В конце XIX - начале ХХ в. гигиеническое воспитание в учебных заведениях городов Западной Сибири осуществлялось в школах, находящихся под наблюдением врачей. В конце ХIX в. при пансионах средних школ были открыты больницы, аптеки. Врачи принимались в штат учебных заведений или исполняют свои обязанности по лечению учащихся безвозмездно.
В 1904-1905 гг. большое внимание Министерством народного просвещения (далее МНП) стало уделяться санитарно-гигиеническим условиям в школе, ставили вопрос о замене мебели, не соответствующей нормам. Перед Первой мировой войной происходила смена устаревшей школьной мебели, в реальных училищах устраиваются душевые. В годы войны возникла угроза эпидемий сыпного тифа и других заболеваний, связанных с отсутствием условий для поддержания гигиены среди беженцев и переселенцев.
Под гигиеническим воспитанием следует понимать систему привития полезных навыков и правил здорового образа жизни на основе знания. Гигиеническое воспитание можно разделить на два направления - санитарно-просветительскую работу и обучение, а также контроль за состоянием здоровья.
Первое направление включало проведение бесед, выступлений, лекций, докладов, уроков гигиены. Для успешной организации данных мероприятий по учебным заведениям рассылались циркуляры МНП, издавалась и распространялась научно-популярная литература, статьи, листовки, памятки.
Комплексный подход к гигиеническому воспитанию детей давал наибольшую эффективность в деле привития учащимся на всю жизнь здоровых навыков. В данном подходе следовало участвовать четырем звеньям - врачу, педагогу, родителю и ребенку. Отсутствие одного из этих звеньев могло отрицательно отразиться на проведении мероприятий.
Гигиеническим воспитанием и обучением в учебных заведениях городов Западной Сибири занимались педагоги школ и врачи. Уроки гигиены в качестве необязательных предметов велись врачами, состоящими в штате мужских и женских средних учебных заведений. Врачи проводили регулярные осмотры учащихся, определяли заболевания, качество питания.
Педагоги и врачи с помощью занятий и бесед стремились повышать санитарную культуру учащихся, стараясь формировать у детей стремление к здоровому образу жизни, способствующему сохранению и укреплению здоровья. Администрация школ стремилась обеспечить учащихся горячими завтраками, питьевой водой. Учебные заведения следили за соблюдением чистоты в помещениях школ, применяя мастику для обработки полов в борьбе с пылью. Вводилась искусственная вентиляция классов вместо естественной.
Проводилось переоборудование классов новыми партами системы Эрисмана вместо устаревших, не соответствующих требованиям гигиены. Парты новой системы помогали воспитанию навыка правильной посадки учащихся во время занятий.
В ряде реальных училищ устанавливались душевые. Благодаря устройству душевых дети учились самостоятельно выполнять необходимые гигиенические требования, связанные с соблюдением чистоты тела, аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой своей формы. При отсутствии гигиенического воспитания со стороны родителей, школа помогала воспитывать у учащихся новые навыки и привычки, связанные с посещением бани и душа для сохранения здоровья.
Основополагающую роль в гигиеническом воспитании учащихся были призваны циркуляры и рекомендации МНП, где акцентировалось внимание учебных заведений на распространении различных заболеваний среди учащихся, давались рекомендации для профилактики заболеваний. Министр народного просвещения в 1896 г. предложил обратить внимание о возможном прекращении развития у учащихся аденоидной ткани в носоглотке, которая служила одной из самых распространенных и существенных причин отсталости учеников, их психического и физического увядания, и вследствие этого недоразумения в оценке их развития [1].
Одним из распространенных заболеваний в учебных заведениях Западной Сибири в осенне-зимний период являлся грипп, принимающий форму эпидемии. Ученики пропускали уроки по болезни: с ноября 1895 г. по апрель 1896 г. и в сентябре - декабре 1896 г. в г. Тобольске «свирепствовала» эпидемия гриппа. Вместе с другими болезнями грипп привел к настолько неблагоприятным последствиям, что два ученика умерли. Первый поступил в гимназию крайне слабым, худым, «малокровым», истощенным предшествующими детскими болезнями. На почве гриппа, перенесенного в январе, у ученика развилась кровоточивость, которая свела его в феврале в могилу. Второй умер в июне от бугорчатки легких, развившейся на почве истощения организма, после перенесенного им в феврале гриппа. Оба не были зарегистрированы врачом гимназии умершими, так как находились на амбулаторном лечении в больнице гимназии лишь в начале развития болезни [2].
Болезнь у учащихся часто протекала с осложнениями. Из пансионеров Тобольской гимназии у ученика первого класса М. Ильина после перенесенного в апреле гриппа развились припадки падучей болезни. По этой причине 7 мая 1896 г. он был уволен из гимназии. У гимназиста У.А. Ушарова грипп протекал с осложнением двухсторонним плевритом и с последующим затяжным капиллярным бронхитом. Он провел в больнице три месяца. Всего гриппом переболело в больнице 49 учеников, вне больницы 8 человек. Катар дыхательных путей наблюдался в больнице у 34 учеников, вне больницы у 76 учащихся. Это были самые распространенные болезни. Всего получили помощь в больнице 126 человек, вне больницы 206. Из остальных острозаразных болезней - дифтерит, скарлатина и коклюш наблюдались всего по два случая [3].
Для прекращения острозаразных болезней принимались меры строгой изоляции больных и дезинфекция помещений и вещей. Также строго соблюдались правила по наставлению медицинского совета, о сроках изоляции для учащихся при разных заразных болезнях. Благодаря этим мерам большого развития болезни в Тобольской гимназии не получили. Все остальные болезни незаразного свойства были обычной формы и закончились выздоровлением. В одном лишь случае пансионер А. Кулигин с признаками малокровия, при общем наследственном нервном расстройстве, был в январе до мая уволен в отпуск для отдыха и поправки здоровья [3].
В средних и низших учебных заведениях городов Западной Сибири в конце XIX в. контролировали состояние здоровья учащихся врачи. В штате Омской гимназии находились с 1896 г. врач и зубной врач [4].
С приходом на должность министра народного просвещения Владимира Гавриловича Глазова чиновники стали уделять особое внимание санитарно-гигиеническим условиям в учебных заведениях. Для контроля над этими вопросами стали привлекать врачей в учебные заведения всех типов.
Предпринимались меры по обеспечению врачами начальных училищ. Так, 20 декабря 1904 г. министр В.Г. Глазов в циркуляре МНП по высочайшему повелению сообщал попечителю Западно-Сибирского учебного округа, что император, по всеподданнейшему докладу, 4 декабря предоставил начальникам учебных округов право определять в начальные народные училища империи, мужские и женские, разных типов и наименований, врачей без жалованья, но с правами государственной службы, присвоенными медицинским чиновникам, и с выдачей этим врачам, где окажется возможным, постоянного или временного вознаграждения из специальных средств училищ, при которых эти врачи будут состоять. Этим повелением следовало руководствоваться для соответственных распоряжений и руководства в надлежащих случаях.
Проявлялась озабоченность сохранением здоровья учащихся в женских учебных заведениях. 31 января 1905 г. из МНП последовал циркуляр, направленный на сохранение здоровья учениц женских школ. Озаботившись надлежащей постановкой врачебно-санитарной части в учебных заведениях вообще, и в частности в женских учебных заведениях, МНП обратило внимание на допуск женщин врачей на службу в женские учебные заведения. Данная мера, по мнению МНП, являлась желательной в виду того, что в женских учебных заведениях с интернатами врач женщина могла оказать больше пользы, чем врач мужчина, так как при заболеваниях, связанных с ростом и формированием женского организма, из понятного чувства стыдливости, ученицы прибегали к совету врача мужчины только в более серьезных случаях, когда болезнь уже сделала значительные успехи и нанесла серьезный вред здоровью [5]. Нельзя было не отметить также и того важного факта, что женщины врачи, в силу своего пола, могли ближе стать к ученикам и не только лечить их, но и распространять среди них «здравые» гигиенические понятия, что представлялось чрезвычайно важным как в интересах здоровья учащихся, так и для оздоровления через них всего общества. Далее, в интересах здоровья учащихся и по соображениям эстетическим было бы целесообразно и места училищных врачей во всех женских учебных заведениях, даже не имеющих интернатов, предоставлять предпочтительно женщинам врачам и, только за неимением таковых, назначать мужчин. В подтверждение последней мысли достаточно было указать на один пример из деятельности училищных врачей. При исследовании физического развития учащихся встречалась надобность в антропометрических измерениях, т.е. в измерении веса, роста, объема грудной клетки, при которых было необходимо в большей или меньшей степени раздевать учениц. Все такого рода измерения с меньшими затруднениями, без нарушения у учениц чувства стыдливости, могла сделать врач женщина, а не мужчина [5].
Также глава МНП В.Г. Глазов не оставил без внимания деятельность своих предшественников на посту министра, считая долгом отметил, что циркуляром ведомства от 5 июля 1903 г. было сообщено попечителю учебного округа для руководства, что на внесенном по высочайшему повелению в Комитет министров всеподданнейшем отчете за 1901 г. о состоянии Витебской губернии по заявлению губернатора о назначении им на платную должность при местной женской гимназии женщины врача последовала пометка царя: «Вполне одобряю» [5]. В виду вышеизложенного министр В.Г. Глазов просил попечителя Западносибирского учебного округа сделать распоряжения к замещению по мере возможности женщинами врачами открывающихся вакансий врачей при женских учебных заведениях.
Одним из распространенных заболеваний в школах являлась скарлатина. 29 января 1905 г. из МНП последовал циркуляр «О мерах предупреждения заноса и развития скарлатины в учебных заведениях». В конце 1904 г. и начале 1905 г. от некоторых попечителей учебных округов в МНП неоднократно поступали ходатайства о разрешении им прекратить занятия в тех или других учебных заведениях вследствие заболевания учащихся скарлатиной, принявшей эпидемический характер. Для единообразия действий и скорейшего принятия мер к прекращению заболеваний скарлатиной в учебных заведениях, в дополнение к существующим распоряжениям относительно ограждения учебных заведений от заразных болезней, предлагалось попечителю сделать распоряжение о принятии следующих мер:
1. Во время эпидемии скарлатины усилить врачебный надзор за здоровьем пансионеров и посещающих школу учащихся.
2. Установить через училищных врачей, где таковые имелись, освидетельствование всех учащихся, болевших скарлатиной и возвращающихся в учебное заведение, не исключая и тех, которыми представлялись свидетельства от лечащих их врачей в том, что они могут посещать школу.
3. Установить, как это требовалось распоряжением Медицинского департамента МВД от 7 апреля 1897 г., санитарный надзор через училищных врачей за квартирами учащихся, где наблюдались заболевания скарлатиной, с целью удостовериться, приняты ли родителями или замещающими их лицами меры для разобщения здоровых детей, посещающих школу, от больных, а также другие санитарные меры: дезинфекция помещений, одежды больных.
4. В случаях особенно сильных и злокачественных эпидемий рекомендовалось озаботиться наймом особых изоляционных квартир для учащихся, которые не могли быть хорошо отделены от больных скарлатиной в их квартирах.
5. Установить периодические санитарные осмотры всех помещений учебных заведений и особенно квартир семейных служителей, живущих в здании учебных заведений.
6. Если во время эпидемии среди учеников какого-либо класса будет обнаружено более одного заболевания скарлатиной, разрешалось прекратить занятия в этом классе на две недели, т.е. на срок инкубационного периода скарлатины; в этот срок необходимо было произвести тщательную дезинфекцию помещения и находившихся в нем предметов.
Дезинфекцию рекомендовалось лучше всего проводить формалином с помощью специального дезинфекционного прибора.
7. В случаях повторных заболеваний скарлатиной среди пансионеров или учеников различных классов в учебное время попечителю учебного округа предоставлялось право прекратить занятия на две недели, в течение которых произвести самую тщательную дезинфекцию всех помещений училища [5].
Медработники по личной инициативе стремились передать населению, в том числе и учащимся, знания о природе заразных заболеваний. В феврале 1905 г. старший врач Бийского военного лазарета, доктор медицины И.И. Мрочковский хотел прочитать Великим постом в общественном собрании города публичные бесплатные лекции «О заразных болезнях, их причинах, течении, предупреждении и отчасти лечении». Слушатели лекций могли жертвовать в пользу раненых на войне [6].
Различные общественные организации, в основном благотворительные общества, проводили профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья населения и подрастающего поколения в частности. В январе 1905 г. совет Общества попечения о начальном образовании г. Томска представил попечителю округа программу лекции «О зубах» томского стоматолога М.А. Каменецкого. Совет Общества просил утвердить данную программу и разрешить дантисту прочесть лекцию в начале года в бесплатной библиотеке. Попечитель учебного округа запросил согласия Томского губернатора на проведение лекции. Только после согласования вопроса с Томским губернатором попечитель округа Л.И. Лаврентьев разрешил проведение лекции [7]. Заботясь о санитарно-гигиенических условиях городской жизни, совет Общества в марте 1905 г. представил попечителю учебного округа Л.И. Лаврентьеву на утверждение программу общедоступной лекции профессора Томского технологического института А.В. Угарова на тему «Водоснабжение, как основа гигиены города». Лекцию планировалось провести в бесплатной библиотеке [8].
В начале ХХ в. значительно увеличилась нормативная база, способствующая правовому закреплению основ гигиенического воспитания учащихся в светских школах Российской империи. В циркулярах, наставлениях, инструкциях детально рассматривались вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с использованием современных знаний о гигиене. Благодаря нормативным актам Министерства народного просвещения в учебных заведениях началась замена школьной мебели на более приспособленную в гигиеническом плане к обучению детей. Специально для врачей учебных заведений разрабатывались особые формы отчетности, инструкции по осуществлению их деятельности. Значительно время уделялось профилактике эпидемиологических заболеваний среди учащихся школ городов Западной Сибири.
Рецензенты:
Дианов С.А., д.и.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национально-исследовательский политехнический университет», г. Пермь.
Гончаров Ю.М., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Валитов А.А., Сулимов В.С. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ ВЕКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11994 (дата обращения: 21.11.2024).