Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Святцева А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
В статье говорится о принципах и способах организации художественно-эстетической деятельности де-тей совместно с родителями, а также о подготовке студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей в рамках предложенной автором педагогической модели подготовки студентов к профессиональной деятельности. Автор представляет обоснование эффективности межпред-метного распределения учебного материала в подготовке студентов к работе с родителями по художе-ственно-эстетическому воспитанию детей, которое осуществлено на основе анализа учебного плана, и показывает, что использование межпредметных связей помогает представить учебный материал более разнопланово, в различных содержательных контекстах при организации практических занятий.
художественно-эстетическое развитие.
студенты – будущие педагоги
1. Каган М.С. Морфология искусства: ист.-теорет. исследование внутреннего строения мира искусств. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.
2. Куприна Н.Г. Стилевой подход как путь ценностного освоения содержания произведений искусства студентами педагогического вуза // Педагогическое образование в России. - № 4. - 2011. - С. 254-261.
3. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей : теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в ХIХ - ХХ вв. - Самара: Изд-во СГУ, 1997. - 84 с.
4. Печко Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). - Вып. 2. - Межвузовский сборник научных трудов / Институт художественного образования Российской академии образования; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М.: Луганск, 2000. - С. 45-58.
5. Российская газета: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. - [Электронный ресурс] - Сайт: rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Введение

Одним из положений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является требование опоры на специфически детские виды деятельности в личностном развитии ребенка. Подчеркивается особая роль художественно-эстетической деятельности в формировании общей культуры личности ребенка, развитии его социальных и нравственных качеств. Не менее важным положением ФГОС выступает реализация принципа сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Повышение статуса семейного воспитания, поддержка семьи лежит в основе «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года». Разработка теоретических подходов к художественно-эстетическому развитию детей в условиях сотрудничества ДОО с семьей выступает в качестве социального заказа современной педагогической науке на данном этапе развития нашей страны.

В свете приоритетных направлений современной государственной политики в области дошкольного образования актуализируется проблема подготовки студентов педагогических вузов - будущих методистов и воспитателей дошкольных образовательных организаций к работе с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей. Такая подготовка включает освоение студентами знаний о специфике эстетического отношения личности к окружающему миру, значимости художественно-эстетической деятельности в личностном развитии ребенка, принципов организации совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей.

Исследовательская работа по формированию готовности у студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей проводилась нами на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Выделим основные положения, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.

Понятие «готовность к работе с родителями по художественно-эстетическому развитию детей» применительно к подготовке студентов педагогических вузов проанализировано и обосновано нами как профессионально-личностное качество, включающее понимание значимости приобщения детей к миру искусства для их личностного развития, знания о принципах и способах организации художественно-эстетической деятельности детей совместно с родителями, владение технологиями личностного развития детей в художественно-эстетической деятельности.

Педагогическая модель формирования готовности у студентов педагогических вузов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей является структурно-процессуальной, ее блоки (целевой, содержательный, методический, инфраструктурный, результативный) соответствуют основным компонентам вузовского педагогического процесса. В содержательный блок включены знания и виды деятельности, связанные с организацией совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей под руководством педагога, на основе обогащения программного содержания учебных дисциплин, осваиваемых студентами за время обучения в вузе, а также содержания внеаудиторной работы; в методический блок вошли формы и методы, способствующие реализации задач формирования готовности у студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому развитию детей и диагностики этого процесса; инфраструктурный блок характеризует дополнительные средовые составляющие педагогического процесса на микро- (вузовском) и макро- (социокультурном) уровнях; в результативном блоке представлены показатели, характеризующие степень сформированности у студентов готовности к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей.

Условиями реализации педагогической модели являются: обогащение содержания общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, изучаемых в педагогическом вузе, психолого-педагогическим и художественно-педагогическим материалом; деятельностно-креативная ориентированность процесса обучения, выражающаяся в постепенном расширении возможностей самостоятельной реализации студентами приобретенных знаний в учебной и внеаудиторной деятельности; информационная и методическая обеспеченность процесса обучения.

Остановимся более подробно на одном из содержательных аспектов подготовки студентов в рамках предложенной модели: освоение студентами принципов организации совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей под руководством педагога. Мы выделили следующие принципы: ценностной ориентации, целостности, сотрудничества в детско-родительских отношениях, учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

Принцип ценностной ориентации. Художественные произведения, являясь «образной памятью человечества» (по выражению Л.П. Печко), выступают носителями и выразителями общечеловеческих ценностей: красоты и выразительности окружающего мира, многообразия человеческих чувств и отношений. Особое значение имеет художественно-образный контекст развития личности в период детства: дети постигают действительность и ее нравственные законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Закономерно при этом, что, чем ярче и привлекательнее видео- или аудио образ, тем более значимым представителем ценностей окружающего мира он воспринимается ребенком. По замечанию Д.С. Лихачева, в представлении ребенка эстетические категории «отождествляются с конкретными образами: красота отождествляется с добром, а безобразное со злом. Такова особенность детского мышления» [3, с. 22].

Серьезной проблемой современной семьи и общества в целом является низкий уровень художественно-образной продукции, которая наполняет повседневную жизнь детей. Современные дети в значительной степени дезориентированы средствами массовой информации в понимании правильного, позитивного поведения в окружающей среде. По замечанию Н.Г. Куприной, «обилие рекламы, заражающей красивыми образами беззаботного и безответственного отношения к окружающим и к собственному здоровью, доминирование на телеэкранах многочисленных передач, смакующих трагедии «чрезвычайных происшествий», и фильмов-боевиков, эстетизирующих образы жестокости и агрессии, увлечение компьютерными играми, имеющими асоциальную направленность (выигрыш «любой ценой»), приводят к созданию такого художественно-образного контекста, который зачастую искажает представления детей о ценностях окружающего мира» [2, с. 254]. Нередко зрительный и звуковой фон, представляющий собой образцы массовой продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным, разрушительным для неустойчивой детской психики.

Исходя из реалий современной действительности, важнейшей составляющей подготовки студента - будущего воспитателя ДОО является способность консультирования родителей в вопросах подбора художественных произведений - носителей гуманистических ценностей и образов гармоничного, ответственного поведения в окружающей среде для создания художественно-образного контекста, в котором происходит развитие их детей.

Принцип целостности связан с соотнесением педагогического процесса художественно-эстетического воспитания детей с их целостной жизнедеятельностью в семье.

Искусство как «образная модель человеческой жизнедеятельности» [1, с. 235] является выработанным в культуре способом выстраивания целостного образа мира в сознании личности на основе чувственного, образного его восприятия, через эмоциональное видение. При этом разнообразные способы эмоционально-чувственного освоения мира на основе различных видов искусств, а также образов окружающей действительности находят свое обобщение в эстетическом восприятии. Эстетическое связано с чувственно-образным постижением личностью целостности, красоты, выразительности окружающего мира и обусловливает направленность на гармонизацию личности, выстраивание ее отношений с окружающим миром в соответствии с законами меры, равновесия и красоты.

Особенно эффективно обращение к художественно-образным способам развития личности и формирования ее мировосприятия в период детства. Детям свойственна особая эстетическая восприимчивость, целостность в видении мира. Обретение ребенком художественно-эстетического опыта оказывается в неразрывной связи со всеми другими сферами его личностного развития. Различные формы художественно-образного взаимодействия с окружающим миром, связанные с речью, движением, рисованием или конструированием, являются для ребенка своеобразными играми, т.е. выступают в качестве ведущего вида деятельности, в котором происходят важные изменения в его психике, поведении, формируются качества его личности. Разнообразные способы художественно-эстетической деятельности взрослых и детей целостно воздействуют на все сферы развития личности ребенка: закладываются основы познавательной деятельности, мощный толчок получают все психические свойства личности (внимание, память, воля, воображение, мышление, речь), формируются коммуникативные качества, вырабатываются умения сотрудничать и чувство сопричастности к общему делу, решаются задачи нравственного, духовно-ценностного развития ребенка.

Принцип сотрудничества в детско-родительских отношениях в процессе приобщения детей к искусству базируется на гуманистических идеях признания приоритета интересов, склонностей и индивидуальных особенностей ребенка при выборе родителями воспитательных средств взаимодействия с ним.

В наши дни, когда происходит трансформация устоявшихся в традициях культуры норм семейных отношений, появляются различные модификации и альтернативные формы семьи, и ученые говорят о ее кризисе, неизбежно возникают различные перегибы и в детско-родительских отношениях, как в сторону безответственности, так и в сторону гиперопеки. В частности, мы нередко являемся свидетелями того, как в материально обеспеченных семьях родители перенасыщают жизнь ребенка яркими и сильными эмоциональными впечатлениями, стремясь с первых же дней появления ребенка на свет обеспечить его всем, с их точки зрения, самым интересным и самым лучшим, что существует в окружающем мире. Нередко это приводит к обратному эффекту: дети становятся пассивными, теряют интерес к каким-либо занятиям и нуждаются в раздражителях, превышающих по силе эмоционального воздействия полученные впечатления.

Существует и другая распространенная ситуация, когда родители стремятся реализовать через детей свои амбиции или нереализованные в своем собственном детстве желания. Нередко детей отдают в образовательные художественные учреждения, ожидая от них блестящих результатов: участия в международных выставках по художественному творчеству, побед на музыкальных или танцевальных конкурсах и т.д. Зачастую эти амбиции родителей поощряются самими педагогами, точнее, руководителями детских школ искусств или художественных колледжей: материально обеспеченные родители готовы оплатить зарубежные поездки и выступления всего школьного коллектива ради того, чтобы их ребенок блистал в качестве солиста, «звезды». К сожалению, такие ситуации в большинстве случаев приводят не к гармонизации, а к искажению сознания ребенка.

Необходимо четкое понимание студентами - будущими воспитателями ДОО целевых ориентиров художественно-эстетического развития детей: нацеленность на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в процессе приобщения к искусству, основанное на учете его интересов, склонностей и индивидуальных особенностей.

Принцип учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании особенно важен для многонациональных регионов России, к которым относится Уральский регион, и предполагает соответствие воспитательных подходов в семье национальному менталитету, традициям народной педагогики и сформированным в культуре данного народа формам художественно-эстетического взаимодействия взрослых и детей в семье. В условиях полиэтнического воспитательно-образовательного пространства существенным моментом является сочетание задачи развития у ребенка национальной идентификации с задачами приобщения его к поликультурной действительности мира. Педагогическим условием воплощения этого принципа в воспитательном процессе выступает нахождение точек соприкосновения и общности различных культур, акцентирование общих для разных народов педагогических приемов приобщения ребенка к общечеловеческим гуманистическим ценностям при сохранении национальной самобытности и всестороннем приобщении ребенка к традициям собственной национальной культуры.

Для освоения студентами выделенных принципов организации совместной с родителями художественно-эстетической деятельности детей мы использовали межпредметный вариант распределения данного материала по учебным дисциплинам, которые наиболее соответствуют избранному направлению работы. В частности, на основе анализа учебного плана «Педагогика и методика дошкольного образования» (Направление: Педагогическое образование) нами были выделены следующие дисциплины: «Теоретические основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста», «Теория и технология развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста», «Теория и технология развития музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста», «Педагогика народного творчества» (дисциплины вариативной части профессионального цикла), «История эстетики и эстетического воспитания», «История культуры и искусства» (факультативы), «Взаимодействие ДОО с семьей», «Организация культурно-просветительской деятельности» (спецкурсы). В программное содержание названных дисциплин были внесены дополнения, отвечающие задачам формирования у студентов готовности к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей. При распределении материала между указанными дисциплинами мы учитывали очередность их прохождения студентами.

В результате многолетней опытно-поисковой работы мы пришли к выводу, что межпредметное распределение материала при подготовке студентов к работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей выступает достаточно эффективным способом освоения необходимых в этой сфере знаний и навыков. Постоянное возвращение «к пройденному» в разных дисциплинах и на различном учебном материале способствует углублению представлений, полученных первоначально в рамках определенной темы. Межпредметные связи помогают представить сам материал более разнопланово и объемно, в различных содержательных контекстах, при организации практических занятий. Добавим к этому, что предметы ведут разные преподаватели, и у каждого из них, при изначально общей позиции, существует свое видение проблемы, свой жизненный опыт и своя позиция. Эта ситуация помогает включить студентов в самостоятельное размышление и осмысление этой значимой в их профессиональной подготовке темы.

Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Новосёлов С.А., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Святцева А.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12065 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674