Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» СОГЛАСНО ФГОС ВПО

Серебряная Ф.К. 1 Щербакова Л.И. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России
Проведенный анализ компетентностного подхода к обучению позволяет сформировать совокупность требований к качеству образования, адекватную современным тенденциям в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда, которые можно соотнести с принятой инновационной трактовкой показателей качества образования. Целью компетентностного подхода является система превращения студента в компетентного специалиста. Освоение компетенций на должном уровне возможно в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. Поэтому необходимо использовать все возможности для организации реальной деятельности обучающихся, а не ее имитации. На основе проведенного анализа разработаны и внедрены в учебный процесс комплексные методические разработки для преподавателей и студентов с целью освоения общекультурных и профессиональных компетенций согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
профессиональные компетенции
общекультурные компетенции
1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Шехонин А.А. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования // Науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. – Вып. 4 (68). – С. 104-108.
2. Лисицына Л.С., Лямин А.В., Шехонин А.А. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методическое пособие. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. – 63 с.
3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. – М.: Университетская книга, 2009. – 272 с.
4. Казаков Р. С. Имитационная технология обучения как средство формирования профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений / Р. С. Казаков // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 141-144.
5. Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе / В.И. Крупич. – М.: Педагогика, 1985. – 117 с.
6. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / Под общ. ред. д-ра педагогич. наук, проф. А.А. Скамницкого. – М., 2006. – 276 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация» (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/
9. Смирнов Е. И., Халилова С. И. Характеристика и значимость инструментальных компетенций в освоении математики будущим учителем // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – Т. II. – С.91-94.

Согласно данным современных исследований к числу новых образовательных направлений, актуализирующих разработку проблем качества образования, следует отнести:

  • интенсивное реформирование, требующее систематического анализа тенденций в изменении качества образования;
  • введение новых методов обучения и информатизации на всех уровнях образования;
  • индивидуализацию, имеющую развитую теоретическую базу, но трудно приживающуюся в реальном учебном процессе.

На данном этапе не достаточно изучено влияние рекомендуемых методов и приемов образования на результаты учебного процесса [1,2,5].

Компетентностный подход – комплексный системный подход, направленный на освоение компетенций и становление эффективного компетентного специалиста. Комплексный подход – овладение профессиональными и личностными качествами, т.е. знания, умения, опыт, ответственность, самостоятельность и т.д. осваиваются комплексно (интеграция теории и практики), но не в отрыве друг от друга.

Системный подход – применение единых эффективных методов обучения на всём протяжении учебного процесса. Он заключается в том, что студент получает конкретные знания и использует их для выполнения конкретных действий. Правильность выполнения действий оценивается на основе соответствующих критериев оценки [1,3,6].

Базой компетентностного подхода является система превращения студента в компетентного специалиста. Компетентный специалист в той или иной области профессиональной деятельности – специалист, владеющий профессиональными компетенциями, позволяющими ему выполнять определённый вид профессиональной деятельности (основную функцию).

Кроме того, необходимо выделить интернационализацию образования, вызванную политическим и экономическим сближением стран мира и требующую обеспечения общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. Следствием интернационализации стало присоединение России к Болонской декларации, для реализации принципов которой потребовалось реформирование отечественного образования на различных уровнях. В высшей школе процесс реформирования привел ко многим инновациям, среди которых в первую очередь следует назвать введение двухуровневой системы высшего профессионального образования и компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения [7,8].

Федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения по направлению подготовки 060301 Фармация, утвержденный в 2011 году [7,8], нацелен на подготовку студентов к следующим видам профессиональной деятельности:

  • производственная;
  • реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров;
  • организационно-управленческая;
  • контрольно-разрешительная;
  • научно-исследовательская и информационно-просветительская;
  • оказание первой доврачебной помощи.

В образовании качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. В связи с этим, говоря о содержании термина «качество образования», всегда следует проводить четкую грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и разграничивая требования к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Рисунок 1. Система освоения компетенций

Согласно ФГОС основными критериями оценки качества обучения являются компетенции, приобретаемые студентами во время обучения в вузе. Компетенция – совокупность профессиональных и личностных качеств: знаний, умений, опыта, самостоятельности, ответственности. Стандартная схема разделяет компетенции на две основные группы: общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции ориентируют студента с самых первых занятий на те умения и профессиональные навыки, из которых сложится впоследствии комплекс показателей их профессиональной пригодности. Совокупность таких показателей имеет конкретный вид множества профессиональных компетенций и будет раскрываться в дальнейшем в зависимости от направлений и профилей подготовки профессионального образования.

При составлении рабочих программ дисциплин кроме стандартных параметров, таких как цели и задачи дисциплин, место дисциплин в структуре ООП специалиста, объем дисциплин и виды учебной работы, учитывались и профессионально-ориентированные аспекты, как требования к уровню содержания дисциплины, которые включают компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплин.

У каждой дисциплины перечень компетенций состоит из 3–4 общекультурных, развивающих общемировоззренческие, личностные и коммуникативные способности личности студента. К ним можно отнести следующие:

  • способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
  • способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).

Основной акцент обучения имеют профессиональные компетенции, которые формируют основные профессиональные навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. К ним можно отнести следующие:

  • способен и готов применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
  • способен и готов организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6).

В области контрольно-разрешительной деятельности:

  • способен и готов проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);
  • способен и готов интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
  • способен и готов оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38).

В области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:

  • способен и готов работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
  • способен и готов к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

Понятие «качество образования» носит комплексный характер, объединяя характеристики всех компонентов обучения, условий и результатов образовательного процесса.

В связи с этим при составлении учебно-методических пособий необходимо учитывать знания, умения и навыки, сформированные на каждом лабораторно-практическом либо семинарском занятии, демонстрировать методические подходы к освоению компетенций на лекциях, а также составлять индивидуальные задания для выполнения самостоятельной работы студентов согласно указанным компетенциям.

Итоговой оценкой качества полученных знаний и умений необходимо завершать комплексными экзаменами, позволяющими оценить как теоретическую подготовку студента, так и обязательную практическую подготовку, т.е. оценить освоенные в течение изучения дисциплины профессиональные компетенции.

Согласно ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Необходимо отметить, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

Согласно Болонской конвенции необходимо учитывать при составлении и корректировке компетентностного подхода мнение профессорско-преподавательского состава, основных работодателей и студентов. Каждый из компонентов рассматривается по-разному в зависимости от того, кто выступает в роли оценщика достигнутого уровня качества. Например, в системе высшего образования администрацию вуза в первую очередь интересуют показатели качества, связанные с числом неуспевающих в учебном заведении, процентом отчислений, затратами на обучение, эффективностью реализации учебных программ и т.д.

Преподаватель определяет качество с позиций результатов каждого студента и отдельных учебных групп, оценивая умения обучаемых применять знания при решении практических задач, нестандартно мыслить и ответственно относиться к учебному процессу.

Студент воспринимает качество образования как подготовленность к преуспеванию, получению престижной работы на рынке труда после окончания вуза. С позиций последнего качество результата образования можно трактовать как степень осознания профессионализма, способность к успешному трудоустройству и карьере, реализацию запросов на высокую оплату труда [8].

Таким образом, компетентностный подход к обучению позволяет сформировать совокупность требований к качеству образования, адекватную современным тенденциям в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда, которые можно соотнести с принятой инновационной трактовкой показателей качества образования.

Должна быть система освоения компетенций, в основе которой лежит системный подход. Необходимо указать, что компетенции нужны специалисту для выполнения действий, направленных на достижение поставленной перед ним цели. Поэтому, если в учебном процессе существует система выполнения действий, то она автоматически превращается в систему освоения компетенций. Освоение компетенций на должном уровне возможно только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются действия и анализируются результаты их выполнения. Поэтому необходимо использовать все возможности для организации реальной деятельности обучающихся, а не ее имитации [3,4,5,9].

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) ставит перед образовательными учреждениями ВПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях ВПО. Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, по нашему мнению, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватного компетентностному подходу к подготовке специалистов.

На основе проведенного анализа разработаны и внедрены в учебный процесс комплексные методические разработки для преподавателей и студентов с целью освоения общекультурных и профессиональных компетенций согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

Внедрение компетентностного подхода в образовании предполагает внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов.

Рецензенты:

Говердовская Е.В., д.фил.н., заместитель директора по последипломному и дополнительному образованию, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.

Черников М.В., д.м.н., декан факультета высшего профессионального образования, заведующий кафедрой биологии и физиологии Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Серебряная Ф.К., Щербакова Л.И. ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» СОГЛАСНО ФГОС ВПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11878 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674