Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Адольф В.А., Ковалевич И.А.
В статье представлен анализ перспектив использования информационно-образовательного потенциала учреждений технического профиля для профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации. Ключевые слова: профессиональная, социализация, информационно-профессиональная компетентность.

Стране настоятельно требуются новые высококвалифицированные субъекты профессиональной деятельности во всех сферах общественной и производственной жизни.  Человек становится подлинным субъектом деятельности, когда ее регуляция предполагает оптимальное сочетание общественной и индивидуальной сторон. Активность проявляется в становлении человека как субъекта деятельности, когда у него возникает свое отношение к деятельности, создается свой «стиль» (способ) ее осуществления. При этом процесс саморегуляции деятельности проявляется как способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности в процессе решения конкретных задач деятельности.

Обращение к обозначенной теме продиктовано трудностями, с которыми мы сталкиваемся постоянно при поиске ответа на поставленные вопросы реальной практики - в чем сущность успешной социализации человека. Почему конкретные практические шаги  реальной практики  в соответствии с продуманными и заданными стратегическими ориентирами постоянно «пробуксовывают»?.  Вроде бы стратегические цели определены. В различных концептуальных документах дан ответ на вопрос: «Зачем нужны изменения в обществе, экономике и образовании?» Возможно, решение данного вопроса должно осуществляться на местах реализации практики. Тогда  требуются ответы на вопросы: «Кто должен обеспечивать реализацию стратегий? Каким он должен быть этот «кто»? За счет каких ресурсов?»  «Профессиональное образование, в свою очередь, еще неспособно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.  [Концепция модернизации российского образования до 2010 года.] В связи с этим  должны менятся требования к системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, как важнейшего аспекта социализации субъекта профессиональной деятельности, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего теоретико-мето-дологического, концептуального, прикладного и технологического обеспечения данного процесса.

Сложившиеся структурно-функцио-нальные и процессуальный компоненты профессионального образования мало соответствуют природе профессиональной деятельности специалиста.  Индивидуально-творческий подход, преодолевая массово-репродуктивный характер современного профессионального образования, выводит его на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование у будущего специалиста творческой индивидуальности, развитие у него неповторимой технологии профессиональной деятельности. При этом большинство старшеклассников оказываются не готовыми к самостоятельному выбору своего дальнейшего жизненного пути, а если выбор был сделан, то приобщение к профессии сводится лишь к простому получению знаний, умений и навыков. Это свидетельствует о не достаточно сформированном профессиональном самосознании или  в малой эффективности предлагаемых технологий и методик профессиональной ориентации учащихся. Важнейшим компенсатором названных проблем является целенаправленная подготовка учащихся к профессиональной деятельности, иначе говоря - актуализация человеческого ресурса. В данном случае, большая роль в помощи правильного выбора профессии отводится профориентации. Задачи, стоящие перед профориентацией на сегодняшний день состоят в том, чтобы готовить человека к профессиональному самоопределению, развивая его способности к самообучению, самоанализу и развивая его умения  искать, находить и принимать(на основе выбора) адекватные решения. Сложность работы по профессиональной ориентации состоит в том, что педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах: план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями) и план будущего времени (дети - как будущие граждане страны) /1/. Таким образом, вся работа по профориентации по сути своей прогностична, т.е. ориентирована на будущее, на то, чего еще нет. Далеко не всегда в такой ориентации удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические и т.п. линии развития общества, поэтому определяющим для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека часто оказывается именно ценностно - нравственная ориентация. При этом профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних, психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии, т.е. речь идет не о подготовке школьника к выбору профессии, а о его подготовке к профессиональной деятельности в целом (к будущим смыслам профессиональной деятельности), то главное в этом процессе, - развитие природных данных, способностей, реальных  возможностей  каждого    конкретного учащегося. Возникает задача - как, какими средствами и кто можно решать поставленные задачи.

Нам представляется важным обратить внимание на возможности  образовательных учреждений технического профиля (исходя из выстроенной системы разноуровневой непрерывной подготовки и переподготовки специалистов в комплексе "школа-вуз" Сибирского Федерального Университета) по профессиональной ориентации учащихся. Именно в этих учреждениях объективно сложилось пространство обстоятельств и условий, предполагающее интенсивное использование компьютерных средств, средств информационно-коммуникационных технологий, информационно-образовательного потенциала, приобретающее особую значимость в условиях становления информационного общества. С другой стороны в данных учебных заведениях аккумулирован мощный субъективный структурированный ресурс, отражающий ценностные ориентации и установки, смысловые образования в информационно-техно-логической сфере деятельности. Поэтому информационно-образовательный потенциал данных учреждений  требует своего исследования в связи с проблемой профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации. Рассмотрим эту проблему в ракурсе информатизации и профессионализации всех сфер человеческой деятельности и выделим те аспекты, которые требуют обсуждения в связи с профориентационной работой.

Названная проблема имеет далеко не только академический, теоретико-мето-дологический аспект. Не менее важным является ее практически-прикладной смысл. В первую очередь- это вопрос  подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Как показывают исследования, в целом ряде профессий доминирующая роль принадлежит «телесным», неявным формам знания,  передаваемым «из рук в руки от» учителя (мастера) к ученику (подмастерью) /2/.

В последнее время актуализировалась  информатизация системы образования. Процесс информатизации, как и всякое сложное социальное явление, неоднозначен и противоречив. Проблемы, возникающие в процессе информатизации социальных систем можно дифференцировать по разным основаниям. Профориентации  учащихся и использование информационных технологий как мощного ресурса в повышении эффективности профориентационных работ определяет проблемы «границ информатизации», «границ компьютеризации». Вопрос о «границах»  возник в связи со  стремлением понять фиксируемую на практике противоречивость и неоднозначность процессов информатизации различных социальных систем, что порождает неоднозначность их оценок и толкований. Специалисты ставят вопросы: везде ли нужны современные информационные (компьютерные) технологии, в чем их плюсы и минусы с точки зрения использования этих технологий в процессе профессионализации, как можно передать опыт и мастерство?

По нарастающей идет развертывание потенциала «информационного общества», под которым понимается его социологизация, освоение социальной информации, формирование информационного мировоззрения, рынка информации, информационной реальности, повышение психологической  обоснованности систем связи. Расширяет свои границы новый социальный процесс - познание информационной реальности. Технологический процесс информатизации все более уступает место социально-психологическому. Социологизация и психологизация информационной реальности становится основным аспектом становления информационной цивилизации и информационной культуры. Осмыслением информатизации занимаются все ведущие направления социогуманитарных и естественных наук. Философия, антропология, социология, культурология, история, синергетика, информатика, психология, когнитология - это лишь некоторые области знания, в русле которых предпринимаются попытки понять все усложняющуюся реальность. Поиск границ в разработке и внедрении современных технологий профориентации и социализации является важным аспектам нашего исследования. Другой, исследуемой нами аспект информатизации процесса профориентации заключается в изучении психологического воздействия современных компьютерных технологии на человека и социально-психологических аспектов взаимодействия человека с машиной (сфера «человек  - знак»), и человека с человеком посредством машины (сфера «человек - человек»). Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология информатизации изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности,  психологии труда и др. Поскольку новые информационные технологии - это орудие трудовой деятельности, то они тоже изменяют психику человека. В этой связи и возникают наблюдаемые нами психологические проблемы использования высокой техники в жизни человека.

Обозначенная тенденция подтверждается нашими исследованиями, которые проводились в период с 2003 по 2008 год и имели целью изучение особенностей психических состояний пользователей ЭВМ (в сферах «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника», «человек-художест-венный образ») в процессе компьютеризованного обучения. Предметом исследования были психические состояния учащихся в условиях компьютеризованного обучения и их оценка самими пользователями. Объектом исследования стали студенты-учащиеся, уже обладающие начальными навыками работы на компьютере, и  клиенты Красноярского краевого центра профориентации и переобучения. Всего было обследовано 256 человек: 168 студентов-учащихся (возраст 16 - 21 год),    88 клиентов центра (возраст 24-36 лет). Исследование психических состояний пользователей проходило в три этапа. На первом этапе, при помощи специально разработанной анкеты, были выявлены наиболее часто встречающиеся деструктивные состояния, возникающие у респондентов при работе на компьютере. На втором этапе проводилось подробное изучение психических состояний, испытываемых пользователями: до работы на компьютере, во время работы на компьютере и после работы на компьютере. Третий этап заключался в опросе респондентов на предмет общего влияния компьютера на пользователей, осведомленности пользователей в области информатики и программирования и отношения самих пользователей к переживаемым психическим состояниям.

Исследования  показали, что наиболее распространенными преобразованиями здесь являются персонификация компьютера, то есть наделение его чертами субъектности и идентификация с ним. Персонификация своего рода защитный механизм, вступающий в силу тогда, когда человек на неосознаваемом уровне ощущает неудовлетворенную потребность в общении с другими людьми. Студенты наделяют компьютер такими чертами и свойствами, как, например:  «друг», «душевный человек», «собеседник», «терпеливый», «психолог», «художник», «гений», «мудрец», «профессионал», «мужествен-ный», «лидер», «невротик», «упрямый», «эгоцентрик», «фанатик», «фантазер». Объективной стороной персонификации является диалоговый характер работы на компьютере. Однако в социокультурном и психологическом аспектах, здесь, не все благополучно. Персонификация есть только начало более глубоких преобразований, таких как деперсонализация (утрата представлений о своём «Я»), уподобление, социальная перцепция (редуцирование образов реальных людей), социальный дисбаланс. Здесь идентификация направлена на средство деятельности - компьютер. Результатом такой идентификации является экзуция - утрата человеком потребности и способности в непосредственном (живом) общении.

Еще одна работа, проведенная в Институте информатизации социальных систем Сибирского федерального университета  , была посвящена социологическому исследованию на тему «Воздействие компьютерных технологий на человека: мнение пользователей ЭВМ». В опросе приняли участие 150 человек, 75 мужчин и   75 женщин. Положительное отношение к развитию компьютерных технологий выразили 88% опрошенных, 4% - отрицательное отношение, причем это женщины, которые осваивали компьютер не по собственному желанию, а по необходимости. Спокойно относятся к компьютеру на рабочем месте 33% опрошенных, с удовольствием - 20%, большинство из них женщины, раздражительно - 6%, большинство из них женщины, с безразличи-ем - 2% - мужчины. На вопрос о социальных последствиях развития компьютерных технологий ответы распределились следующим образом: 70% опрошенных считают, что это приведет к увеличению возможностей коммуникации между людьми, 68% - улучшению состояния образования и науки, 18% -безразличию к судьбам людей, 18% - падению культуры,   14% -экономическому процветанию, 8% - деградации человека, 4% - снижению профессионализма. Значительное количество скептических оценок можно интерпретировать как результат противоречивости самого процесса информатизации образования, а также как следствие не разработанности многих проблем в теоретическом и методическом аспектах.

Резюмируя рассмотрение вопроса о психологическом воздействии процессов информатизации социальных систем на человека, можно отметить следующее. Человек на подсознательном уровне склонен психологически дистанцироваться от компьютера, являющегося важнейшим компонентом современных информационных систем. Тесное взаимодействие с компьютером чревато для человека аффективным закреплением, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности, обусловленными столкновением двух подсознательных процессов: антропоцентризма и антропоморфизма. В свою очередь закрепление интеллектуальной исключительности человека, адекватное и позитивное в системе «человек - компьютер», может распространиться за ее пределы и начать негативно влиять на отношения в системе «человек - человек», т.е. выступать в роли психологического фактора, затрудняющего межличностное взаимодействие и вносящего таким образом свой вклад в общую тенденцию обособления современного человека, интегрированного в информационную среду. Реальным шагом в процессе профориентационной работы на базе информационных технологий должно стать, на наш взгляд, формирование информационно-профессиональной компетентности как учащихся, так и педагогов /3/. В узком смысле информационно-профессиональ-ную  компетентность определим как умение отдельного индивида или какой-либо общности людей целенаправленно работать с  информацией профессиональной направленности и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. В более широком значении информационно-профессиональная  компетентность - это уровень достигнутого информационного общения людей-профес-сионалов, а также характеристика информационно-профессиональной сферы жизнедеятельности  этих людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего. Другими словами, информационно-профессиональная  компетентность выступает как система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества, производства и информационной среды, т.е. может выступать как информационно-образова-тельный ресурс, так и информационно-образовательным потенциалом   для любого  человека в отдельности. Основой информационно-профессиональной  компетентности могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Она вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду профессиональной деятельности и определению  границ смыслов будущей профессиональной деятельности. Кроме того, информационно-профессиональная  компетентность непосредственно связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Являясь пока еще показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры человека, информационно-профессиональная компетентность со временем станет важным фактором развития каждой личности. Вот почему такую высокую актуальность приобретает проблема внедрения информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности как выбор будущей профессии, грамотное соотнесение индивидуальных особенностей, а также не всегда осознаваемых потенциалов с оптимальным выбором профессиональной деятельности.

Формирование информационно-про-фессиональной компетентности тесно связано с уровнем компьютерной грамотности человека, основы которой должны постигаться в период школьного обучения, что составляет еще один важный   аспект в исследовании процессов      профориентации.

Компьютерная грамотность  призвана обеспечить нашу готовность к грядущим качественным переменам в обществе, непрерывно насыщаемом этой прогрессивной техникой, а также и ожидаемым существенным переменам в самой информационно-профессиональной сфере будущего./4/ Выявленные возможности использованияи нформационно-образователь-ного потенциала учреждений технического профиля для профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации позволяет  нам сделать ряд выводов:

  • 1.   В системе профориентационных работ, направленных на подготовку учащихся к профессиональной деятельности, важное место должен занять процесс формирования информационно-профессио-нальной  компетентности учащихся.  Информационно-образовательный потенциал учреждения способен выступать средой актуализации информационно-профессиональной  компетентности обучающегося в контексте его успешной    социализации.
  • 2.   Использование информационных технологий находит все большее применение и к процессам творческой деятельности человека в развитии его креативных способностей. Философско-педаго-гические аспекты такого творчества требуют специальных исследований в сфере «человек - человек», «человек - знак». В этом смысле расширение возможностей для получения знаний есть способ развития мыслительных, аналитических способностей человека, следовательно это способ наиболее рационального выбора и наиболее эффективной социализации и профориентации.
  • 3.   Поиск средств компенсирующих обозначенные негативы технического прогресса являются актуальной задачей, как в исследовании названных тенденций, так и в разработке и внедрении современных педагогических технологий, рационально использующих возможности высокой техники.

Перспективы успешной социализации  человека своими основаниями уходят в организацию профориентационных работ, направленных не на выбор профессии, а на инициацию смыслов будущей профессиональной деятельности. Механизмом и важным ресурсом для выполнения этих задач являются современные информационные-образовательные технологии, а их внедрение в процесс профориентации  может стать  средством  индивидуализации и успешной социализации учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1.   Климов Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. - М., 1990.
  • 2.   Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре // Вопросы философии. - №12. - 2003.
  • 3.   Адольф В.А., Степановна И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога. // Информатика и образование. -   2006. - №1. - С.2-5.
  • 4. Адольф В.А., Степанова И.Ю. «Об информационной культуре замолвим   слово ...» (К проблеме определения целей и содержания «информатического» образования в условиях становления информационного общества). // Информатика и образование. - 2009. - №2. - С.3-9.

Библиографическая ссылка

Адольф В.А., Ковалевич И.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1200 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674