Современный период характеризуется рядом серьезных социально-экономических и политических преобразований в России. Интеграция нашей страны в мировое сообщество, усиление влияния глобальных проблем современного мира на все человечество, нарастание этнических и религиозных конфликтов ставят серьезные задачи в области профессионального образования, и в частности в области подготовки будущих управленцев.
Сегодня особо актуально встает вопрос подготовки высококультурного, высоконравственного квалифицированного менеджера, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Исследование содержания деятельности менеджера и требований к его личностно-деловым качествам показало, что в новых экономических условиях требуется эффективный менеджер, в подготовке которого необходимо реализовывать новые формы обучения. Это исходит из того, что современный специалист в области управления должен обладать специфическими профессиональными навыками: уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, убедить и переубедить, спросить и ответить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, разрешить конфликт, найти тонкий психологический подход к клиенту. Преуспевающий, эффективный менеджер выступает в системе общественно-экономических отношений как управляющий, дипломат, лидер, организатор-инноватор, воспитатель,человек. Отметим также, что к личностным качествам представителей деловых кругов, каким является менджер, необходимо отнести эрудицию, широкий кругозор, высокий культурный уровень. В совокупности данные качества формируются, прежде всего в процессе профессиональной подготовки менеджера в условиях вуза.
По мнению автора статьи, важнейшим условием и фактором формирования у будущих менеджеров общекультурных компетенций является воспитательная работа. Также автор считает, что для формирования личностных и профессиональных качеств менеджеров и формирования общекультурных компетенций будущих управленцев важное значение имеет знание базовых ценностей мировой культуры. Данный вопрос рассматривался В.В. Бояркиной в статье «Сущностная характеристика общекультурной компетенции менеджера в контексте базовых ценностей мировой культуры» [3, с. 26-31].
Целью исследования является выявление потенциала воспитательной работы в формировании общекультурных компетенций будущих менеджеров. Для этого автором был использован теоретико-методологический анализ философской, педагогической, специальной литературы по проблеме исследования; рассмотрены различные аспекты воспитания, воспитательной работы в вузе, вопросы формирования общекультурных компетенций менеджеров.
Проанализировав литературу по исследуемой проблеме, автор пришел к выводу, что вопросы воспитательной работы в вузе достаточно широко освещены, тогда как вопросы формирования общекультурных компетенций при подготовке будущих менеджеров в системе воспитательной работы вуза не являются сегодня предметом специальных исследований.
Вопросам организации воспитательной работы в вузе посвящены работы П.И. Бабочкина, Б.Н. Боденко, И.В. Бухаловой, Г.Г. Габдуллина, Н.А. Дягтяревой, Е.Г. Залюбовской, В.С. Кагерманьяна, В.П. Лисовского, А.В. Пономаревой, Н.М. Стасенко и др.
Проблемы воспитания студенческой молодежи, приобщения студентов к ценностям, культуре разрабатываются Н.М. Борытко, С.Н. Никитенко, В.Г. Рындак, Л.Б. Соколовой и др.
Содержание и особенности профессиональной подготовки специалистов - управленцев рассматриваются в исследованиях Н.Д. Беляева, В.В. Глухова, Н.И. Гончара, М.С. Латкова, Т.В. Мазуряк, И.В. Чаплыгиной и др.
Для раскрытия потенциала воспитательной работы в формировании общекультурной компетенции будущих менеджеров рассмотрим ключевое понятие данного исследования - «воспитательная работа в вузе».
А.В. Мудрик в статье «Воспитание в системе образования: воспитание и социализация» выделяет ряд наиболее общих подходов к раскрытию понятия «воспитание», встречающихся в отечественной педагогической литературе. Он отмечает, что определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: 1) воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом; 2) воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; 3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа, целью которой является формирование системы определенных качеств, взглядов, убеждений; 4) воспитание еще в более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) [6, с. 98-112]. Он же формулирует следующее определение воспитания: «...относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в различных общественных, государственных, частных и религиозных воспитательных организациях, более или менее способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления» [6, с. 134].
В контексте нашего исследования интерес представляет определение понятия воспитания, данное Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич: «Воспитание (от древнерусск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа...» [2]. В нем акцентируется аксиологическая основа феномена «воспитания».
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова подчеркивают, что воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность; воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей [7].
В данных определениях отражены социально-психологические, ценностно-смысловые основы воспитательного процесса.
Автору статьи, в течение ряда лет работающему со студентами, в том числе во внеучебное время, близко определение воспитания, данное Г.Н. Волковым. Выдающийся педагог, основатель этнопедагогики академик Г.Н. Волков говорил: «... Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего! В этом определении есть все - и сущность, содержание, методика, технология и ответственность» [4, с. 22]. Этого принципа автор статьи старается придерживаться в процессе учебно-воспитательной работы при работе со студентами.
Воспитательная работа, по мнению Ю.В. Сорокопуд, - это сумма целенаправленных, специально организованных, стимулирующих действий воспитателей и ответных действий воспитуемых, направленных на:
- реализацию потенциала воспитательной системы;
- создание специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, духовной атмосферой, традициями, ритуалами;
- сбалансированность обучающей и общегуманитарной среды вуза;
- включенность в среду общегуманитарного, культурного потенциала города, края, региона, международных связей [8, с. 274].
Воспитательную работу в вузе Е.Г. Залюбовская в своем диссертационном исследовании определяет с точки зрения управления процессом воспитания: «Воспитательная работа - деятельность по управлению профессионально-личностным становлением студентов, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект), профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект)» [5, с. 85].
Таким образом, воспитательная работа в вузе нами рассматривается как вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды обучающихся и управления разнообразными видами их деятельности с целью гармоничного развития личности.
Отсюда система воспитательной работы в вузе складывается из следующих компонентов:
1) воспитательной деятельности преподавателей в процессе обучения;
2) внеучебной деятельности студентов;
3) внеучебной работы преподавателей со студентами;
4) системы управления внеучебной деятельностью.
Эти компоненты отражают организационно-содержательные основы системы воспитательной работы вуза, важнейшей частью которой должно быть формирование у будущего специалиста, в нашем исследовании менеджера, общекультурных компетенций.
Рассмотрим потенциал воспитательной работы вуза в формировании общекультурных компетенций будущего менеджера. Для этого раскроем понятие «потенциал» и «общекультурные компетенции».
В литературе понятие «потенциал» варьируется по-разному. Возьмем за определение понятие «потенциал», данное в «Большой советской энциклопедии», где оно трактуется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1, с. 428]. Это толкование заключает в себе два аспекта: наличие ресурсов и целевую направленность их использования. В данном исследовании целевой направленностью являются общекультурные компетенции менеджеров. Общекультурные компетенции определяют активную жизнедеятельность человека, гармонизируют его внутренний мир и отношения с окружающим миром, способствуют ориентации в различных сферах социальной и профессиональной жизни, а также формируют способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.
Для определения общекультурных компетенций менеджеров важным документом является образовательный стандарт. Сегодня в образовании при подготовке будущих менеджеров руководствуются Федеральными государственными стандартами II и III поколения [9], [10]. Общекультурные компетенции будущих бакалавров-менеджеров определены в Федеральном государственном стандарте III поколения (22 общекультурные компетенции). Все они основываются на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и основных видах деятельности студента, которые позволят ему овладеть социальным опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
В рамках исследования автор концентрирует свое внимание на общекультурной компетенции ОК-1, которая заключается в обладании выпускником бакалавром-менеджером знаниями базовых ценностей мировой культуры, т.е. «фактическое пользование чем-нибудь, наличие чего-нибудь» («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова).
Так, согласно ФГОС ВПО у будущих бакалавров-менеджеров в учебном процессе данная компетенция формируется в процессе изучения ряда дисциплин гуманитарного цикла, таких как «История», «Философия», «Иностранный язык», «Правоведение», «Социология». С сожалением отметим, что такие дисциплины, как «Культурология», «Русский язык и культура речи», ряд других общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также дисциплин по выбору, входящих в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования II поколения, исключены из образовательной подготовки менеджера-бакалавра.
Однако, по мнению автора, вышеперечисленные дисциплины недостаточно полно исчерпывают содержание данного понятия. Предполагаем, что для формироваия общекультурной компетенции - обладание знаниями базовых ценностей мировой культуры, недостаточно усвоения знаний вышеназванных учебных дисциплин, в то время как внеучебная деятельность будущего менеджера в системе воспитательной работы предоставляет ему большие возможности для накопления опыта восприятия базовых ценностей мировой культуры (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, истина, добро, вера и др.), усвоения их ценностных смыслов, интериоризации этих ценностей.
Для этого необходимо создать целый комплекс педагогических условий, таких как: создание положительной мотивации к формированию общекультурных компетенций будущих менеджеров; формирование воспитательного пространства вуза; использование потенциала профессиональных и личностных качеств преподавателей и кураторов вуза, их профессиональная переподготовка; наличие учебно-материальной базы; внедрение инновационных методов воспитания; использование интерактивных методов обучения и воспитания (интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, проведение видеоконференций, круглых столов, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тренинги и пр.); внедрение дистанционных технологий, направленных на формирование общекультурных компетенций будущих менеджеров и др.
Кроме этого, для формирования общекультурной компетенции ОК-1 - обладание выпускника бакалавра-менеджера знаниями базовых ценностей мировой культуры, нам представляется целесообразным введение авторской программы «Базовые ценности мировой культуры», рассматривающей вопросы культуры, ценностных ориентаций в мировой культуре, знакомящей с историей, культурой, традициями и обычаями различных стран и народов.
Основными для формирования общекультурных компетенций будущих менеджеров в процессе воспитательной работы должны стать следующие принципы: гуманизма, духовности, субъектности, патриотизма, демократизма, конкурентоспособности и толерантности.
Таким образом, мы рассмотрели потенциал воспитательной работы в формировании у будущих менеджеров общекультурных компетенций.
Воспитание является приоритетом российской образовательной политики, органичной составляющей деятельности всех субъектов образования, оно интегрировано в общий процесс обучения и развития студентов. Формирование общекультурных компетенций будущих менеджеров в процессе воспитательной работы, сочетание культурно-ценностной ориентации с высоким жизненным потенциалом, эффективной техникой ведения дел и экономического мышлении порождает новый тип менеджера, который обладает высокой культурой и успешно осуществляет управление и развитие различных государственных структур.
Рецензенты:
Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор кафедры теории, истории, методики музыки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Кожанова М.Б., д.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования и домоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Бояркина В.В. ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12057 (дата обращения: 21.11.2024).