Студенчество - определенный этап социальной и профессиональной социализации, который проходит значительная часть молодежи. На этом этапе формируются профессионально важные качества, в основе которых лежат свойства индивидуальности (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и др.), определяется профессиональная пригодность (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин и др.). Отдельные компоненты интегральной индивидуальности обеспечивают эффективность учебной деятельности у студентов. В частности, установлена связь между ступенью обучения студентов и плотностью группирования разноуровневых свойств индивидуальности (Ф.М. Шидакова и др.), между элементами структуры интегральной индивидуальности и мотивацией учебной деятельности (Л.В. Мищенко и др.). На динамику профессионального развития, результат и успех профессиональной деятельности, формирование общих и специальных способностей, выработку оптимального индивидуального стиля деятельности существенно влияют психофизиологические свойства индивида (М.К. Акимова, В.М. Русалов и др.).
Системообразующей характеристикой в структуре свойств человека, определяющей целостность индивидуальности, по мнению В.С. Мерлина, является стиль деятельности [3]. Структура и соотношение характеристик внутри и между разных уровней интегральной индивидуальности определяет стиль деятельности, и через стиль деятельности они оказываются взаимосвязанными.
Закономерной базой для потенциального индивидуального разнообразия людей являются гендерная принадлежность и состояние здоровья. Гендер является основанием для первоначальной естественной дифференциации людей, гендерная принадлежность является тем фундаментом, который определяет социализацию и профессионализацию личности, формирует самосознание, систему отношений личности, в том числе и к себе - мужчине или женщине, здоровому или соматически ослабленному [7]. Гендерная принадлежность обуславливает свойства и структуру интегральной индивидуальности. Структуры интегральной индивидуальности студентов динамичны и варьируют в зависимости от гендерных различий, успешность формирования юношей и девушек в качестве субъектов учебно-познавательной деятельности обеспечивается опорой как на общие (возрастные) особенности развития интегративных структур, так и на развитие уникальных системных характеристик, обусловленных фактором пола (А.Ф. Иорданов).
В психологической литературе описаны результаты изучения отдельных компонентов интегральной индивидуальности соматически ослабленных лиц (М.И. Баженова). В частности, при формировании соматически ослабленной личности наблюдаются изменение структуры мотивации, снижение побудительной силы мотивов, обеднение эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, снижение оценки реального Я (М.Н. Ливанова), своеобразие формирования самооценки, ценностей и интересов, развития коммуникативной сферы, гендерные различия в осознании состояния своего здоровья (Ю.Е. Куртанова), специфика формирования личностных качеств (Т.А. Клетенкова и др.), отношения к своему жизненному пути (Е.Ю. Коржова и др.), характер социальной адаптации (А.А. Лифинцева). Осознание своего здоровья является необходимой частью формирования самосознания человека. Характер взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности определяется отношением соматически больных к болезни через стиль реагирования на нее (М.И. Баженова). Больные с психосоматическими заболеваниями в целом имеют общие психофизиологические характеристики, но отдельные их элементы различаются в зависимости от пола пациента (И.А. Новикова и др.).
Исследования иллюстрируют представления об особенностях развития соматически ослабленной личности, однако не создают целостной картины ее интегральной индивидуальности и жизнедеятельности, не дают представлений, за счет каких ресурсов, механизмов компенсаций вырабатываются подобные поведенческие изменения. Разрешить эту проблему возможно, если сопоставить структуры индивидуальности соматически ослабленной и условно здоровой личности с учетом ее гендерной принадлежности.
Соматическое заболевание, равно как соматическая ослабленность, обладает психологическими следствиями, больного человека правомерно рассматривать как страдающего человека с нарушением физического, душевного, социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы (А.В. Квасенко). Соматическая ослабленность как органический дефект непременно окажет решающее значение в развитии, породив специфичные механизмы компенсации (А. Адлер). Эти механизмы будут функционировать на отдельных уровнях интегральной индивидуальности; их свойства, особенности функционирования будут определяться характером заболевания, его продолжительностью, возрастом, полом личности, условиями жизнедеятельности. Компенсация будет осуществляться не только внутри каждого уровня, она должна реализовываться и на уровне всей интегральной индивидуальности как системы, захватывая и видоизменяя межуровневые связи [1].
Такое представление структуры интегральной индивидуальности студентов, контуры которого дополнятся результатами эмпирического исследования, позволяет осмысливать особенности индивидуальных стилей деятельности студентов разной гендерной принадлежности с соматической ослабленностью и условно здоровых. Одним из направлений практического применения данной информации является корректировка учебных программ, включающих обучение студентов когнитивным техникам, интерактивным стратегиям, навыкам рефлексии и самоанализа.
Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей разноуровневых свойств и структуры интегральной индивидуальности у юношей и девушек в состоянии условного здоровья или соматической ослабленности, было проведено в 2008-2010 гг. в Карачаево-Черкесском государственном университете. Испытуемыми явились студенты первых курсов гуманитарных факультетов, адаптирующиеся к вузовскому обучению, 16-18 летнего возраста. В процедуре исследования приняло участие 156 человек (70 мужской выборки, 86 женской выборки), распределенных по состоянию здоровья. Для изучения свойств нейродинамического уровня использовалась «Шкала оценок для измерения реактивности» (Я. Стреляу), психодинамического уровня - опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова, опросник EPQ Г.Ю. Айзенка. Для диагностики свойств личностного уровня - характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина). Социально-психологический уровень индивидуальности был представлен показателями типов поведения людей в конфликтных ситуациях (К. Томас), межличностных отношений (Л.Н. Собчик) [3; 5; 6].
Вычисление попарных одноуровневых и межуровневых корреляционных связей позволило сделать заключения об особенностях формирования индивидуального стиля в зависимости от характеристик гендера и состояния здоровья студента. В таком анализе мы опирались на критерии выраженности (жесткости), количества (плотности), качества и содержания связей.
Анализ показал довольно выраженную (жесткую) связь между показателями во всех изучаемых выборках. Анализ количества связей внутри- и между уровнями индивидуальности является фактическим подтверждением интегрированности ее показателей. В группе условно здоровых одноуровневая плотность 151,93 %, межуровневая - 89,07 %, в группе соматически ослабленных одноуровневая плотность 157,96, межуровневая - 126,13 %.
Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности выявил, что во всех группах респондентов низшие уровни индивидуальности (нейро- и психодинамический) значительно опережают по плотности корреляций высший уровень (личностный и социально-психологический). И у юношей, и у девушек, у соматически ослабленных и условно здоровых одноуровневые свойства одинаково сгруппированы на нейродинамическом уровне. На остальных уровнях связи внутри показателей носят различный характер.
В целом количество внутриуровневых корреляций от низшего уровня к высшему последовательно уменьшается. Очевидно, что на начальном этапе обучения, в процессе адаптации к вузу, вне зависимости от пола и состояния здоровья студентов их природные, наследственные свойства играют решающую роль в жизнедеятельности и выполняют ведущую приспособительную роль.
Межуровневый анализ показал, что для всех обследуемых групп уровень темперамента играет роль звена, опосредующего двусторонние связи между природными и социальными свойствами личности студентов.
И у юношей, и у девушек соматически ослабленных наблюдаются более плотные связи между ближайшими в теоретической структуре уровнями индивидуальности: между нейро- и психодинамическим, психодинамическим и личностным, личностным и социально-психологическим уровнями.
Наибольшее количество межуровневых связей вне зависимости от гендера и состояния здоровья наблюдается между показателями психодинамического и личностного уровней, наименьшее количество - между показателями нейродинамического и социально-психологического уровней. Т.е. во всех обследуемых группах становление личностного уровня в наибольшей степени детерминировано свойствами темперамента, становление свойств социально-психологического уровня в наименьшей степени детерминировано свойствами нервной системы.
Качество связей между показателями является фактическим подтверждением зависимости особенностей индивидуальности от гендерной принадлежности и от состояния здоровья. Во всех обследуемых группах совпадают лишь психофизиологические взаимосвязи - на уровнях нейро- и психодинамическом, и взаимосвязи свойств личности (кроме показателей девушек); отсутствуют совпадения на социально-психологическом уровне.
Анализ показал, что в выборке условно здоровых юношей и девушек совпало 9 корреляций, что составляет 2,7 % от максимально возможного их количества (666). Студентов этой группы объединяют активные взаимосвязи показателей силы возбудительного процесса, силы тормозного процесса и уравновешенности / неуравновешенности свойств нервной системы, коммуникативной пластичности, нейротизма, психотизма, показателей гипертимной акцентуации и личностной тревожности, избегания и типа межличностных отношений.
В выборке соматически ослабленных оказались совпадающими 22 корреляции (6,61 % от максимально возможного их количества). Независимо от гендера обнаруживаются взаимосвязи показателей силы возбудительного процесса, силы тормозного процесса, подвижности свойств нервной системы, психомоторных эргичности и эмоциональности, интеллектуальных эргичности, скорости, эмоциональности, коммуникативной скорости, нейротизма, циклотимной и неуравновешенной акцентуации, ситуативной тревожности, избегания в конфликте.
Пол и состояние здоровья опосредуют содержание полиморфных связей. Анализ содержания связей между показателями у условно здоровых респондентов позволил придти к заключению о том, что организаторами интегральной индивидуальности являются сила возбуждения и сила торможения, уравновешенность нервной системы, свойства коммуникативной пластичности, гипертимной акцентуации и личностной тревожности.
В содержании связей соматически ослабленных наиболее активными показателями являются сила возбуждения, психомоторные эргичность и эмоциональность, интеллектуальные эргичность, скорость, эмоциональность, коммуникативная скорость, нейротизм, циклотимная и неуравновешенная акцентуация, ситуативная и личностная тревожность, приспособление и избегание в конфликте.
Попарное сопоставление данных отражает в группе соматически ослабленных
- большую жесткость корреляционных связей в группе юношей (r = 0,605-0,702), чем у девушек (r=0,609-0,665) на всех изучаемых уровнях, кроме нейродинамического (для девушек r=0,761; 0,01 %, для юношей r=0,592; 0,01 %);
- большую внутриуровневую плотность связей у юношей на психодинамическом (19,05 % против 11,4 %), личностном (15,15 % против 9,09 %) и социально-психологическом уровне (80,8 % против 77,16 %); девушки опережают юношей по плотности на нейродинамическом уровне (50 % против 33,3 %). Различия в состоянии здоровья заключаются в том, что свойства индивидуальности у девушек опираются в основном на свойства нервной системы:
- существенно большую межуровневую плотность у юношей (91,27 %), чем у девушек (34,86 %);
- у девушек социально-психологический уровень не опосредован свойствами нервной системы (0 % связей);
- качественные различия корреляционных связей на нейродинамическом уровне у юношей заключаются в активности силы возбудительного процесса (8 корреляций), на психодинамическом уровне у юношей заключаются в активности показателей интеллектуальных пластичности (10 корреляций) и эмоциональности (9); у девушек - психомоторной эмоциональности (7) и коммуникативной пластичности (6);
- качественные различия корреляций на личностном уровне у юношей проявляются в развитости связей педантичной (8), циклотимной (8) акцентуации. У девушек на данном уровне организатором индивидуальности является черты неуравновешенной акцентуации (5). На социально-психологическом уровне у юношей максимум связей образовывает приспособление в конфликте (6), у девушек максимум связей образовал показатель избегания в конфликте (4 корреляции);
- нечувствительными к влиянию других свойств индивидуальности у девушек оказались показатели психомоторной пластичности и сотрудничества.
В группе условно здоровых на всех изучаемых уровнях обнаружены:
- большая жесткость корреляционных связей в группе юношей (r = 0,486 - 850), в сравнении с девушками (r=0,387-646);
- у юношей более плотная связь отмечается между показателями нейродинамического (50 % против 33,3 %), психодинамического (21,9 % против 7,62 %) и личностного (21,22 % против 4,55 %) уровней; плотность на социально-психологическом уровне у обеих групп одинаковая (6,67 %);
- у юношей оказались более сгруппированными показатели свойств психодинамического и личностного уровня (18,34 %) , т.е. свойства темперамента, акцентуаций и тревожности, нежели у девушек (9,45 %);
- у девушек более активные связи демонстрирует нейродинамический уровень - с психодинамическим (10 % против 1,67 % у юношей) и личностным (6,25 % против 4,17 %), и личностный - с социально-психологическим (8,34 % против 1,39 %);
- качественные различия на психодинамическом уровне у девушек заключаются в том, что организаторами взаимосвязей являются свойства нейротизма (5) и психотизма (5), у юношей - коммуникативные пластичность (9) и эмоциональность (8), интеллектуальная пластичность (8), показатель экстраверсии (8).
- качественные различия в корреляционных связях у девушек на личностном уровне заключаются в развитии компонентов демонстративной (4 корреляции) акцентуации, у юношей - показателей циклотимной (10); на социально-психологическом уровне у юношей наибольшую активность проявляет свойство приспособления в конфликте (7).
Выводы
1. Индивидуальный стиль студентов, опирающийся на содержание и структуру интегральной индивидуальности, зависит от свойств субъекта деятельности и от объективных условий деятельности. Он наполняется общим и уникальным содержанием, которое под влиянием поливариантного взаимодействия возрастных, гендерных особенностей, физического состояния, субъективных внутренних свойств и объективных условий деятельности стимулирует становление, функционирование и развитие индивидуальности.
2. Анализ компонентов индивидуального стиля у групп лиц, выделенных по принципу гендерной принадлежности и состояния здоровья, показал, что они имеют свои общие и специфические черты, которые проявляются в соотношении степени развитости особенностей нервной системы, темперамента, волевого и эмоционального самоконтроля, характера межличностного взаимодействия.
Очевидно, что на начальном этапе обучения, в процессе адаптации к вузу, вне зависимости от пола и состояния здоровья студентов их природные, наследственные свойства играют решающую роль в жизнедеятельности и выполняют ведущую приспособительную роль. И у юношей, и у девушек, у соматически ослабленных и условно здоровых, одноуровневые свойства одинаково сгруппированы на нейродинамическом уровне. На остальных уровнях связи внутри показателей носят различный характер.
Для всех обследуемых групп уровень темперамента играет роль звена, опосредующего двусторонние связи между природными и социальными свойствами личности студентов; становление личностного уровня в наибольшей степени детерминировано свойствами темперамента, становление свойств социально-психологического уровня в наименьшей степени детерминировано свойствами нервной системы.
3. Различия в индивидуальном стиле деятельности девушек и юношей, условно здоровых и соматически ослабленных, базируются на пластичности интегральной индивидуальности и приспособительных возможностях.
Уникальность структур интегральной индивидуальности студентов зависит от их гендерной принадлежности и состояния здоровья, которые опосредуют выраженность, плотность, качество и содержание связей между свойствами. Различия были обнаружены практически на каждом уровне интегральной индивидуальности мужчин и женщин.
4. Степень пластичности интегральной индивидуальности и приспособительные возможности более выражены в результатах соматически ослабленных студентов. Различия в состоянии здоровья здесь указывают на то, что процесс приспособления к новым условиям жизнедеятельности у студентов с соматическими заболеваниями протекает отлично от условно здоровых и отличается гораздо большей уплотненностью и упорядоченностью связей между свойствами индивидуальности.
5. В группах, выделенных по признаку пола, значительно более скоординированными оказались связи между свойствами индивидуальности у условно здоровых юношей, чем у девушек. Юноши значительно опережают девушек по жесткости искомых связей на всех уровнях индивидуальности и по плотности на всех уровнях, кроме социально-психологического. У юношей оказались более сгруппированными свойства темперамента, акцентуаций и тревожности, нежели у девушек; у девушек более активные связи демонстрируют свойства нервной системы.
В группах, выделенных по признаку состояния здоровья, у юношей также оказались более скоординированными связи между свойствами индивидуальности, чем у девушек. Гендерные различия в этой группе показывают значительно более жесткие и плотные связи свойств нервной системы у девушек, но их ограниченные возможности опосредования характера межличностного взаимодействия в структуре индивидуальности.
6. В содержании связей показателей, участвующих в формировании индивидуального стиля всех респондентов, обращаем внимание на активность формально-динамических и личностных свойств. Наиболее чувствительными показателями у студентов всех обследуемых групп явились те, которые характеризовали их степень вовлеченности в умственную деятельность (интеллектуальная эргичность), готовность к общению, новым социальным связям (коммуникативная пластичность) и личностная тревожность.
7. Гендерные различия детерминируют уникальность содержания интегральной индивидуальности девушек и юношей в студенческом возрасте и проявляются в совокупности связей свойств психодинамического, личностного и уровня социальных отношений. Состояние здоровья отражается на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая нейродинамический, чем детерминирует уникальность формирования индивидуального стиля деятельности студентов с соматической ослабленностью на данной образовательной стадии.
8. В адаптационный период студенты овладевают многокомпонентной учебной деятельностью, которая сопровождается приобретением новых способов поведения и активизацией социальных отношений. Обращаем внимание на жесткое влияние генотипа, несбалансированное участие уровней индивидуальности в регуляции поведения соматически ослабленных девушек, на отсутствие у них координированности показателей склонности к разнообразным формам двигательной активности (психомоторная пластичность) и навыков сотрудничества при решении конфликтных ситуаций в межличностном общении.
Рецензенты:
Бершедова Л.И., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и прикладной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.
Лебедев А.Н., д.б.н., профессор, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Чекалина А.А., Каракетов Р.А. О ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11853 (дата обращения: 01.04.2025).