Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ - СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аксенов А.М. 1
1 ГОУ ТО «Киреевская школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Актуальность темы продиктована принятием нового Закона «Об образовании в РФ», где приоритетным направлением государства является предоставление государственных гарантий в области образования. В статье освещаются вопросы защиты права ребенка-сироты на получение доступного и качественного образования, именно в рамках системы образования создается механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей. Автор выделяет новые образовательные приоритеты на примере образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раскрывает внедряемые в образовательный процесс новые педагогические технологии. Путем социологического обследования детей-сирот и педагогов проверяется вывод о соблюдении прав детей-сирот в полном объеме в Киреевской школе-интернате.
университетские комплексы.
педагогические технологии
государственные гарантии
право на образование
1. Астахов П.А. Права ребенка. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
2. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 408 с.
3. Информационно-аналитическая справка по результатам социологического обследования в Киреевской школе-интернате [в рамках регионального мониторинга по соблюдению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях]. – Тула, 2010.
4. Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 гг. Указ Президента РФ от 01.06.2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».
5. Олиференко Л.Я., Чепурнах Е.Е., Шульга Т.И., Быков Л.В. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. – М.: Полиграф Сервис, 2001. – 320 с.
6. Панасина С.Ю. Безвозмездное оказание правовой помощи социально-незащищенным слоям населения на базе студенческой юридической клиники: Учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения праву». – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. – 82 с.
7. Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база [под общей науч. ред. Г.Н. Кареловой; сост. Г.П. Буданова, Л.В. Кузнецова, Е.И. Куприянова, А.Я. Хорец]. – М.: Благотворительный фонд «Альтернативное образование», 2001. – 187 с.
8. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
9. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 400 с.

Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их защита является приоритетным направлением государства и общества. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» обозначены первоочередные меры по соблюдению и защите прав и интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации, касающегося развитию форм жизнеустройства детей;
  • разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечение выполнения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей;
  • продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных форм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах [4].

Государство предпринимает комплекс целенаправленных, конкретных мероприятий правового, организационного, экономического, социально-педагогического характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Соблюдение прав детей на получение качественного и доступного образования, обеспечение государственных гарантий, прав и свобод человека в сфере образования, создание условий для реализации права на образование устанавливает новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый государственной думой 21 декабря 2012 года [8].

Анализ современной научной литературы показывает, что серьезное внимание соблюдению и защите прав детей-сирот уделяют ученые, специализирующиеся в теории права и юриспруденции. Среди них – Ю. Беспалов, Л. Карнозова, М. Лепихов, Э. Мельникова. Серьезный вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли Б. Альтшутер, М. Журавлева, В. Лыков, Л. Селянина.

Особый интерес представляют концептуальные идеи о защите прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – А.М. Нечаев, Н.В. Кравчук, В.В. Гребенкин и др., основные понятия права социального обеспечения – Е.В. Романова, Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев, М.О. Буянова, К.Н. Гусов.

Решение проблемы реализации прав детей в сфере образования имеет существенное значение для решения ключевых проблем развития российской школы. Речь идет о проблемах достижения нового качества образования, перехода к личностно-ориентированному образованию, формирование нового уровня профессиональной ориентации педагогов, развитии школы как открытой системы, способной к эффективному взаимодействию со своими социальными партнерами [5].

Опираясь на существующие философские, научные, законодательные источники, в одной из инновационных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – Киреевской школе-интернате Тульской области в числе основных прав, на соблюдение которого направлена деятельность педагогического коллектива, является:

- право на доступное и качественное образование.

Нами совместно со специалистами областного Центра диагностики и консультирования «Помощь» был проведен мониторинг по соблюдению прав детей-сирот, в котором приняли участие 63 воспитанника и 38 педагогов. В процессе обследования была предложена анкета по соблюдению основных прав детей в данном образовательном учреждении и условий, при которых эти права реализуются [3].

Кроме того, были исследованы:

  • эмоциональное отношение воспитанников к различным аспектам их жизнедеятельности;
  • межличностные отношения внутри детского коллектива;
  • исследована структура взаимодействия и социально-психологический климат в педагогическом коллективе;
  • межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Диагностический пакет включал в себя набор методик:

  • анкета по соблюдению прав детей в образовательном учреждении;
  • цветовой тест (М. Эткинд);
  • сочинение на тему «Интернат как человек»;
  • социометрия (Дж. Морено);
  • методика для исследования социально-психологического климата в коллективе (СПК).

Соблюдение права на образование рассматривалось нами с точки зрения педагогов и воспитанников. Сравнение полученных данных педагогов и детей позволяет сделать вывод о существовании (или отсутствии) проблем в области реализации данного права: 95 % преподавателей и воспитателей уверены, что в интернате право детей на образование соблюдается в полной мере; 82 % педагогов считают, что все учащиеся обеспечены необходимыми пособиями; 78 % опрошенных членов педагогического коллектива считают, что все воспитанники имеют возможность выполнять программу по основным предметам; 49 % опрошенных педагогов не сомневаются в объективности выставляемых оценок; 46 % уверены в том, что оценки скорее объективны, чем нет.

Большинство опрошенных педагогов – 95 % считают, что воспитанники могут опротестовать оценку, обратившись непосредственно к учителю, через администрацию (5 %), через аппеляционную комиссию (5 %), через других взрослых (3 %). 95 % воспитанников интерната считают, что право на образование соблюдается в полной мере.

Соблюдение права на образование с позиции детей рассматривалось нами опосредованно в контексте выявления:

  • отношения воспитанников к учебе (негативное/позитивное);
  • возможности получения помощи в проблемных учебных ситуациях;
  • регулярности посещения учебных занятий;
  • особенностей взаимоотношений педагогов и воспитанников, в частности, справедливость, объективность учителя при оценивании ответов учеников и уважение учителем-предметником прав детей, их человеческого достоинства.

41 % воспитанников сообщают о том, что учиться легко и интересно. 59 % считают, что учиться трудно, но интересно. В проблемных учебных ситуациях, по словам воспитанников, учителя и воспитатели проводят дополнительные занятия (83 %), разговаривают с воспитанниками о пробелах в знаниях, стараясь помочь (14 %), 22 % воспитанников указывают, что учителя помогают им, если они что-то не понимают на уроках, вследствие чего у детей в большинстве своем сформировано положительное отношение к учебной деятельности, 98 % воспитанников говорят о том, что регулярно посещают уроки. Основная часть воспитанников (90 %) считают, что учителя и воспитатели интерната относятся к ним хорошо и уважают их.

Обеспечение права на образование в Киреевской школе-интернате реализуется в соответствии с потребностями личности, особенностями, способностями, интересами детей-сирот и направлено на их успешную социализацию.

При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание педагогически благоприятной микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы учителей и воспитателей на формирование у детей потребности быть увлеченным какой-то общественно значимой деятельностью – учебной, занятиями в предметных кружках, факультативных, элективных курсах. В интернате эта работа организовывается через участие каждого ребенка в создании благоприятной атмосферы в коллективе – не навязываемая каждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельности, чувства собственного достоинства, а напротив – его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, признают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности.

С тем, чтобы определить уровень обученности детей-сирот Киреевской школы-интерната, был проведен мониторинг качества обучения за три года. Результаты мониторинга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состояние успеваемости и качества обучения воспитанников Киреевской школы-интерната:

Учебный год

Количество учащихся

% качества

% успеваемости

2010–2011

2011–2012

2012–2013

85

87

100

47 %

54 %

67 %

100 %

100 %

100 %

На основании данных мониторинга педагоги активизировали работу по совершенствованию учебного процесса в первую очередь через самоуправление. В школе действует учком, члены которого отслеживают состояние успеваемости в классах. Экран успеваемости представляют наглядно в виде диаграмм, схем. В игровой форме представляют на всеобщее обозрение «Прогноз учебы», где успеваемость класса отражается в виде условных знаков: «солнечно» – успевают на 4 и 5; «пасмурно» – на 3; «гроза, осадки» – неуспевающие. Представители учкома раз в четверть проводят в классах собрания, на которых в виде графика каждый ученик может проследить динамику своей успеваемости. При разработке положения о конкурсе «Лучший класс», состояние успеваемости занимает ведущее место. Поэтому ответственность каждого за класс позволяет повысить успеваемость в школе. За I полугодие 2013–2014 учебного года из 100 учащихся – 37 человек успевают на «4» и «5». Традиционно для этих детей устраивается бал при директоре. На один день хорошисты и отличники освобождаются от занятий, для них проводится интереснейшая интеллектуально-развлекательная программа с чаепитием.

Трудности в обучении в школе-интернате обусловлены тем, что дети поступают в течение года и с различным уровнем базовых знаний. Поэтому педагогический коллектив работает над различными способами дифференцированного обучения. В учебном плане для учащихся, испытывающих затруднения в усвоении школьной программы, предусмотрены групповые занятия по предметам. Для учащихся, проявляющих интерес к тому или иному предмету, организованы факультативные занятия: по информатике, физике, биологии, литературе. Желающие освоить второй иностранный язык занимаются индивидуально с учителем английского языка. Большую роль в формировании интереса к учению играют предметные недели, в ходе которых учащиеся реализуют свои творческие и познавательные способности.

Личностно-ориентированный подход в обучении позволил педагогам привить интерес учащихся к знаниям, повысил значимость умственного труда в жизни каждого. Это проявляется в последние годы в выборе экзаменов для итоговой аттестации. Раньше учащиеся сдавали экзамены по труду, физической культуре. В 2012–2013 учебном году выпускники выбрали такие экзамены, как информатика, история, обществознание, биология, иностранный язык, физика. Знания по этим предметам, необходимые для поступления в высшие учебные заведения, закрепляются на индивидуальных занятиях с репетиторами, которые проводят лучшие педагоги, вышедшие на пенсию, но связь с интернатом поддерживают.

Работая над проблемой оптимизации в учебном процессе, педагогический коллектив решил главную задачу – довести уровень умственного развития детей-сирот до уровня детей, воспитывающихся в семьях. И это стало возможным. Ежегодно воспитанники интерната принимают участие в муниципальном, зональном этапах школьных олимпиад, а по таким предметам, как физическая культура Чертова Юлия стала участницей Всероссийской школьной олимпиады. С целью расширения образовательного пространства детей-сирот учащимися городских школ проводятся различные встречи, конкурсы, спортивные соревнования.

Большую роль в формировании интересов к учению играют предметные недели, деятельность школьного научного общества «Спектр», где воспитанники реализуют свои творческие и познавательные способности. Повышение качества образования связано с проблемой перехода к новой педагогической системе – личностно-ориентированному образованию. Такой подход в обучении позволил педагогам привить интерес учащихся к знаниям, повысил значимость умственного труда в жизни каждого. Это проявляется в последние годы в выборе экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА.

Новые подходы в обучении, совместная работа с образовательными учреждениями России и области (довузовская подготовка на базе ТГПУ им. Л.Н.Толстого, организация дистанционного обучения), внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий привели к поступлению в высшие учебные заведения от 70 % до 100 %. Выпускники школы-интерната продолжают обучение в таких престижных государственных ВУЗах, как Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тульский государственный университет, Торговая академия, академия МЧС и пр.

Киреевская школа-интернат вошла в состав вузовских комплексов, стала Малой академией МГУ им. Ломоносова.

Таким образом, подавляющее большинство воспитанников считают, что право на образование соблюдается в полной мере. Отношение к учебе для всех воспитанников (!!!) носит позитивный характер, что ранее не отмечалось в учреждениях подобного типа [3].

Рецензенты:

Орлихина Н.Е., д.п.н., профессор, инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, г. Тула.

Шайденко Н.А., д.п.н., профессор, депутат Государственной думы РФ, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Аксенов А.М. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ - СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11872 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674