Введение
Существенные перемены в экономике изменили структуру социальных слоев и профессиональных групп, привели к безработице и к вынужденной смене профессий, к переоценке труда как средства самореализации. Эти перемены наложили след на процесс социализации детей и молодежи. Изменились требования к ним, заключающиеся в способности детей и молодежи своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия социума, в обладании личностными качествами, способствующими успешной интеграции в новое общество, в способности принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях [3].
Результатом социализации в процессе профессиональной ориентации учащихся средних классов общеобразовательной школы выступает сформированность у них профориентационно значимой компетентности [7].
Теоретические основы профориентационно значимой компетентности учащихся
Профориентационно значимая компетентность – это интегральная характеристика личности, проявляющаяся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего в социокультурной среде, базирующаяся на совокупности объективных знаний о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий, о предметной стороне профессиональной деятельности, способности к деятельности, что обеспечивает учащимся гармоничную самореализацию и позитивное мировосприятие.
На основании анализа литературы мы определили структуру профориентационно значимой компетентности учащихся средних классов, которая состоит из следующих составляющих: когнитивно-эмоциональной, деятельностной, мотивационно-ценностной.
Основными критериями определения сформированности данной компетентности являются:
- когнитивно-эмоциональная составляющая: знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений, желаний и необходимости профессионального выбора в соответствии с ними; владение способами самодиагностики и саморазвития; знание многообразия мира труда и профессий, способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста; соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии; соответствие здоровья требованиям предпочитаемой профессии;
- деятельностная составляющая: волевая активность, стремление к овладению профессией; проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим профессионально значимым учебным дисциплинам; наличие трудового опыта по избираемой профессии; умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- мотивационно-ценностная составляющая: сформированность устойчивого интереса к избираемому типу профессий; сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержания профессионального труда; осознание смысла и цели своей жизни; понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии.
Таким образом, сформированность профориентационно значимой компетентности представляется как важнейшая динамическая часть целостного, длительного процесса социализации учащихся средних классов.
Система по формированию профориентационно значимой компетентности учащихся
Формирование профориентационно значимой компетентности происходит в результате профориентационной работы, которая осуществляется через традиционные формы, методы и технологии, а также методы, формы и приемы формирования универсальных учебных действий (УУД). Так, профориентационную работу следует осуществлять в следующих направлениях:
- Работа психолога-профконсультанта (с учащимися: тесты, упражнения, задания и т.д.; с родителями: беседы, лекции, консультации; с классными руководителями и учителями: беседы, консультации).
- Внеурочная профориентационная деятельность (классные часы, экскурсии, сеть кружков по интересам, спортивные секции, общешкольные мероприятия).
- Профориентационная работа на уроках (приемы, методы технологии формирования УУД; профориентационные пятиминутки).
- Работа с родителями (встречи с психологом-профконсультантом; посещение общешкольных мероприятий, субботников, трудовых акций; помощь классному руководителю в организации экскурсионных выездов; выступления на классных часах о своих профессиях).
- Работа в рамках единого образовательного и социокультурного пространства (экскурсии; участие в конкурсах, олимпиадах, образовательных проектах, семинарах, проводимых высшими учебными заведениями; отдых, совмещенный с учебой, в лагере; профессиональные пробы).
Основные результаты исследования
На протяжении 2009–2013 гг. нами проводилась работа, направленная на формирование профориентационно значимой компетентности у учащихся 12–15 лет. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Альметьевского и Мамадышского муниципальных районов Республики Татарстан.
В ходе экспериментальной проверки эффективности выявленных условий были получены статистически достоверные отличия в степени сформированности профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов экспериментальных и контрольных групп по всем ее составляющим.
Раскрытие состояния основных показателей сформированности профориентационно значимой компетентности осуществлялось на основе анкетного опроса, проводившегося на основе специально разработанной методики.
Учащимся предлагалось выразить свое отношение к 54-м утверждениям. Оценка производилась по 6-балльной шкале («0»-«5»). Каждому показателю соответствовало 3–4 вопроса анкеты.
Таблица 1
Сформированность профориентационно значимой компетентности у учащихся экспериментальных и контрольных групп
№ п/п |
Наименование показателя |
Экспериментальные классы (в баллах) |
Контрольные классы (в баллах) |
||
Начало работы |
Оконч. работы |
Начало работы |
Оконч. работы |
||
Когнитивно-эмоциональная составляющая профориентационно значимой компетентности |
2,7 |
3,9 |
2,7 |
3,2 |
|
1. |
Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений, желаний и необходимости профессионального выбора в соответствии с ними. |
2,7 |
3,4 |
2,5 |
2,6 |
2. |
Владение способами самодиагностики и саморазвития. |
1,9 |
3,6 |
1,9 |
2,5 |
3. |
Знание многообразия мира труда и профессий, способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста. |
3,8 |
4,6 |
3,7 |
4,0 |
4. |
Соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии. |
3,2 |
4,8 |
3,3 |
3,6 |
5. |
Соответствие здоровья требованиям предпочитаемой профессии. |
2,0 |
3,1 |
2,1 |
3,1 |
Деятельностная составляющая профориентационно значимой компетентности |
2,8 |
3,8 |
2,7 |
2,9 |
|
1. |
Волевая активность, стремление к овладению профессией. |
3,5 |
4,2 |
3,4 |
3,6 |
2. |
Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим профессионально значимым учебным дисциплинам. |
2,4 |
3,2 |
2,8 |
2,9 |
3. |
Наличие трудового опыта по избираемой профессии. |
2,8 |
4,3 |
2,3 |
2,5 |
4. |
Умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. |
2,5 |
3,6 |
2,4 |
2,6 |
Мотивационно-ценностная составляющая профориентационно значимой компетентности |
2,5 |
3,9 |
2,4 |
3,25 |
|
1. |
Сформированность устойчивого интереса к избираемому типу профессий. |
2,7 |
4,2 |
2,6 |
3,5 |
2. |
Сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержания профессионального труда. |
2,4 |
3,8 |
2,3 |
3,2 |
3. |
Осознание смысла и цели своей жизни. |
2,5 |
3,6 |
2,6 |
3,0 |
4. |
Понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии. |
2,4 |
4,0 |
2,3 |
3,3 |
Обобщенные показатели по каждому из блоков приведены на рис. 1.
Рис. 1. Усредненные показатели по блокам: А. Когнитивно-эмоциональная составляющая профориентационно значимой компетентности; Б. Деятельностная составляющая профориентационно значимой компетентности; В. Ценностно-ориентационная составляющая профориентационно значимой компетентности
По всем показателям наблюдаются положительные отличия.
С целью получения более четкого представления об уровне сформированности профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов, мы использовали их группировку по интервалам. Выделенные нами интервалы соответствуют тому или иному уровню сформированности профориентационно значимой компетентности. Так, высокому уровню сформированности профориентационно значимой компетентности соответствует интервал 4,1–5,0, среднему уровню – 3,1–4,0, низкому – до 3,0.
Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод, что в экспериментальных классах произошли существенные изменения в уровне сформированности профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов, показания увеличились почти в 1,5 раза. В контрольных классах изменения в уровне сформированности профориентационно значимой компетентности также произошли, но не такие существенные.
Таблица 2
Уровни сформированности профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов в контрольных и экспериментальных группах
Уровни |
Экспериментальные классы, в % |
Контрольные классы, в % |
||
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
|
Высокий (4,1-5,0) |
– |
23 % |
– |
– |
Средний (3,1-4,0) |
24 % |
62 % |
27 % |
46 % |
Низкий (до 3,0) |
76 % |
15 % |
73 % |
54 % |
В процессе формирующего эксперимента было нивелировано значение индивидуальных отличий учащихся, влияющих на формирование у них профориентационно значимой компетентности. То есть, условия, созданные в экспериментальных группах, способствовали формированию профориентационно значимой компетентности с необходимостью. В то же время в экспериментальных группах были выявлены учащиеся с достаточно высоким уровнем сформированности профориентационно значимой компетентности, что имеет случайный характер, связанный с личностными особенностями учащихся и особенностями их «предыстории».
В целом полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что предложенная система формирования у учащихся средних классов профориентационно значимой компетентности в условиях внедрения стандартов второго поколения является эффективной.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», г. Елабуга.
Мухаметшин А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.
Библиографическая ссылка
Файзрахманова А.Л. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННО ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11875 (дата обращения: 21.11.2024).