Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Бадьина Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»
В современном обществе в эпоху технологического прогресса очень часто проявляется потребительское отношение к природе. Утрата нравственных основ, общечеловеческих ценностей приводит к безответственным действиям, поступкам. Безразличие к проблемам окружающих людей, к природе становится нормой у подрастающего поколения. Чтобы изменить ситуацию, необходимо усилить акцент на процесс воспитания в системе образования. В статье обсуждаются недостатки современного образования, связанные с воспитанием подрастающего поколения (стратегия воспитания России отсутствует, преподаватели формируют знания у обучающихся для сдачи единого государственного экзамена и т.д.). Решение возникающих проблем автор видит во внедрении эколого-аксиологического подхода в естественнонаучном цикле, направленные на воспитание бережного отношения к природе и ответственности за ее сохранение. Данный подход находит свое продолжение в научно-исследовательской учебной практике, основная цель которой формирование нравственного осмысления неразрывных связей с природой и ответственности за ее сохранение. В рамках дисциплин естественнонаучного цикла представлены учебно-методические адаптированные разработки для общеобразовательных, среднеспециальных, высших учебных учреждений, в центре которых аксиологические ценности. Описан положительный опыт научных исследований по формированию эко-философского мировоззрения молодежи.
учебно-методические разработки.
эколого-аксиологический подход
природа
ценности
воспитание
образование
1. Бадьина Т.А., Михеева Е.В. Учение о биосфере: практикум / Т.А. Бадьина, Е.В. Михеева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. горного ун-та, 2012. – 39 с.
2. Горелов А. А., Горелова Т. А. Этика: учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 415 с.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 20 с.
4. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность / И. А. Зимняя // Интеграция науки и высшего образования. – 2006. – № 1. – С. 70-79.
5. Иванов В.Г. Этика / В.Г. Иванов. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 176 с.
6. Ивин А.А. Аксиология. – М., 2006. – 392 с.
7. Михеева Е.В., Бадьина Т.А. Почвоведение: практикум / Е.В. Михеева, Т.А. Бадьина. –Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. горного ун-та, 2012. – 24 с.
8. Новиков А. М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Изд-во Эгвес, 2010. – 208 с.
9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 2007. – 496 с.
10. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Изд-во центр «Педагогический поиск», 2007. – 67 с.
11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
12. Ширшов В.Д., Ширшов С.В. Экологический кластер Российского образования [Текст] / В.Д. Ширшов, С.В. Ширшов. Экология и развитие общества. Материалы ХIV Международной конференции. – Санкт-Петербург: МАНЭБ, 2012. – 238 с.
13. Штеренберг М.И. Вечные вопросы в свете науки, философии и религии. Кн.2 / М. И. Штеренберг. – М.: Новый век, 2004. – 264 c.
14. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2000. – 456 c.
15. Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rammstein100.narod.ru/m7/m7_9.html.

Введение

Современный человек постоянно находится в жесткой конкуренции. Стремление к наживе, потребительское отношение друг к другу, к природе стали характерной чертой современного общества. Как отмечает А.А. Горелов, «в условиях цивилизации происходит потеря духовных источников личности, в урбанистических джунглях наблюдается «тоскливо-озлобленное космическое сиротство современной личности, которая приспособлена лишь к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять» [2].

Цель нашего исследования провести анализ проблем современного воспитания молодежи и найти методы и средства, позволяющие формировать экологическое мировоззрение и культуру человека.

Проблемы воспитательного процесса

Разработанная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.) в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»), еще раз подтверждает остроту проблемы. «В обществе начал ощущаться недостаток сознательно принимаемых принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров, люди утрачивают ценностные основы духовно-нравственного становления, ответственность за свои решения, поступки» [3 с., с.4].

Концепция предлагает изменить сложившуюся ситуацию в обществе, начиная преобразование с первой образовательной ступени. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [3, с.5].

Период реформирования системы образования является благоприятным моментом для изменений содержания и организации не только обучения, но и воспитания. Сегодня в проекте «Фундаментальное ядро содержания общего образования» прописано: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [11,с.10]. Однако мы наблюдаем, как происходящие реформы в образовании направлены в основном на изменение структуры образования: внедрение новых федеральных образовательных стандартов, развитие дистанционного обучения, введение единого государственного экзамена. Воспитательные процессы при этом остаются в стороне.

Изучая и анализируя педагогическую литературу за 60-70-е годы в аспекте воспитания, становится понятно, что для формирования ценностных основ, духовно-нравственной личности необходим серьезный, долгий, кропотливый, ежедневный воспитательный процесс как со стороны семьи, так и со стороны школьного образования. В социалистической период было достаточно много разработанных систем, авторских школ, направленных на формирование гармоничной личности. Но, к сожалению, современный учитель не мотивирован к такой деятельности.

Анализ научной литературы (А. М. Новикова, П.В. Степанова, И.А. Зимней, В. А. Ясвина) выявил в аспекте воспитания достаточно много сложных и противоречивых проблем. Как утверждает И.А. Зимняя, стратегия воспитания в непрерывном образовании России отсутствует. Она находится в стадии разработки [4]. Исследования в аспекте воспитания проводили П. И. Бабочкин, Е. В. Бондаревская, В. М. Коротов, В. Т. Лисовский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук, Т. А. Флоренская и многие другие [4,10].

Не имея четкой стратегии внедрения процесса воспитания, большинство преподавателей убеждены, что им следует заниматься, прежде всего, формированием у обучающихся знаний по дисциплинам [13]. Данная ситуация обостряется тем, что главные усилия педагогов и родителей в первую очередь направлены на интенсивное и успешное освоение знаний обучающихся для подготовки и сдачи единого государственного экзамена. В школах, по большей части, воспитание сводится лишь к соблюдению дисциплины [12, с.207-243], а воспитательную работу в основном оценивают по количеству проведенных мероприятий и полученных призовых мест, что не является показателем воспитанности, на наш взгляд.

По мнению Горелова А.А., «в высших учебных заведениях этическому воспитанию студентов фактически не уделяется внимания» [2,с.165]. По словам академика А. М. Новикова, ситуация требует изменений в подходах к построению содержания образования - если раньше в основе содержания образования лежали исключительно научные знания, то теперь научные знания должны стать лишь одним из компонентов содержания образования, равноправно и рядоположено с другими формами человеческого сознания [8, с.10]. Таким образом, процессу воспитания вновь начинают уделять особое внимание.

Задача воспитания заключается в формировании у подрастающего поколения гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. А это весьма трудная задача.

Тем не менее современное образование - это мощная система, которая способна формировать духовно-нравственные человеческие качества. Особую функцию в данном процессе играет естественнонаучный цикл, который в своем содержании осуществляет воспитательную роль, так как напрямую связан с изучением живых организмов, человека и природы. Природа - уникальное чудо, она способна учить и вдохновлять, радовать и удивлять, восхищать и творить, нести ответственность за свои поступки, воспитывать и любить. Трепетное отношение, любовь и восхваление красоты родной природы характерно для многих великих писателей, поэтов, композиторов, художников, ученых, педагогов, психологов. Такое отношение способствует духовному становлению и дает начало творчеству. Об этом подробно изложено в трудах А. Швейцера, В. Н. Вернадского, В.А. Сухомлинского.

Для формирования ценностно-этических качеств подрастающего поколения, необходимо воспитывать уважение к природе, с почитанием и любовью относиться к ней, так как именно природа способна вдохновлять и развивать духовно-нравственную основу человека.

Обучение на основе эколого-аксиологического подхода

В современных образовательных программах многие дисциплины естественнонаучного цикла, хорошо разработанные в научно-содержательном, методическом и дидактическом плане, к сожалению, недостаточно актуализируют моральный, нравственный аспект воспитания. Хотя в таких дисциплинах, как биология, география, экология, уместно учить студента бережно относиться к родной природе, нести ответственность за ее сохранение. В связи с этим в рамках естественнонаучного образования для средних, специальных и высших образовательных учреждений были разработаны и адаптированы курсы с элементами эколого-аксиологического подхода. Такой подход предполагает сформированность у субъектов образовательного процесса ответственности, основанной на системе индивидуальных ценностей. Смысл эколого-аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов и законов экологии.

Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами - практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход [15]. Аксиология, или теория ценностей (греч. axia - ценность и logos - учение) - раздел философии (часть прикладной этики), учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными фактами и структурой личности [5, 9].

С целью внедрения эколого-аксиологического подхода в образовательный процесс были разработаны специальные учебно-методические пособия. Для средней школы - пособия-тетради «Дневник труженика планеты Земля» (5-10 классы), для высшего профессионального образования - пособия-практикумы: «Учение о биосфере», «Почвоведение».

Методические пособия-тетради «Дневник труженика планеты Земля» используются на уроках биологии с целью формирования нравственных основ. Они не только отражают нравственный аспект воспитания, но и помогают закрепить знания основной учебной программы по предмету.

Пособия-практикумы апробированы в учебных дисциплинах «Учение о биосфере», «Почвоведение» для студентов кафедры геоэкологии Уральского государственного горного университета [1,7].

Перечисленные разработки отличаются от других подобных тем, что в центре оказываются аксиологические ценности, которые раскрываются через универсальный швейцеровский принцип «благоговение перед жизнью». Для усиления формирования экологизированного мышления и критического подхода к существующей современной ситуации многие разделы посвящены изучению первоисточников (В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, П.А. Кропоткина, Н.Ф. Реймерса, Н.К. Рериха, А. Швейцера, Олдо Леопольда), написанных биологами, экологами, философами. В процессе изучения, обсуждения текстов происходит собственное восприятие, понимание изученных позиций ученых эко-философов, но самое главное - происходит приобщение к добрым делам, общечеловеческим ценностям.

В качестве методологической основы заложены: гуманистическая ценностная ориентация русского космизма (П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), учение о ноосфере (В.И. Вернадский), экологизм (А. Швейцер). Данные теории ставят философско-нравственные проблемы, которые требуют признания самоценности любой формы жизни.

Следуя указанным теориям, был сделан акцент на то, что человек и природа - это взаимосвязанные элементы биосферы. Поэтому основной целью представленных разработок является формирование нравственного отношения человека к природе, любой форме жизни, как самой важной общечеловеческой ценности. Они содержат большой потенциал и возможности для воспитания «человека благоговеющего» перед жизнью своего родного края, основанной на формуле А. Швейцера: «Я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить».

Разработанные учебные материалы основываются на трех основных принципах А. Швейцера: «Благоговение перед жизнью», «Человек - человеку» и «Человек-природа». В пособиях рассматриваются: экологическая этика, этика взаимоотношений человека с биогеоценозами и всей биосферой, а также этические нормы отношения ко всему живому.

Для формирования человека «благоговеющего перед природой» была разработана и внедрена учебная полевая практика «Биоразнообразие и общая экология с элементами почвоведения» для студентов 1-го курса специальности «Экология и природопользование» на территории ГБУ СО Природный парк «Бажовские места».

Понимая значимость научно-исследовательской учебной практики, студенты с большей ответственностью подходили к изучению природы (флоры, фауны, химического состава типов почв, поверхностных и грунтовых вод). Устанавливали влияние антропогенной нагрузки на состояние природных комплексов, изучали восстановительный потенциал живой природы и т.п.

В результате исследований экосистем на территории парка «Бажовские места», подкрепленных теоретическими основами идей В.И. Вернадского и А. Швейцера, студенты еще раз убедились в сложности системы взаимосвязей между компонентами экологических систем природы.

Развивая данный подход, полагаем, что практические работы дисциплин «Учение о биосфере», «Почвоведение», а также элементы полевой практики можно и нужно адаптировать к среднему специальному и школьному образованию, формируя этическое отношение ко всему живому. Так, в гимназии «Арт-Этюд» города Екатеринбурга в данном аспекте уже преподаются элективные курсы: «Благоговение перед жизнью своего родного края» для 7 классов, «Биоэтика - новое направление в образовании» для 9 класса, «Жизнь - самое ценное благо на земле» для 10 класса.

Нравственное осмысление человеком своих неразрывных связей с природой ставит вопросы о моральной ответственности его за сохранение природы. Нести ответственность может человек, имеющий определенные нравственные ценности, способный к сопереживанию, к милосердию, состраданию. Он не может быть равнодушен к живым существам, которые могут испытывать боль и страдания. Таким образом, восприятие мира у человека становится не только этичным, но и биоэтичным.

Элективные курсы содержат потенциал для воспитания через аксиологическую направленность к природе своей местности. Интерес возникает к разработанным заданиям по биологии и географии на основе краеведческого материала. Изучение особенностей рельефа, ландшафтов территории, а также видового состава края происходит через анализ универсальных принципов А. Швейцера, позиций В.И. Вернадского.

Разработаны практические занятия (универсальные понятия добра и зла А. Швейцера; уральские кладовые; исчезающие животные и растения родного края), направленные на самостоятельный поиск дополнительной информации о многообразии видов растений и животных своей местности. На примерах своей местности рассматриваются факты положительного и отрицательного влияния человека на развитие экосистем, биогеоценоз природы. Содержание и структура элективных курсов позволяют искать информацию о деятельности русских и российских композиторов, художников, поэтов, восхваляющие красоту родной природы, а также реализовывать свои творческие способности, создавая прекрасные образы родного края. В центре всех этих направлений оказываются аксиологические ценности.

Организация учебно-воспитательного процесса предусматривает особенную методическую систему: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-диалог, практические занятия - семинар-дискуссия, занятия с герменевтическим подходом, а также диалоги, полилоги, дебаты об общечеловеческих ценностях - милосердии и сострадании, а также о духовных ценностях - добре, любви, красоте, которые играют важную роль в формировании нравственных установок подрастающего поколения.

Таким образом, разработанный учебный материал может дополнить содержание таких учебных дисциплин, как география, экология, биология. Отдельные части курса могут применяться на внеклассных мероприятиях, а также для программ дополнительного образования. Разработки будут также интересны руководителям кружков, детских оздоровительных лагерей, учителям школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением естественных наук [12, с.214-218].

В диалогах, беседах со студентами и школьниками было выявлено, что многие не представляли, насколько сегодня эколого-катастрофическая ситуация планеты может повлиять на дальнейшее развитие человечества.

Многие студенты выражали и отстаивали позиции антропоцентризма, что было крайне удивительно в наше постиндустриальное время. Это наводит на мысль, что современная молодежь не информирована о существующих позициях, концепциях, программах развития современного общества.

В результате проведенного последовательно-интенсивного учебно-воспитательного процесса мнения у многих студентов и школьников изменились. На мировоззрение обучающихся достаточно сильно повлияли статьи А. Швейцера «Благоговение перед жизнью», где рассматривались универсальные понятия «Добра» и «Зла». В письменных работах ребята постоянно делали ссылки на данный источник и очень эмоционально приводили различные факты наблюдений из собственного жизненного опыта.

Заключение

В результате работы обучаемые научились понимать и осознавать зависимость человек от всех обитателей экосистем. Человек является частью, элементом всей сложной системы - Природа. Такое экологическое мировоззрение заставляет молодежь более ответственно относиться к природе, к любой форме жизни.

Таким образом, мы видим, что воспитательный процесс, направленный на формирование эколого-нравственной личности, возможен при условии внедрения в процесс обучения эколого-аксиологического подхода.

Рецензенты:

Гейн А.Г., д.п.н., профессор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

Ширшов В.Д., д.п.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Бадьина Т.А. ЭКОЛОГО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12008 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674