Введение
Изучение факторов, определяющих толерантное отношение личности к представителям других этносов и культур актуально в современном мировом сообществе, так как из-за мировой глобализации экономики процесс взаимоадаптации культур приобрел массовый характер. С одной стороны, это способствует более равномерному развитию экономики всего мира, с другой - жители многих прежде закрытых стран оказались не готовы к такому резкому инокультурному нашествию, что вызвало рост межэтнических конфликтов.
Возрастает необходимость научного изучения этнического самосознания и межэтнических отношений. Для общества с интенсивными межкультурными контактами важно раскрыть сущность толерантности в отношении представителей других этносов и её взаимосвязи с личностными особенностями человека, в частности с этнической идентичностью. Это дает возможность осуществлять целенаправленное формирование соответствующих личностных образований на научной основе.
Объект исследования: взаимосвязь толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности.
Гипотеза. В исследовании мы предположили, что взаимосвязь толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности носит нелинейный характер. Личность, обладающая позитивной этнической идентичностью и развитым этническим самосознанием, проявляет толерантное отношение к представителям других этносов. Фактором, определяющим интолерантное поведение к другим этносам, является неопределенность собственной этнической принадлежности.
Цель
С помощью корреляционного анализа выявить особенности взаимосвязи толерантного отношения к представителям других этносов и этнической идентичности личности.
Материал и методы исследования
В работе мы рассматриваем этническую идентичность как ядро этнического самосознания (Стефаненко Л.Ф.). Этническая идентичность - результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов [5]. Исходя из указанных теоретических положений, можно констатировать, что в этнической идентичности отражается результат сложной когнитивно-эмоциональной деятельности субъекта по отнесению себя к тому или иному этносу, сравнению с другими этническими группами и выбору этнической принадлежности. Таким образом, изучение этнической идентичности позволяет, во-первых, в целом оценить характер (позитивный/негативный) этнического самосознания, то есть направленность процессов самосознания на поиск положительных оснований для сравнения себя с другими этническими группами или на выбор негативных характеристик. Во-вторых, оценить степень определенности субъекта в выборе этнической принадлежности, а значит степень цельности и непротиворечивости этнического самосознания [5].
Изучение этнической идентичности осуществлялось нами с помощью методик [4]:
1. Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева).
2. Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева).
Обе методики направлены на идентификацию этнической идентичности субъекта.
Изучение толерантности испытуемых по отношению к представителям других этносов было проведено с помощью шкалы «Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства» из шкального опросника О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков. Содержание вопросов, относящихся к данной шкале, предполагает оценку испытуемым прав представителей других народов: говорить на своем языке, пользоваться территорией, участвовать в управлении государством и пр. Готовность личности признать за другими права является проявлением толерантности испытуемых по отношению к другим этносам, в случае ущемления прав представителей других народов мы имеем дело с нетерпимым отношением к ним. Поэтому шкала позволяет оценить степень толерантности испытуемых по отношению к другим этносам.
В качестве опрошенных были студенты Смоленского государственного университета 1-3 курсов (17-21 год) разных специальностей. Обязательным условием была национальность - все участники русские. Всего было опрошено 57 человек. 7 бланков содержали сомнительные ответы, поэтому мы исключили их из дальнейшего рассмотрения. Вопросы анкеты вызвали неоднозначное отношение у студентов, многие студенты отказывались от участия в исследовании, когда узнавали его цель.
Для установления характера корреляционных связей между уровнем толерантности по отношению к представителям других этносов (шкала «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства») и показателями этнической идентичности (шкалы «чувства, связанные с своей этнической принадлежностью», «позитивность этнической идентичности» и «неопределенность этнической идентичности») был использован критерий корреляционное отношение Пирсона ŋ. При работе с этим критерием мы опирались на практическое руководство по математической статистике О.Ю. Ермолаева «Математическая статистика для психологов» [3].
Корреляционное отношение Пирсона ŋ можно применять для данных, имеющих нормальное распределение. Распределение значений по всем шкалам, использованным в исследовании, можно считать близким к нормальному распределению, что устанавливалось дополнительно [2].
Выбор статистического критерия был обусловлен тем, что критерий корреляционное отношение Пирсона ŋ позволяет установить наличие взаимосвязи между переменными в случае её нелинейного характера. Корреляционное отношение описывает искомую связь, условно говоря, с двух сторон: со стороны X по отношению к Y, и со стороны переменной Y по отношению к X. Соответственно этому корреляционное отношение представляет собой два показателя hxy и hyx. Они вычисляются отдельно друг от друга. hxy будет показывать влияние X на Y, hyx - влияние Y на X [3].
В качестве переменной X мы обозначили шкалы (таблица 1):
«Чувства, связанные с принадлежностью к своей этнической группе»;
«Шкала позитивности этнической идентичности»;
«Шкала неопределенности этнической идентичности».
В качестве переменной Y - шкалу «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства»
Таблица 1
Значения корреляционных связей (корреляционное отношение Пирсона ŋ) шкалы
«Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства»*(переменная Y) с показателями этнической идентичности (переменная X)
Показатели этнического самосознания→ |
Х: Чувства, связанные с принадлежностью к своей этнической группе (Н.М. Лебедев) От 5 до 25 баллов Примечание: имеется в виду позитивность чувств |
Х: Шкала позитивности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедев) От 4 до 20 баллов |
Х: Шкала неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедев) От 4 до 20 баллов |
Значения корреляционного отношения Пирсона ŋ |
|||
hxy X на Y |
0,391 |
0,872 |
-0.493 |
Уровень статистической значимости для hxy |
p≤0,05 |
p≤0,001 |
p≤0,01 |
hyx Y на X |
0.116 |
0.296 |
0.227 |
Уровень статистической значимости для hyx |
p≤0,25 |
p≤0,05 |
p≤0,17 |
*высокие баллы по этой шкале соответствуют толерантному отношению, низкие - интолерантному (от 7 до 35 баллов).
Результаты исследования и их обсуждение
Процентный анализ результатов диагностики этнической идентичности и толерантности в отношении представителей других этносов показал следующее.
1. Нормальное отношение к своей этнической принадлежности встречается редко, всего 26%, преобладает безразличие (56%), и из крайних ответов доминирует гордость (14%). Безразличие к этнической принадлежности может свидетельствовать о низком уровне развития этнической идентичности.
2. У 46% испытуемых чувство этнической принадлежности не развито: выражено слабо (10%) или не определено (36%), поэтому они и не могут испытывать каких-либо чувств по её поводу. У 54% опрошенных студентов этническая принадлежность достаточно выраженная. Заметим, что в группу таких студентов вошли и те, кто испытывает негативные чувства по поводу своей принадлежности к русским (6% от всех опрошенных), и те, кто гордится этим (14% от всех опрошенных).
3. Среди испытуемых преобладает средний уровень неопределенности в этнической принадлежности (48%) и средний уровень оценок своей этнической принадлежности (72%). Редко встречается определенность в своей этнической принадлежности (у 34%) и позитивное отношение (у 18%). Также редки негативные оценки (8%) и высокий уровень неопределенности в принадлежности к русским (18%). В целом можно заключить, что ситуация с этнической принадлежностью и её оценками в выборке русских студентов благоприятная: преобладают умеренные оценки.
4. В выборке достаточно высокий процент (38%) студентов имеет низкий уровень толерантности по отношению к представителям других этносов, у 40% студентов толерантность выражена на среднем уровне, и только 22% показали высокую терпимость по отношению к представителям других этносов. Такие результаты позволяют заключить, что в обществе преобладает интолерантное (нетерпимое) отношение к другим национальностям.
Показатели корреляционного отношения Пирсона ŋ позволяют заключить следующее.
1. Положительные чувства (гордость, уверенность), связанные с принадлежностью к своей этнической группе, позитивно влияют на толерантность к представителям других этносов (hxy=0.391, p≤0,05). Человек удовлетворен своей группой и готов поделиться правами с другими. Но обратная взаимосвязь не подтверждается: толерантное отношение к представителям других этносов не влияет на чувства, связанные с принадлежностью к своей этнической группе (hyx=0.116, p≤0,25). Действительно, личность может уважать права других этносов, интересоваться чужой культурой, восхищаться «чужаками», но при этом осуждать свою культуру, национальные особенности и поэтому испытывать негативные чувства по поводу своей этнической принадлежности. Например, ориентация на западные ценности, восхищение европейской культурой может вызывать у молодых людей негативные чувства по поводу принадлежности к русскому этносу.
2. Позитивная этническая идентичность способствует формированию толерантного отношения к другим этносам. Это подтверждает сильная (hxy=0.872, p≤0,001) корреляционная связь между соответствующими шкалами. Также, но более слабо (hyx=0.296, p≤0,05), толерантность по отношению к представителям другого этноса влияет на формирование позитивной этнической идентичности. Этот факт показывает, что толерантность как личностное образование является важным условием формирования, с одной стороны, терпимости по отношению к другому (например, этносу), а с другой - сама есть следствие позитивного отношения личности к самой себе (в частности, к своей этнической идентичности). Этот вывод согласуется с научными представлениями о процессах идентификации и формирования идентичности личности [1].
3. При сопоставлении шкалы «неопределенность этнической идентичности» и шкалы «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства» мы обнаружили обратную взаимосвязь. Чем выше уровень неопределенности этнической идентичности, тем негативнее отношение испытуемых к «чужакам» (ниже уровень толерантности по отношению к представителям других этносов). Значение корреляционного отношения в этом случае - hxy= -0.493, p≤0,01. Это можно объяснить тем, что состояние неопределенности вызывает раздражение и агрессию, которые могут проявляться в нетерпимости к представителям других этносов, ущемлении их прав. Влияние толерантности по отношению к представителям других этносов и культур на неопределенность этнической идентичности не обнаружено (hyx=0.227, p≤0,17).
Выводы и заключение
Анализ данных позволяет заключить, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Взаимосвязь толерантности в отношении представителей других этносов этнической идентичности личности носит нелинейный характер. Личность, обладающая позитивной этнической идентичностью и развитым этническим самосознанием, проявляет толерантное отношение к представителям других этносов. Фактором, определяющим интолерантное поведение к другим этносам, является неопределенность собственной этнической принадлежности.
Таким образом, результаты исследования однозначно указывают на наличие сложных взаимосвязей нелинейного характера между этнической идентичностью (этническим самосознанием) и толерантностью личности в отношении представителей других этносов и культур. Из результатов исследования следует, что развитие этнического самосознания личности и формирование позитивной этнической идентичности (хотя бы как подчеркивание в СМИ положительных черт национального характера, достижений народа и страны), а также личностной идентичности является необходимым условием формирования толерантности личности в отношении других этносов и культур.
Рецензенты:
Иванов С.П., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Смоленск.
Селиванов В.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Смоленск.
Библиографическая ссылка
Кузьмина К.Е., Буров А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ЭТНОСОВ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11864 (дата обращения: 21.11.2024).