Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КОРИДОРА КВЕБЕК – УИНСОР В НАЧАЛЕ XXI В.

Подымова Д.В. 1
1 ГОУ ВПО Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
В настоящее время отмечается интенсификация процесса урбанизации во всем мире, которая проявляется не только в повышении доли населения, живущего в городах, но и расширении влияния города на все стороны общественно-политической и социально-экономической жизни страны. В данной статье подробным образом рассматривается наиболее урбанизированная центральная часть Канады – пространственный коридор Квебек – Уинсор, его динамика и основные связующие компоненты – агломерации. Для характеристики урбанизации в пределах коридора используется авторский коэффициент однородности, отражающий качественные различия городских поселений данной территории. При анализе учитывается и инфраструктурная составляющая: основные магистральные пути, воздушное сообщение и транспортные узлы. Результатом данного исследования является выделение, как развитых районов, так и наименее урбанизированных в пределах пространственного коридора Квебек – Уинсор, и их развитие в начале XXI в.
пространственный коридор.
коэффициент однородности
агломерация
урбанизация
1. Выходцев А.М. Некоторые аспекты развития урбанизации на территории Югры / А.М. Выходцев // География и природ. ресурсы. – 2008. - № 3.– С.111-114.
2. Зорин И.В. Некоторые методы измерения уровня урбанизации / И.В. Зорин, И.В. Канцебовская // Проблемы современной урбанизации. – 1972. - №1. – С. 191-203.
3. Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории. Социально-экономические аспекты / А.А. Климов. – М.: КомКнига, 2006.– 288 с.
4. Лола А.М. Основы градоведения и теории города / А.М. Лола. – М.: КомКнига, 2005. – С. 25–27.
5. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: урбанизация и городские системы: учеб. пособие / Ю.Л. Пивоваров. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 232 с.
6. Kechedzhy K.E. Rank distributions of words in additive many–step Markov chains and the Zipf law / E. Kechedzhy, O.V. Usatenko, V.A. Yampol'skii.– Kharkov National University Press, 2005. – P. 1-4.
7. Canadian encyclopedia area [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thecanadianencyclopedia.com/articles/national–capital–commission/ Загл. с экрана. – На англ. яз. (дата обращения: 29.07.2013).
8. Urban population as a proportion of total population, Canada, provinces, territories [Электронный ресурс] // Statistic Canada, 2011. – Режим доступа: http://www.statcan.gc.ca, – Загл. с экрана. – На англ. яз. (дата обращения: 19.07.2013).

Введение

Современная стадия развития урбанизационного процесса, формирование городской структуры в Канаде отличается определенным своеобразием, которое получило выражение, в частности, в образовании обширных, охватывающих огромные приграничные, западные и восточные приокеанические территории урбанизированных ареалов, обслуживающихся преимущественно индивидуальным транспортом, в сильно разуплотненной застройке, а также в изменении системы административно-территориального устройства муниципалитетов. Максимальные значения в темпах урбанизации присуще таким провинциям, как Онтарио и Квебек. Можно отметить, что в пределах именно этих провинций расположены крупнейшие агломерации, а также формирующийся пространственный коридор Квебек – Уинсор. Соответственно, рассмотрение именно данного урбанистического района даст обширную и полную характеристику современным процессам урбанизации в Канаде.

Результатом усложнения системы расселения является цепь поселений вдоль реки Св. Лаврентия, с выделением моноцентрических агломераций: линейная Оштогам, радиальные Большой Монреаль, Квебек–Сити, Оттава–Гатино. В последние десятилетие обрисовывает свои границы новое территориальное образование – конурбация Оштогам.

Методика исследования

Современная урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городских поселений в развитии общества [5] и одновременно как процесс распространения городского образа жизни людей и их профессиональной деятельности [2], необходимо учитывать как качественные, так и количественные показатели развития. Так, методику, основанную на сочетании городской сети поселений с социальной инфраструктурой, предлагает А.М. Выходцев [1, с. 112]. Как считает автор, формула, предложенная А.М. Выходцевым, плохо приспособлена для оценки урбанизации при большом объеме данных, а сочетание разноплановых характеристик, начиная от отношения численности городского населения к общей численности и заканчивая отношением протяженности транспортной сети к общей протяженности, скорее сгладит различия в разнице по показателям, что приведет к ошибочным значениям и ложной характеристике. Совмещение отдельных показателей математическими вычислениями при анализе дает скорее усредненное представление по данным показателям о ситуации, сложившейся на определенной территории.

Если говорить об определенной упорядоченности в системе расселения, об иерархической соподчиненности поселений, то стоит упомянуть о такой закономерности, как «ранг – размер» или «правило Ципфа» [6]. Правило Ципфа является одним из типичных статистических распределений, и, несмотря на неоднозначность оценки действенности этого метода, анализ распределения городов в соответствии с ним может свидетельствовать об упорядоченности, что даст возможность судить об уровне сформированности территориальной системы городов на определенной стадии её развития. Однако распределение крупных городов во всех административно-территориальных единицах будет приблизительно одинаковым, что исключит возможность качественной оценки по провинциям и территориям.

Следует отметить, что существующие методики анализа урбанизированных территорий все же далеки от совершенства. Их использование ограничено территориальным аспектом, трудоемкостью вычислением, административно-территориальными границами и т.д. Для характеристики пространственного размещения городов на определенной территории автор предлагаем использовать следующий коэффициент:

, (1)

где:

P1 – численность населения первого по людности городского населенного пункта i-го района;

P2 – численность населения второго по людности городского населенного пункта i-го района;

Pi – численность населения городского населенного пункта i-го района;

Pср – средняя численность городского населения в i-ом районе;

n – число городских населенных пунктов в i-ом районе.

Данный коэффициент однородности городских населенных пунктов позволяет выявить сходства и различия определенных территориальных единиц, в нашем случае провинций и территорий Канады, для которых характерна крайняя неравномерность размещения городского населения. Коэффициент однородности в наибольшей степени отражает качественные различия городских поселений определенной территории, т.е. чем он меньше, тем территория менее однородна по численности городского населения. Среднее линейное отклонение показывает, насколько в среднем колеблется величина признака у единиц исследуемой территории, провинции в масштабах страны, в нашем случае, позволяющее оценить типичность этих средних путем измерения изучаемого признака. Наибольшие значения коэффициента характерно для провинций с максимальным отклонением от среднего значения численности городского населения, что ведет к появлению «полюсов роста».

Учитывая данный подход к выделению пространственной структуры коридора Квебек – Уинсор, приходим к следующему:

Во-первых, размер площади ячеек возьмем 90×90 км., соответствующий среднему размеру радиуса зоны влияния крупных городов Канады.

Во-вторых, составим графическую схему расчета, данные расчетов представлены в таблице (Табл. 1).

Таблица 1

Значения коэффициента однородности в пределах коридора Квебек-Уинсор (рассчитано автором по [8])

Значение коэффициента однородности

Обозначение

Состав

Группы

200392

126717

106971

280763

2

4

6

13

Квебек

Оттава

Монреаль

Торонто

Группы с ярко выраженным

городом – центром

41359

95357

81572

14

18

19

Ошава

Лондон

Гамильтон

Зоны, тяготеющие к соседним, наиболее развитым.

15256

16018

27225

14889

28640

19217

1

7

8

15

17

20

Труа-Ривьер

Драммондвилл

Шербрук

Беленвилл

Сариния

Уинсор

Среднеразвитые зоны

5297

5456

8613

12398

3

10

11

16

Пембрук

Корнуэл

Сент-жан-Ришелье

Кингстон

Периферийные зоны

2914

4987

1610

5

9

12

Лашют

Броквилл

Мейгог

Проблемные

Для графического обозначения в пределах коридора выделены ячейки, размер которых соответствует зоне влияния города (Рис. 1).

Рис. 1. Схема распределения коэффициента агломеративности в пределах коридора Квебек – Уинсор 2011 г. (рассчитано автором по [8])

Результаты исследования

В системе расселения пространственного коридора Квебек – Уинсор, опираясь на схему, выявлены следующие особенности:

1. Доминирование Торонто и Квебек. Входящие областные поселения, в том числе и некоторые из упомянутых выше агломераций второго порядка, имеют «подчиненное» значение. Надо отметить, что в последние 10-15 лет размещение населения и хозяйственных объектов в пределах коридора стало несколько равномернее, но при этом растет пространственная социальная и расовая сегрегация в крупнейших агломерациях. Так, в Торонто греки живут в восточной части, в районе Торнхилл проживают русские, в районе Росдейл – англосаксы, как правило, юристы, профессора, политики. Соответственно, появляется взаимная отчужденность и отсутствие взаимодействия между жителями различных социальных групп в городском пространстве и, как следствие, сложность интеграции и социализации социальных групп иммигрантов. Цены на индивидуальный дом в этом парке от 1000000 CAD и выше [7]. Недалеко расположен район, где проживают негры с менее развитой инфраструктурой. Там все дешево, так как обитающие в нем люди в основном бедные, а те, кто имеет хоть какие-то деньги, предпочитают там не селиться [7].

2. Характерны процессы субурбанизации и джентрификации. Субурбанизация идет по линейным магистралям, от Квебека до Торонто, увеличивая упомянутую социальную пространственную сегрегацию в самих агломерациях. Строительство городов-спутников охватывает весь исследуемый район, располагаясь на периферии крупных городов, расширяя их границы и формируя столичные районы.

Джентрификация на данной территории проявляется в перестройке нежилых зданий в центре агломерации под жилье. Здесь формируется новый средний класс, или «новые городские профессионалы». Строительные компании осознают, что купить старое административное или промышленное здание и переделать его гораздо дешевле, чем строить новое. Тем более что городские власти всячески поощряют эту тенденцию: центральные улицы, где стояли пустые дома, начали оживать. В результате возросла безопасность центральных районов. Так, в 1993 году одна из строительных компаний Торонто приобрела за CAD 8 000 000 старый 22-этажный промышленный корпус. Строители полностью разрушили внутренности здания, оставив только бетонную коробку и лифтовые шахты. Затем превратили его в обычный жилой дом. В первую же неделю после объявления о продаже квартир в этом доме было продано 160 из 316 квартир. Студио (однокомнатные квартиры) продавались по CAD 59 000, двухуровневые квартиры – по CAD 300000. Помимо квартир в этом комплексе есть и магазины, и стоянка для автомобилей, и клуб здоровья, и даже сад на крыше [7].

3. Перспективы развития территорий между двумя крупнейшими агломерациями Торонто и Монреалем связаны с возможной миграцией в них промышленных столичных предприятий. Но и при интенсивном развитии речь идет не о создании более или менее сплошной полосы развития между двумя столицами, а о развитии отдельных ареалов, что может способствовать более равномерному расположению сети поселений на данных территориях. Так, в последние 25 лет Торонто потерял большую часть своих производственных предприятий, большинство из которых переехали в отдаленные пригороды в районе Большого Торонто с низкой стоимостью земли, арендной платой. Это, конечно, не новая тенденция, она присутствует в политике градостроительства уже более 100 лет. Но впоследствии пригороды, такие как Западный Торонто, проектируемый для размещения промышленных предприятий, позже преобразованы для жилых кварталов, в связи с расширением самого города. Соответственно, можно задуматься о переносе части предприятий в районы со скученным или случайным типом расселения (по схеме – Бенвилл, Гамильтон). Данные районы находятся в непосредственной близости к границе с США, на побережье оз. Онтарио, что обеспечит рынок сбыта продукции предприятий.

4. Для выявления динамики урбанизационных процессов сравним показатели коэффициента однородности в пределах коридора Квебек – Уинсор за 2011 и 2001 гг.

Таблица 2

Коэффициент однородности в пределах коридора Квебек – Уинсор 2001 г. (рассчитано автором по [8])

Значение коэффициента однородности

Обозначение

Состав

Группы территорий

178981

114950

103889

252924

2

4

6

13

Квебек

Оттава

Монреаль

Торонто

Группы с ярко выраженным городом – центром

92102

79928

18

19

Лондон

Гамильтон

Зоны, тяготеющие к соседним, наиболее развитым.

14175

14044

25439

39425

14430

28343

18253

1

7

8

14

15

17

20

Труа-Ривьер

Драммондвилл

Шербрук

Ошава

Беленвилл

Сариния

Уинсор

Среднеразвитые зоны

5056

5370

7292

11299

9

10

11

16

Броквилл

Корнуэл

Сент-жан-Ришелье

Кингстон

Периферийные зоны

4803

3018

1277

3

5

12

Пембрук

Лашют

Мейгог

Проблемные

Рис. 2. Схема распределения коэффициента агломеративности в пределах коридора Квебек – Уинсор 2001 г. (рассчитано автором по [8])

Максимальное значение коэффициента характерно для провинций Квебек и Торонто, изменения за данный период выражаются только в дальнейшем укрупнении численности городов. Равномерность рисунка расселения заметно улучшилась в приграничных с США районах – Сариния (17), Гамильтон (19), Уинсор (20). Отчасти повышение городского населения связано с активным торговым взаимодействием со странами – соседями. Города этих ячеек расположены в непосредственной близости от муниципалитетов Нью-Йорк и Мичиган, обеспечивая рынок сбыта продукции и развитие промышленности и, как следствие, создание новых рабочих мест. Создание новых промышленных высокотехнологичных предприятий является магнитом для трудовых миграций населения, например, создание первого завода по производству янтарной кислоты в Северной Америке – Био-индустриальный парк (The Bio-Industrial Park) [8].

Существенные отрицательные изменения произошли в районе Броквилл (9). С периферийной перешел в проблемную группу. Малые города потеряли свой статус, численность городского населения снизилась, причиной являются трудовые миграции, а не естественная убыль населения. Большая часть трудоспособного населения мигрирует из малых городов в более крупный (Монреаль), «истощая» тем самым приграничные районы. В основном это связано с более высокой оплатой труда, большими возможностями профессионального роста и обучения.

Улучшение значений коэффициента наблюдаются в Ошава (14), Гамильтон (19), являясь агломерациями второго порядка в границах Оштогам. Стоит отметить, что сам город испытал спад промышленного производства в 1980-х и 1990-х годах с закрытием ряда текстильных фабрик, последующем ростом безработицы до 14 % в 1990-х годах [8]. Начиная с 2000-х годов, Ошава повышает уровень промышленного производства, путем создания технопарков, грамотно используя свое соседнее положение с Торонто. Многие жители Торонто переезжают в Ошаву из-за сравнительно низких цен на жилье и регулярного железнодорожного сообщения к центру Торонто (ГО Транзит (GO Transit), Виа Рэйл (Via Rail)). Транспортную доступность центра увеличит и новое запланированное Шоссе 407 к концу 2013 года [7].

5. В перспективе система расселения продолжит своё развитие по полицентрическому сценарию, с дальнейшим укрупнением существующих столичных районов. Упор будет сделан на формирование полюсов роста: как в существующих поселениях, так и в межсагломерационных ареалах, включая примагистральные территории. Среди возможных полюсов роста можно выделить Труа-Ривьер, Кингстон, Ошава, являющимися промежуточным звеном между агломерациями в системе расселения, гарантирующим её устойчивость.

Заключение

Анализ показал, что функции полюсов роста коридора Квебек–Уинсор выполняют крупные городские агломерации с выделенными городами-центрами: Квебек–Сити, Монреаль, Оттава–Гатино. Согласно исследованиям А.С. Лолы, вокруг выделенных городов-центров сформированы моноцентрические городские агломерации [4]. В особую группу стоит отнести формирующуюся конурбацию Оштагам. В составе планировочной структуры изучаемой территории выделено основное направление расселения – с северо-востока на юго-запад, образованное железнодорожными и автомобильными магистралями, и водной артерией рекой Св. Лаврентий.

Однако развитие коридора ограничивается административной разобщенностью провинций Канады. Разработкой региональных планов занимаются специальные органы в провинции, работающие в тесной связи с Государственным экономическим советом Канады, Федеральным советом науки и развития, научно-исследовательскими учреждениями, с территориальными органами, объединяющими ряд провинций, но следует помнить об отчужденности Квебека, имеющего некую свободу в принятиях решений по региональному развитию. Данные проблемы могут быть решены лишь при вмешательстве федеральных властей. Государственная политика дальнейшего экономического развития должна принципиально отличаться по отношению к состоявшимся агломерациям и к наименее урбанизированным зонам. В первом случае следует продолжать эволюционное развитие агломераций, особенное внимание следует уделить конурбации Оштогам, во втором – сосредоточиться на развитии туристического и рекреационного секторов в приграничных районах. Так, планомерное развитие агломераций является первостепенной задачей любого развитого государства: регулируемые городские агломерации позволяют использовать главное преимущество больших городов – эффект концентрации.

В целом усиление контрастности рисунка расселения на основе пространственной дифференциации и концентрации общественного производства сопровождается увеличением роли именно в фокусах и планировочных осях, но поскольку процесс происходит в рамках «расширяющейся географии», то возникают и новые ареалы расселения населения. Соответственно, второй основной задачей становится формирование «полюсов» и «зон» роста в районах нового освоения, учитывая сформированные урбанистические структуры.

Рецензенты:

Мартынов В.Л., д.г.н., профессор, преподаватель кафедры экономическая и социальная география РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Гладкий Ю.Н., д.г.н., профессор, преподаватель кафедры экономическая и социальная география, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Подымова Д.В. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КОРИДОРА КВЕБЕК – УИНСОР В НАЧАЛЕ XXI В. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11906 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674