Теоретическим и методическим вопросам анализа эффективности формирования и функционирования системы государственного кадастра недвижимости (ГКН) с введением закона [2] в экономической теории и практике уделяется много внимания [1; 6; 7], и их рассмотрение в настоящее время является актуальным.
Авторы солидарны с мнениями экономистов в том, что при анализе эффективности результатов производственной деятельности или любой экономической системы следует различать понятия эффекта и эффективности. Эффект - результат какой-либо деятельности. Эффективность - способность приносить эффект [6, с. 22].
Применительно к системе ГКН, на наш взгляд, целесообразно употреблять понятие эффективности, которую можно разделить на две составляющие: эффективность кадастрового производства и эффективность применения данных ГКН.
Следует отметить, что при анализе эффективности системы ГКН необходимо использовать показатели как экономической, так и социально-экономической, экологической, информационной, правовой и т.п. эффективности, что обусловливает необходимость использования различных методик.
В данной статье рассмотрены результаты анализа экономической эффективности кадастрового производства в Пензенском кадастровом округе.
Эффективность кадастрового производства можно определить, руководствуясь приказами Росреестра от 8.09.2011 г. [3] и Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2013 г. [4].
Сфера ведения государственного кадастра недвижимости представляет собой систематическую процедуру сбора и оценки показателей, характеризующих эффективность и результативность деятельности территориальных органов Росреестра и подведомственных федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации по предоставлению следующих государственных услуг Росреестра:
- государственный кадастровый учет недвижимого имущества (ГКУ);
- предоставление сведений, внесенных в ГКН.
Рассмотрим отдельные аспекты кадастрового производства в Приволжском федеральном округе, в котором расположена Пензенская область, чтобы выявить состояние Пензенской области по отношению к соседним регионам в части проведения процедур по ГКУ и предоставлению сведений из ГКН.
По данным Государственных национальных докладов о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, в 2008–2011 гг. наибольшая активность участников земельного рынка наблюдалась в Приволжском федеральном округе [5] (рис. 1).
Количество документов/1000 чел.
Рисунок 1 - Активность участников земельного рынка по Российской Федерации в 2008 - 2011 гг.
Активность участников рынка недвижимости непосредственно связана с кадастровым производством, так как предоставление сведений государственного кадастра недвижимости осуществляется по запросам заинтересованных лиц и зависит в том числе от количества совершаемых на определенной территории юридически значимых действий с объектами недвижимости (земельными участками), а также от объема выполняемых на такой территории кадастровых работ.
В таблицах 1 и 2 приведены сведения о размере платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН по субъектам РФ Приволжского федерального округа за 2011 год, и о количестве подготовленных документов [5]. Как видно из данных таблиц, Пензенская область по объему денежных средств, поступивших в 2011 г. за предоставление сведений, занимает 8 позицию из 13, а по количеству подготовленных документов – 10 позицию из 15, что является довольно высокой характеристикой по сравнению с другими крупными промышленными регионами, занявшими верхние позиции.
Таблица 1
Информация о плате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по субъектам РФ Приволжского федерального округа за 2011 год [5]
Наименование кадастрового округа |
Плата за предоставление сведений, внесенных ГКН, руб. |
|
поступившая за отчетный период |
возвращенная заявителю за отчетный период |
|
Башкирский кадастровый округ |
70 830 142,59 |
657 555,88 |
Татарстанский кадастровый округ |
41 779 316,00 |
829 194,16 |
Нижегородский кадастровый округ |
44 437 120,00 |
489 140,00 |
Самарский кадастровый округ |
33 995 155,20 |
86 950,00 |
Саратовский кадастровый округ |
33 235 982,00 |
286 905,00 |
Пермский кадастровый округ |
32 964 158,87 |
377 665,00 |
Оренбургский кадастровый округ |
28 642 576,62 |
361 849,00 |
Пензенский кадастровый округ |
16 631 612,70 |
225 861,86 |
Чувашский кадастровый округ |
14 401 022,00 |
0,00 |
Удмуртский кадастровый округ |
12 998 077,00 |
83 207,00 |
Ульяновский кадастровый округ |
12 901 099,00 |
25 600,00 |
Кировский кадастровый округ |
12 864 800,00 |
177 200,02 |
Мордовский кадастровый округ |
11 143 994,20 |
64 115,54 |
Таблица 2
Информация о деятельности по государственному кадастровому учету земельных участков
и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости по кадастровым округам Российской Федерации Приволжского федерального округа в 2009 – 2011 годах [5]
Наименование кадастрового округа
|
Количество подготовленных документов |
||||||||||||||
Кадастровых выписок о ЗУ, кадастровых паспортов ЗУ по заявлениям о постановке на ГКУ, ед. |
Кадастровых выписок о ЗУ, кадастровых паспортов ЗУ по заявлениям о внесении изменений в характеристики земельных участков, ед. |
Кадастровых выписок о ЗУ, кадастровых паспортов ЗУ по запросам о предоставлении сведений ГКН, ед. |
Кадастровых планов территорий по запросам о предоставлении сведений ГКН, ед. |
Всего, ед. |
|||||||||||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
|
Башкирский |
86184 |
98302 |
67843 |
44044 |
33575 |
15351 |
499589 |
444879 |
231439 |
62420 |
117262 |
17218 |
692237 |
694018 |
331850 |
Марийский |
18560 |
11890 |
9179 |
14643 |
15395 |
10268 |
49401 |
45833 |
29641 |
9439 |
8245 |
3131 |
92043 |
81363 |
52219 |
Мордовский |
9192 |
9544 |
10192 |
12780 |
15189 |
13947 |
79545 |
80562 |
59380 |
11575 |
12672 |
8536 |
113082 |
117967 |
92055 |
Татарстанский |
48367 |
60303 |
47296 |
41424 |
43482 |
24742 |
317941 |
333663 |
154797 |
37316 |
32668 |
13638 |
445048 |
470116 |
240470 |
Удмуртский |
32465 |
16223 |
17392 |
17679 |
17284 |
16726 |
107361 |
91025 |
52109 |
9373 |
16909 |
4864 |
166878 |
141441 |
91091 |
Чувашский |
26553 |
12718 |
12449 |
32537 |
15921 |
8452 |
106896 |
95104 |
72567 |
15987 |
22695 |
6530 |
181973 |
146438 |
99998 |
Кировский |
15143 |
13436 |
10156 |
5957 |
7548 |
3929 |
77516 |
60771 |
43566 |
1724 |
886 |
2043 |
100340 |
82641 |
59694 |
Нижегородский |
95783 |
51717 |
47737 |
57386 |
39968 |
31337 |
312673 |
306660 |
135267 |
39779 |
50763 |
15620 |
505621 |
449108 |
229960 |
Оренбургский |
42080 |
30181 |
25560 |
31498 |
31822 |
28113 |
162982 |
173980 |
109327 |
43490 |
36058 |
13194 |
280050 |
272041 |
176194 |
Пензенский |
21762 |
17627 |
14055 |
8687 |
8179 |
7343 |
95228 |
110598 |
71835 |
23170 |
26370 |
16052 |
148847 |
162774 |
109280 |
Пермский |
70853 |
49343 |
40390 |
40069 |
32493 |
16935 |
208436 |
224073 |
158355 |
54991 |
68706 |
27787 |
374349 |
374615 |
243460 |
Коми-Пермяцкий |
1031 |
974 |
731 |
2553 |
2010 |
851 |
11578 |
12653 |
7669 |
10085 |
4883 |
1182 |
25247 |
20520 |
10433 |
Самарский |
53535 |
34076 |
25843 |
63030 |
44123 |
27815 |
232278 |
229468 |
104770 |
29368 |
43320 |
21956 |
378211 |
350987 |
180384 |
Саратовский |
62913 |
50634 |
32092 |
24361 |
26790 |
26290 |
136898 |
124515 |
84489 |
35842 |
32296 |
23298 |
260014 |
234235 |
166169 |
Ульяновский |
13433 |
10499 |
12362 |
25295 |
21472 |
16460 |
165027 |
148668 |
61699 |
22560 |
47222 |
812 |
226315 |
227861 |
91333 |
Далее рассмотрим отдельные факторы, оказывающие влияние на повышение эффективности кадастрового производства в Пензенском кадастровом округе.
Определенную роль в регламентации выполнения кадастровых процедур и работы с заявителями (гражданами, представителями юридический лиц и кадастровыми инженерами) в территориальном органе кадастрового учета призван играть документ, называемый Административным регламентом. Такие регламенты широко распространены в отношении большинства государственных и муниципальных услуг в нашей стране. Однако проект Административного регламента Росреестра по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ГКУ недвижимого имущества находится еще в разработке [5].
Прием заявителей в Пензенском кадастровом округе осуществляется в 33 пунктах на территории Пензенской области. Анализ основных показателей эффективности деятельности в ГКУ в 2012 году показал следующие результаты:
- среднее количество обращений в месяц – 9534;
- среднее количество заявлений о постановке на ГКУ земельных участков в месяц – 859;
- среднее количество заявлений об учете изменений характеристик земельного участка в месяц – 1216;
- среднее количество запросов о предоставлении сведений ГКН в месяц – 7472 (рис. 2).
Рисунок 2 – Среднее количество обращений в орган кадастрового учета Пензенской области в 2012 г.
На основе вышеуказанных показателей эффективности ГКУ в Пензенском кадастровом округе за период 2011-2012 гг. можно сделать следующие выводы.
1. В 2012 г. сократилось количество сотрудников филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области:
а) осуществляющих ГКУ с 38 в 2011 г. до 19 человек в 2012 г.;
б) задействованных в процессе приема документов на предоставление сведений из ГКН с 86 в 2011 г. до 39 человек в 2012 г.;
в) задействованных в процессе приема документов на ГКУ с 86 в 2011 г. до 57 человек в 2012 г.
2. Положительной является тенденция к сокращению общего количества действий по исправлению технических ошибок, допущенных при ведении кадастра недвижимости. В 2011 г. таких действий было совершено 1012, а в 2012 г. – 873.
3. Увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г. общее количество принятых решений по заявлениям о ГКУ объектов недвижимости: с 1604 до 2362. Почти вдвое увеличилось количество поступивших заявлений о ГКУ с 1518 в 2011 г. до 2424 в 2012 г.
4. В связи с введением Росреестром портала электронных услуг увеличилось в анализируемом периоде количество заявлений о ГКУ, поступивших в электронном виде (с 4 до 404), что, безусловно, свидетельствует о повышении эффективности ведения ГКН, о востребованности данной услуги ее потребителями, удобстве при проведении кадастровых работ, создании комфортных условий для заказчика кадастровых работ и, соответственно, сокращении сроков выполнения таких работ, снижении напряженности при личном обращении заявителей с документами на государственный кадастровый учет.
5. Сократилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г. общее количество запросов о выдаче сведений из ГКН с 8147 до 5263. Однако данная услуга очень востребована посредством электронных услуг Росреестра. В электронном виде запросов поступило в 2012 г. больше, чем в 2011 г. (1346 – в 2011 г. и 1796 – в 2012 г.).
В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и постановления Правительства Пензенской области от 05.12.2008 № 869-пП «Об утверждении Программы проведения административной реформы в Пензенской области в 2009-2010 годах» в 2008 г. Пензенской области создано государственное автономное учреждение Пензенской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), задачей которого является оказание государственных и муниципальных услуг населению посредством «одного окна» на основе соглашений о взаимодействии с различными структурами и учреждениями.
6. Организация предоставления государственных услуг по постановке объектов недвижимости на ГКУ и выдаче сведений ГКН через многофункциональный центр очень востребована жителями Пензенской области, так как освобождает заявителей от обращений в многочисленные инстанции при оформлении документов, например на недвижимость. Заявлений на ГКУ, принятых в МФЦ Пензенской области в 2011 г., было 773, а в 2012 г. уже 844. Количество запросов, полученных через МФЦ, несколько сократилось: в 2011 г. их было 4033, а в 2012 г. – 3411.
7. С 2012 г. была введена предварительная запись на постановку на ГКУ и выдачу сведений из ГКН. Востребованность данной услуги подтверждают следующие показатели: 390 запросов и 575 заявлений в 2012 г. по сравнению с 2011 г., когда она полностью отсутствовала. Среднее время ожидания заявителя, обратившегося за предоставлением государственной услуги по постановке на ГКУ и выдаче сведений из ГКН посредством предварительной записи, составило в 2012 г. один день.
Высоким является показатель качества телефонного обслуживания в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области и составил 97%, что соответствует расчетному. Этот показатель вычисляется путем самообследования, как отношение количества звонков, завершившихся дозвоном, к общему количеству совершенных звонков.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по ГКУ и среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 10 минут до 13 минут. Данный показатель не превышает расчетного.
В основе оценки эффективности предоставления государственных услуг по предоставлению сведений ГКН и постановке объектов недвижимости на ГКУ лежит сравнение расчетных показателей с фактическими. В данном анализе фактическое значение показателей эффективности соответствует расчетным, а по некоторым позициям превышает, при этом большое значение имеет социальная составляющая эффективности, которая может быть выражена удовлетворенностью заявителей и кадастровых инженеров, постоянно взаимодействующих со специалистами территориального органа кадастрового учета. Социальная эффективность в Пензенском кадастровом округе имеет достаточно высокий уровень, так как очереди при обращении в отдел кадастрового учета ликвидированы, появилась возможность электронного взаимодействия и предварительной записи на прием, выезда специалистов на дом, а для кадастровых инженеров определены дни и часы приема специалистами.
Рецензенты:
Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.
Маслова И.И., д.и.н., профессор кафедры «Кадастр недвижимости и право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Киселева Н.А., Романюк И.А., Стеклова А.С. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДАСТРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПЕНЗЕНСКОМ КАДАСТРОВОМ ОКРУГЕ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12043 (дата обращения: 21.11.2024).