Введение. Последствия духовно-ценностного кризиса, о которых говорят ученые мира и общественность, представляют опасность для Украины как независимого государства, поскольку негативно влияют, прежде всего, на процесс формирования украинской нации и национальной идентичности, а также на самих ее граждан. На этот факт в последнее время обращает внимание все больше украинских ученых, подчеркивая, что такой негатив главным образом вызван несовершенством процесса реформирования, недостаточным учетом человеческого фактора, непрозрачностью механизмов приватизации, аморальным поведением многих предпринимателей, коррумпированностью части представителей власти. Вместе с тем важную роль играет отношение всех украинских правительств к развитию гуманитарной сферы, особенно тех ее фундаментальных отраслей, от которых зависит формирование духовно-ценностных ориентаций конкретного человека и государства в целом – образования, науки и культуры. Все это приводит к тому, что в обществе растет жестокость, радикальные настроения и апатия, что в свою очередь влияет на изменения в системе ценностей всего населения, т.е. на то, что может ценить человек, и на то, что для него является значимым и важным. Особенно это ощущается в ценностных установках психологии личности – меняются система связи человека с миром и другими людьми, система моральных, этических и эстетических ценностей.
В этой связи в Украине во время разрушения традиционных культурных норм и ценностей на первый план выходит потребность в создании соответствующих условий для сохранения, прежде всего, человеческой личности и обеспечения ее безопасности, т.е. обеспечения гуманитарной безопасности как неотъемлемой составляющей части национальной безопасности государства. Это направление является одним из главных в гуманитарной политике государства. При этом основными путями реализации гуманитарной политики в контексте осуществления гуманитарной безопасности, как справедливо отмечает украинский ученый Л. Чуприй, являются: формирование национального самосознания украинского общества благодаря поддержке национальной культуры; развитие отечественного искусства, киноиндустрии, книгопечатания и т.п.; формирование исторической памяти, сохранение и популяризация историко-культурного наследия; активизация инновационных процессов в образовательной и научно-технологической областях; формирование мощного национального информационного пространства; создание условий для гармонизации религиозно-конфессиональных отношений [5]. Таким образом, гуманитарная политика – это система целенаправленной деятельности субъектов, основной целью которой является духовное развитие общества посредством развития таких отраслей, как образование, наука, культура, религиозная жизнь и т.д., для удовлетворения духовных потребностей человека.
Следует отметить, что основные современные тенденции развития ведущих отраслей гуманитарной сферы Украины являются предметом исследования многих отечественных авторов. Причем авторы преимущественно рассматривают каждую отрасль отдельно, выделяя в ней специфические особенности и проблемы функционирования, а также предлагая разнообразные пути их решения. В последнее время активизировался процесс изучения принципов, направлений, перспектив развития гуманитарной сферы Украины как целостной системы, особенно тех ее отраслей, которые обеспечивают духовную жизнь человека и общества. Но, к сожалению, без внимания ученых остаются многие вопросы государственного управления гуманитарной сферой, разработки перспективных направлений ее коротко- и долгосрочного развития, предложений по совершенствованию механизмов управления всей системой гуманитарной сферы, а также предложения путей выхода из духовно-ценностного кризиса, в котором находится украинское общество сегодня.
Итак, цель данного исследования заключается в изучении динамики развития фундаментальных отраслей гуманитарной сферы (образования, науки, культуры) за время независимости Украины, выявлении основных тенденций этого развития, а также в определении актуальных проблем государственного управления гуманитарной сферой и разработке рекомендаций по повышению эффективности этого процесса.
Для выявления основных тенденций развития гуманитарной сферы за время независимости Украины целесообразным является проведение анализа динамического состояния каждой отрасли. Начнем с образования, т.к. в культурной традиции каждого народа, особенно в условиях современного общества, знания всегда выступали тем типом духовной деятельности, в котором определяются рациональные ориентиры общественного прогресса. В связи с этим образование является одним из самых оптимальных и самых интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры, именно во время образовательного процесса человек усваивает духовные ценности [1, с. 18].
Хотелось бы отметить, что национальная система образования с конца ХХ столетия, как и в других странах мира, переживает существенные изменения, которые обусловлены, прежде всего, значительным ускорением темпов развития социума, переходом к информационному обществу и демократизации всех аспектов его жизни. Эти и другие явления приводят к необходимости формирования гибкой системы образования, которая динамически развивается и способна к внедрению широкомасштабных инноваций, которые соответствуют требованиям времени.
Система образования Украины сегодня представлена разными учреждениями, организациями, предприятиями. В соответствии с Законом Украины «Об образовании» (ст. 28), в структуру образования входят дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее и последипломное образование, а также аспирантура, докторантура и самообразование [3, с. 18-19]. Рассмотрим количественные данные по учебным заведениям первых четырех уровней образования, которые представлены в табл.1.
Результаты исследования развития дошкольного образования за период независимости Украины позволяют говорить о значительном уменьшении количества учреждений (практически на 10 тыс.) и численности в них детей.
Таблица 1
Количественные данные по учебным заведениям Украины [4]
Год |
Уровни образования |
|||||||||
дошкольное образование |
общее среднее образование |
профессионально-техническое образование3 |
внешкольное образование4 |
|||||||
количество учреждений, тыс. |
количество детей в учреждениях, чел. |
охват детей учреждениями в процентах к общему количеству детей соответствующего возраста |
количество учебных заведений, тыс. |
количество учеников в учебных заведениях, чел. |
количество учителей |
количество учебных заведений |
количество учеников в учебных заведениях, тыс. чел. |
количество заведений |
охват детей заведениями в процентах к общему количеству детей школьного возраста |
|
1990* |
24,5 |
2428 |
57 |
21,8 |
7132 |
537 |
1246 |
643,2 |
- |
- |
1995* |
21,4 |
1536 |
44 |
22,3 |
7143 |
596 |
1179 |
555,2 |
- |
- |
2000 |
16,3 |
983 |
40 |
22,2 |
6764 |
577 |
970 |
524,6 |
1497 |
18,3 |
2005 |
15,1 |
1032 |
51 |
21,6 |
5399 |
543 |
1023 |
496,6 |
1472 |
22,9 |
2010* |
15,6 |
1273 |
53 |
20,3 |
4299 |
515 |
976 |
433,5 |
- |
- |
2012* |
16,41 |
1428 |
592 |
19,7 |
4222 |
510 |
972 |
423,3 |
- |
- |
1 Из них 0,8 тыс. заведений не работали.
2 Предварительные данные.
3 Данные за 1990 г. приведенные по профессионально-техническим учебным заведениям Министерства образования и науки Украины, начиная с 1995 г. включают заведения, которые подчиняются как Министерству образования и науки Украины, так и другим министерствам (ведомствам).
4 Данные по внешкольным учебным заведениям наведены без учета детско-юношеских спортивных школ.
* Некоторые официальные данные отсутствуют.
Хотя процент охвата детей учреждениями практически имеет такой же показатель, как и в 1990 г., при этом часть учреждений коммунальной собственности выросла с одной трети в 1992 г. почти до половины. Заметим, что в последнее время постоянно действующие дошкольные учреждения, в основном сельские, переводятся на сезонный режим работы, а в городах они вообще временно закрываются на летний период времени. Так, например, за июнь-август 1996 г. в больших городах закрылось около 40 % учреждений. При этом позитивной тенденцией можно считать тот факт, что часть дошкольных учреждений в стране переводится на 6-9-часовое пребывание в них детей, распространяется такая форма учреждений, как комплексы «школа – детский садик» [2, с. 87].
Что же касается развития общего среднего образования, то в 2012 г. в Украине действовало 19,7 тыс. учебных заведений (всего на 2 тыс. меньше, чем в 1990 г.), в которых обучались приблизительно 4,2 млн. учеников. Заметим, что количество учащихся за 22 года уменьшилось в два раза, а количество и школ и учителей в них осталось практически неизменным. Позитивной тенденцией можно считать появление и рост количества учебных заведений разных типов (лицеев, гимназий, колледжей и т.д.), а также частных заведений. Кроме того, в Украине увеличилось количество школ, в которых углубленно изучают отдельные предметы или школ, которые имеют разные профессиональные направления.
В 2012 г. в профессионально-техническом образовании действовало 972 учебных заведения. В то же время существует разветвленная сеть учебно-курсовых комбинатов, в которых проводится начальная профессиональная подготовка и повышение квалификации работников. Отметим, что почти 70 % учеников профессионально-технических училищ вместе с профессией овладевают учебной программой полного среднего образования. Кроме того, среди выпускников училищ растет число тех, кто получил две и больше профессий. Подводя итоги можно отметить, что с 1990 г. в развитии профессионально-технического образования прослеживается тенденция, которая выражается в сокращении численности и учебных заведений и учеников в них.
По поводу развития внешкольного образования в Украине, к сожалению, сделать исчерпывающий анализ, ссылаясь только на официальные данные, невозможно из-за отсутствия таковых. Но, опираясь на данные, полученные из государственных и региональных отчетов, некоторые выводы все-таки сделать можно. Так, количество внешкольных заведений постепенно уменьшается, но при этом процент охвата детей в этих заведениях увеличивается. Тут прослеживается парадоксальная ситуация: с одной стороны, происходит позитивная тенденция в привлечении детей к внешкольному образованию (процент детей, охваченных внешкольным образованием, вырос на 6 %), с другой – уменьшение количества заведений внешкольного образования. На последнее в большей степени влияет ведение неэффективной государственной образовательной политики, недостаточное финансирование развития системы внешкольного образования и недостаточное использование возможностей по расширению этой сети учебных заведений за счет заведений других образовательных уровней.
Отметим, что в системе высшего образования Украины функционируют высшие учебные заведения (далее – вузы) государственной и негосударственной (коммунальной и частной) форм собственности І-ІV уровней аккредитации. На рис. 1 представлена динамика сети вузов Украины.
Результаты исследования динамики развития вузов в Украине позволяют говорить о том, что за годы независимости развитие вузов разных уровней аккредитации происходило по-разному: в то время, как количество вузов III-IV уровней аккредитации выросло с 149 до 345, количество вузов І-II уровней аккредитации, наоборот, сократилось с 742 до 501. Начиная с 2010 г. происходит незначительное уменьшение количества вузов III-IV уровней аккредитации. Следует отметить, что, хотя в Украине и большое количество вузов, их деятельность не полностью обеспечивает современный уровень предоставления образовательных услуг. Об этом свидетельствует противоречие, которое образовалось в Украине между требованиями современного общества к специалисту и реальным уровнем его подготовки в вузе, т.е. противоречие между рынком образовательных услуг и рынком труда.
Рис. 1. Динамика сети высших учебных заведений І-ІV уровней аккредитации в Украине [4]
Вместе с тем существуют значительные диспропорции в презентации высшего образования в различных регионах, что обусловлено социально-экономическими особенностями их развития. Эти диспропорции проявляются в распределении вузов государственной формы собственности по областям Украины в соотношении к проценту населения, которое проживает на данной территории. Так, наиболее весомые диспропорции наблюдаются в Закарпатской, Кировоградской, Луганской и Винницкой областях, а в таких городах, как Киев и Харьков, диспропорции менее ощутимы. Все это свидетельствует о том, что за годы независимости в высшем образовании Украины происходит процесс формирования сети вузов и контингента студентов, но при этом распределение вузовского потенциала, включая и студентов, по всей территории Украины было и остается очень неравномерным, что противоречит основному принципу образования – «доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляет государство» [3].
Следует отметить, что в современном мире степень развития экономики и общества в целом тесно связана с положением научной и научно-технической деятельности в стране. Подчеркнем, что научная деятельность в Украине определяется как интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования. Основные показатели развития научной и научно-технической деятельности в Украине представлены в табл. 2.
По данным Государственной службы статистики Украины, численность работников научных организаций, занятых научно-технической деятельностью, в 2012 г. составляет почти 130 тыс., среди которых около 5,5 тыс. – доктора наук и около 16 тыс. – кандидаты наук. Эти показатели значительно уменьшились по сравнению с показателями 2005 г. Такие же изменения произошли и в численности научных работников (со 179,8 тыс. в 1995 г. до 82,0 тыс. в 2012 г.), и в количестве организаций (с 1,5 тыс. в 1995 г. до 1,2 тыс. в 2012 г.), которые выполняют научные исследования и разработки. Все остальные показатели выросли, некоторые из них даже значительно возросли, например, объем выполненных научных и научно-технических работ по всем показателям.
Таблица 2
Основные показатели развития научной и научно-технической деятельности в Украине [4]
Основные показатели |
Год |
|||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
||||
Научно-техническая деятельность |
затраты на выполнение научных и научно-технических работ, млн. грн. |
всего потрачено |
- |
- |
4386,3 |
8995,9 |
10558,5 |
|
из них за счет государствен-ного бюджета |
- |
- |
- |
3704,3 |
4709,1 |
|||
численность работников научных организаций, чел. |
- |
- |
170579 |
141096 |
129945 |
|||
из них |
исследователей |
- |
- |
85246 |
73413 |
68599 |
||
техников |
- |
- |
20266 |
16151 |
13433 |
|||
вспомогательного персонала |
- |
- |
32052 |
26032 |
23866 |
|||
докторов наук |
- |
- |
4180 |
4481 |
4489 |
|||
кандидатов наук |
- |
- |
16983 |
17009 |
15963 |
|||
Научные кадры и количество организаций |
количество организаций, которые выполняют научные исследования и разработки* |
1453 |
1490 |
1510 |
1303 |
1208 |
||
численность научных работников, чел. |
179799 |
120773 |
105512 |
89534 |
82032 |
|||
численность докторов наук в экономике Украины, чел. |
9759 |
10339 |
12014 |
14418 |
- |
|||
численность кандидатов наук в экономике Украины, чел. |
57610 |
58741 |
68291 |
84000 |
- |
|||
Объем выполненных научных и научно-технических работ, млн. грн. |
всего, в фактических ценах |
- |
1978,4 |
4818,6 |
9867,1 |
11252,7 |
||
в том числе |
фундаментальные исследования |
- |
266,6 |
902,1 |
2188,4 |
- |
||
прикладные исследования |
- |
436,7 |
708,9 |
1617,1 |
2057,7 |
|||
разработки |
- |
1106,3 |
2406,9 |
5037,0 |
5369,9 |
|||
научно-технические услуги |
- |
168,8 |
800,7 |
1024,6 |
1203,2 |
* Начиная с 2006 г. не отчитываются организации, которые выполняют только научно-технические услуги.
Причин, по которым численность отечественных работников, занятых научной и научно-технической деятельностью, сокращается, можно назвать несколько: во-первых, часть высококвалифицированных специалистов выезжает из Украины в страны с более привлекательными для научной деятельности условиями (в большинстве случаев уезжают остепененные специалисты – кандидаты и доктора наук); во-вторых, сокращение численности самих научных организаций, особенно тех, которые работали в заводском секторе науки; в-третьих, нестабильность работы научных учреждений, работа в режиме неполной рабочей занятости; в-четвертых, слабая или устаревшая материально-техническая база научных учреждений, низкий уровень коммерциализации результатов научных исследований и т.д. Однако, несмотря на постоянное снижение численности специалистов в научно-технической деятельности, насыщенность государства научными кадрами по сравнению с развитыми странами мира остается достаточно высокой.
При всех достижениях науки важной ее задачей остается создание целостного образа культуры украинского народа. Отметим, что в Украине создается новая социальная и культурная ситуация, которая порождает новую социокультурную реальность, особенностью которой, прежде всего, является то, что украинское общество находится на этапе перелома, социокультурной трансформации и модернизации, изменения типа своей организации и существования, и условно является посттоталитарным государством. В такой ситуации активно формируется новая культурная реальность, которая характеризуется новыми отношениями между людьми в сфере культуры, новыми условиями (в том числе и материальными) развития, особенно системой ценностей, норм и принципов, культурных потребностей и способов их удовлетворения. При этом одним из главных вызовов культурной политики Украины сегодня является фрагментарность национального культурного пространства. Однако ее стратегическая задача состоит не в унификации этого пространства, что вряд ли возможно в ближайшее время, а в его гармонизации. И это является серьезной проблемой, т.к. вопрос о культурной идентичности, как и вопрос о языке, является чрезвычайно чувствительным и поэтому широко используется в политике, особенно во время предвыборных кампаний. Отрицательную роль играют и попытки, совершенные со стороны, привлечь Украину к какому-либо надгосударственному культурному пространству, сделав ее инструментом чужих геостратегических интересов. Следует отметить, что для сохранения культурной идентичности и культурного развития Украине необходимо решить две главные задачи: 1) сохранить и актуализировать свое материальное и духовное культурное наследие, художественные традиции; 2) обеспечить конкурентоспособность национального культурного продукта на мировом рынке. В этой связи проанализируем данные по развитию отечественной культуры, представленные в табл. 3.
В развитии культуры на протяжении последних более двадцати лет наблюдается значительный спад, что особенно заметно по таким показателям, как количество зрителей в театрах и на сеансах фильмов, на концертах, посетителей в музеях, читателей в массовых и универсальных библиотеках. Наблюдается небольшое увеличение числа профессиональных театров, музеев, концертных организаций. Также произошли качественные изменения по некоторым показателям в количестве печатных изданий. Заметные улучшения можно отметить и в среднесуточном объеме теле- и радиовещании, где показатели выросли в разы.
Таблица 3
Статистические данные по развитию культуры в Украине [4]
Основные показатели |
Год |
||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
||
Количество профессиональных театров |
125 |
136 |
131 |
135 |
140 |
132 |
|
Количество посещений театров за год, млн. чел. |
17,6 |
8,3 |
5,7 |
6,2 |
6,6 |
6,7 |
|
Количество концертных организаций |
44 |
53 |
61 |
78 |
83 |
88 |
|
Количество слушателей на концертах за год, млн. чел. |
15,0 |
7,3 |
3,8 |
4,4 |
4,2 |
4,6 |
|
Количество музеев |
214 |
314 |
378 |
437 |
546 |
592 |
|
Количество посещений музеев за год, млн. чел. |
31,8 |
17,4 |
16,0 |
18,9 |
21,7 |
22,4 |
|
Количество массовых и универсальных библиотек, тыс. |
25,6 |
23,8 |
20,7 |
19,8 |
19,5 |
19,2 |
|
Библиотечный фонд, млн. экземпляров |
419 |
370 |
343 |
330 |
326 |
315 |
|
Количество демонстраторов фильмов, тыс. |
27,2 |
16,1 |
6,9 |
3,3 |
2,2 |
1,7 |
|
Количество зрителей на сеансах фильмов за год, млн. чел. |
552 |
36 |
6 |
10 |
9 |
16 |
|
Количество клубных заведений, тыс. |
25,1 |
23,0 |
20,4 |
19,1 |
18,6 |
18,5 |
|
Количество мест в клубных заведениях, млн. |
6,5 |
5,9 |
5,4 |
5,0 |
4,7 |
4,7 |
|
Выпуск книг и брошюр |
количество изданий, печатных единиц |
7046 |
6109 |
7749 |
15720 |
22557 |
26036 |
тираж изданий, млн. экземпляров |
170 |
68 |
44 |
54 |
45 |
62 |
|
Выпуск журналов и других периодических изданий |
количество изданий, печатных единиц |
185 |
604 |
1242 |
2182 |
2822 |
2945 |
годовой тираж, млн. экземпляров |
166 |
24 |
52 |
132 |
338 |
368 |
|
Количество газет |
количество изданий, печатных единиц |
1787 |
1877 |
2667 |
2974* |
2347* |
2343* |
средний разовый тираж, млн. экземпляров |
25 |
21 |
48 |
80 |
55 |
53 |
|
Среднесуточный объем вещания, часов |
телевещание |
- |
152,3 |
218,8 |
313,7 |
443,8 |
1078,5** |
радиовещание |
- |
155,0 |
346,6 |
364,9 |
361,8 |
376,2 |
* Включая приложения, которые распространяются отдельно (согласно методологии ЮНЕСКО).
** Начиная с 2012 г. всеми государственными телерадиокомпаниями Украины введено телевещание в цифровом формате.
Но, несмотря на некоторые качественные изменения, особенно в периодике, продолжает существовать множество проблем: отсутствие целостной системы государственного управления книгоизданием, что препятствует выработке стратегии ее развития и проведению единой государственной политики в этой области; слабо развита система распространения книг, которая не была восстановлена после 1990 г.; большая часть полиграфических предприятий использует устаревшее оборудование, что приводит к сокращению объемов производства; рост себестоимости украинской книги на фоне преимущества на книжном рынке импортных изданий в широком ассортименте, с которым украинской продукции итак сложно конкурировать и т.д.
Выводы. Подводя итоги всему вышесказанному, стоит отметить, что среди основных проблем в развитии фундаментальных отраслей гуманитарной сферы Украины уже на протяжении практически двух десятилетий остается их недостаточное финансирование. При этом попытки изменить право собственности государственных заведений и учреждений также не оправдали возложенных на них ожиданий. Как следствие был практически уничтожен производственный потенциал в области науки и культуры. В то же время серьезной проблемой является и чрезвычайно низкий уровень предложений национального продукта на внутреннем и внешнем рынках. Все это свидетельствует о существовании определенных проблем на всех уровнях управлении гуманитарной сферой Украины (высшем, центральном, региональном, местном), в несовершенстве существующих механизмов государственного управления, особенно в правовом, организационном и финансовом. Таким образом, для выхода Украины из духовно-ценностного кризиса, а также для дальнейшего развития духовной культуры необходимо найти оптимальные пути реализации культурной политики, которые должны основываться на всем разнообразии и богатстве украинского и мирового наследия, содействовать возрождению национальной самобытности украинского народа.
Рецензенты:
Куц Ю.А., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой регионального развития и местного самоуправления Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.
Латынин Н.А., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой экономической политики и менеджмента Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.
Библиографическая ссылка
Бульба В.Г., Степанко А.В. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ В УКРАИНЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11876 (дата обращения: 21.11.2024).