Введение
Современная стадия развития урбанизационного процесса, формирование городской структуры в Канаде отличается определенным своеобразием, которое получило выражение, в частности, в образовании обширных, охватывающих огромные приграничные, западные и восточные приокеанические территории урбанизированных ареалов, обслуживающихся преимущественно индивидуальным транспортом, в сильно разуплотненной застройке, а также в изменении системы административно-территориального устройства муниципалитетов. Максимальные значения в темпах урбанизации присуще таким провинциям, как Онтарио и Квебек. Можно отметить, что в пределах именно этих провинций расположены крупнейшие агломерации, а также формирующийся пространственный коридор Квебек – Уинсор. Соответственно, рассмотрение именно данного урбанистического района даст обширную и полную характеристику современным процессам урбанизации в Канаде.
Результатом усложнения системы расселения является цепь поселений вдоль реки Св. Лаврентия, с выделением моноцентрических агломераций: линейная Оштогам, радиальные Большой Монреаль, Квебек–Сити, Оттава–Гатино. В последние десятилетие обрисовывает свои границы новое территориальное образование – конурбация Оштогам.
Методика исследования
Современная урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городских поселений в развитии общества [5] и одновременно как процесс распространения городского образа жизни людей и их профессиональной деятельности [2], необходимо учитывать как качественные, так и количественные показатели развития. Так, методику, основанную на сочетании городской сети поселений с социальной инфраструктурой, предлагает А.М. Выходцев [1, с. 112]. Как считает автор, формула, предложенная А.М. Выходцевым, плохо приспособлена для оценки урбанизации при большом объеме данных, а сочетание разноплановых характеристик, начиная от отношения численности городского населения к общей численности и заканчивая отношением протяженности транспортной сети к общей протяженности, скорее сгладит различия в разнице по показателям, что приведет к ошибочным значениям и ложной характеристике. Совмещение отдельных показателей математическими вычислениями при анализе дает скорее усредненное представление по данным показателям о ситуации, сложившейся на определенной территории.
Если говорить об определенной упорядоченности в системе расселения, об иерархической соподчиненности поселений, то стоит упомянуть о такой закономерности, как «ранг – размер» или «правило Ципфа» [6]. Правило Ципфа является одним из типичных статистических распределений, и, несмотря на неоднозначность оценки действенности этого метода, анализ распределения городов в соответствии с ним может свидетельствовать об упорядоченности, что даст возможность судить об уровне сформированности территориальной системы городов на определенной стадии её развития. Однако распределение крупных городов во всех административно-территориальных единицах будет приблизительно одинаковым, что исключит возможность качественной оценки по провинциям и территориям.
Следует отметить, что существующие методики анализа урбанизированных территорий все же далеки от совершенства. Их использование ограничено территориальным аспектом, трудоемкостью вычислением, административно-территориальными границами и т.д. Для характеристики пространственного размещения городов на определенной территории автор предлагаем использовать следующий коэффициент:
, (1)
где:
P1 – численность населения первого по людности городского населенного пункта i-го района;
P2 – численность населения второго по людности городского населенного пункта i-го района;
Pi – численность населения городского населенного пункта i-го района;
Pср – средняя численность городского населения в i-ом районе;
n – число городских населенных пунктов в i-ом районе.
Данный коэффициент однородности городских населенных пунктов позволяет выявить сходства и различия определенных территориальных единиц, в нашем случае провинций и территорий Канады, для которых характерна крайняя неравномерность размещения городского населения. Коэффициент однородности в наибольшей степени отражает качественные различия городских поселений определенной территории, т.е. чем он меньше, тем территория менее однородна по численности городского населения. Среднее линейное отклонение показывает, насколько в среднем колеблется величина признака у единиц исследуемой территории, провинции в масштабах страны, в нашем случае, позволяющее оценить типичность этих средних путем измерения изучаемого признака. Наибольшие значения коэффициента характерно для провинций с максимальным отклонением от среднего значения численности городского населения, что ведет к появлению «полюсов роста».
Учитывая данный подход к выделению пространственной структуры коридора Квебек – Уинсор, приходим к следующему:
Во-первых, размер площади ячеек возьмем 90×90 км., соответствующий среднему размеру радиуса зоны влияния крупных городов Канады.
Во-вторых, составим графическую схему расчета, данные расчетов представлены в таблице (Табл. 1).
Таблица 1
Значения коэффициента однородности в пределах коридора Квебек-Уинсор (рассчитано автором по [8])
Значение коэффициента однородности |
Обозначение |
Состав |
Группы |
200392 126717 106971 280763 |
2 4 6 13 |
Квебек Оттава Монреаль Торонто |
Группы с ярко выраженным городом – центром |
41359 95357 81572 |
14 18 19 |
Ошава Лондон Гамильтон |
Зоны, тяготеющие к соседним, наиболее развитым. |
15256 16018 27225 14889 28640 19217 |
1 7 8 15 17 20 |
Труа-Ривьер Драммондвилл Шербрук Беленвилл Сариния Уинсор |
Среднеразвитые зоны |
5297 5456 8613 12398 |
3 10 11 16 |
Пембрук Корнуэл Сент-жан-Ришелье Кингстон |
Периферийные зоны |
2914 4987 1610 |
5 9 12 |
Лашют Броквилл Мейгог |
Проблемные |
Для графического обозначения в пределах коридора выделены ячейки, размер которых соответствует зоне влияния города (Рис. 1).
Рис. 1. Схема распределения коэффициента агломеративности в пределах коридора Квебек – Уинсор 2011 г. (рассчитано автором по [8])
Результаты исследования
В системе расселения пространственного коридора Квебек – Уинсор, опираясь на схему, выявлены следующие особенности:
1. Доминирование Торонто и Квебек. Входящие областные поселения, в том числе и некоторые из упомянутых выше агломераций второго порядка, имеют «подчиненное» значение. Надо отметить, что в последние 10-15 лет размещение населения и хозяйственных объектов в пределах коридора стало несколько равномернее, но при этом растет пространственная социальная и расовая сегрегация в крупнейших агломерациях. Так, в Торонто греки живут в восточной части, в районе Торнхилл проживают русские, в районе Росдейл – англосаксы, как правило, юристы, профессора, политики. Соответственно, появляется взаимная отчужденность и отсутствие взаимодействия между жителями различных социальных групп в городском пространстве и, как следствие, сложность интеграции и социализации социальных групп иммигрантов. Цены на индивидуальный дом в этом парке от 1000000 CAD и выше [7]. Недалеко расположен район, где проживают негры с менее развитой инфраструктурой. Там все дешево, так как обитающие в нем люди в основном бедные, а те, кто имеет хоть какие-то деньги, предпочитают там не селиться [7].
2. Характерны процессы субурбанизации и джентрификации. Субурбанизация идет по линейным магистралям, от Квебека до Торонто, увеличивая упомянутую социальную пространственную сегрегацию в самих агломерациях. Строительство городов-спутников охватывает весь исследуемый район, располагаясь на периферии крупных городов, расширяя их границы и формируя столичные районы.
Джентрификация на данной территории проявляется в перестройке нежилых зданий в центре агломерации под жилье. Здесь формируется новый средний класс, или «новые городские профессионалы». Строительные компании осознают, что купить старое административное или промышленное здание и переделать его гораздо дешевле, чем строить новое. Тем более что городские власти всячески поощряют эту тенденцию: центральные улицы, где стояли пустые дома, начали оживать. В результате возросла безопасность центральных районов. Так, в 1993 году одна из строительных компаний Торонто приобрела за CAD 8 000 000 старый 22-этажный промышленный корпус. Строители полностью разрушили внутренности здания, оставив только бетонную коробку и лифтовые шахты. Затем превратили его в обычный жилой дом. В первую же неделю после объявления о продаже квартир в этом доме было продано 160 из 316 квартир. Студио (однокомнатные квартиры) продавались по CAD 59 000, двухуровневые квартиры – по CAD 300000. Помимо квартир в этом комплексе есть и магазины, и стоянка для автомобилей, и клуб здоровья, и даже сад на крыше [7].
3. Перспективы развития территорий между двумя крупнейшими агломерациями Торонто и Монреалем связаны с возможной миграцией в них промышленных столичных предприятий. Но и при интенсивном развитии речь идет не о создании более или менее сплошной полосы развития между двумя столицами, а о развитии отдельных ареалов, что может способствовать более равномерному расположению сети поселений на данных территориях. Так, в последние 25 лет Торонто потерял большую часть своих производственных предприятий, большинство из которых переехали в отдаленные пригороды в районе Большого Торонто с низкой стоимостью земли, арендной платой. Это, конечно, не новая тенденция, она присутствует в политике градостроительства уже более 100 лет. Но впоследствии пригороды, такие как Западный Торонто, проектируемый для размещения промышленных предприятий, позже преобразованы для жилых кварталов, в связи с расширением самого города. Соответственно, можно задуматься о переносе части предприятий в районы со скученным или случайным типом расселения (по схеме – Бенвилл, Гамильтон). Данные районы находятся в непосредственной близости к границе с США, на побережье оз. Онтарио, что обеспечит рынок сбыта продукции предприятий.
4. Для выявления динамики урбанизационных процессов сравним показатели коэффициента однородности в пределах коридора Квебек – Уинсор за 2011 и 2001 гг.
Таблица 2
Коэффициент однородности в пределах коридора Квебек – Уинсор 2001 г. (рассчитано автором по [8])
Значение коэффициента однородности |
Обозначение |
Состав |
Группы территорий |
178981 114950 103889 252924 |
2 4 6 13 |
Квебек Оттава Монреаль Торонто |
Группы с ярко выраженным городом – центром |
92102 79928 |
18 19 |
Лондон Гамильтон |
Зоны, тяготеющие к соседним, наиболее развитым. |
14175 14044 25439 39425 14430 28343 18253 |
1 7 8 14 15 17 20 |
Труа-Ривьер Драммондвилл Шербрук Ошава Беленвилл Сариния Уинсор |
Среднеразвитые зоны |
5056 5370 7292 11299 |
9 10 11 16 |
Броквилл Корнуэл Сент-жан-Ришелье Кингстон |
Периферийные зоны |
4803 3018 1277 |
3 5 12 |
Пембрук Лашют Мейгог |
Проблемные |
Рис. 2. Схема распределения коэффициента агломеративности в пределах коридора Квебек – Уинсор 2001 г. (рассчитано автором по [8])
Максимальное значение коэффициента характерно для провинций Квебек и Торонто, изменения за данный период выражаются только в дальнейшем укрупнении численности городов. Равномерность рисунка расселения заметно улучшилась в приграничных с США районах – Сариния (17), Гамильтон (19), Уинсор (20). Отчасти повышение городского населения связано с активным торговым взаимодействием со странами – соседями. Города этих ячеек расположены в непосредственной близости от муниципалитетов Нью-Йорк и Мичиган, обеспечивая рынок сбыта продукции и развитие промышленности и, как следствие, создание новых рабочих мест. Создание новых промышленных высокотехнологичных предприятий является магнитом для трудовых миграций населения, например, создание первого завода по производству янтарной кислоты в Северной Америке – Био-индустриальный парк (The Bio-Industrial Park) [8].
Существенные отрицательные изменения произошли в районе Броквилл (9). С периферийной перешел в проблемную группу. Малые города потеряли свой статус, численность городского населения снизилась, причиной являются трудовые миграции, а не естественная убыль населения. Большая часть трудоспособного населения мигрирует из малых городов в более крупный (Монреаль), «истощая» тем самым приграничные районы. В основном это связано с более высокой оплатой труда, большими возможностями профессионального роста и обучения.
Улучшение значений коэффициента наблюдаются в Ошава (14), Гамильтон (19), являясь агломерациями второго порядка в границах Оштогам. Стоит отметить, что сам город испытал спад промышленного производства в 1980-х и 1990-х годах с закрытием ряда текстильных фабрик, последующем ростом безработицы до 14 % в 1990-х годах [8]. Начиная с 2000-х годов, Ошава повышает уровень промышленного производства, путем создания технопарков, грамотно используя свое соседнее положение с Торонто. Многие жители Торонто переезжают в Ошаву из-за сравнительно низких цен на жилье и регулярного железнодорожного сообщения к центру Торонто (ГО Транзит (GO Transit), Виа Рэйл (Via Rail)). Транспортную доступность центра увеличит и новое запланированное Шоссе 407 к концу 2013 года [7].
5. В перспективе система расселения продолжит своё развитие по полицентрическому сценарию, с дальнейшим укрупнением существующих столичных районов. Упор будет сделан на формирование полюсов роста: как в существующих поселениях, так и в межсагломерационных ареалах, включая примагистральные территории. Среди возможных полюсов роста можно выделить Труа-Ривьер, Кингстон, Ошава, являющимися промежуточным звеном между агломерациями в системе расселения, гарантирующим её устойчивость.
Заключение
Анализ показал, что функции полюсов роста коридора Квебек–Уинсор выполняют крупные городские агломерации с выделенными городами-центрами: Квебек–Сити, Монреаль, Оттава–Гатино. Согласно исследованиям А.С. Лолы, вокруг выделенных городов-центров сформированы моноцентрические городские агломерации [4]. В особую группу стоит отнести формирующуюся конурбацию Оштагам. В составе планировочной структуры изучаемой территории выделено основное направление расселения – с северо-востока на юго-запад, образованное железнодорожными и автомобильными магистралями, и водной артерией рекой Св. Лаврентий.
Однако развитие коридора ограничивается административной разобщенностью провинций Канады. Разработкой региональных планов занимаются специальные органы в провинции, работающие в тесной связи с Государственным экономическим советом Канады, Федеральным советом науки и развития, научно-исследовательскими учреждениями, с территориальными органами, объединяющими ряд провинций, но следует помнить об отчужденности Квебека, имеющего некую свободу в принятиях решений по региональному развитию. Данные проблемы могут быть решены лишь при вмешательстве федеральных властей. Государственная политика дальнейшего экономического развития должна принципиально отличаться по отношению к состоявшимся агломерациям и к наименее урбанизированным зонам. В первом случае следует продолжать эволюционное развитие агломераций, особенное внимание следует уделить конурбации Оштогам, во втором – сосредоточиться на развитии туристического и рекреационного секторов в приграничных районах. Так, планомерное развитие агломераций является первостепенной задачей любого развитого государства: регулируемые городские агломерации позволяют использовать главное преимущество больших городов – эффект концентрации.
В целом усиление контрастности рисунка расселения на основе пространственной дифференциации и концентрации общественного производства сопровождается увеличением роли именно в фокусах и планировочных осях, но поскольку процесс происходит в рамках «расширяющейся географии», то возникают и новые ареалы расселения населения. Соответственно, второй основной задачей становится формирование «полюсов» и «зон» роста в районах нового освоения, учитывая сформированные урбанистические структуры.
Рецензенты:
Мартынов В.Л., д.г.н., профессор, преподаватель кафедры экономическая и социальная география РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Гладкий Ю.Н., д.г.н., профессор, преподаватель кафедры экономическая и социальная география, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Подымова Д.В. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КОРИДОРА КВЕБЕК – УИНСОР В НАЧАЛЕ XXI В. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11906 (дата обращения: 21.11.2024).