Введение
В современных социально-экономических условиях целью государственной образовательной политики является обеспечение эффективного, конкурентоспособного образования для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена представляется значимым поддержание опережающего развития системы среднего профессионального образования [4].
Среди глобальных задач, которые сегодня стоят перед средними специальными учебными заведениями, необходимо отметить переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и подготовку преподавателей, способных качественно доносить до студентов новое содержание образования [8]. Общепринято, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных [3]. Все исследования свидетельствуют о напряженности данной деятельности, связанной с систематическими ситуациями оценки, частыми и длительными контактами с учащимися, родителями, педагогами, малозаметностью результатов для внешнего восприятия, снижением престижности педагогического труда, высокой вероятностью возникновения деловых и межличностных конфликтов [6, с.7]. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с их профессиональной деятельностью, склонны 60 % учителей. Согласно опросу, в качестве стрессогенных факторов педагоги выделяют: перегрузки (93 %), конфликтные ситуации (89 %), частые проверки вышестоящих организаций (87 %), предъявление противоречивых требований (67 %), нововведения и частые изменения в образовательных программах (53 %), неудовлетворённость социальным статусом (52 %) [9,с.131]. Именно у этой категории лиц специфика повседневной трудовой деятельности самым тесным образом связана с высокими требованиями, предъявляемыми к нервно-психической сфере. Установлены снижение психических ресурсов и субъективной оценки здоровья у педагогов в зависимости от их возраста [2, с.122]. Реорганизация системы среднего профессионального образования (преобразование педагогических училищ в колледжи, обеспечивающие повышенный уровень образования), оказалась стрессогенной для значительного числа преподавателей, попавших помимо универсальных стрессоров, присущих учебному заведению любого уровня и типа, еще и под влияние специфических стрессоров, обусловленных уникальностью данного нового типа образовательного учреждения [6, с.7]. В литературе представлены сведения об особенностях нервно-психического напряжения у педагогов в большей степени средней общеобразовательной системы [10], в то время как соответствующие данные о педагогах системы среднего профессионального образования, особенно в зависимости от их предметной специализации в сочетании с педагогическим стажем, практически не представлены.
В связи с этим необходимо было исследовать выраженность нервно-психического напряжения и уровень фрустрированности у преподавателей в зависимости от специальности и педагогического стажа, работающих в учреждении среднего профессионального образования на примере Архангельского педагогического колледжа.
Материалы и методы исследования
Обследовано 85 преподавателей (женщины) Архангельского педагогического колледжа в возрасте от 25 до 55 лет. I группу составили педагоги гуманитарного и естественно-научного циклов (преподаватели истории, русского языка, литературы, биологии, химии, математики), II - мастера производственного обучения, III - преподаватели музыки. По стажу были выделены группы - 1-я (стаж до 20 лет, средний возраст 32,26+6,14, n=30), 2-я (стаж 21-30 лет, средний возраст 48,00+3,04, n=25), 3-я (стаж более 30 лет, средний возраст 56,23+4,43, n=30). В каждую стажевую группу вошли педагоги гуманитарного и естественнонаучного циклов (n=48), мастера производственного обучения (n=14) и преподаватели музыки (n=23).
Для изучения нервно-психического напряжения (НПН) была применена методика Немчина Т.А. [1, с.218-219]. Степень НПН оценивалась по числу баллов: слабое НПН (НПН-I - 30-50 баллов), умеренное (НПН-II - 51-70 баллов) и чрезмерное (НПН-III - 71-90). Уровни социальной фрустрированности определяли по методике Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) [1, с.239-219]. Выводы об уровне социальной фрустрированности в каждой группе формировались с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности: 3,5-4 балла - очень высокий уровень фрустрированности, 3,0-3,4 - повышенный уровень фрустрированности, 2,5-2,9 - умеренный уровень фрустрированности, 2,0-2,4 - неопределённый уровень фрустрированности, 1,5-1,9 - пониженный уровень фрустрированности, 0,5-1,4 - очень низкий уровень, 0-0,5 - отсутствие (почти отсутствие ) фрустрированности. Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программ EXСEL, SPSS Statistics 17.0. Статистическую значимость различий средних величин (М) и ошибки средней величины (m) разных групп определяли по непараметрическому критерию U-критерий Mann - Whitney, сравнение процентных долей - по критерию χ2 Пирсона (уровень значимости р<0,05).
Результаты исследований и их обсуждение
Распределение показателей, характеризующих выраженность нервно-психического напряжения педагогов в зависимости от стажа педагогической деятельности, показало, что 73 % (62 человека) обследованных педагогов испытывают НПН I степени, 25 % (21 человек) - НПН II степени, а НПН III степени испытывают только 2 % (2 человека). НПН-I встречается у 87 % лиц (26 человек) 1-й стажевой группы, у 64 % (16 человек) - 2-й стажевой группы и у 67 % (20 человек) - 3-й стажевой группы. НПН-II испытывают 10 % лиц (3 человека) 1-й стажевой группы, 36 % (9 человек) - 2-й стажевой группы и 30 % (9 человек) - 3-й стажевой группы. НПН-III встречается у 1 педагога 1-й стажевой группы и у 1 человека в 3-й группе.
При сравнении процентных долей обращает на себя внимание, что большинство педагогов с НПН-I находятся в 1-й стажевой группе, при этом доля таковых лиц с НПН-I значимо выше, чем с НПН-II (87 % против 67 %, р <0,05). Процент лиц с НПН-II, наоборот, выше во 2-й группе в сравнении с 1-й (10 % против 36 %, р <0,05) и 3-й группой (10 % против 30 %, р <0,05). Таким образом, первые 20 лет трудовой деятельности педагогов в большинстве случаев сопровождаются невысоким уровнем нервно-психического напряжения, которое может отражать мобилизацию психоэмоциональных и энергетических ресурсов организма при переходе от срочной к долговременной адаптации к новым условиям жизнедеятельности [11, с.15]. После 20 лет работы частота встречаемости выраженного нервно-психического напряжения увеличивается в среднем в три раза и остается такой же в старшей стажевой группе.
Анализ среднегрупповых уровней НПН выявил различия в степени выраженности нервно-психического напряжения в стажевых группах педагогов в зависимости от их специальности (табл. 1).
Таблица 1
Среднегрупповые уровни нервно-психического напряжения (НПН) у педагогов (M+m)
Спец-ть
Стаж. Группы |
I. Преподаватели естественнонаучного и гуманитарного циклов n=48 |
II.Мастера производственного обучения n=14 |
III. Преподаватели музыки n=23 |
|||
Средний возраст (лет) |
НПН (баллы) |
Средний возраст (лет) |
НПН (баллы) |
Средний возраст (лет) |
НПН (баллы) |
|
Стаж до 20 лет (1) |
33,2+5,7 |
42,8+6,6 |
32,6+3,0 |
46,2+5,0 |
33,1+0,1 |
46,0+1,21
|
Стаж 20-30 лет (2) |
47,7+2,3 ***(1) |
44,1+4,8 |
50,1+0,3 **(1) |
50,5+0,7 |
48+1,8**(1) |
43,7+7,8 |
Стаж более 30 лет (3) |
55,7+3,6 ***(2) |
50,2+8,5 **(1) *(2) |
54,4+1,7 **(2) |
43,4+6,3 |
57,7+3,4 ***(2) |
38,6+8,04 *(1) ^^ (I) |
Примечание: уровни статистической значимости различий показателей: ^^- р<0,01 - разных специальностей одной стажевой группы; * - р <0,05, **-р <0,01,*** - р< 0,001 - разных стажевых групп одной специальности.
У преподавателей естественнонаучного и гуманитарного циклов при стаже более 30 лет уровень НПН был значимо выше в сравнении с таковым показателем при стаже до 20 лет (р<0,01) и при стаже 20-30 лет (р<0,05). У преподавателей музыки показатель НПН во 2-й группе более низкий, чем в 1-й группе, но различия достигают статистической значимости (р<0,05) между педагогами 1-й и 3-й стажевых групп. При этом в 3-й стажевой группе у педагогов музыки был самый низкий уровень НПН, значимо ниже, чем у преподавателей естественнонаучного и гуманитарного циклов (р<0,05).
Современные требования к учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов весьма высоки. Необходима выработка новых ценностно-смысловых компетенций у учащихся в системе «человек - природа - общество» в изменяющемся современном мире, активное вовлечение в исследовательскую деятельность как самих педагогов, так и учащихся. От преподавателя естественнонаучного цикла ждут практических умений выявления и анализа естественнонаучных основ тех или иных экологических ситуаций и явлений, а также умения прогнозировать на их основе последствия, вызванные техногенной деятельностью в трансформированных экосистемах и биосфере в целом [5]. Изменение нравственно-ценностных ориентиров социума в сторону повышения значимости материального благосостояния, значительное социально-статусное разделение общества требуют от педагогов гуманитарного цикла поиска новых методических подходов в образовательном процессе для адаптации их к современному поколению учащихся. Полученные нами данные согласуются с данными Звягиной В.В. [2, c. 124], по которым минимальную самооценку по показателям «Общее здоровье» и «Психологическое здоровье» формируют преподаватели русского языка и литературы. По-видимому, педагогам старших возрастных групп нелегко принять современные преобразования в преподавательской доктрине, что влечет повышение их нервно-психического напряжения. В этой ситуации внедрение технологий арт-терапии и музыкотерапии значимо оптимизирует психоэмоциональное состояние всех участников образовательного процесса - педагогов и учащихся [7]. Именно постоянная работа с музыкальным материалом может способствовать поддержанию относительно низкого уровня нервно-психического напряжения у учителей музыки, особенно у педагогов с большим стажем работы.
Установлено, что в 1-й стажевой группе размах индивидуальных значений уровней фрустрированности составил от 1,95 до 3,6 баллов (от неопределённого до очень высокого уровней), во 2-й - от 1,15 до 3,35 (от очень низкого до повышенного уровней) и в 3-й группе - от 1,4 до 2,85 (от очень низкого до умеренного уровня). Среднегрупповые значения фрустрированности подтверждают наиболее высокий показатель фрустрированности у лиц 1-й группы (табл. 2).
Таблица 2
Среднегрупповые уровни фрустрированности у педагогов (M+m)
Стажевые группы |
Средний возраст, лет |
Уровень фрустрированности, баллы |
Стаж до 20 лет, n=30 (1) |
32,9+2,9 |
2,47+0,51 |
Стаж 20-30 лет, n=25 (2) |
47,6+1,5***(1) |
2,33+0,45 |
Стаж более 30 лет, n=30 (3) |
55, 9+2,9***(2) |
2,02+0,40***(1)*(2) |
Примечание: * - р <0,05, *** - р <0,001 - уровни статистической значимости различий показателей в разных стажевых группах
Более низкие значения уровня фрустрированности выявлены в 3-й стажевой группе по сравнению с 1-й у преподавателей естественнонаучного и гуманитарного цикла (р<0,05), у мастеров производственного обучения (р<0,05) и у преподавателей музыки (р<0,05) - табл. 3.
Таблица 3
Среднегрупповые уровни фрустрированности личностных потребностей у педагогов разных специальностей (M+m)
Спец-ть
Стаж. Группы |
I. Преподаватели естественнонаучного и гуманитарного циклов n=48 |
II.Мастера производственного обучения n=14 |
III. Преподаватели музыки n=23 |
|||
Возраст, лет |
Уровень фрустрированности, баллы |
Возраст, лет |
Уровень фрустриро ванности, баллы |
Возраст, лет |
Уровень фрустрированности, баллы |
|
Стаж до 20 лет (1) |
33,2+5,7 |
2,4+0,6 |
32,6+3,0 |
2,7+0,3 |
33,1+0,1 |
2,4+0,2 ^(II) |
Стаж 20-30 лет (2) |
47,7+2,3***(1) |
2,3+0,5 |
50,1+0,3 **(1) |
2,4+0,03 |
48+1,8 **(1) |
2,2+0,3
|
Стаж более 30 лет (3) |
55,7+3,6***(2) |
2,1+0,4 * (1) |
54,4+1,7 **(2) |
1,9+0,5 *(1) |
57,7+3,4 ***(2) |
1,9+ 0,4 *(1) |
Примечание: уровни статистической значимости различий показателей: ^ - р<0,05 - разных специальностей одной стажевой группы; * - р <0,05, ** - р <0,01 ,*** - р <0,001 - разных стажевых групп одной специальности.
Показано, что у мастеров производственного обучения при стаже до 20 лет уровень фрустрированности личностных потребностей был значимо выше в сравнении с таковым показателем у преподавателей музыки (р<0,05). Профессиональные компетенции педагога-мастера производственного обучения предполагают необходимость постоянного поиска современных технологий производственного процесса, а также индивидуально-ориентированного методического подхода при передаче опыта технологий каждому учащемуся. Кроме того, работа педагога данной предметной специализации связана с риском производственного травматизма (работа с оборудованием) и соответственно с высокой ответственностью за учащихся в области охраны труда и безопасности учебного процесса.
В целом, более выраженная фрустрированность у лиц со стажем деятельности до 20 лет может быть обусловлена изначально повышенными ожиданиями от окружения и профессии у молодых преподавателей, в то время как педагоги с большим стажем работы приобретают социальные достижения и умения для реализации своих личностных потребностей, в связи с чем уровень фрустрированности с увеличением стажа может снижаться.
Выводы
- Трудовая деятельность педагогов со стажем до 20 лет в большинстве случаев (87 %) сопровождается относительно низким уровнем нервно-психического напряжения; после 20 лет трудового стажа доля лиц с выраженным нервно-психическим напряжением составляет 30-36 %.
- Наибольший уровень нервно-психического напряжения выявлен у педагогов Архангельского педагогического колледжа естественнонаучного и гуманитарного циклов обучения со стажем работы более 30 лет.
- При стаже работы до 20 лет педагоги испытывают более выраженную фрустрированность личностных потребностей в сравнении с периодом стажа более 30 лет, особенно мастера производственного обучения.
Рецензенты:
Буторина Т.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Института строительства и архитектуры, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск.
Щербина Ф.А., д.б.н., профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, г. Мурманск.
Библиографическая ссылка
Овсянкина М.А., Поскотинова Л.В., Овсянкина М.А., Поскотинова Л.В. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И ФРУСТРИРОВАННОСТЬ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11855 (дата обращения: 21.11.2024).