В условиях перехода к постиндустриальному информационному обществу система профессионального образования должна создать условия для подготовки высокообразованных специалистов, способных обеспечить развитие конкурентоспособной экономики. Однако в высшей технической школе пока не решены проблемы, связанные с подготовкой специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих социальной и профессиональной мобильностью.
Одна из причин сложившейся ситуации - низкий профессионализм, который проявляется в слабой подготовленности к профессии, отсутствии необходимого объема теоретических знаний, трудовых умений и навыков в практической деятельности, в непонимании необходимости непрерывного профессионального образования и самообразования, в неспособности к профессиональной адаптации, низком уровне образования и методологической культуры исследователя [8].
Важно быть не просто инженером-интеллектуалом, специалистом широкого профиля, но и инженером-интеллигентом, обладающим развитыми этическими и моральными установками. Андрей Сахаров - изобретатель водородной бомбы - впоследствии выступал за прекращение испытаний ядерного оружия (стал лауреатом Нобелевской премии не в области физики, а Мира), за развитие промышленности, не несущую угрозу человечеству.
Ориентируясь на высокие образцы профессиональной жизни специалиста («Служение»), целенаправленно формируя его профессиональную деятельность, можно оценивать конкретные результаты профессионального обучения, планировать и осуществлять подготовку настоящих профессионалов.
Формирование глобального мышления и информационной культуры, глубокое понимание сущности процессов развития общества, образования предполагает усиление роли в образовании наиболее общих, основополагающих знаний о мире, его сущности, выработку основополагающих смыслов бытия, овладение общими принципами и процедурами познания, исследовательского поиска, преобразовательной деятельности [2]. При этом актуальным остается вопрос овладения профессиональными компетенциями наряду с общекультурными, формирование профессиональной культуры специалиста, а также необходимых предпосылок для его последующего жизненного и профессионального самоопределения. Для реализации этой идеи в свое время был осуществлен переход к университетскому инженерному образованию; преобразованы технические вузы в исследовательские университеты, на базе которых сформирована инновационная инфраструктура [3].
Но существует целый ряд проблем, затрудняющих соответствующую подготовку. Отсутствует мониторинг и прогнозирование востребованности конкретных профессий. До настоящего времени учебные программы не ориентированы на формирование у студентов качеств, необходимых для проявления профессиональной мобильности. Ситуация осложняется и тем, что в образовательных стандартах третьего поколения значительно сокращен перечень дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического циклов, что значительно ограничивает возможности будущего специалиста. Основная причина заключается в том, что нет понимания того, какие специалисты нам требуются, отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями.
Одним из важнейших аспектов этой системы является система подготовки специалистов, которая дает возможность реализовать модель «образование в течение всей жизни». На современном этапе образование все более становится проектным, т.е. ориентирующим на будущее. Отсюда лозунг, который характеризует современное общество, - образование длиною в жизнь. Это связано и с тем, что отдельно взятая специальность постоянно меняется во времени. Человек, специализирующийся в конкретной области профессиональной деятельности, испытывает трудности при смене сферы своей деятельности, поскольку при переходе в другую область ему необходимо будет перестроиться в способах деятельности.
Подготовка специалистов высшей квалификации по конкретным инженерным специальностям утрачивает жесткие рамки. Нужны специалисты, владеющие профессиональными тонкостями своей профессии, а самое главное, умеющие предвидеть и прогнозировать глубинные изменения будущей профессиональной деятельности.
Формирование личности профессионала связано с развитием его способности к решению в первую очередь реальных инновационных задач. Выпускник профессиональной школы должен уметь решать задачи разного уровня сложности, быть готовым к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Способность к решению конкретных проблем зависит не столько от овладения личностью фиксированного объема знаний, сколько от уровня овладения соответствующими компетенциями [10].
Говоря о необходимости повышения профессионального развития личности, мы подразумеваем преодоление односторонности в развитии, которая ведет к тому, что человек готов к выполнению какой-то одной функции. Необходимы учебные курсы, которые бы формировали критичность мышления, включали бы знания истории развития соответствующей науки, ее социальные и экономические подосновы, этические и моральные аспекты. В подготовке выпускников технического вуза должен быть сделан упор на общее образование. При этом общее образование необходимо понимать не как «всезнайство» (древние говорили «Многознание уму не научает»), а как условие для овладения профессиональным знанием.
Доказано, что быстро устаревают, прежде всего, знания специальные, тогда как фундаментальные знания дают устойчивость профессиональному развитию. Анализируя работу выпускников технических университетов и институтов, которые ориентированы на подготовку специалистов конкретного профиля, можно констатировать, что в плане сформированности профессиональной устойчивости (необходимое условие мобильности) первые на порядок превосходят вторых, но вторые лучше адаптируются к конкретным условиям производства. Это связано с тем, что в университетах высок престиж исследования, ориентации на познание мира, а само образование подчинено задаче освоения метода.
Важным является и то, как идет процесс формирования у будущего специалиста осознанного, осмысленного отношения к своей будущей профессиональной деятельности, а также к особенностям ее развития. Поскольку только в данном случае профессиональное сознание может стать формой существования, а также психологическим механизмом совершенствования деятельности специалиста, который способен овладевать новыми достижениями профессиональной культуры и, достигнув намеченного уровня, идти дальше, развивая эту культуру [6].
Возможность преодоления разрыва между двумя составляющими (общей и специальной) в профессиональной подготовке специалиста появляется тогда, когда на протяжении всего процесса обучения студенты включены в широкий спектр (виды деятельности) профессионального обучения. То есть студент получает многогранную профессиональную подготовку, но при этом у него всегда остается возможность выбора конкретного вида профессиональной деятельности до окончания учебного заведения [4]. Данная идея и была заложена в системе непрерывного образования по типу «бакалавриат - магистратура». При этом все виды практики, которые обеспечивают процесс профессионального становления будущего специалиста, должны, при условии изменения содержания, форм деятельности, присутствовать на всех этапах обучения. В этом случае высшее профессиональное образование дает возможность не только сохранить, но и укоренить общекультурную и профессиональную направленность обучения.
Подлинный профессионализм заключается в способности закономерного изменения деятельности в направлении все более углубляющегося и расширяющегося познания ее предмета, средств и способов, что обеспечивает ее продуктивность в изменяющемся мире [5].
Традиционно важнейшей функцией отечественного высшего технического образования была передача ценностей и норм от поколения к поколению. Но в современных условиях эта функция слабеет, и потому нужна перестройка, направленная на повышение качества обучения, ориентации на профессиональное развитие. Связано это с тем, что конкретная специальность постоянно меняется во времени и в случае перехода в другую область от него требуется перестройка имеющихся методов и способов деятельности. Поэтому университетская подготовка предусматривает целенаправленное создание условий развития психологической устойчивости и мобильности.
Для занятия инженерной деятельностью необходимы, прежде всего, понимание миссии, предназначения своей профессии, понимание целей и задач деятельности, особый склад мышления (специфически-предметное), который предполагает способность преобразования действительности. Соответственно подготовка инженеров должна включать в себя формирование специфического типа профессионального сознания, т.е. не только профессионального знания, но и профессионального отношения к поставленным задачам. Сложность инженерной деятельности заключается и в том, что она направлена не только на техническое, но и на социальное преобразование мира. Поэтому нужно учитывать, что научные знания, являясь формой существования профессиональных знаний, - это всегда специализированные знания. Соответственно и высшее техническое образование сегодня должно рассматриваться с позиции подготовки специалиста, который умеет взглянуть на мир с учетом специального образования. В этом случае мы часто слышим о «физической картине мира», «техническом взгляде на мир», «художественном видении действительности». Это, с одной стороны, является показателем проникновения в сущность явления благодаря определенной специализации человеческой активности, а с другой - определенную ограниченность.
На наш взгляд, развитию профессионально мобильных специалистов должны способствовать следующие направления обучения:
- подготовка к столкновению с новыми и неожиданными профессиональными задачами, выходящими за пределы накопленного опыта, требующими нестандартных творческих решений. Такая подготовка включает в себя вырабатывание у студентов навыков углубленной самостоятельной работы и культуры научного мышления, развитие способностей к овладению методами получения и трансформации знаний, к созданию творческого потенциала и профессиональных ориентаций. Названные качества составляют сущность ценностно-смыслового компонента профессиональной мобильности.
Целесообразно использовать в образовательном процессе проблемные ситуации и на этой основе выстраивать ценностно-смысловой ряд понятий, проблем и способов их решения в аспектах профессионально-творческой, аксиологической, психологической, личностной ориентации;
- развитие профессионального самосознания, включающего в себя соотнесение требований профессии со своими возможностями, осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, в том числе выходящей за рамки первоначально полученной специальности. Создание тезауруса, знакомство с историей науки и профессии, биографиями выдающихся людей и т.д. способствуют формированию всех компонентов профессиональной мобильности (ценностно-смыслового, теоретического, практического), поскольку этот процесс связан не только со знанием основных программ и концепций, но и с умением оценить свои профессиональные способности, намечать пути саморазвития;
- обучение навыкам адаптации к профессиональной деятельности, способам самоорганизации и саморазвития, самосовершенствования профессионализма, построения карьеры [9]. Выполнение этой задачи должно заключаться в поэтапном обучении моделированию и проектированию самостоятельной профессиональной деятельности, поскольку специалисту, решающему проектные задачи, нужно быть подготовленным к оперативной переориентации своих действий;
- инновационное проектирование подготовки профессионально мобильных специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта. В рамках данного направления работы целесообразно задействовать как дисциплины, которые указаны в образовательном стандарте, так и самые разные спецкурсы, факультативы, практикумы, привлекать практиков, представителей зарубежных компаний;
- активное использование возможностей образовательно-воспитательной среды учебного заведения [7].
Рецензенты:
Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень.
Белякова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Фугелова Т.А. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12102 (дата обращения: 09.12.2024).