Введение
Одной из ведущих тенденций, формирующих будущее человечества, является современный технологический переворот, кардинально меняющий бытие человека, его взаимоотношения с миром. Комплекс объективных требований технологического переворота к обществу с необходимостью включает модернизацию сферы образования, обеспечивающей доступность научных знаний и информации - главного стратегического ресурса постиндустриальной эпохи, формирующей субъектность человека, активизирующей его профессионально-личностный потенциал.
Изменяются представления о целях, задачах, содержании, результатах профессионального образования в целом и предметного знания в частности. Приоритетной становится задача подготовки специалистов, способных приобретать новые знания и умения, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, принимать решения и действовать на их основе, опираясь на свою профессиональную компетентность.
Одним из условий успешного решения этой задачи является повышение качества самостоятельной работы студентов, на которую ФГОС ВПО отводится не менее пятидесяти процентов времени от общего количества учебных часов. Необходимо использование технологий обучения, адекватных современному этапу научно-технического развития, особенно информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Однако проблема организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения философии с использованием средств ИКТ (и особенно технологий Web 2.0) изучена далеко не полностью.
Проблему организации самостоятельной деятельности обучающихся часто называют «вечной» проблемой в педагогике, возникшей еще в трудах античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля) и не утратившей своей актуальности сегодня. Впервые данная проблема получила теоретическое обоснование в трудах П. И. Пидкасистого, анализировавшего самостоятельную работу в двух аспектах: как средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся (со стороны педагогов); как специфическую форму учебного познания (со стороны учащихся) [6, с.150].
С середины ХХ в. развитие самостоятельной деятельности обучающихся стало предметом исследования педагогики высшей школы, постепенно приобретая характер интегративного научного феномена, включающего данные разных подходов: теоретического (Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, А.С. Лында, Р.М. Микельсон, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.); технологического, (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, А.И. Уман и др.); личностного [9, с.17].
Несмотря на то, что проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС) находится в центре внимания теоретиков и практиков, многие аспекты ее остаются дискуссионными. В частности, нет единого понимания сущности и содержания самостоятельной работы, ее рассматривают как метод организации познавательной деятельности, форму организации учебного процесса, средство включения обучающихся в познавательную деятельность, а также как вид последней [7, с.124]. Достаточно широко используемый термин «учебная самостоятельная деятельность» одними исследователями рассматривается как синоним СРС, другие считают его более широким понятием.
Согласно разделяемой точке зрения самостоятельная работа - это форма организации учебной самостоятельной деятельности [9, с.19]. Компонентами учебной самостоятельной деятельности являются: порождение мотива, формулировка цели деятельности, постановка и решение познавательной задачи, контроль за ходом и результатом осуществления. Самостоятельная деятельность направлена на усвоение содержания образования и развитие самостоятельности личности.
На наш взгляд, заслуживает внимания позиция педагогов, предлагающих рассматривать самостоятельность в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности. Внешними признаками самостоятельности обучающегося являются: планирование им своей деятельности, выполнение задания без непосредственного участия преподавателя, самоконтроль и коррекция. Внутреннюю сторону учебной самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, умственные, нравственно-волевые усилия обучающегося, направленные на достижение цели без посторонней помощи [7, с.126]. Конечно, абсолютная, полная самостоятельность студента - малореальное явление в учебном процессе, уровень самостоятельности следует определять с учетом того, в какой мере объективно необходимо участие преподавателя.
В дидактической литературе последних лет выделяют следующие уровни самостоятельности: репродуктивный и продуктивный. Последний уровень приобретает в современных условиях особое значение. Наблюдаемые качественные изменения в науке и технике позволяют человеку выйти из непосредственного технологического процесса, оставив за собой наиболее важные функции: постановки целей и задач, общего управления и контроля, выбора оптимальных решений из числа предложенного компьютером полного набора альтернатив, прогнозирования результатов, содержательной интерпретации полученных данных, разработки новых схем и стратегий действий.
Сам характер этих функций, а также расширение сфер деятельности, где на протяжении периода трудовой активности человека происходит смена нескольких поколений техники, требует от него умения и готовности действовать в условиях неопределенности, в ситуации альтернативных решений и меняющегося социально-культурного фона. В терминах дидактики это умение может быть охарактеризовано как «самостоятельно-деятельностная компетентность» личности (М. А. Федорова).
Эффективность содержания профессионального образования сегодня связывается с тем, насколько оно опережающе направлено на изменения в науке, технике и технологиях, а также на сроки их внедрения в производство [8, с.5]. Эффективность применяемых методов обучения определяется степенью их соответствия современным методам познания научных и социальных закономерностей. В понимание результатов самостоятельной работы бакалавров всех направлений подготовки включается знание законов развития природы, общества, мышления, базовых ценностей мировой культуры; а также владение основными средствами управления информацией, способность работать в глобальных компьютерных сетях.
Актуальной проблемой педагогики становится поиск технологий обучения, соответствующих данным требованиям. Следует обратить особое внимание на реализацию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), под которыми вслед за Г. А. Кручининой будем понимать «совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения компьютеров и сам (качественно новый) процесс обучения в условиях применения компьютеров как технических средств обучения» [3, с.61].
Современные исследователи особое внимание обращают на необходимость развития образовательных Интернет-технологий, инициирующих получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями [1, с.9-11]. Не последнюю роль играет и психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве.
Решение образовательных задач, адекватных современному этапу научно- технического развития, всё чаще связывается с технологиями Веб 2.0 (Web 2.0), позволяющими пользователям совместно работать и размещать в сети информацию в различных формах (трактовка Тима О`Рейли) [4].
Развитие социальных сервисов привело к возникновению феноменов, которые называют по-разному: мудрость толпы, краудсорсинг, викиномика, общественная поддержка [5, с.114.]. В основании этих феноменов лежит непосредственное участие человека в коллективном творчестве и принятии решений. Оно включает как сравнительно простые действия, например, сбор и повторное использование существующих знаний и контент-объектов (коллекций медийных материалов, ссылок и т.п.), так и гораздо более сложные задачи по созданию новых коллективных документов, книг, стандартов. В дидактической литературе последних лет обсуждается специфика базовых принципов образовательной системы, адекватной цели образования в постиндустриальную эпоху, получившей название Образование 2.0 (по аналогии с Web 2.0) [2].
Однако проблема организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла с использованием средств ИКТ (и особенно технологий Web 2.0) изучена далеко не полностью. Согласно разделяемой точке зрения, СРС по курсу философии можно определить как особую форму учебной деятельности, предполагающую осознание студентом своих способностей, мотивов, целей и задач, способов и приемов изучения философии, контроля и самоконтроля, и развития познавательной самостоятельности. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Философия» для бакалавров составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Из них 96 часов (2,7 зачетных единиц) отводится на самостоятельную работу.
Можно выделить ряд принципов организации СРС по курсу философии с использованием средств ИКТ, способствующих формированию у студентов продуктивного уровня самостоятельности: 1) персонализация обучения, предполагающая построение индивидуальных траекторий развития обучающихся; 2) сочетание дифференциации и интегративности обучения; 3) единство и целостность организации и самоорганизации учебной самостоятельной деятельности, постепенная передача управленческих функций от преподавателя к студенту; 4) согласованность и взаимосвязь внутреннего потенциала личности и внешних условий, в которых она реализуется; 5) вариативность образовательной среды, фиксация противоречий между устойчивыми особенностями деятельности, представляющими собой элемент социального опыта, и новыми, изменившимися условиями в познании и общении студентов, обеспечение ситуации выбора; 6) диалогизация обучения, создание рефлексивной образовательной среды.
В процессе организации СРС можно выделить ряд этапов: диагностико- аналитический, формирующий и рефлексивно-оценочный.
На первом этапе было организовано изучение уровня сформированности самостоятельности бакалавров первого курса Нижегородского института управления (направления подготовки: «Социология», «Менеджмент», «Прикладная информатика») методами беседы, анкетирования, наблюдения. Следует отметить, что студенты достаточно адекватно оценивали свои умения самостоятельной работы с философской информацией.
Так, 45 % опрошенных указали, что могут только пересказывать материал лекций и учебника в пределах программы вуза, 15,7 % - могут изложить материал первоисточников и специальной философской литературы. Осуществлять самостоятельный поиск первоисточников и специальной философской литературы по интересующим проблемам могут 33,3 % студентов. Могут свободно обсуждать философские проблемы 11,8 %. Что касается источников философской информации, представленной в сети Интернет, то 76,5 % студентов использовали только Википедию - Свободную энциклопедию (ru.wikipedia.org).
Исследование сформированности мотивов учебной деятельности продемонстрировало понимание значимости изучения философии для развития общей культуры (70,6 %). Однако личный интерес к философским проблемам у половины опрошенных (49,3 %) находился на среднем уровне. Студенты понимали важность использования средств информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности (среднее значение - 4,1 балла по пятибалльной шкале) и демонстрировали желание работать над курсом философии при помощи средств ИКТ.
В ходе формирующего эксперимента студентам предлагались дифференцированные задания (на выбор) репродуктивного и продуктивного характера, предполагающие использование ИКТ. Самостоятельная работа на репродуктивном уровне включает работу со словарями, энциклопедиями, справочниками, электронными книгами и учебными пособиями. В НИУ РАНХиГС возможность удаленной работы с учебными и научными изданиями обеспечивается доступом к Электронной библиотечной системе «Университетская библиотека online» (http://www.biblioclub.ru/).
Материал для подготовки к семинарам содержат другие электронные библиотечные системы, например: http://filosof.historic.ru/books/c0017_1.shtml; http://filosofia.ru/; http:// cyberleninka.ru; http://sbiblio.com/biblio/default.aspx. Для самостоятельной работы студентам рекомендуются сайты, содержащие журнальные статьи, например, сайт журнала «Скепсис» http://www.scepsis.ru/tags/id_99.html; страница журнала «Вопросы философии» http://philosophy.ru/library/vopros/00.html; материалы Электронного научного издания «Вестник ВВАГС» // http://ranhigs-nn.ru/nauka/ и др.
К репродуктивному уровню можно отнести работу студентов в системе «Интернет-тренажеры в сфере образования» (www.i-exam.ru). Выбор режимов «Обучение» и «Самоконтроль» предоставляет возможность многократного повторного решения тестовых заданий, обращения к текстам правильного решения, подсказкам к неправильным вариантам ответов. Формами контроля знаний студентов выступают опросы, собеседования, внутривузовское контрольное тестирование.
К продуктивному виду самостоятельной деятельности студентов с использованием Интернет-технологий можно отнести создание паблик-странички в социальной сети или ведение собственного блога. Данные материалы использовались при организации дискуссий на семинарских занятиях, деловых игр, при написании рефератов и эссе. Этот вид продуктивной деятельности выбрали 12,5 % студентов, 9,4 % студентов выбрали другой вид продуктивной самостоятельной работы - создание личного или группового Веб-сайта по отдельным разделам курса философии: «Философия в ее историческом развитии», «Философские проблемы познания», «Современные философские проблемы науки и техники».
На рефлексивно-оценочном этапе была организована самооценка СРС. Студенты, использовавшие ведение блога, отмечают возможность осуществлять поиск первоисточников и специальной литературы по проблемам, интересующим лично их, свободно размещать информацию, обсуждать философские проблемы, общаться с другими студентами по учебным вопросам. Студентов, выбравших построение сайта, привлекли возможности создания новых документов, опорных схем, медийных материалов, ссылок, составления словарей и т.п.
Участие студентов в продуктивных видах деятельности с использованием средств ИКТ является значимым фактором формирования устойчивой мотивации обучения. Так, практическую пользу от использования Интернет-технологий при изучении философии создатели блогов и сайтов оценили в 7-8 баллов (по десятибалльной шкале), свой интерес к предмету - в 9-10 баллов. Фактор полезности самостоятельной работы проявляется и в использовании данных материалов другими студентами.
Студенты, осуществлявшие самостоятельную работу только на репродуктивном уровне, пользу от использования ИКТ при изучении философии оценили в 4-5 баллов (по десятибалльной шкале), свой интерес к предмету - в 5-6 баллов.
Есть основания утверждать, что технологии Веб 2.0 позволяют соединить специфику гуманитарных предметов (в частности, философии) и преимущества, предоставляемые средствами ИКТ. Так, вполне соответствует «духу» философии самостоятельный поиск, анализ, преобразование информации, публикация результатов работы, специально организованная коммуникация.
Однако существует ряд трудностей в организации СРС с применением данных технологий. Ведение блога, работа над созданием сайта требуют от студента существенных временных затрат. Играет роль сложность самого философского материала, возникающие трудности с отбором его содержания, выделения главного в мощном потоке информации, проблема достоверности источников. Отмечались определенные сложности в организации общения студентов.
Можно заключить, что эффективность самостоятельной работы студентов повышается при условии ее дифференциации, сочетания различных видов учебных заданий репродуктивного и продуктивного характера, грамотного применения активных и интерактивных форм и методов организации деятельности студентов, Интернет-технологий и технологий, предполагающих «живое» общение: деловых игр, диспутов, проектов, «мозговых штурмов», проблемного обучения и других.
Рецензенты:
Кручинина Г.А., д.п.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород.
Ивашевский Л.И., д.филос.н., профессор, профессор ФГБОУ ВО «Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Веряскина А.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЛОСОФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11998 (дата обращения: 21.11.2024).