Согласно данным современных исследований к числу новых образовательных направлений, актуализирующих разработку проблем качества образования, следует отнести:
- интенсивное реформирование, требующее систематического анализа тенденций в изменении качества образования;
- введение новых методов обучения и информатизации на всех уровнях образования;
- индивидуализацию, имеющую развитую теоретическую базу, но трудно приживающуюся в реальном учебном процессе.
На данном этапе не достаточно изучено влияние рекомендуемых методов и приемов образования на результаты учебного процесса [1,2,5].
Компетентностный подход – комплексный системный подход, направленный на освоение компетенций и становление эффективного компетентного специалиста. Комплексный подход – овладение профессиональными и личностными качествами, т.е. знания, умения, опыт, ответственность, самостоятельность и т.д. осваиваются комплексно (интеграция теории и практики), но не в отрыве друг от друга.
Системный подход – применение единых эффективных методов обучения на всём протяжении учебного процесса. Он заключается в том, что студент получает конкретные знания и использует их для выполнения конкретных действий. Правильность выполнения действий оценивается на основе соответствующих критериев оценки [1,3,6].
Базой компетентностного подхода является система превращения студента в компетентного специалиста. Компетентный специалист в той или иной области профессиональной деятельности – специалист, владеющий профессиональными компетенциями, позволяющими ему выполнять определённый вид профессиональной деятельности (основную функцию).
Кроме того, необходимо выделить интернационализацию образования, вызванную политическим и экономическим сближением стран мира и требующую обеспечения общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. Следствием интернационализации стало присоединение России к Болонской декларации, для реализации принципов которой потребовалось реформирование отечественного образования на различных уровнях. В высшей школе процесс реформирования привел ко многим инновациям, среди которых в первую очередь следует назвать введение двухуровневой системы высшего профессионального образования и компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения [7,8].
Федеральный государственный образовательный стандарт 3 поколения по направлению подготовки 060301 Фармация, утвержденный в 2011 году [7,8], нацелен на подготовку студентов к следующим видам профессиональной деятельности:
- производственная;
- реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров;
- организационно-управленческая;
- контрольно-разрешительная;
- научно-исследовательская и информационно-просветительская;
- оказание первой доврачебной помощи.
В образовании качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. В связи с этим, говоря о содержании термина «качество образования», всегда следует проводить четкую грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и разграничивая требования к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.
Рисунок 1. Система освоения компетенций
Согласно ФГОС основными критериями оценки качества обучения являются компетенции, приобретаемые студентами во время обучения в вузе. Компетенция – совокупность профессиональных и личностных качеств: знаний, умений, опыта, самостоятельности, ответственности. Стандартная схема разделяет компетенции на две основные группы: общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции ориентируют студента с самых первых занятий на те умения и профессиональные навыки, из которых сложится впоследствии комплекс показателей их профессиональной пригодности. Совокупность таких показателей имеет конкретный вид множества профессиональных компетенций и будет раскрываться в дальнейшем в зависимости от направлений и профилей подготовки профессионального образования.
При составлении рабочих программ дисциплин кроме стандартных параметров, таких как цели и задачи дисциплин, место дисциплин в структуре ООП специалиста, объем дисциплин и виды учебной работы, учитывались и профессионально-ориентированные аспекты, как требования к уровню содержания дисциплины, которые включают компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплин.
У каждой дисциплины перечень компетенций состоит из 3–4 общекультурных, развивающих общемировоззренческие, личностные и коммуникативные способности личности студента. К ним можно отнести следующие:
- способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).
Основной акцент обучения имеют профессиональные компетенции, которые формируют основные профессиональные навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. К ним можно отнести следующие:
- способен и готов применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
- способен и готов организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6).
В области контрольно-разрешительной деятельности:
- способен и готов проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);
- способен и готов интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
- способен и готов оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38).
В области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:
- способен и готов работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
- способен и готов к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).
Понятие «качество образования» носит комплексный характер, объединяя характеристики всех компонентов обучения, условий и результатов образовательного процесса.
В связи с этим при составлении учебно-методических пособий необходимо учитывать знания, умения и навыки, сформированные на каждом лабораторно-практическом либо семинарском занятии, демонстрировать методические подходы к освоению компетенций на лекциях, а также составлять индивидуальные задания для выполнения самостоятельной работы студентов согласно указанным компетенциям.
Итоговой оценкой качества полученных знаний и умений необходимо завершать комплексными экзаменами, позволяющими оценить как теоретическую подготовку студента, так и обязательную практическую подготовку, т.е. оценить освоенные в течение изучения дисциплины профессиональные компетенции.
Согласно ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Необходимо отметить, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
Согласно Болонской конвенции необходимо учитывать при составлении и корректировке компетентностного подхода мнение профессорско-преподавательского состава, основных работодателей и студентов. Каждый из компонентов рассматривается по-разному в зависимости от того, кто выступает в роли оценщика достигнутого уровня качества. Например, в системе высшего образования администрацию вуза в первую очередь интересуют показатели качества, связанные с числом неуспевающих в учебном заведении, процентом отчислений, затратами на обучение, эффективностью реализации учебных программ и т.д.
Преподаватель определяет качество с позиций результатов каждого студента и отдельных учебных групп, оценивая умения обучаемых применять знания при решении практических задач, нестандартно мыслить и ответственно относиться к учебному процессу.
Студент воспринимает качество образования как подготовленность к преуспеванию, получению престижной работы на рынке труда после окончания вуза. С позиций последнего качество результата образования можно трактовать как степень осознания профессионализма, способность к успешному трудоустройству и карьере, реализацию запросов на высокую оплату труда [8].
Таким образом, компетентностный подход к обучению позволяет сформировать совокупность требований к качеству образования, адекватную современным тенденциям в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда, которые можно соотнести с принятой инновационной трактовкой показателей качества образования.
Должна быть система освоения компетенций, в основе которой лежит системный подход. Необходимо указать, что компетенции нужны специалисту для выполнения действий, направленных на достижение поставленной перед ним цели. Поэтому, если в учебном процессе существует система выполнения действий, то она автоматически превращается в систему освоения компетенций. Освоение компетенций на должном уровне возможно только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются действия и анализируются результаты их выполнения. Поэтому необходимо использовать все возможности для организации реальной деятельности обучающихся, а не ее имитации [3,4,5,9].
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) ставит перед образовательными учреждениями ВПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях ВПО. Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, по нашему мнению, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватного компетентностному подходу к подготовке специалистов.
На основе проведенного анализа разработаны и внедрены в учебный процесс комплексные методические разработки для преподавателей и студентов с целью освоения общекультурных и профессиональных компетенций согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.
Внедрение компетентностного подхода в образовании предполагает внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов.
Рецензенты:
Говердовская Е.В., д.фил.н., заместитель директора по последипломному и дополнительному образованию, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.
Черников М.В., д.м.н., декан факультета высшего профессионального образования, заведующий кафедрой биологии и физиологии Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.
Библиографическая ссылка
Серебряная Ф.К., Щербакова Л.И. ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» СОГЛАСНО ФГОС ВПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11878 (дата обращения: 21.11.2024).