Реформирование и развитие сферы АПК осуществляется в тесной взаимосвязи с экономической, политической, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта, который можно применить в российских условиях, в соответствии с Концепцией реформирования АПК Российской Федерации и федеральной программой «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК ».
Таким образом, профессиональная подготовка специалистов АПК, должна стать приоритетными направлениями формирования кадрового состава АПК, производимого за счет повышения качества подготовки специалистов АПК и оценки результатов их профессиональной деятельности.
Поскольку на процесс непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» влияют различные внешние факторы, к которым относятся социальные, экономические, политические и инструментальные, их необходимо учитывать при определении требований к уровню сформированности профессионально важных качеств и, как следствие, уровню профессиональной компетентности специалистов АПК.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее важным и актуальным для функционирования АПК и деятельности специалистов АПК в настоящее время является принцип профессионализма и компетентности. В данном контексте под профессионализмом специалистов АПК следует понимать уровень сформированности знаний, умений и навыков, уровень развития профессионально важных качеств, приобретенных в ходе образовательного процесса, а также вследствие внедрения разработанных согласованных программ, технологий и методик развития в практику работы в процессе непрерывного профессионального образования [1,15].
Исходя из положения, что система непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» должна быть ориентирована, прежде всего на развитие их профессионально важных качеств, предложена модель системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» (рис. 1).
Исследование показало, что система непрерывного профессионального обучения специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» должна быть основана на реализации следующих принципов:
|
Рисунок 1. Модель системы непрерывного профессионального образования (колледж - аграрный вуз) специалистов АПК с позиций развития профессионально важных качеств |
-
1) группы общенаучных принципов, лежащих в основе, построения всей системы профессионального обучения (принцип научности, фундаментальности и системности);
- 2) группы дидактических принципов, определяющих содержание, формы, методы, направления педагогического воздействия на личность, характер связей отдельных компонентов системы обучения специалистов АПК (принцип профессиональной направленности, цикличности и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип гуманизаци и экологизации, принцип поступательости и поэтапного формирования способностей);
- 3) группы специфических методических принципов, реализация которых обеспечивает развитие профессионально важных качеств специалистов АПК (принцип поступательности, открытости и принцип синергизма).
С позиций организации непрерывной подготовки специалистов АПК в качестве ведущих принципов следует особо выделить:
- 1) опережающий характер обучения с учетом перспектив развития сельского хозяйства;
- 2) соответствие обучения, полученных знаний и умений квалификационным требованиям к должностям специалистов АПК. Своевременное обновление государственных общеобразовательных стандартов обучения специалистов АПК;
- 3) проблемная направленность обучения на стратегические задачи развития сельского хозяйства, программ действий практическую деятельность специалистов АПК;
- 4) децентрализация обучения специалиста АПК, приближение обучения к конкретным сферам деятельности, оптимальное и гибкое сочетание всех форм, видов и методов обучения;
- 5) реализация личностно-ориентированного подхода в обучении специалистов АПК.
Можно сделать вывод, что структура непрерывного образования специалистов АПК «колледж - аграрный вуз» должна обеспечивать 2 четко выделяемых уровня профессиональной компетентности и, соответственно, степени развития профессионально важных качеств специалистов АПК, базирующихся на преемственной основе. С этих позиций возможна реализация следующих схем развития профессиональной компетентности специалистов АПК:
- - первый, средний уровень профессионализма, закладывается в среднеспециальных учебных заведениях (колледж) путем овладения самыми различными специальностями и реализуется в группе младших должностей в сфере сельского хозяйства;
- - второй уровень (логическое продолжение первого) - подготовка высококвалифицированных специалистов и руководителей в сфере сельского хозяйства в специализированных высших образовательных учреждениях (аграрный вуз), которые ориентированы на формирование у обучающихся высокого уровня профессиональной компетентности.
Таким образом, система непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК не сводится только к получению определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а должна представлять собой процесс гармоничного развития личности профессионала.
Исследование и опыт практической работы позволили проанализировать педагогические технологии и методы обучения, изучаемые дисциплины и выделить характерные черты каждого из них в контексте развития профессионально важных качеств специалистов АПК [5,21]. Исследователями доказана целесообразность рассмотрения согласованной образовательной программы в качестве ведущего педагогического средства развития профессионально важных качеств специалистов АПК в системе непрерывного профессионального образования «колледж - аграрный вуз» по следующим причинам:
Рис. 2. Блоки интегрированных математических и естественнонаучных дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»
Рис. 3. Блоки интегрированных организационно-экономических и учетно-финансовых дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»
Рис. 4. Блоки интегрированных специальных дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»
Рис. 5. Блоки интегрированных гуманитарных и социально- экономических дисциплин на примере специальности 660200 «Агрономия»
1) согласованная образовательная программа является одним из наиболее доступных путей повышения эффективности непрерывного образования в системе «колледж - аграрный вуз», это обеспечивается действием ряда факторов:- взаимодействие всех образовательных структур на всех этапах, от оформления договорных отношений с вузом до ежегодного обновления и корректировки учебных планов и программ и параллельной работы преподавателей колледжа и вуза в учебном процессе;
- - постепенности перехода от модели сренеспециального образовательного учреждения с изучением ряда предметов через модель высшего образовательного учреждения с углубленным и более широким спектром изучаемых предметов
- - наличие в колледже творческого коллектива высококвалифицированных преподавателей вузов, а также учащихся, склонных к определенной предметной деятельности на повышенном уровне;
- - системы творческой деятельности в системе непрерывного образовательного процесса.
2) эффективное взаимодействие образовательных систем «колледж - вуз» обеспечивается реализацией совокупности условий:
- - организация системы элективных курсов с ориентацией на формирование профессионально важных качеств специалистов АПК и подготовку их к обучению в вузе;
- - согласование учебного плана колледжа со стандартами и учебным планом вуза;
- - формирование портфолио обучающегося, индивидуализация и разнообразие форм деятельности учащихся, обеспечивающих практическое применение знаний по профильным предметам;
- - создание системы научной практики учащихся колледжа; согласованной с планом научно- исследовательской работы вуза.
Рис. 6. Блоки согласованных направлений научно-исследовательской работы по специальности 660200 «Агрономия».
Исходя из рассмотрения согласованной образовательной программы как педагогичесгого средства, направленного на повышение качества подготовки специалистов АПК в условиях непрерывного профессионального образования в системе «колледж - аграрный вуз», предложен методический подход, к повышению качества, специалистов АПК в условиях системы непрерывного профессионального образования, ориентированный не только на повышение уровня профессиональной компетентности и степени развития профессионально важных качеств, но и усиление конкурентоспособности специалистов АПК на рынке труда, его карьерный рост.
Таким образом, методику повышения качества подготовки специалистов АПК необходимо соотнести с потребностями развития АПК, сельского хозяйства и общества в целом (внешние предпосылки), профессионально личностными потребностями специалистов (внутренние предпосылки).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Белогурова А.М. Власенко // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. №3.-2007.с.14-16.
- 2. Бердышев В.Е. Состояние и проблемы аграрного образования. // Научно-методический агрожурнал. №6.-2007.-с.7
- 3. Вергасов В.И. Проблемное обучение в высшей школе. - Киев, 1977.
- 4. Гарнык Б.В. Государственная кадровая политика как одно из направлений реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006, вып. № 10 (26). С. 189-193 (0,35 п.л.).
- 5. Гарнык Б.В. Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации // Научные труды аспирантов и докторантов. - М.: Изд-во МосГУ, 2004*1(24). С. 38-43. (0,3 п.л.).
Библиографическая ссылка
Кутукова Т.В. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОГЛАСОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ «КОЛЛЕДЖ – АГРАРНЫЙ ВУЗ» // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1194 (дата обращения: 11.02.2025).