Введение
Гуманитарность раскрывается в осмыслении мира человеком, в придании материальным и духовным явлениям окружающего мира определённых смыслов, в открытии (нахождении) этих смыслов во внешней среде, в способности человека осуществить ответственный и свободный выбор, руководствуясь ценностями высшего духовного порядка. Субъектно-смысловое по своей сути содержание гуманитарности актуализирует вопрос о способах проектирования гуманитарного пространства, учитывая его сущностные характеристики.
Как осуществить проектирование гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка таким образом, чтобы оно обеспечивало гуманитарное развитие подростка как целостный процесс его саморазвития и социализации, в котором подросток достигает высокого уровня способности и приобретает готовность решать проблемы в сфере саморазвития и социального взаимодействия, руководствуясь ценностями высшего духовного порядка?
При этом гуманитарное пространство мы вслед за О.А. Мацкайловой понимаем как «структурную систему осознанных отношений в диалогическом (субъект-субъектном) взаимодействии педагога и воспитанников, направленную на трансляцию культуры» [5, с. 14-15]. Важным для нас является вывод Н.М. Борытко о том, что «при взаимодействии каждый из субъектов не просто содействует развитию другого, но именно в этом находит условия для собственного развития». Вполне справедливым является утверждение: «То, что я вижу в вас - это не ваше, это моё. Ваше - это то, что вы видите во мне». В формировании способности подростка к самореализации, к выработке Я-концепции, социальной активности и т.д. видится нам реализация функций гуманитарного пространства в культурном самоопределении подростка. При этом сущностными характеристиками гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка мы определяем:
- организацию жизнедеятельности коллективного субъекта;
- насыщение пространства культуросообразными и культуро-со-ОБРАЗными (А.А. Остапенко) моделями поведения, ценностями и смыслами, реальными жизненными проблемами;
- создание условий для актуализации опыта подростка, самостоятельного определения проблемы в сфере саморазвития и социального взаимодействия, постановки целей в области саморазвития и социального взаимодействия;
- обеспечение гуманитарного развития подростка как нелинейного (кризисного) развития в единстве саморазвития и социального взаимодействия подростка;
- создание ситуации гуманитарного выбора.
Приняв за основу особенности проектирования пространства как разновидности социально-педагогического проектирования технологического уровня [4, c. 182-185], обоснуем методику проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка.
Предпроектный этап: стадия концептуализации
Разработанная нами методика проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка обеспечивает процесс гуманитарного развития подростка, направленный на приобретение им высокого уровня способности и готовности реализовывать модели культуросообразного поведения в процессе решения подростком проблем в сфере саморазвития и социального взаимодействия, руководствуясь ценностями высшего духовного порядка. Источником педагогической проблемы выступает противоречие между потребностью инновационной и массовой педагогической практики в поиске эффективных путей саморазвития и социализации подростка в их единстве и отсутствием разработанного педагогического инструментария обеспечения целостного гуманитарного развития подростка как «единораздельной целостности» (А.Ф. Лосев) [Цит. по: Т.А. Затяминой, 2010, с. 11] процессов саморазвития и социализации подростка. Применение методики позволит реализовать стимулирующие возможности гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка в становлении его социогуманитарной компетентности как разновидности субъектно-смыслового опыта в процессе гуманитарного развития подростка как единства процессов его саморазвития и социализации. Это позволяет нам определить социогуманитарную компетентность подростка как разновидность его субъектно-смыслового опыта в качестве ценностно-целевого ориентира основного общего образования. Педагогическим средством достижения поставленной цели является опосредованное (через культурно-образовательную среду общеобразовательной организации) управление процессом становления социогуманитарной компетентности подростка, которое опирается на многообразный опыт использования потенциала среды в осуществлении воспитательных целей путём обеспечения стимулирующих возможностей гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка в реализации поставленных целей. Гуманитарное пространство культурного самоопределения подростка рассматривается нами как компонент среды, как разновидность «питательных (трофических) возможностей среды», определяемых Ю.С. Мануйловым как «пространственные возможности».
Если социогуманитарная компетентность представляет ценностно-целевой ориентир проектирования, в качестве предмета проектирования выступает гуманитарное пространство культурного самоопределения подростка, объектом проектирования будет являться культурно-образовательная среда общеобразовательной организации.
Кто же осуществляет проектирование гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка? Только ли педагоги являются его субъектами? Представляется, что не только. В нашем случае мы говорим о коллективном субъекте среды или пространства, мы используем эти понятия как синонимы, учитывая, как соотносится среда и пространство в нашем исследовании. Коллективный субъект в совокупности образуют коллективный педагогический субъект как субъект педагогической деятельности; коллективный обучающийся субъект, представляющий высокий уровень сформированности ученического коллектива, ученического сообщества, а также родители, иные взрослые, осуществляющие взаимодействие с другими субъектами в гуманитарном пространстве. Представляется, что роль субъектов пространства будет различной. Коллективный педагогический субъект выступает в качестве строителя, того, кто осуществляет проектирование гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка, коллективный обучающийся субъект выступает в роли проводника в пространстве культурного самоопределения подростка, но не только. При активном участии ученического самоуправляющегося коллектива происходит насыщение гуманитарного пространства новыми ценностями, новыми моделями культуро-со-ОБРАЗного (А.А. Остапенко) поведения, новыми смыслами. При этом посредниками в пространстве культурного самоопределения могут быть родители, представители общественных и государственных организаций, иные взрослые, осуществляющие взаимодействие в гуманитарном образовательном пространстве школы, вносящие свой вклад в проектирование пространства и организацию среды.
Принципами проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка являются: принцип стартового, формирующего и итогового диагностирования; принцип дискретности; принцип обеспечения постоянной обратной связи; принцип единства природосообразности (соответствия содержания пространства психолого-возрастным особенностям подростка) и культуросообразности (соответствие содержательных элементов пространства культурным эталонам); принцип единства саморазвития и социализации подростка; принцип центрации пространства на проблемах человеческого бытия, формирования гуманитарного мышления; принцип диалогического взаимодействия социокультурного опыта и субъектно-смыслового опыта подростка.
Какие новообразования в структуре личности подростка мы проектируем как образовательный результат? Эти новообразования связаны со становлением социогуманитарной компетентности подростка как совокупности различных видов опыта: когнитивный опыта - опыта гуманитарного знания и гуманитарного познания; опыта реализации универсальных действий (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных); опыта осуществления видов деятельности, содержащихся в структуре гуманитарной, личностной и социальной компетенции; опыта решения проблем в сфере саморазвития и социального взаимодействия; опыта реализации индивидуально-личностных свойств (деятельная активность, направленная на разрешение проблем в сфере саморазвития, критическое и творческое мышление, рефлексия, волевая саморегуляция, субъектно-авторская позиция, эмоционально-позитивное отношение к себе, способность к самоизменению и личностному выбору) и социально-ценных свойств (деятельная активность, направленная на разрешение проблем в сфере социального взаимодействия, социальный интеллект, ответственность, толерантность, эмоционально-позитивное отношение к миру, диалогичность и сотрудничество с другими, стремление к позитивным изменениям в социуме); опыта ценностно-смыслового отношения к проблемам саморазвития и социального взаимодействия в контексте проблем гуманитарного бытия человечества в ноосфере информационного общества.
Принципиально важным является понимание любой со-бытийности в пространстве культурного самоопределения подростка в контексте социально обусловленных (объективных, внешних) и культурно обусловленных (субъективных, внутренних) факторов и условий, посредством чего достигается целостность пространства.
В качестве параметров и характеристик гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка мы используем: соответствие содержания социокультурного опыта требуемым элементам (наличия в нём социальных универсалий, ценностей, смыслов, моделей культуросообразного поведения, личностных, гуманитарных, социальных компетенций); гуманитарный и диалогический характер взаимодействия субъектов пространства; наличие коллективного субъекта пространства, учитывая разные уровни сформированности поли-субъектности (А.Н. Кузибецкий); ценностно-смысловое единство коллективного субъекта пространства, согласование индивидуально-личностных и социально-ценных целей всех субъектов; использование системы гуманитарных, культуросообразных, компетентностных педагогических ситуаций; применение гуманитарных по содержанию и проектных по форме педагогических приёмов, методов, технологий; вариативность форм организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые, коллективные, виртуальные).
Предпроектный этап: стадия диагностики
Предлагаемый нами диагностический инструментарий уровня гуманитарного развития подростка отразим в таблице 1.
Таблица 1
Диагностический инструментарий уровня гуманитарного развития подростка
№ |
Виды опыта, входящие в структуру социогуманитарной компетентности |
Диагностический инструментарий |
1. |
Когнитивный опыт гуманитарного познания |
Набор познавательных проблем, требующих применения методов гуманитарного познания |
2. |
Опыт реализации личностных универсальных действий |
Эссе |
3. |
Опыт реализации познавательных универсальных действий |
Трёхуровневая предметная задача с условиями разного уровня сложности в логике действия по алгоритму нахождение собственного инструментария применение опыта решения задачи в принципиально другой (реальной жизненной ситуации) |
4. |
Опыт реализации регулятивных универсальных действий |
Рефлексивные методики |
5. |
Опыт реализации знаково-символических универсальных действий |
Задания на преобразование информации в различные знаково-символические формы, на интерпретацию информации в различных знаково-символические формах |
6. |
Опыт реализации коммуникативных универсальных действий |
Методики оценивания навыков группового сотрудничества |
7. |
Опыт осуществления видов деятельности, содержащихся в структуре гуманитарной, личностной и социальной компетенции |
Коллективное творческое дело, проект |
8. |
Опыт решения проблем в сфере саморазвития и социального взаимодействия |
Набор предметных, метапредметных, личностных и социальных проблем |
9. |
Опыт реализации индивидуально-личностных свойств |
Методика исследования критического и творческого мышления, рефлексивные методики |
10. |
Опыт реализации социально-ценных свойств |
Методика исследования социального интеллекта, методика уровня сплочённости |
11. |
Опыт ценностно-смыслового отношения |
Методика ценностных ориентаций, задания на аргументацию позиции, эссе. |
Для диагностики качества пространства используются выделенные нами параметры и характеристики гуманитарного пространства, основной инструментарий диагностики - наблюдение.
Для диагностики профессионально-педагогической компетентности педагога используются «критерии профессионального мастерства и критерии сформированности функций педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования», определённые В.В. Сериковым и Н.К. Сергеевым [7, c. 96-100; 162-163], а также набор профессионально-педагогических проблем. Используется также диагностика ценностно-целевых установок, потребностей и интересов родителей, представителей общественных и государственных организаций, иных взрослых, осуществляющих взаимодействие в гуманитарном образовательном пространстве школы. В качестве диагностического инструментария можно использовать мини-проект - ролевое моделирование ситуации, анкетирование.
Предложенный диагностический инструментарий разработан в соответствии с закономерностями, принципами и правилами диагностической деятельности педагога, обоснованными в исследовании Н.М. Борытко [1 ,c. 20-23].
Разделение подростков на группы по уровням гуманитарного развития даст возможность определить вид педагогической деятельности: «педагогическая помощь, поддержка или сопровождения» (Н.М. Борытко) для каждой группы.
В качестве границ пространства определяется пространство основной школы, основного общего образования как «структурной системы осознанных отношений в диалогическом (субъект-субъектном) взаимодействии педагога, подростков и других субъектов, направленной на трансляцию культуры [5, c. 14-15], на овладение моделями культуросообразного поведения, присвоения ценностей и смыслов. Территория, которую необходимо охватить воспитательным влиянием, исходя из поставленных педагогических задач, охватывает ступени 5-9 классов. После акцентирования внимания на адресности пространства, характеризуется возрастная и социальная статусность всех субъектов пространства.
Предпроектный этап: стадия проблематизации и целеполагания (ценностно-целевое самоопределение субъектов пространства в проблемном поле проекта)
Особенностью реализации этой стадии предпроектного этапа является совершение регулятивных универсальных действий контроля, коррекции и оценки всеми субъектами пространства, на основе которых происходит: самостоятельная постановка целей; оценка поставленных целей с позиции их индивидуально-личностной значимости и социальной ценности; а также согласование индивидуальных целей, ценностей и смыслов и выработка на их основе целей, ценностей и смыслов уже коллективных.
Рефлексивная оценка результатов диагностики помогает экспериментально подтвердить социальную потребность в проектировании гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка.
Используя выделенные параметры и характеристики гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка, производится прогностическая оценка качества пространства, определяются проблемные, «болевые точки» в решении поставленной проблемы, оценивается потенциал стимулирующего воздействия пространства на гуманитарное развитие подростка.
Проводится анализ ресурсного обеспечения проекта: финансовых, кадровых, материально-технических, временных и др.
Проектный этап: стадия конструирования содержания социокультурного опыта
При конструировании содержания социокультурного опыта определяется содержание социального опыта, а именно:
- определяются социальные универсалии (понятия, факты, законы и закономерности, явления, процессы, теории), как составляющие разделов «мир, культура, общество и природа» элементы;
- выделяются личностные, социальные, гуманитарные компетенции;
- проектируется структура каждой компетенции, которая состоит из знаний; универсальных действий, составляющих «ориентировочную основу деятельности» (В.В. Сериков); видов деятельности, которые востребуются социальной или личностной ситуацией; проблем, детерминированных социальной или личностной ситуацией; свойств личности.
При конструировании содержания социокультурного опыта определяется также содержание опыта культурных достижений, в частности:
- ценности и смыслы,
- модели культуросообразного поведения.
На первой стадии проектного этапа разрабатываются образовательные программы, рабочие программы предметных курсов, курсов по выбору, элективных и факультативных курсов, программы и планы воспитательной работы с конструированием социокультурного опыта так, как описано выше.
Конструирование содержания образования осуществляется в соответствии с принципами, обоснованными нами в кандидатской диссертации:
1) интеграция самореализации и социализации воспитанника на основе сочетания извне предъявляемого содержания (в виде компетенций) и внутреннего опыта подростка, определяющего уровень выполнения компетенций в ситуациях человеческой деятельности (компетентность как готовность и способность решать проблемы);
2) сочетание в содержании образования познаваемой реальности и общекультурных знаний о ней;
3) творческая самореализация учеников в проектных ситуациях, востребующих взаимосвязь саморазвития с диалогическим взаимодействием с другими в социуме;
4) адекватность решаемых проблем психолого-возрастным особенностям подростка;
5) приоритет метапредметного в содержании общего образования;
6) единство индивидуального и социального, вербального и невербального в урочной и внеурочной занятости ученика [9, с. 54].
Осуществляется интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся на основе разработанных интегрирующих социокультурный и субъектно-смысловой опыт рабочих программ компетентностного типа.
Содержательный компонент гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка конструируется как совокупность вариативного учебного плана, образовательной программы, программы проектной деятельности, программы саморазвития и социализации подростка, интегрирующих социокультурный и субъектно-смысловой опыт рабочих программ компетентностного типа предметных курсов, курсов по выбору, элективных и факультативных курсов, программ и планов воспитательной работы, других программ.
Проектный этап: процессуально-дидактическая стадия
На второй стадии проектного этапа моделируется педагогическая ситуация интересующего нас процесса, т.е. процесса становления социогуманитарной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации.
Мы исходим из представления о «субъективности восприятия пространства» (А.Н. Сергеева), что означает вариативность реализации воспитательного потенциала культурно-образовательной среды общеобразовательной организации для каждого воспитанника. Социогуманитарную компетентность подростка как разновидность его субъектно-смыслового опыта мы рассматриваем в момент её становления.
Ценностно-смысловая со-бытийность и со-деятельность всех субъектов пространства культурного самоопределения подростка при достижении поставленных и согласованных между всеми субъектами личностно-значимых и социально-ценных индивидуальных и коллективных целей обеспечивается путём создания системы законосообразных педагогических ситуаций. Представим разработанную нами дидактическую модель системы законосообразных педагогических ситуаций проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка в таблице 2.
Таблица 2
Дидактическая модель системы законосообразных педагогических ситуаций проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка
Виды педагогической ситуации |
Педагогический смысл ситуации |
Содержание опыта |
Возможные действия учителя |
Возможные действия ученика |
Используемые приёмы, методы, технологии |
Ситуация проблематизации опыта |
Создание ситуации кризиса в саморазвитии и социальном взаимодействии подростка. |
Опыт рефлексии стартового состояния субъектно-смыслового опыта. |
Постановка подростка в ситуацию необходимости увидеть и сформулировать проблему. |
Анализ стартового состояния субъектно-смыслового опыта. Определение проблемы, требующей решения. |
Проблемные, проектные задания, трёхуровневые предметные и метапредметные задачи. |
Ситуация актуализации опыта |
Создание ситуации, позволяющей подростку актуализировать имеющийся опыт. |
Опыт ценностно-смыслового отношения к решению поставленной проблемы. |
Оказание помощи подростку в выявлении «актуальной зоны» его развития, помощь, поддержка или сопровождение подростка в приобретении им опыта ценностно-смыслового отношения к решению поставленной проблемы |
Выработка своего ценностно-смыслового отношения к решению поставленной проблемы. Выявление «актуальной зоны» своего развития. |
Методики формирования личностных и регулятивных универсальных учебных действий |
Ситуация целеполагания |
Создание ситуации, позволяющей подростку самостоятельно поставить цели |
Опыт постановки индивидуально-значимых и социально-ценных целей. |
Педагогическая помощь, поддержка или сопровождение подростка в постановке индивидуально-значимых и социально-ценных целей. Согласование индивидуальных целей, постановка коллективных индивидуально-значимых и социально-ценных целей. |
Постановка целей, оценивание их с позиции личной значимости и социальной ценности. Приобретение готовности к волевой саморегуляции при достижении поставленных целей.
|
Методики самостоятельного целеполагания, диалогические методики |
Ситуация познания |
Организация ситуации познавательной деятельности для решения поставленной проблемы |
Когнитивный опыт гуманитарного познания, опыт реализации познавательных универсальных действий |
Обеспечение необходимыми ресурсами, определение возможного образовательного маршрута, консультативная помощь |
Конструирование при помощи учителя индивидуального образовательного маршрута, действия по маршруту |
Карты мыследеятельности, графические органайзеры конструирования знаний, тьюторские техники познания |
Ситуация коммуникации и совместной деятельности |
Организация группового взаимодействия и со-деятельности при решении проблемы |
Опыт реализации коммуникативных универсальных действий |
Деление на группы с целью достижения педагогических целей, создание ситуации группового взаимодействия |
Групповая коммуникация при решении поставленной проблемы |
Методики групповой работы |
Креативная ситуация |
Ситуация творческого решения проблемы или задачи. |
Опыт решения проблем, применения полученных знаний в новой ситуации, опыт творческого мышления и креативно-преобразовательной деятельности |
Постановка задачи, востребующей креативно-преобразовательную деятельность подростка и творческое мышление. Педагогическая помощь, поддержка или сопровождение подростка при применении алгоритма творческой деятельности |
Поиск нестандартных путей решения задачи или проблемы, реализация алгоритма творческой деятельности |
Проектные и творческие задания |
Ситуация ценностно-смыслового отношения |
Ситуации выработки личностных смыслов и присвоения ценностей |
Опыт ценностно-смыслового отношения, опыт критического мышления |
Создание ситуации нравственно-этического выбора, постановка этической проблемы |
Реализация социального проекта или проекта самореализации, решение нравственно-этической задачи |
Технология критического мышления, социальное проектирование, проекты самореализации, моделирование, деловые, ролевые игры |
Реальная проблемная жизненная ситуация |
Ситуация решения поставленной реальной жизненной проблемы на основе приобретённого опыта осуществления видов деятельности |
Опыт решения проблем |
Проектирование ситуации реального решения жизненной проблемы, оказание педагогической помощи, поддержки или сопровождения подростка в решении поставленной проблемы |
Организация проектной деятельности для решения поставленной реальной жизненной проблемы |
Проектная технология |
Рефлексивная ситуация |
Ситуация рефлексии приобретённого субъектно-смыслового опыта |
Рефлексивный опыт |
Создание ситуации рефлексии подростком приобретённого субъектно-смыслового опыта |
Рефлексия приобретённого субъектно-смыслового опыта, оценка произошедших личностных изменений |
Рефлексивные методики |
Проектный этап: стадия формирующего оценивания
На процессуально-дидактической стадии проектного этапа разрабатываются и применяются гуманитарные по содержанию и проектные по форме приёмы, методики, методы, стратегии, стимулирующие процессы саморазвития и социального взаимодействия подростка в проектируемом пространстве культурного самоопределения применительно к каждой педагогической ситуации. Представленная дидактическая модель системы педагогических ситуаций реализуется в педагогической практике. На стадии формирующего оценивания применяется оценочный инструментарий с целью определения изменений субъекта пространства, самого пространства, субъектно-смыслового опыта подростка, который позволит определить изменения субъектов пространства, самого пространства, субъектно-смыслового опыта подростка; скорректировать и повторно согласовать индивидуально-личностные и социально-ценные цели. В качестве оценочных процедур возможно использование устного, фронтального опроса; наблюдения; задания по выполнению плана, чертежа, рисунка, схемы, таблицы; оценивание презентаций; обзор портфолио; оценивание групповой работы; творческие задания; эссе; методики самооценки и взаимооценки; оценивание эмоционального состояния.
Постпроектный этап
На данном этапе применяются стратегии итогового оценивания для выявления полученных образовательных результатов, уровня сформированности субъектно-смыслового опыта подростка, качества пространства культурного самоопределения подростка по определённым качественным показателям и характеристикам пространства. Инструментарий итогового оценивания идентичен оценочным процедурам стартовой диагностики. Сопоставительный анализ результатов итоговой диагностики с результатами стартовой диагностики, их качественный и количественный анализ позволит оценить полученные образовательные результаты; сделать вывод об эффективности действий субъектов пространства на всех этапах проекта; субъектам пространства выполнить регулятивные универсальные действия контроля, коррекции и оценки с целью постановки новых индивидуально-значимых и социально-ценных целей.
Проектирование целостного гуманитарного пространства обеспечивает культурное самоопределение подростка в мире культуры, социального опыта, в системе ценностей и смыслов, способствует освоению подростком социокультурного опыта, овладению им моделями культуросообразного и культуро-со-ОБРАЗного (А.А. Остапенко) поведения, актуализирует глубинные преобразования в структуре субъектно-смыслового опыта подростка путём становления его социогуманитарной компетентности.
Рецензенты:
Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Затямина Т.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедры теории и методики организации социально-культурной деятельности ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Фастова Е.И. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12017 (дата обращения: 21.11.2024).