Введение
Применение научно обоснованных, проверенных многолетней практикой методов профессионального отбора позволяет в большинстве случаев правильно оценить качество и способность кандидата к овладению военной специальностью [1, 2, 4]. В наибольшей степени это относится к системе психофизиологического отбора авиационных специалистов. Информация, получаемая с помощью методов психофизиологического обследования, зачастую оказывается более объективной и достоверной, чем данные из других источников [4-7].
На сегодняшний день в Республике Казахстан отсутствует единый методологический подход к данной проблеме. В настоящее время проведение психофизиологического отбора не регламентировано, нет руководящих документов и методической литературы, не решены многие вопросы организации и методического обеспечения профессионального психофизиологического отбора будущих авиационных специалистов Республики Казахстан, что обусловливает актуальность проведенного исследования.
Цель работы заключалась в оценке эффективности мероприятий профессионального психофизиологического отбора курсантов для обучения авиационных специалистов Республики Казахстан.
Исследование проводили в 2008-2012 гг. на базе Военного института Сил воздушной обороны Министерства обороны Республики Казахстан. На основании сформированной батареи тестов был проведен профессиональный психофизиологический отбор абитуриентов, поступающих в военный авиационный институт по специальностям «летчик», «штурман», «офицер боевого управления авиацией» (БУА). Объем и использованные методики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Объем и методики исследования
| Оцениваемое качество, наименование методики | Количество обследованных | Количество исследований | 
| Особенности вербального интеллекта (аналогии) | 590 | 590 | 
| Логическое мышление (числовые ряды) | 590 | 590 | 
| Кратковременная память (зрительная память) | 590 | 590 | 
| Образное мышление (образное мышление) | 590 | 590 | 
| Счетно-математические способности (арифметический счет) | 590 | 590 | 
| Кратковременная память (вербальная память) | 590 | 590 | 
| Вербально-логическое мышление (установление закономерностей) | 590 | 590 | 
| Пространственные способности (кубы) | 590 | 590 | 
| Зрительное восприятие приборной информации (шкалы приборов) | 590 | 590 | 
| Способность к зрительному восприятию (компасы) | 590 | 590 | 
| Переключаемость внимания (отыскивание чисел с переключением - черно-красная таблица) | 590 | 590 | 
| Скорость и точность манипулирования элементами цифровой шкалы (методика часы) | 590 | 590 | 
| Особенности внимания, способность к работе в навязанном темпе и дефиците времени (численно-буквенные сочетания, медленно и быстро) | 590 | 590 | 
| Счетно-оперативная методика | 590 | 590 | 
| Военно-профессиональная мотивация | 590 | 590 | 
| 16-факторный личностный опросник Кеттелла | 590 | 590 | 
| Специальный комплекс физических упражнений | 590 | 590 | 
| МЛО «Адаптивность» | 590 | 590 | 
| Опросник СМИЛ | 590 | 590 | 
| Теппинг-тест | 590 | 590 | 
Результаты и обсуждение
Был проведен сравнительный анализ психофизиологических характеристик абитуриентов, принятых и не принятых в военный авиационный институт по результатам профессионального психофизиологического отбора. В целом обоснованный и предложенный комплекс методик, оценивающий общее интеллектуальное развитие (ОИР), уровень личностного адаптационного потенциала (ЛАП) и военно-профессиональной мотивации (ВПМ), оказался эффективным. Так, поступившие в 2008-2012 гг. абитуриенты (n = 310) имели достоверно более высокие оценки по единому национальному тестированию (ЕНТ) по сравнению с непоступившими (n = 280, p < 0,05, рис. 1).
Проведенный анализ психофизиологических особенностей в указанных выше двух группах показывает достоверные различия по ряду физиологических и психологических методик исследования (табл. 2, 3).
Таблица 2
Психофизиологические характеристики абитуриентов, поступавших в военное авиационное образовательное учреждение в 2008-2012 гг.,`(x ± i)
| Наименование методики обследования, ед. изм. | Поступившие, n = 310 | 
			Непоступившие,  | ||
| Специальный комплекс физических упражнений, балл | 1-е упражнение, скорость, вестибулярная устойчивость | 20,7±0,8* | 18,4±0,9 | |
| 
 | 2-е упражнение, координация движений | 31,3±0,6* | 29,1±0,9 | |
| 
 | 3-е упражнение, скорость, сила, выносливость | 14,6±0,4* | 13,2±0,7 | |
| 
 | 4-е упражнение, пространственная ориентировка, вестибулярная устойчивость | 21,88±0,31* | 20,17±0,27 | |
| 
 | 5-е упражнение, скорость, выносливость, ловкость | 13,51±0,14* | 12,95±0,13 | |
| Теппинг-тест, количество касаний | 1 квадрат | 35,18±0,74 | 35,95±0,64 | |
| 
 | 2 квадрат | 28,83±0,48 | 28,18±0,39 | |
| 
 | 3 квадрат | 29,67±0,43* | 28,51±0,36 | |
| 
 | 4 квадрат | 28,34±0,42* | 27,43±0,36 | |
| 
 | 5 квадрат | 28,65±0,44* | 27,7±0,34 | |
| 
 | 6 квадрат | 28,25±0,5 | 28,02±0,4 | |
* различия достоверны при p < 0,05.
У абитуриентов, поступивших на обучение в военный авиационный институт, получены достоверные различия (p < 0,05) по всем методикам специального комплекса физических упражнений, некоторым характеристикам теппинг-теста (см. табл. 2) по сравнению с непоступившими.
Аналогичные результаты дает сравнительный анализ характеристик интеллектуального развития (см. табл. 3). У кандидатов, поступивших на обучение в авиационный институт как на специальность «летчик», так и на специальности «штурман» и «офицер БУА», более развиты пространственное, вербально-логическое и абстрактное мышление, память, характеристики распределения и переключения внимания. Они допускают наименьшее количество ошибок при выполнении тестовых заданий. Все перечисленное позволяет достоверно отличить их интегральную оценку от интегральной оценки не поступивших абитуриентов.
Таблица 3
Уровень развития познавательных психических процессов (ОИР) у поступивших и непоступивших абитуриентов (M ± m)
| Показатели методики оценки общего интеллектуального развития | «Общая выборка» (n = 590) | Поступившие (n = 310) | Непоступившие (n = 280) | p | 
| Аналогии | 22,00±0,85 | 22,75±0,53 | 16,78±2,08 | < 0,05 | 
| Числовые ряды | 19,75±0,64 | 20,43±0,47 | 15,44±1,60 | < 0,05 | 
| Зрительная память | 18,88±1,15 | 21,94±0,56 | 16,22±1,68 | <0,05 | 
| Арифметический счет | 20,13±1,55 | 21,21±0,75 | 10,22±0,96 | < 0,05 | 
| Образное мышление | 21,50±0,92 | 22,84±0,53 | 15,89±1,74 | < 0,05 | 
| Вербальная память | 20,38±2,06 | 22,17±0,68 | 18,00±1,73 | <0,05 | 
| Установление закономерностей | 20,13±1,66 | 21,57±0,60 | 13,78±1,67 | < 0,05 | 
| Компасы | 7,22±1,13 | 10,73±1,99 | 6,15±2,33 | < 0,05 | 
| Шкалы приборов | 64,48±5,47 | 53,11±7,44 | 81, 87±8,54 | < 0,05 | 
| Черно-красная таблица | 375,2±10,7 | 221,8±12,8 | 425,7±14,9 | < 0,05 | 
| Часы | 18,33±2,07 | 22,96±2,77 | 14,81±3,12 | < 0,05 | 
| Численно-буквенные сочетания | 22,18±1,87 | 17,08±2,54 | 26,47±3,68 | < 0,05 | 
| Счетно-оперативная методика | 10,11±2,83 | 12,44±1,73 | 7,89±2,27 | < 0,05 | 
Анализ результатов (см. табл. 3) позволил выявить достоверные различия между группами поступивших и непоступивших абитуриентов по методикам «Аналогии» и «Числовые ряды». Средние значения поступивших курсантов достоверно больше непоступивших на 35,6 и 32,3% соответственно при p < 0.05. Значения методики «Зрительная память» у поступивших на 35,3% выше, чем у непоступивших. По методике «Арифметический счет» отличие составляет почти 2 раза при уровне достоверности р < 0,01. По методикам «Образное мышление» и «Установление закономерностей» средние значения поступивших выше средних значений непоступивших на 43,7 и 56,5% соответственно при уровне достоверности р < 0,01. Вербальная память у этой группы на 23,2 % выше. Суммарная оценка общего интеллектуального развития (ОИР) по 7 субтестам также показала достоверные различия между группами поступивших и непоступивших абитуриентов. Значения ОИР поступивших курсантов достоверно выше значений ОИР не поступивших на 26,4% при р < 0,01.
При сравнительной оценке индивидуальных психологических особенностей указанных групп было определено, что поступившие абитуриенты достоверно (p < 0,05) отличаются от не поступивших по шкалам A - 11,3±0,3 и 12,1±0,4 у.е., В - 6,9±0,2 и 6,1±0,2 у.е., С - 19,1±0,2 и 18,6±0,2 у.е., Q3 - 15,1±0,2 и 14,6±0,2 у.е., Q4 - 6,2±0,5 и 5,1±0,3 у.е. 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.
Приведенные показатели свидетельствуют о бόльшем развитии абстрактного мышления, бόльшей общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроле и собранности абитуриентов, поступивших на обучение по сравнению с непоступившими. Такие характеристики полностью соответствуют общим требованиям, предъявляемым экспертами к профессионально важным качествам летчиков и штурманов.
Выводы
Мероприятия профессионального психофизиологического отбора, проводившиеся в Военном институте Сил воздушной обороны, позволили выбрать лиц, обладающих необходимыми для обучения профессиям летчика, штурмана и офицера БУА профессионально важными качествами:
- физические и физиологические - скорость, сила, выносливость, пространственная ориентировка, вестибулярная устойчивость;
- интеллектуальные - более развитые пространственное, вербально-логическое и абстрактное мышление, память, характеристики распределения и переключения внимания, точность и безошибочность при выполнении тестовых заданий;
- личностные - выше общительность, бόльший самоконтроль и собранность, наилучшие способности к социально-психологической адаптации.
Рецензенты:
Медведев Д.С. д.м.н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексной оценки состояния здоровья и профилактики ФГУП «НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека» ФМБА России, г. Санкт-Петербург.
Голубев В.Н. д.м.н., профессор, профессор кафедры нормальной физиологии Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Корнилова А.А., Заирова С.Т., Сысоев В.Н., Корнилова А.А., Гайворонская В.В. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12063 (дата обращения: 01.11.2025).



