Важным фактором, предрасполагающим к научно-техническому прогрессу в медицине, является обеспечение постоянного притока в ряды исследователей молодых специалистов. Существующая учебная программа медицинских вузов не предусматривает изначальную подготовку научных кадров. Прививка творческой активности студентам носит во многом стихийный характер, при этом преподаватель, усилиями которого был определен как способ студенческой научной деятельности, так и выделены лица для этой работы, материально не вознаграждается. Эта важнейшая государственная задача пущена на самотек, что при нынешнем уровне финансирования педагогического труда в будущем может привести к нехватке кадров. В этом нет ничего удивительного, ибо не каждый интеллектом одаренный студент захочет быть альтруистом, при виде бедственного положения своего талантливого учителя. Исходя из этого, необходимо разработать систему поощрений для преподавателей, которые активно занимаются вопросом студенческой научной деятельности.
К числу неотложных задач относится и оснащение медицинских вузов новейшими техническими средствами, позволяющими сотрудникам кафедр более действенно проводить научные разработки и одновременно с этим демонстрировать студентам современные принципы диагностики и лечения. Без такой вузовской информации будущим врачам будет трудно ориентироваться во всех нюансах последипломной трудовой деятельности, то есть базовая информация у них должна основываться на самых новейших достижениях медицинской науки. Исходя из этого, следует в учебной программе выделить время на освоение студентами современного медицинского инструментария с соблюдением техники безопасности, что будет стимулировать у них свой научный поиск. Важность затронутой темы становится еще больше понятной, если учесть то, что многие новейшие изобретения в области медицины были созданы не сотрудниками научно-исследовательских центров, а высших учебных заведений. По данной причине они должны иметь хотя - бы равные условия для творческой деятельности. Надо учесть и то, что за научный труд им зарплата не прибавляется - эти достижения являются лишь своеобразным способом самоутверждения. Справедливость этих слов можно оценить и путем изучения номенклатурных актов по определению стажа работы.
В настоящее время, если сотрудник научно - исследовательского центра переходит на работу в высшее учебное заведение или в практическое здравоохранение, то годы работы в этом центре входят только в научный его стаж, а вот во врачебный стаж они не включаются. Например, работая в научном центре в должности старшего научного сотрудника (имея диплом кандидата или доктора наук и выполняя сложнейшие операции) этот специалист с большим научным стажем вдруг теряет все годы работы и приравнивается к начинающему врачу, что отражается не только на моральном его состоянии, но и на зарплате. Мало того, он не имеет права на получение даже второй врачебной категории. Для этого нужно проработает в новой должности больше пяти лет. Примерно тоже происходит и при переходе сотрудника вуза на работу в научно-исследовательское учреждение. При наличии патентов РФ и множества опубликованных печатных работ он также приравнивается к начинающему научному сотруднику. Все это вызывает недоумение. Ведь не вызывает никакого сомнения то, что научный сотрудник, разработавший новую методику диагностики или лечения какого - либо заболевания, при переходе в учебное заведение и тем более в систему практического здравоохранения будет весьма полезен и тут и там. И для него в этом случае предоставляется дополнительная возможность для наиболее действенной рекламы своего изобретения. Может возникнуть и совершенно другая ситуация, когда у практического врача созрела идея патентного изобретения, но для ее оформления требуется соответствующая научная база. Вот тогда переход его на работу в научный центр может привести к научному прорыву, но такая инициатива пресекается экономически.
Нужно обратить внимание и на отсутствие в нашей стране какой - либо системы по реализации изобретений. Многие из них так и остаются невостребованными. О продаже патентов иностранцам не идет даже речь, то есть интеллект соотечественников как бы даже и не богатство, а прихоть чудаков.
Существующая же регламентация в исключении из общего стажа работы срока пребывания в клинической ординатуре и в аспирантуре также вызывает большие сомнения в ее целесообразности. Ведь человек, имея диплом врача, попал туда не случайно, а только через конкурсную комиссию, доказав своим интеллектом право на повышение квалификации. Да и 2 -3 года этого труда трудно отнести к учебе, так как в это время врач предельно занят и лечебным процессом.
В основе этих проблем лежит субъективный фактор, а значить их легко можно устранить. Научную же деятельность вузовских медицинских учреждений следует должным образом финансировать.
Библиографическая ссылка
Шапошников В.И. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В МЕДИЦИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=119 (дата обращения: 15.10.2024).