Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Костылев С.В. 1
1 ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет
В статье рассматриваются особенности функционирования и развития арт-менеджмента как важнейшего механизма, регулирующего и обеспечивающего систему управления в сфере культуры, искусства и образования, направленную на решение задач сохранения и развития художественного творчества; приумножения эстетических, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и патриотических ценностей; создания, презентации и продвижения высокохудожественной продукции искусства. Исследуются разновидности и функции арт-менеджмента, отвечающие за разработку и реализацию стратегии образовательной деятельности; осуществление систематической деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, общего культурного и профессионального уровня сотрудников учреждений культуры и искусства.
арт-маркетинг
разновидности и функции арт-менеджмента
арт-менеджмент
1. Бухаров А.В., Кирко В.И., Зинов В.Г. Об инновационной структуре университетских комплексов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2008. – Т.1. – № 3. – С. 318-327.
2. Карлова О.А. Новые сценарии развития Сибири и современный университет // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2011. – Т.4. – № 4. – С. 1589-1598.
3. Карлова О.А. Креатив как академическая проблема современного общества // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2008. – Т.1. – № 2. – С. 245-249.
4. Кирко В.И., Белошапкин В.В., Белова Е.Н. Инновационное развитие территорий Красноярского края на базе сервисных центров КГПУ им. В.П. Астафьева – возможности реализации бизнес-модели «Тройной спирали» Г. Ицковича // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 6. – № 10. – С. 1507-1513.
5. Копцева Н.П., Замараева Ю.С., Сертакова Е.А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2011. – Т.4. – № 11. – С. 1577-1588.
6. Копцева Н.П., Лозинская В.П. Музыкальное искусство в системе ценностей культуры: Монография. – Красноярск: Изд-во Сиб. федер. ун-та, 2009. – 115 с.
7. Копцева Н.П. Теория и практика инновационной образовательной программы по эстетическому циклу дисциплин // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 12. – С. 9-13.
8. Копцева Н.П., Резникова К.В. Методологические возможности антропологической школы «Культура-и-Личность» для современных российских социально-культурных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 388.
9. Либакова Н.М. Специфика категории «гендер» в современной красноярской культуре: результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серия тематических ассоциаций» // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2010. – Т.3. – № 5. – С. 727-746.
10. Пименова Н.Н., Марышева А.В. Деревянное зодчество Красноярска как пространство процессов территориальной и этнокультурной идентичности // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2011. – Т.4. – № 12. – С. 1784-93.

Исследование роли и значения арт-менеджмента особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства постепенно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных образовательных услуг.

В этой связи главной задачей арт-менеджмента как вида управленческой деятельности является повышение теоретической значимости и практической применимости технологий и методов, предоставляющих возможность решения многочисленных проблем функционирования и развития образовательных учреждений социокультурного и художественного профиля.

Арт-менеджмент рассматривается как средство эффективного управления и регулирования системой подготовки кадров отрасли культуры в условиях дефицитности ресурсов, так как именно он должен стать технологическим инструментом по формированию благоприятных условий для создания и продвижения художественных ценностей в социокультурном образовательном пространстве.

Арт-менеджмент рассматривается как средство эффективного управления и регулирования системой подготовки кадров отрасли культуры в условиях дефицитности ресурсов, так как именно он должен стать технологическим инструментом по формированию благоприятных условий для создания и продвижения художественных ценностей в социокультурном образовательном пространстве.

Следовательно, целью исследования является выявление специфики и значения современного арт-менеджмента как комплексной системы принципов, функций, методов и технологий в структуре социокультурного управления, направленного на формирование, функционирование и развитие образовательного пространства, обеспечивающего производство, воспроизводство и трансляцию художественных идеалов, образцов, ценностей и практик.

Используемые методы научного исследования (анализ, синтез, наблюдение, обобщение, контент-анализ документов, конкретизация, систематизация и классификация) позволяют сформулировать достоверные теоретические выводы. Работа основывалась на современных культурологических исследованиях теоретико-методологического [3, 6,7, 8] и практико-прикладного содержания [1, 2, 4, 5, 9, 10].

Категория «арт-менеджмент» вбирает в себя ряд параметров, раскрывающих особенности данного явления и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, функциях и механизмах. К таким параметрам и направлениям относятся:

  • анализ внутренней и внешней среды: мониторинг условий, в которых выполняется деятельность учреждения для выявления, оценки и регулирования рисков, связанных с заинтересованными сторонами и их меняющимися интересами, потребностями и ожиданиями;
  • миссия и видение: выражение философии и смысла существования, продвижение и позиционирование основополагающих базовых принципов социокультурного предназначения учреждения культуры и искусства;
  • целеполагание и планирование: разработка и проектирование социально-культурных и художественных мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов подрастающего поколения в сфере образования, культуры, искусства и досуга, формирование необходимых условий для их всестороннего развития;
  • субъект управления: арт-менеджеры, наделенные функцией исполнения полномочий в области принятия управленческих решений в определенных сферах деятельности учреждения;
  • объект управления: совокупность взаимосвязанных структурных подразделений различного назначения (отделы, департаменты, сектора и т. п.), на которые направлены управленческие воздействия со стороны субъекта управления для эффективного достижения поставленных целей;
  • система управленческой деятельности: совокупность механизмов, обеспечивающих процесс осуществления целей, задач и функций управления; подготовки и реализации управленческих решений в сфере культуры и искусства;
  • содержание и организационные формы: комплекс приоритетов и направлений, ориентированных на создание условий и возможностей для успешной социализации, инкультурации и эффективной самореализации потребителей образовательных услуг, для развития потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое, образовательное и культурное развитие страны;
  • персонал-менеджмент и кадровая политика: совокупность принципов, технологий, методов и форм, определяющих основную стратегию и тактику работы с персоналом, направленную на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала учреждения;
  • информационно-коммуникационный комплекс: система трансляции сведений, яв­ляющихся объектом хранения, пере­работки и передачи и состоящая из взаимосвязанных элементов: адресант, каналы распространения, процесс кодирования и раскодирования, содержание, сообщения, эффективность, контроль, адресат;
  • стратегирование: процесс разработки и реализации перспективного планирования как комплекса мероприятий, направленных на предвидение ожидаемых результатов развития и преодоление отклонения прогнозируемых последствий от выбранной цели на основе анализа факторов внешней среды;
  • принципы: основные и руководящие правила деятельности, направленные на обеспечение эффективного функционирования и развития учреждения;
  • функции: совокупность действий, основанных на разделении и интеграции управленческой деятельности и характеризующихся определенной оптимальностью, сложностью, целостностью и стабильностью воздействий на субъект и объект управления;
  • этика и организационная культура: совокупность ценностей, знаков, символов, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль мышления и поведения сотрудников учреждения;
  • инфраструктура и ресурсы: условия и возможности, требуемые для достижения краткосрочных и долгосрочных целей управления;
  • методы и технологии организации и реализации: способы и механизмы реализации управленческой деятельности, постановки и достижения поставленных целей и задач, решения разного рода социокультурных образовательных проблем; средства разработки, апробации и внедрения в художественную практику творческих, рекреативных, анимационных, образовательных проектов и программ;
  • арт-маркетинг: специфическая функция арт-менеджмента, совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей потребителей посредством продукта (товара или услуги) и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением социокультурного продукта;
  • критерии эффективности: показатели и индикаторы, на основании которых производится оценка, определение или классификация результативности, действенности и эффективности арт-менеджмента.

Все эти основные направления арт-менеджмента тесно взаимосвязаны между собой и реализуются как составляющие единого процесса на основе комплексного использования преимуществ и особенностей каждого из них.

На основе анализа ряда государственных документов, принятых в последние годы и определяющих содержание процесса управления в сфере искусства и художественной практики, можно дать следующее обобщенное представление о целях арт-менеджмента на современном этапе и выделить его основные черты и приоритеты:

  • организация процесса функционирования и развития искусства в обществе, разработка и реализация художественно-творческих мероприятий и событий (фестивалей, концертов, спектаклей, постановок, выставок, конкурсов, мастер-классов и др.);
  • обеспечение творческо-производственной и рекламно-маркетинговой деятельности, направленной на эффективную реализацию целевых социокультурных проектов и программ;
  • содействие процессу воздействия произведений искусства на социально-культурную среду общества;
  • популяризация памятников искусства и культуры, относящихся к художественно-историческому наследию;
  • формирование художественно-эстетических ценностей, идеалов и взглядов личности посредством профессиональной, социальной и просветительской деятельности;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи;
  • создание условий для успешного личностно-профессионального становления и развития специалистов сферы культуры и искусства;
  • обеспечение разработки и принятия обоснованных решений по вопросам развития искусства, формирования социокультурной среды, художественного образования и воспитания.

На основе системного анализа современной управленческой практики в сфере искусства можно выделить основные разновидности арт-менеджмента и структурно представить их в таблице 1.

Таблица 1. Разновидности арт-менеджмента

Виды арт-менеджмента

Характеристика

  1. Менеджмент исполнительских и сценических искусств

Музыкальный менеджмент

 

Организация, планирование и управление процессами по созданию и освоению музыкальной продукции в сфере культуры, звукозаписывающей индустрии, теле- и радио-вещания, клубного продвижения, продюсирования. Обоснование и осуществление технико-экономических расчетов конкурентоспособности и эффективности маркетинговой стратегии в шоу-бизнесе.

Театральный менеджмент

Управленческий процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение творческо-производственного процесса в театрально-зрелищных организациях. Управление эксплуатацией театрального здания и сценического оборудования.

Хореографический менеджмент

Вид управленческой деятельности, обеспечивающий творческо-постановочный и технологический процессы подготовки постановки, продвижения и проката хореографических постановок.

Цирковой менеджмент

Организация планирования и управления созданием в процессе художественно-творческой и производственной работы цирковой программы и ее представление пользователям.

Концертно-фестивальный и гастрольный менеджмент

Организационно-управленческая деятельность, направленная на продюсирование массовых мероприятий, спектаклей, театрализованных представлений и праздников, концертов, шоу и прокат художественных программ.

  1. Менеджмент визуальных искусств

Менеджмент кино и телевидения

Подготовка и реализация съемочного процесса фильмов, телесериалов, телепередач, телепрограмм. Организация дистрибуции и кинотеатрального показа. Осуществление оценки художественной ценности и зрительского потенциала кино-, медиа- и телепроекта.

Менеджмент изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Планирование и организация деятельности в сфере создания, хранения и продвижения художественных картин, инсталляций, украшений, произведений декоративно-прикладного творчества.

Музейный и галерейно-выставочный менеджмент

Проектирование и реализация арт-проектов, арт-продукции в сфере музейного бизнеса и арт-индустрии: аукционы, арт-дилеры, эксперты, коллекционеры, музеи, художественные галереи. Организация и проведение выставок различной направленности, перформансов, хэппенингов, шоу-представлений и других инновационных способов и форм презентации музейно-выставочного содержания

В связи с тем, что одной из важнейших функций арт-менеджмента является управление сложными культурными, художественными и образовательными процессами, с философско-культурологической точки зрения актуальным представляется изучение менеджмента искусства как открытой системы и заключенных в нём возможностей для управления личностным, социальным и профессиональным развитием специалиста сферы искусства и художественной практики.

Сущность арт-менеджмента проявляется в процессе его функционирования. Исходя из методологических социокультурных оснований арт-менеджмента, его функции представляют собой реализацию свойств и качеств управленческого процесса в общей структуре общества, обеспечивающих баланс, согласование и поддержку развития художественной культуры. Данные функции представлены в таблице 2.

Таблица 2. Функции арт-менеджмента

Функции арт-менеджмента

Характеристика

Целеполагание

Процесс формирования цели как идеального образа предполагаемого состояния сферы искусства и воплоще­ние ее в объективно-реальном резуль­тате художественной практики.

Прогнозирование (от греч. prognosis - пред­видение, предсказание)

Определение тенденций, перспек­тив и стратегий развития искусства на основе анализа данных об их прошлом и актуальном функционировании и изменении.

Планирование (от лат. planus - плоский, ровный)

Процесс, направленный на оп­ределение целей, задач, показателей, критериев, зада­ний, темпов, сроков реализации проектов и программ в сфере художественной культуры и искусства, социокультурных систем и их компонентов с уче­том оптимизации их развития, под­чинения целенаправленному регулированию ресурсов и факторов.

Принятие решения

Научно обоснованный выбор одного из вариантов решения задачи или проблемы, в основание которой положен системный анализ социокультурной ситуации и информационное обеспечение.

Организация (от позднелат. огganizo - сообщаю стройный вид)

Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение деятельности субъектов художественного процесса в единую систему функционирования и развития отрасли искусства.

Реализация (от лат. realis - вещественный, действительный)

Осуществление, проведение в художественную практику плана, проекта, програм­мы, идеи, намерения и т. п.

Координация (от лат. со - совмест­но и ordinatio - упорядочение)

Установление и согласование функциональной взаимозависимости дей­ствий учреждений культуры, искусства, профессиональных исполнителей и творческих коллективов и средств достижения целей.

Регулирование (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок)

Процесс целенаправленного уп­равляющего воздействия, ориентиро­ванного на поддержание баланса в художественном процессе и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей).

Мотивация (от лат. moveo - фактор)

Осознание субъектом художественной деятельности ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых ре­зультатов и формирование на этой основе мотивов.

Стимулирование (от лат. stimulus - остроконечная палка, подгоняющая животных)

Процесс побуждения субъекта художественной деятельности к действию, внешняя активизация деятельности.

Контроль (от англ. control - управление, руководство, власть, над­зор, проверка, регулирование)

Надзор и мониторинг с целью обеспечения функционирования и развития социокультурной системы в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Таким образом, можно констатировать, что современный арт-менеджмент представляет собой систему целей, принципов, функций и технологий в социально-культурной деятельности, обеспечивающую разработку и реализацию комплекса мероприятий тактического и стратегического характера в соответствии с философией и миссией учреждений культуры и искусства.

Обобщая и систематизируя представления, сложившиеся в науке об арт-менеджменте как неотъемлемой части управления сферой культуры и искусства, важно осознавать, что сопровождающие российское общество социально-экономические проблемы не могут не оказывать влияние на содержание художественной культуры и образования.

Поэтому концепция и стратегия управленческой деятельности должна быть нацелена на разработку механизмов реализации научно-практических и культурно-просветительских программ сохранения, использования и популяризации объектов историко-культурного и художественного наследия, собраний и коллекций произведений искусства.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Карлова О.А., д.филос.н., профессор кафедры рекламы и социально-культурной деятельности ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Костылев С.В. АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11971 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674