Введение
В России долгое время безопасность была приоритетом, монополией политического руководства. Поэтому важным событием стало принятие в 1992 году Закона РФ «О безопасности» (ФЗ № 2446-1 от 5 марта 1992 г.), где впервые определено, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Личность стала главным объектом безопасности [10]. А безопасность личности - направлением целенаправленной деятельности государственных и негосударственных институтов, граждан [7]. В этой связи изучение процесса формирования информационно-психологической безопасности личности становится чрезвычайно важным [8]. Цель статьи – дать сущностную характеристику информационно-психологической безопасности личности. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: уточнить понятие «информационно-психологическая безопасность личности» с позиций современных психолого-педагогических теорий; определить принципы, выявить организационно-психологические условия и психологические факторы формирования информационно-психологической безопасности личности. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, интерпретации целостности как единства многообразия.
Результаты исследования
Изучение толковых словарей показало, что при определении понятия «безопасность» акцент делается на состояния и переживания человека, связанные с его положением в настоящем, перспективами на будущее и чувством защищенности от различного рода опасностей. Например, в «Большом толковом словаре русского языка» безопасность определяется как отсутствие опасности, угрозы, безвредность [2, с. 67], а опасность – угроза бедствия, несчастья, катастрофы [2, c. 715]. В международных документах МАГАТЭ отмечено, что безопасность – состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом понятие «чрезмерная опасность» раскрывается в следующем контексте: безопасность – свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий [3, c. 11].
Одним из родоначальников определения личности принято считать Г. Олпорта [5]. Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение. По нашему мнению, многообразие дефиниций понятия «личность» обусловлено множеством структурообразующих компонентов личности и сложностью установления связей между ними. Очевидно, все многообразие точек зрения по теории личности можно свести к следующим трем, которые представляют собой разные варианты соотношения биопсихосоциального в структуре личности. Первая точка зрения включает позиции тех исследователей, которые считают понятия «сущность человека» и «личность» тождественными (А.Г. Мысливченко, П.Е. Кряжев). Вторая точка зрения заключается в том, что личность – это интеграция биологического и социального (К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин). Третья точка зрения объединяет мнения тех авторов, которые рассматривают сущность человека как общественно-природный фактор его развития, а личность – как систему его устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни (Б.Г. Ананьев, Е. Ануфриев, Л.П. Буева, И.С. Кон, Ю.В. Сычев, В.Ф. Сержантов, А.Г. Спиркин, А.Г. Эфендиев, В.А. Петровский). Мы будем опираться на положение А.В. Петровского о том, что личность – это человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности [6]. Личность – это продукт существования человека; носитель совокупности социально значимых черт и психических свойств, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих поведение индивида как сознательного субъекта деятельности и общественных отношений.
Информация существует в бесчисленном множестве описаний конкретных материальных и нематериальных форм, объектов, процессов. Специалисты классифицируют информацию по разным основаниям: форме (дискретная или непрерывная); области возникновения (элементарная (механическая), биологическая, социальная), способу передачи и восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, органолептическая, машинная), общественному назначению (личная, массовая, специальная), способам кодирования (символьная, текстовая, графическая). Мы предлагаем рассматривать информацию как смысловой, содержательный аспект сигналов, зарегистрированных и преобразованных субъектом в известные понятия.
Обобщая изложенное, отметим, что философский аспект информационно-психологической безопасности личности состоит в мировоззренческом осознании личностью состояния защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, а также социальных практиках безопасного поведения [4].
Формирование информационно-психологической безопасности личности может опираться на следующие принципы:
1) центрации, обуславливающий создание комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, обеспечивающих состояние защищенности личности от многообразных информационных воздействий, а также адекватной системы ее отношений к окружающему миру и самой себе;
2) легитимизации, обеспечивающий процессу формирования информационно-психологической безопасности личности общественное признание и предполагающий создание психологических механизмов (само)регуляции;
3) имплицитности, предусматривающий разработку механизмов психологической защиты, обеспечивающих защищенность сознания от негативных информационных воздействий;
4) амплификации, обуславливающий расширение информированности личности об информационно-психологических опасностях и угрозах, а также формирование и поддержание устойчивой направленности на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты.
Формирование информационно-психологической безопасности личности основано на организационно-психологических условиях и психологических факторах.
В совокупность организационно-психологических условий формирования информационно-психологической безопасности личности мы включили: потребность личности в безопасности; свободу информации; нормативно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности.
Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей личности, связанная с отсутствием опасности и риска. Сигналом опасности для человека служит страх. Человеку свойственно ощущать свою безопасность на основе субъективной когнитивно-эмоциональной оценки ситуации как потенциально опасной. Данная оценка базируется на естественных сигналах опасности и результатах особой формы научения (социальном заимствовании) [1]. Опыт успешного избегания опасности, с одной стороны, позволяет активно действовать в опасном мире, но, с другой, - притупляет эмоцию страха до такой степени, что человек начинает пренебрегать реальной опасностью. Многие страхи являются результатом особой формы научения (социальное заимствование). Мощнейшим фактором социального заимствования являются средства массовой коммуникации, которые для привлечения аудитории используют эмоцию страха перед реальными, а нередко вымышленными опасностями. В такой ситуации вступает в действие «эффект заражения», свойственный для толпы (хотя эта толпа и виртуальна), который нарушает процесс восприятия риска.
Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это обуславливает отношение индивида к личной безопасности как к общественному благу, представляющему собой совокупность материальных (источники получения информации о личной безопасности; целенаправленная деятельность (не)государственных институтов по обеспечению безопасности личности) и духовных (признание безопасности личности как глобальной ценности человечества; осознание приоритетности безопасности личности в системе безопасности) ценностей.
Свобода информации - это условное обозначение целой группы свобод и прав. В 2000 году правительства государств - членов ЮНЕСКО приняли Программу «Информация для всех». Свободный доступ к информации расширяет информационный горизонт и гарантирует личности соблюдение права, дающего возможность выразить и осуществить свою суверенную политическую волю. Право на свободный доступ к информации проистекает из права на собственное мнение и свободу его выражения, что и привело к возникновению права на получение информации. Сегодня это основополагающее право человека, оформленное в ряде важных документов и деклараций международных организаций.
Нормативно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности отражено в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.), ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006 г.), «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008 г.) и определяет социальное и индивидуально-личностное направления формирования, функционирования и развития информационно-психологической безопасности личности.
В совокупность психологических факторов информационно-психологической безопасности личности мы включили развитие ее информационной культуры и формирование информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций.
Под информационной культурой мы понимаем свойство личности, характеризующее ее как субъекта информационной деятельности и определяющее отношение к функционированию и развитию информационной сферы общества. По нашему мнению, в структуре информационной культуры личности можно выделить следующие компоненты, обуславливающие обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение к получению, восприятию и целенаправленной передаче информации в конкретной ситуации: 1) гностический (осознание влияния информационных процессов и технологий на развитие личности, общества и биосферы; целостное представление об информационной сфере деятельности; понимание необходимости обеспечения информационно-психологической безопасности личности);
2) эмоциональный (содержание информационных потребностей и степень их удовлетворения; интерес к различным источникам информации и связанные с ними ожидания; предпочтительность каналов получения необходимой информации; увлеченность интернет-ресурсами; отношение к девиантному интернет-поведению);
3) конативный (овладение способами и приемами работы с информацией на основе традиционных и новых информационно-компьютерных подходов, использование их как инструмента в различных видах деятельности; способы распространения информации; формы интернет-деятельности; методы получения необходимой информации и ее обработки; определение видов информационно-психологической угрозы; умения и навыки информационно-психологической самозащиты).
Формирование информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций обусловлено позиционированием компетентностного подхода в современном образовательном пространстве. Нами компетентностный подход рассматривается как современный коррелят системного, акмеологического, деятельностного, аксиологического подходов, обуславливающий разработку компетентностных моделей выпускников профессиональной школы, способных не только к эффективному выполнению трудовых функций, но и развитию информационной сферы общества применительно к конкретному проекту, а также эффективному позиционированию на рынке услуг [9].
Под информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций мы понимаем интегративное качество личности, отражающее ее характеристики, влияющие на формирование мировоззренческих основ информационной деятельности:
1) когнитивные (целостное представление об информационной сфере общества; знание информационной техники, технологий и методов их применения в различных областях жизнедеятельности; понимание механизмов функционирования телекоммуникационных сетей; осознание негативных информационно-психологических воздействий; информированность об информационно-психологических опасностях и угрозах; наличие представления об этике и такте в компьютерной коммуникации);
2) мотивационные (ценностное отношение к объектам и субъектам информационной сферы; способность диагностировать свои информационные потребности; осознанная мотивация на развитие умений и навыков информационной деятельности; устойчивая направленность на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты);
3) деятельностные (информационная грамотность (конкретно-практические умения и навыки получения, хранения, передачи и обработки информации); умение ориентироваться в информационных потоках и пользоваться телекоммуникационными сетями; организация эргономики рабочего пространства информационной деятельности; способность к копинг-поведению в ситуациях негативного информационного воздействия).
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика информационной культуры личности и информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций.
Таблица 1
Сравнительная характеристика информационной культуры личности и информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций
Параметры сравнения |
Информационная культура личности |
Информационная составляющая в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций |
Сущность |
Свойство личности, характеризующее ее как субъекта информационной деятельности и определяющее отношение к функционированию и развитию информационной сферы общества |
Интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ информационной деятельности; усвоение знаний и освоение опыта использования информационных средств и технологий в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; приобретение способности к противодействию негативного информационного воздействия |
Структуро-образующие компоненты |
- гностический (осознание влияния информационных процессов и технологий на развитие личности, общества и биосферы; целостное представление об информационной сфере деятельности; понимание необходимости обеспечения информационно-психологической безопасности личности); - эмоциональный (содержание информационных потребностей и степень их удовлетворения; интерес к различным источникам информации и связанные с ними ожидания; предпочтительность каналов получения необходимой информации; увлеченность интернет-ресурсами; отношение к девиантному интернет-поведению); - конативный (овладение способами и приемами работы с информацией на основе традиционных и новых информационно-компьютерных подходов, использование их как инструмента в различных видах деятельности; способы распространения информации; формы интернет-деятельности; методы получения необходимой информации и ее обработки; определение видов информационно-психологической угрозы; умения и навыки информационно-психологической самозащиты) |
- когнитивный (целостное представление об информационной сфере общества; знание информационной техники, технологий и методов их применения в различных областях жизнедеятельности; понимание механизмов функционирования телекоммуникационных сетей; осознание негативных информационно-психологических воздействий; информированность об информационно-психологических опасностях и угрозах; наличие представления об этике и такте в компьютерной коммуникации); - мотивационный (ценностное отношение к объектам и субъектам информационной сферы; способность диагностировать свои информационные потребности; осознанная мотивация на развитие умений и навыков информационной деятельности; устойчивая направленность на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты); - деятельностный (информационная грамотность; умение ориентироваться в информационных потоках и пользоваться телекоммуникационными сетями; организация эргономики рабочего пространства информационной деятельности; способности ведения диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек»; способность к копинг-поведению в ситуациях негативного информационного воздействия) |
Сравнительная характеристика информационной культуры личности и информационной составляющей в совокупности ее общекультурных и профессиональных компетенций показала, что оба понятия характеризуют сложный феномен взаимодействия личности и информации.
Вместе с тем следует отметить, что информационная культура личности, обеспечивая осознание фундаментальной роли информации в личном и общественном развитии и направленность реализации интересов в информационной сфере общества, первична по отношению к информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций.
Информационная составляющая обуславливает информационную грамотность личности, опыт информационной деятельности и формирование готовности к информационному образованию на протяжении всей жизни (схема 1).
Схема 1
Формирование информационно-психологической безопасности личности (ИПБЛ)
Вывод. Информационно-психологическая безопасность личности – сложное образование, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором личность способна защитить себя как объект информационного воздействия и не способна оказывать целенаправленные негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений. Критериями информационно-психологической безопасности личности могут быть:
1) доступность (возможность реализовывать информационные права и свободы);
2) пертинентность (содержание информационных потребностей и степень их удовлетворения; интерес к различным источникам информации и связанные с ними ожидания);
3) ценность (осознание влияния информационных процессов и технологий на развитие личности, общества и биосферы; информированность об информационно-психологических опасностях и угрозах; признание приоритета информационно-психологической безопасности личности в процессе информационной безопасности; устойчивая направленность на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты; отношение индивида к личной безопасности как к общественному благу);
4) адекватность (целостное представление об информационной сфере деятельности; способность давать субъективную когнитивно-эмоциональную оценку ситуации как потенциально опасной; информационно-компьютерная грамотность);
5) защищенность (освоение механизмов противодействия негативным информационным воздействиям).
Рецензенты:
Кабардов М.К., д.псх.н., профессор, заместитель директора ФГНУ «Психологический институт» РАО, г. Москва.
Тимонин А.И., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.
Библиографическая ссылка
Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. ИФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11882 (дата обращения: 21.11.2024).