Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО СПОРТУ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Петров П.К. 1, 1, 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
В сообщении рассматривается проблема формирования судейской компетентности по спорту с использованием современных информационных технологий, дается определение судейской компетентности по спорту, рассматриваемую как профессиональную компетентность судьи по спорту, обладающего системой знаний правил соревнований по отдельным видам спорта, умеющего оценивать результаты спортсменов на соревнованиях, способного принимать адекватные и быстрые решения в различных ситуациях спортивного соревнования, раскрывается структура, содержание, функциональные и педагогические возможности отдельных модулей разработанной мультимедийной многоцелевой обучающей программы по правилам и судейству соревнований по спортивной гимнастике, представлены результаты изучения эффективности ее использования в образовательном процессе студентов физкультурных вузов.
спортивная гимнастика
мультимедийная обучающая программа
судейская компетентность по спорту
1. Дмитриев О.Б., Широков В.А., Петров П.К. Метод проблемно-структурного моделирования компьютерных соревнований по каратэ // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 7. – С. 39-41.
2. Петров П.К. Информационная компетентность как основа для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 2. – С. 51-55.
3. Петров П.К. Педагогические возможности мультимедийной обучающей программы по правилам и судейству соревнований по спортивной аэробике // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 8. – С. 25-29.
4. Петров П.К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. – М.; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. – 447 с.
5. Терехина Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 11. – С. 58-60.

Введение. В спорте высших достижений аккумулируются самые передовые технологии, которые касаются спортивного инвентаря, спортивных сооружений, методики тренировки и восстановления, и, наконец, методики подготовки физкультурных кадров, включая подготовку и аттестацию судей по спорту (2,4). Практически результаты соревнований по всем видам спорта в определенной степени зависят от квалификации судей, от их знаний правил соревнований и умений оценивать соревновательную деятельность спортсменов как на соревнованиях регионального значения, так и на соревнованиях самого высокого уровня (чемпионаты Европы и Мира, Олимпийские игры). В этой связи следует отметить, что в одних видах спорта, где результаты оцениваются на основе количественных измерений, например, в килограммах, сантиметрах, метрах, минутах, секундах, очках (тяжелая атлетика, легкая атлетика, спортивные игры, биатлон, лыжные гонки и др.) в некоторой степени облегчается судейство соревнований. В других видах спорта, в оценке результатов которых существует субъективный фактор, где достаточно большое количество различных упражнений (ситуаций), разделенных на соответствующие группы, приемы (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, спортивная аэробика, восточные единоборства и др.), судейство соревнований представляет значительные трудности (5). В каждой группе насчитывается значительное количество упражнений, они отличаются техникой выполнения, сложностью, сбавками за исполнение, и которые должны знать судьи, тренеры и спортсмены, имеющие высокий уровень судейской компетентности.

Важное место формированию судейской компетентности отводится в стандартах нового поколения. Так, например, в государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 034300 – физическая культура в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» написано: «Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в сфере организационно-управленческой деятельности: способен организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования», что требует сформированности судейской компетентности у студентов физкультурных вузов.

Но прежде чем перейти к дальнейшему изложению, необходимо определиться с понятием «Судейская компетентность по спорту». Для определения данного понятия обратимся к компетентностному подходу в образовательном процессе и к таким понятиям как «Компетенция», «Компетентность» и «Профессиональная компетентность», рассматриваемые в основополагающих работах Байденко В.И., Зеера Э.Ф., Зимней И.А., Кузьминой Н.В., Татура Ю.Г., Хуторского А.В. и др.

Несмотря на то, что в определениях этих понятий есть некоторые различия у разных авторов при создании государственных образовательных стандартов третьего поколения, принято придерживаться следующих определений:

1. Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

2. Компетентность: способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

3. Профессиональная компетентность: система знаний, умений и способностей, составляющих основу профессиональной деятельности.

Исходя из этих определений, можно истолковать и понятие «Судейская компетентность по спорту». Согласно государственному образовательному стандарту по направлению 034300 – физическая культура, судейская компетентность по спорту относится к категории профессиональной компетентности. Поэтому судейскую компетентность по спорту можно определить как профессиональную компетентность судьи по спорту, обладающего системой знаний правил соревнований по отдельным видам спорта, умеющего оценивать результаты спортсменов на соревнованиях, способного принимать адекватные и быстрые решения в различных ситуациях спортивного соревнования.

Изложенная выше проблема позволяет сделать вывод о том, что подготовка судей по спорту требует активного формирования судейской компетентности. Наиболее эффективно эта задача может быть решена с помощью современных информационных технологий: создания и использования программно-педагогических средств, электронных учебных пособий, моделирования соревновательной деятельности и т.п. (1,3).

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование применения мультимедийных обучающих программ в процессе формирования судейской компетентности студентов физкультурных вузов.

Методы исследования: обобщение теоретического материала, связанного с возможностями использования современных информационных технологий в процессе подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта, моделирование судейства соревнований на основе подготовки мультимедийной обучающей программы, педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. С учетом изложенных выше задач и возможностей использования современных информационных технологий разработана серия мультимедийных обучающих программ по таким видам спорта, как спортивная и художественная гимнастика, спортивная аэробика, восточные единоборства. Структура каждой программы определялась задачами, которые заключались в следующем:

  1. Представление в мультимедийном режиме основных разделов правил соревнований.
  2. Создание базы данных соревновательных ситуаций, комбинаций, гимнастических элементов.
  3. Моделирование компьютерных соревнований и их судейства.
  4. Контроль и самоконтроль (тренаж) знаний и умений по правилам соревнований и основам судейства.
  5. Определение компетентности судей на основе сравнения их результатов с данными экспертных оценок.

Так, например разработанные нами мультимедийные программы по видам гимнастического многоборья имеют следующие модули (блоки):

  • мультимедиа правила соревнований;
  • специальные требования и группы трудностей;
  • анализ комбинаций;
  • моделирование судейства.

При этом каждый блок направлен на формирование системы знаний по правилам и судейству упражнений гимнастического многоборья, умений определять наличие соответствующих групп трудности и специальных требований в комбинациях гимнастов, способностей оценивать качество выполнения отдельных элементов в комбинациях и комбинации в целом в зависимости от наличия в них требуемых элементов соответствующих групп трудности и специальных требований, сбавок за допущенные ошибки, надбавок за включение в комбинации сверхсложных элементов, базовой оценки.

Программа открывается с титульной страницы, на которой представлены основные ее разделы (в левой части экрана), в правой части экрана на фоне выполняемой комбинации с музыкальным сопровождением даются выходные данные в виде движущихся титров (рис.1).

Рис.1. Титульная страница мультимедийной обучающей программы

В блоке «Правила соревнований» в мультимедийном режиме представлены правила соревнований в иерархическом модульном виде: главы, параграфы, статьи. Открыть статью любого параграфа можно щелчком левой клавишей мыши по интересующему названию, подчеркнутому снизу. Статьи параграфов могут быть представлены в виде текстов. Отдельные статьи могут иметь графические комментарии в виде таблиц, графического материала, или видео сюжета. Интерактивность в работе с обучающей программой достигается за счет использования функциональных зон и кнопок.

Определенный интерес у занимающихся по этому блоку вызывает раздел, посвященный разбору видео ошибок, в которых демонстрируются типичные ошибки при выполнении различных элементов (рис. 2).

Рис. 2. Экран, связанный с разбором видео ошибок

Проверку (самопроверку) знаний правил соревнований можно осуществить путем открытия раздела «Контроль знаний правил соревнований» из блока «Правила соревнований».

Данный блок позволяет формировать систему знаний по правилам и судейству соревнований и оценивать уровень сформированности системы знаний.

Блок «Специальные требования и группы трудностей» направлен на освоение групп специальных требований и трудностей упражнений на виде многоборья с привлечением значительного объема графического и видеоматериалов, иллюстрирующих выполнение упражнений, отнесенных к соответствующей группе трудности по каждой группе специальных требований. Для организации работы в этом блоке необходимо щелкнуть по названию этого блока, например: «Конь – специальные требования и группы трудностей» (рис.1), после этого откроется рабочее окно, на котором приводятся упражнения, отнесенные к конкретной группе специальных требований, например, к группе соскоков с указанием номера элемента и соответствия его группе трудности. Чтобы увидеть, как тот или иной элемент выполняется, нужно щелкнуть по названию элемента левой клавишей мыши, и появится новое окно, в котором в левой части экрана указывается название элемента, а в правой – его кинограмма или видео, как показано на рис.2.

В режиме «видео» появляется возможность многократного просмотра элемента, использовать стоп-кадр и медленный просмотр, для чего есть необходимые кнопки видео проигрывателя.

Эффективность усвоения материала данного блока также можно проверить, предварительно перейдя в раздел «Контроль знания групп трудностей». Контроль знаний производится по каждой группе специальных требований после предварительной настройки параметров тестирования. Знание этих элементов и умение быстро определять их трудность в соответствии со специальными требованиями является основой для выведения окончательной оценки за упражнение гимнаста на соревнованиях.

Основное назначение блока «Анализ комбинаций» – показать на примерах анализа комбинаций, выполненных разными гимнастами и в разное время, технологию судейства на основе новых правил и экспертных оценок по выявлению специальных требований, групп трудностей, величины надбавок, определения базовой оценки, величины сбавок за технику исполнения и выведения окончательной оценки. Переход в данный блок осуществляется с главной страницы (см. рис. 1) щелчком левой клавишей мыши по строке «Анализ комбинаций», после чего появляется окно с содержанием этого блока. Щелчок по строке соответствующей комбинации позволяет открыть ее для анализа (рис. 3).

Рис. 3. Окно для анализа комбинаций

В правой части экрана демонстрируется видео комбинация, которую с помощью кнопок управления видеопроигрывателя можно многократно просмотреть, останавливать, «прокручивать» медленно, записывая основные показатели оценок. Демонстрация видео комбинаций сопровождается с аудио комментариями групп трудности. Затем можно сравнить свои записи с данными экспертной оценки, приводимой в левой части экрана, где указываются, какие и сколько элементов выполнены, к какой группе специальных требований и группе трудности они относятся. За какие элементы и какую надбавку предполагается определить, выявляется базовая оценка, величина сбавок с обоснованием ее величины в каждом случае, и, наконец, определяется окончательная оценка. Данный блок можно назвать обучающим, так как, просматривая ряд видео комбинаций и оценивая их, можно свои оценки сравнивать с экспертными оценками, в которых дается доскональный разбор этих комбинаций, включая выведение окончательной оценки.

Задачей блока «Моделирование судейства» является контроль знаний и умений, полученных при изучении первых трех блоков обучающей программы, также он может использоваться самостоятельно при аттестации судей, проверке знаний и умений студентов, тренеров, гимнастов. Содержание данного блока открывается после щелчка по названию «Моделирование судейства» на главной странице (см. рис.1). Тестирование можно осуществлять по отдельным параметрам судейства, например, путем определения той или иной группы трудности в комбинации или определения базовой оценки и т.д. Основным же средством для моделирования судейства является определение окончательной оценки, что требует наличия интегрированных знаний и умений по всем видам оценок. В этом случае условия тестирования можно приблизить к естественным условиям соревнований, например, ограничить возможность показа комбинации только один раз. Именно этот блок позволяет формировать способность оценивать гимнастическое упражнение в целом и отражает уровень сформированности судейской компетентности.

Для изучения эффективности занятий по обучающей программе проводилось предварительное и итоговое тестирование. Проведенные занятия на основе информационного взаимодействия в условиях использования мультимедийных обучающих программ позволили значительно повысить уровень знаний правил соревнований и умений оценивать упражнения по всем показателям (умение определять в комбинациях количество групп трудностей и специальных требований, надбавки, базовую оценку, сбавки и окончательную оценку). Сравнительные результаты предварительного и итогового контроля умений оценивать упражнения гимнастов представлены на рис. 4.

Рис. 4. Сравнительные результаты предварительного и итогового контроля умений определять основные составляющие оценки комбинаций

Выводы. Анализ структуры и функциональных возможностей созданных обучающих программ показал принципиальные отличия от традиционных форм и методов работы: осуществление контроля и самоконтроля успешности усвоения материала; возможность необходимого количества повторений любой части изучаемого материала каждым обучающимся (особенно это касается возможности просмотра видеофрагментов, включая просмотр в обычном режиме, медленном, в режиме стоп-кадра); выявление пробелов в знаниях каждого обучаемого на любой стадии работы с обучающей программой; установление индивидуального темпа подачи учебного материала; интерактивность в диалоге с пособием.

Рецензенты:

Новокрещенов В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой спортивного менеджмента ФГБОУ ВПО «ИжГТУ» имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск.

Семин Ю.Н., д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации преподавателей ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Петров П.К., Петров П.К., Петров П.К. ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕЙСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО СПОРТУ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11877 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674