Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕЛЕЙ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Чулкова Р.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
В статье рассматриваются особенности методологических подходов к определению целей и сущности гражданского воспитания в современной школе. Цель данной работы – выявление методологических подходов к определению целей и сущности гражданского воспитания школьников в современной школе. Раскрываются сущностное содержание понятия гражданственности, методологические основы формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основными методами работы являются сравнительно-исторический анализ научно-педагогической литературы по проблемам гражданского воспитания, обобщение и систематизация теоретического материала. Практическая значимость работы видится в методологическом обосновании перспективы развития системы гражданского воспитания на современном этапе.
компетентностный подход.
культурологический подход
антропологический подход
аксиологический подход
гражданственность
гражданское воспитание
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.; 2009. - 23 с.
2. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание учащихся: Учеб.-метод. пособие. - Челябинск: Образование, 2003. - 115 с.
3. Павлов Б.Ф. Воспитание патриота: Учеб. пособие для высших и средних учебных заведений. - Казань: ТаРИХ, 2004. - 319 с.
4. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждения России (историко-педагогические аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 22 с.
5. Филонов Г.Н. Гражданственность в структуре самосознания личности // Воспитание школьников. - 2004. - № 6. - С. 2-5.
6. Фрумин И.Д. Гражданское образование: спорные моменты и возможные тенденции // Директор школы. - 1997. - № 5. - С. 57-58.
7. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари. - М.: Академический проект, 2005. - 304 с.

В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания.

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни [1].

В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в области истории, теории и практики гражданского воспитания, которые бы позволили не только критически переосмыслить опыт гражданского воспитания, но и, теоретически осмыслив его, выделив основные методологические подходы, закономерности и принципы его реализации, определить перспективы развития системы гражданского воспитания на современном этапе.

Цель данной работы - выявление методологических подходов к определению целей и сущности гражданского воспитания школьников в современной школе. Основными методами работы являются сравнительно-исторический анализ научно-педагогической литературы по проблемам гражданского воспитания, обобщение и систематизация теоретического материала.

Раскрытие сущности процесса гражданского воспитания в большинстве современных исследований происходит через определение его как формирование гражданственности - интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Сравнительно-исторический анализ научно-педагогической литературы по проблемам гражданского воспитания позволяет утверждать, что цели, содержание и методы гражданского воспитания обусловливаются политическими, социальными и экономическими условиями жизни общества и зависят от господствующей в нем идеологии. В современных исследованиях, посвященных истории гражданского воспитания (Зеленцова С.И., Суколенов И.В.), в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии» [4], выделены два основных подхода к проблеме взаимодействия государства с личностью гражданина: подчинение личности государству (античность, средние века, тоталитарные режимы ХХ века) и признание личности в ее равном отношении к государству (эпоха Возрождения, французское Просвещение, общественно-патриотическое движение ХIХ века, приоритет личностного подхода к воспитанию гражданина в 90-е годы ХХ века).

На современном этапе гражданское воспитание отнесено к числу стратегических направлений развития образовательных систем.

В соответствии с действующими документами целями гражданского образования и воспитания являются:

  • создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;
  • развитие у учащейся молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • формирование законопослушного и критического правосознания, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в качестве избирателя, налогоплательщика и защитника Отечества;
  • подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе, правовая социализация личности.

Для достижения указанных целей требуется выполнение следующих основных задач: проведения научно обоснованной управленческой, организаторской, образовательной и воспитательной деятельности для эффективного гражданского образования учащихся; утверждения в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России; создания эффективной системы гражданского образования, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащейся молодежи верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей; создания механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданского образования молодежи, а также условий, в которых возможно проявление гражданской активности.

Все сказанное определило тот факт, что проблемы гражданского воспитания молодого поколения стали занимать приоритетное место в исследованиях отечественных педагогов на рубеже ХХ-ХХI вв.

Появились работы не только с научно-теоретическим содержанием (Беляев А.В., Болотина Т.В., Гаязов А.С., Гера Р.Д., Жильцов Н.А., Ростовцева Е.В., Суколенов И.В., Танюхин Ю.А., Фрумин И.Д.), но и связанные с практическим внедрением идей гражданского воспитания (Антонов В.О., Бабаев А.М., Балаганов А.Р., Банникова Л.Н., Богомаз М.В., Васильев Г.И., Вахрушева Н.А., Власова В.Н., Воскресенская Н.М., Лышников Д.В., Русина Т.В., Савотина Н.А., Усова А.В.).

Благодаря перечисленным исследованиям сложился категориальный аппарат теории гражданского воспитания, были сформулированы ее основные методологические положения, закономерности и принципы. Все они базируются на основных идеях современной гуманистической парадигмы российского образования.

К числу ведущих методологических подходов, определяющих закономерности и принципы конструирования системы гражданского воспитания, можно отнести аксиологический, антропологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Аксиологический подход в гражданском воспитании был обоснован в работах Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, В.А. Кирьяковой, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, В. Франкла, В.А. Ядова и др.

По определению Г.Н. Филонова, гражданские ценности составляет весь фиксированный в культуре опыт предшествующих поколений народа в области государственного строительства, сохранения и укрепления своего государства как важнейшей функциональной структуры общества [5]. При этом исследователь отмечает, что эти ценности покрывают весь опыт человеческой личности во всех аспектах ее жизнедеятельности.

Ценностные ориентации в гражданском воспитании обусловлены системой общественных отношений, содержанием образования и воспитания, условиями развития, особенностями жизненного опыта и характера личности.

Антропологический подход предполагает учет достижений всех наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о его развитии и саморазвитии как члена социума.

По определению современных исследователей, в настоящее время реализация антропологического подхода рассматривается, прежде всего, как преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии. С позиции этого подхода человек определятся как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего развития конкретной человеческой личности.

Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель гражданского образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании - это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учетом личностных качеств.

Культурологический подход в организации гражданского воспитания позволяет рассматривать его как целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Идеи о необходимости воспитания гражданина России с учетом национальных и культурно-исторических традиций сформулированы в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. В современных исследованиях (Бабаев А.М., Беляев А.В., Волков К.Н., Гершунский Б.С., Павлов Б.Ф., Петрова Т.Н., Чуриков И.А. и др.) указывается важность оптимального сочетания общечеловеческих и национальных ценностей в системе гражданского воспитания, признается необходимость учета этнокультурных и социально-экономических особенностей региона при выстраивании системы гражданского воспитания.

Содержание культуры (ценности, социальные программы, способы деятельности и общения, символический язык и др.) развивалось исторически, по мере того, как возникали новые потребности и формы бытия людей, развивалось их отношение друг к другу, обществу, природе, формировались новые способы преобразовательной деятельности, социального опыта.

Культуросообразность гражданского образования взаимосвязана с национальными традициями развития общественного сознания. Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Поликультурные особенности Республики Марий Эл позволяют использовать в гражданском воспитании опыт не только русского и марийского народов, но и татар, чувашей и других национальностей, проживающих на территории региона. Этнопедагогизация системы школьного воспитания рассматривается как важнейшее условие обеспечения гражданского воспитания школьников как представителей конкретного этноса, наполняет социальную, культурно-просветительную, воспитательную и психологическую функцию гражданского образования новым звучанием [7, с. 14].

Деятельностный подход в реализации целей гражданского воспитания - основа, средство и решающее условие формирование гражданственности личности. Чтобы сформировать у учащихся гражданское самосознание, подготовить их к самостоятельной жизни и гражданскому самоопределению, к активному включению в общественную жизнь и деятельность на пользу общества, необходимо организовать в образовательном пространстве школы полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Общепризнанно, что «активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения» [3, с. 47].

Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена ее лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению детей от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Опыт показывает, что нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребенку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознает реальные проблемы своей страны и начинает защищать ее интересы.

И. Фрумин считает, что в России исторически сложились две концепции гражданского воспитания: дисциплинарная и деятельностная [6]. При этом под дисциплинарным подходом к структурированию системы гражданского воспитания понимается акцент на знаниях, деятельностный же подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность (прежде всего путем школьного самоуправления и взаимодействия со средой).

На наш взгляд, деятельностному направлению в гражданском воспитании созвучен компетентностный подход, который является инновационным для педагогической методологии в области гражданского воспитания и только начинает внедряться в школьную практику. Данный подход имеет множество плюсов - переход от передачи знаний к их освоению, высокая мотивация деятельности по реализации этих знаний на практике, личностно-ориентированный характер гражданского воспитания. Компетентностный подход, не отрицая знаниевой составляющей гражданского воспитания, стремится представить знания в такой форме, которая приведет к их личностной самоактуализации и реализации их в опыте гражданского поведения. Однако реализация этого подхода сопряжена с определенными сложностями, т.к. он предполагает осуществление процесса гражданского воспитания через введение учебных задач - ситуаций, активное использование проблемного обучения и социального проектирования без ущерба знаниевой составляющей.

В связи с этим многие исследователи (Болотов В.А., Гревцева Г.Я., Сериков В.В.) предлагают в системе гражданского воспитания не замену дисциплинарной модели гражданского образования на деятельностную, но их сосуществование. Так, в исследовании Г.Я. Гревцевой основным средством процесса воспитания гражданственности старшеклассников являются общественные дисциплины, а комплекс педагогических условий объединяет использование форм и методов интегрированного, личностно-ориентированного и модульного обучения [2].

На наш взгляд, предметный, или дисциплинарный подход, вполне совместим с деятельностным. Если в рамках учебного предмета будет уделяться внимание активным методам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, будет достигнут необходимый баланс в развитии гражданских компетентностей. Использование активных и интерактивных методов обучения ради них самих (как это иногда происходит) не приведет к полноценному результату. Лишь основываясь при дискуссии, ролевой игре и других активных формах деятельности на изучении основных понятий и принципов демократии, можно воспитать информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина. Таким образом, деятельностное направление в гражданском воспитании направлено на развитие гражданской компетентности личности как совокупности готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. Соответственно, в рамках демократических теорий целесообразно говорить не о формировании каких-либо заданных качеств личности, а о создании условий для становления каких-либо компетенций.

Поскольку современная школа не является единственным фактором гражданского образования и воспитания, то особое значение при реализации гражданского воспитания приобретает средовой подход, который включает в себя различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, микросоциумом, внеучебными объединениями, в которые включен учащийся), которая весьма противоречива. Учебное заведение не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая школу в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме.

Таким образом, современная система гражданского воспитания должна строиться с учетом диалектики гуманизации целостного педагогического процесса и основываться на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов гражданского воспитания к личности учащегося при сочетании с их ориентацией на определенные императивы; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения по отношению к своим гражданским правам и обязанностям.

Рецензенты:

Комелина В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Федорова С.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Чулкова Р.Г. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕЛЕЙ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12101 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674