форме «электронных лекций» (текстовые файлы).
Возможны лекции в классическом виде благодаря наличию сервиса «вебинар». Но эта форма используется редко в связи с неудобством для дистанционной формы обучения.
2. Семинар.
Возможно проведение семинаров в традиционной форме, в виде обсуждения докладов, рефератов, сообщений, монографий, в форме комментированного чтения первоисточников, дискуссий и др.
Могут проходить как в он-лайн режиме в сервисе «вебинар», так и в офф-лайн режиме, например, на форуме.
3. Формы контроля знаний.
Контроль знаний в системе дистанционного обучения может осуществляться в виде контрольной работы, теста, различного рода письменных работ, составления сводных таблиц, графиков, слайдов, подготовки доклада, реферата, сочинения, коллоквиума, экзамена. Возможно использование таких форм, как самостоятельная работа и опрос, но они ограничены в силу специфики дистанционной формы обучения.
Может проводиться в он-лайн и в офф-лайн режимах.
4. Консультации.
Консультации предназначены для прояснения отдельных сложных моментов в теме, консультировании слушателя при написании научной работы или для решения организационных вопросов.
Виды деятельности студентов можно рассматривать в двух плоскостях.
- По количеству взаимодействующих лиц: самостоятельная работа с элементами руководства преподавателем выступает в качестве основного вида деятельности. Возможны и различные формы взаимодействия с преподавателем, за исключением общения «лицом к лицу» (здесь имеется в виду случай, когда преподаватель и студент находятся в одном помещении). Также к числу возможных видов деятельности относится групповая деятельность.
- По качественному аспекту деятельности: деятельность студентов может носить характер обучающий (т.е. это деятельность, направленная на получение знаний) и научно-исследовательский (занятие научной работой).
Виды деятельности преподавателя.
К основным видам деятельности преподавателя можно отнести организационную (настройка процесса работы в классе и организация взаимодействия «педагог ‒ учащиеся»), консультативная (консультирование слушателей по мере необходимости) и контрольно-проверяющая (осуществление контроля над работой в классе и выставление оценок).
Особенности деятельности преподавателя:
- Обобщение опыта;
- Личные и деловые качества преподавателя: приветливость, вежливость, объективность, сдержанность в эмоциях, терпеливость, внимательность;
- Коммуникативные:
- аргументированность, дружелюбный тон в общении, в спорах избегать перехода на личности, уважение чужого мнения;
- умение конструктивно вести диалог и взаимодействовать со слушателями;
- умение вовремя остановить диалог, чтобы он не перерос в конфликт;
- взыскательность, сочетаемая с доброжелательностью, готовностью помочь слушателю, пойти ему навстречу (строгость к студентам, при одновременной строгости к себе и самодисциплине);
- чутье (приобретаемое с опытом), где нужно и полезнее в отношениях со студентом проявить строгость, а где подбодрить;
- уметь держать дистанцию, выстраивать отношения так, чтобы у студентов было четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо;
- при общем дружелюбии, необходимо уметь четко и решительно указать студенту на его неправильное/недопустимое поведение, дать понять ему, как он обязан себя вести.
- Профессионально-технические:
- профессиональная компетентность;
- умение формировать информационную образовательную среду, содействующую развитию способностей слушателей и мотивирующую их к обучению;
- хорошее владение письменной речью;
- своевременная проверка ответов;
- взыскательность на экзаменах;
- умение работать «на камеру»;
- хорошая (достаточная) техническая подготовленность преподавателя, здесь важны: нормальный уровень владения компьютером:
- умение работать на компьютере: устанавливать программы, работать с программами различных форматов, знать особенности различных браузеров и уметь ими пользоваться и т.д. Это полезно и при разработке и создании курсов, и при работе с самими учащимися.
- знание и умение пользоваться всеми возможностями и сервисами образовательной площадки, в нашем случае LMS. Это позволяет разнообразить формы работы и в целом формировать коммуникативное пространство во время ведения курса.
Общение со студентами
Общение по содержанию курса:
- преподавателю важно создать видимость своего присутствия в кабинете, видимость своей заинтересованности в положительной деятельности слушателя. Для этого преподавателю важно постоянно заявлять о своем присутствии в кабинете какими-нибудь сообщениями, не обязательно лично характера, вроде «Все ли понятно в заданиях?»;
- нужно отвечать на все сообщения и как можно скорее, даже если в сообщении не содержится вопроса или просьбы, по крайней мере, всегда можно написать: спасибо;
- молчание на письменную реплику студента воспринимается им как невнимание, непрочтенность сообщения. Если нет возможности дать развернутый ответ на текст слушателя, хорошо бы хотя бы написать, что Вы его увидели и ответите в ближайшее время;
- не стесняться уточнять причину задержки ответа - большой объем очных лекций, болезнь и т.п.;
Общение по вопросам организации и техобеспечения:
- проведение технического вебинара в начале курса значительно способствует выстраиванию отношений и знакомству с группой, почти с каждым из присутствующих удается и познакомиться, и кратко рассказать о том, что ждет на курсе, и проговорить «правила игры», т.е. организационные требования;
- преподаватель должен появляться в кабинете от двух до ~ 10 раза в сутки в зависимости от возможностей;
- если обстоятельства не позволяют преподавателю появиться в кабинете, то предупреждать об этом слушателей сообщением на форуме в рубрике «По ходу дела»;
- с учетом складывающихся взаимоотношений с группой и по ситуации, некоторым нетерпеливым слушателям, требующим в любое время немедленной проверки своих ответов, можно несколько раз за курс в вежливой форме напомнить, что преподаватель – живой человек со своим кругом обязанностей и лимитом физических сил.
Форма общения:
- преподаватель должен особо следить за своей грамматикой, за правильным построением даже самых небольших замечаний и уточнений и с полной дружелюбностью, доброжелательностью, но требовать от слушателя того же. Учить правильно выражать свои мысли, не допускать ошибок, верно расставлять знаки препинания и т.п.;
- нужно выбирать выражения, когда нужно указать слушателю на недостатки его ответа. Выражения типа: «У Вас тут все неправильно» или «абсолютно неверно» естественно вызывают у слушателя негативные эмоции, поэтому гораздо лучше сказать «это не совсем так», «не могли бы Вы более корректно сформулировать...».
Общение с инспекторами и администрацией:
надо обращаться к инспектору по организационным вопросам, когда:
- студенты просят что-то пересдать,
- испытывают какие-то проблемы (обычно не успевают сдавать вовремя контрольные задания и накапливают долги) и пытаются обвинить в них преподавателя;
- в случае откровенного хамства, т.к. более высокая (иерархически) инстанция может пресечь подобное отношение и повторно объяснить правила поведения студентов в данном учебном заведении;
- в случае нарастания конфликта оповещать инспектора и администрацию о возникшей ситуации заранее для скорейшего урегулирования, а также для того, чтобы в случае получения письменной жалобы от студента, администрация была готова и имела аргументацию для ответа слушателю.
Вышеперечисленные аспекты способствуют интенсивности учебного взаимодействия при дистанционных формах обучения, что, в свою очередь, позволяет наиболее эффективно достичь поставленные цели и задачи обучения теологии.
Рецензенты:
Софронова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ИиВТ Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.
Склярова Т.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г. Москва.
[1] Большинство поступающих на различные программы дополнительного образования богословской направленности – это люди, выросшие в нецерковной среде и вне Православной традиции.
[2] Эта приобщенность формально может быть определена как: принадлежность канонической Церкви, участие в Таинствах, верность учению Церкви, соблюдение заповедей, участие в церковной деятельности, свидетельство о вере, знакомство с объективированным Преданием.
[3] Освоение в данном случае означает, что человек становится носителем традиции, приобретает целостное мировоззрение, его система ценностей и смыслов совпадает с системой ценностей и смыслов традиции.
[4] В стандарте ВПО по направлению 520200 «Теология» теология понимается, как «комплекс наук, изучающих историю развития и формирования богословской мысли, накопленный в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, интеллектуальное и духовное богатство».
Библиографическая ссылка
Шевардина М.С. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12127 (дата обращения: 21.11.2024).