Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Безукладников К.Э. 1 Мосина М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Статья посвящена проблеме выбора современных средств оценивания достижений студентов в процессе их лингвометодической подготовки на языковом факультете педагогического университета. В статье рассматривается структура лингвометодической компетентности будущего учителя, которая представлена набором компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивно-интегративный, продуктивно-деятельностный, организационно-коммуникативный, эмоционально-рефлексивный; дана их характеристика. Описаны разнообразные средства, технологии и инструментарий, при помощи которых собираются сведения о лингвометодической деятельности будущих учителей иностранного языка. Большое внимание уделяется описанию итоговой аттестации выпускников, которая включает в себя написание междисциплинарного эссе по заданной проблеме с разработкой дидактических материалов и презентацию «Мой профессиональный профиль». Описаны требования к итоговым контрольным мероприятиям, критерии их оценивания. Показана роль лингвометодического портфолио студента.
портфолио
инструменты оценивания
мониторинг
лингвометодическая подготовка будущего учителя иностранных языков
компетентностный подход
высшее профессиональное образование
1. Безукладников К.Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8. – С. 66-71.
2. Мосина М.А. Рефлексия как основной компонент учебной деятельности ДО-студентов в процессе изучения иностранного языка // «Начальная школа: до и после». – М: Баласс. – 2009. - № 12/09. – С. 61-64.
3. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия // Школьные технологии. − 2008. - № 1.− С. 143-148.
4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf.
5. Bezukladnikov K., Kruze B., Mosina M., Interactive Approach to Esp Teaching and Learning (2013) World Applied Sciences Journal (WASJ). Volume 24, Issue 2. − P. 201-206 ISSN: 1818-4952 / URL: http://www.idosi.org/wasj/wasj24(2)2013.htm.

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров, к организации и управлению полноценной учебно-познавательной деятельностью студентов, нацеленной на усвоение системы знаний, умений и навыков, овладение опытом самостоятельной деятельности. В совокупности средств, обеспечивающих функционирование системы управления качеством подготовки специалистов, важная роль принадлежит научно обоснованному, тщательно спланированному и рационально органи­зованному контролю за процессом и результатами обучения студентов.

ФГОС ВПО педагогического образования ставит перед педагогическими университетами новые задачи, решение которых должно обеспечить гарантию качества подготовки студентов путем «... мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей...» [4].

Целью лингвометодической подготовки учителя на факультете иностранных языков ПГГПУ является формирование его лингвометодической компетентности, которая представляет собой комплексное специфическое социально-психологическое образование, интегральную характеристику полилингвальной и поликультурной личности учителя иностранного языка, которая отражает его готовность и способность продуктивно решать лингвометодические задачи в области языкового образования школьника на основе целостной системы знаний о языке как саморазвивающейся и эволюционирующей системы и методике его преподавания через межпредметное диалогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, сформированность ценностных ориентаций педагога как человека, обладающего духовно-нравственной культурой.

Анализ процесса становления и развития лингвометодической компетентности будущего учителя, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок позволяет построить процесс мониторинга и диагностики на более качественном уровне.

Для того чтобы оценка соответствовала плановым преобразованиям, необходимо разнообразить средства, технологии и инструментарий, при помощи которых собираются сведения о деятельности будущих учителей иностранного языка.

Исходя из определения лингвометодической компетентности, ее структура представлена набором компонентов: мотивационно-ценностный; когнитивно-интегративный; продуктивно-деятельностный; организационно-коммуникативный; эмоционально-рефлексивный.

Представим характеристику критериев и показателей по данному направлению в таблице.

Характеристика компонентов лингвометодической компетентности будущего учителя и инструменты их оценивания

Таблица 1

Компоненты

Критерии

Показатели

Инструментарий

мотивационно-ценностный

осознание и готовность к актуализации знаний, умений и опыта лингвометодической деятельности для успешной будущей профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития

личностный смысл получения лингвометодических знаний;

степень готовности реализовать полученные лингвометодические знания и умения в учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности

анкеты;

комплект диагностических методик;

наблюдение;

ранжирование

когнитивно-интегративный

уровень теоретических знаний и умений в области иностранного языка и методики его преподавания, готовность и способность соотнести с ними свою лингвометодическую практику;

уровень развития лингвометодической компетентности студента, формирующийся в результате становления и развития специализированных компетенций (социолингвистическая, социокультурная, дискурсивная, билингвальная профессионально-коммуникативная, демонстрировать владение основными лингвистическими категориями и понятиями для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач; определять цели обучающей деятельности и планировать адекватно им процесс обучения ИЯ; отбирать содержание обучения в соответствии с условиями обучения ИЯ; использовать современные технологии и средства обучения ИЯ; осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся в изучении ИЯ в процессе интегративного изучения предметов лингвистического и методического блоков)

актуализация лингвометодических знаний при решении лингвометодических задач и проблемных ситуаций;

применение лингвометодических знаний в новых ситуациях;

объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность

тесты;

диагностические контрольные работы;

метод экспертной оценки;

контент-анализ;

анализ проблемных ситуаций;

деловая/ролевая игра

продуктивно-деятельностный

опыт проявления лингвометодических знаний и умений в разнообразных стандартных и нестандартных педагогических ситуациях, готовность и способность проявлять смыслотворческую деятельность и формировать собственный лингвометодический стиль

качество представленных лингвометодических речевых произведений/разработок (глубина, научная обоснованность, практическая значимость, наличие межпредметных связей).

междисципли-нарное эссе;

практико-ориентирован-ный проект (разработка урока, тезисы, научная статья, реферат, курсовая работа, ВКР, живой журнал, междисципли-нарный проект, набор КИМов, электронное образовательное пособие и др.);

портфолио

организационно-коммуникативный

построение оптимальной модели взаимоотношений и диалогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса

участвовать в диалоге (с партнером по общению, с информационно-образовательной средой, с автором текста);

планировать диалоговое взаимодействие;

проявлять диалогообразующие качества (доброжелательность, вежливость, тактичность, толерантность, сдержанность, открытость и др.);

демонстрировать готовность и способность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

анализ работы в группе при проведении интерактивных деловых / ролевых игр;

дебаты / дискуссии / «круглые столы»;

лингвометодический тренинг;

учебно-педагогическая практика

эмоционально-рефлексивный

готовность и способность осуществлять эмоциональную, содержательную, деятельностную само- и взаимо-рефлексию становления и развития лингвометодической компетентности, сознательно контролировать и оценивать результаты свой деятельности и уровень собственных достижений

 

 

анализировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль своих действий, производить личностную самооценку, выбирая пути и средства формирования рефлексивной культуры;

осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности однокурсников, педагогов; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели другими студентами; применять способы вербальной и невербальной рефлексии

анкеты;

опросники;

рефлексивные карты;

графические организаторы;

рефлексивный дневник;

портфолио

Демонстрация лингвометодической компетентности выпускника факультета иностранных языков по направлению «Педагогическое образование», профилю «Иностранный язык» с квалификацией «Бакалавр» осуществляется в ходе итоговых государственных испытаний.

Итоговая аттестация включает в себя: написание междисциплинарного эссе по заданной проблеме с разработкой дидактических материалов (письменная часть государственного экзамена); презентацию «Мой профессиональный профиль» (устная часть государственного экзамена) и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).

В процессе итоговой аттестации студентам необходимо продемонстрировать приобретенные ими компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профильно-специализированные) и доказать уровень их сформированности с помощью отобранных материалов сетевого электронного профессионального Портфолио [1], представленного междисциплинарного эссе и защиты выпускной квалификационной работы.

Междисциплинарное эссе представляет собой жанр письменной речи («за и против», «выражение мнения», «решение проблемы»), выполняется на родном языке во внеаудиторных условиях объемом 5-7 печатных страниц и предполагает рассмотрение одной из профессионально значимых филологических проблем, предлагаемых на выбор выпускника перед началом стажерской педагогической практики.

Эссе сопровождается разработанными студентом дидактическими материалами для учащихся/студентов, например: системой упражнений, контрольно-измерительными материалами, серией презентаций, проектными заданиями и т.п. и обоснованием целевой группы, времени и места их использования.

Таблица 2

Оценочный лист эссе

Критерии

2

1

Теоретическая часть

Соответствие теме и полнота ее раскрытия

 

 

Организация текста

(структурирование, логика, связность в соответствии с жанром)

 

 

Соответствие требованиям научного стиля

 

 

Раскрытие межпредметных связей

 

 

Самостоятельность суждений

 

 

Аргументированность суждений

 

 

Всего баллов:

Практическая часть

Рациональность выбранной формы дидактических материалов

 

 

Учет условий образовательной среды (аудитория, уровень подготовки, этап обучения)

 

 

Наличие методических рекомендаций (пояснительная записка)

 

 

Практическая значимость дидактических материалов

 

 

Качество оформления

 

 

Соблюдение языковых норм

 

 

Всего баллов:

Для того чтобы подготовиться к презентации «Мой профессиональный профиль» на Государственном экзамене, студенты проводят рефлексию своей лингвометодической деятельности, осмысливают следующие стороны своей деятельности как субъекта образования [3]:

  • практическую (что сделано? что является главным результатом?),
  • технологическую (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.)
  • мировоззренческую (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.).

Отбирая материалы для демонстрации, студент отвечает для себя на вопросы:

  • почему я включил эти материалы в свое портфолио?
  • какие материалы портфолио носят междисциплинарный характер и являются основой для организации профессиональной деятельности?
  • как я использовал материалы портфолио на занятиях в образовательном процессе (в школе, языковом центре, университете и т.п.)?
  • почему я считаю эти материалы эффективными?
  • какие материалы могут продемонстрировать достижения моих учеников?
  • каким образом в результате изменилась моя педагогическая деятельность?
  • что я узнал о себе как учителе?
  • как я могу доказать приобретенные мною компетенции и опыт профессионального и личностного развития? (сертификаты, грамоты, благодарственные письма, отзывы и т.п.) [2].

Во время выступления студентам необходимо обратить особое внимание на демонстрацию базовых знаний в области изученных наук; способности общаться на иностранном языке с учетом условий общения; умения вести дискуссию, демонстрировать культуру речи; рефлексировать свои достижения, оценивать свое профессиональное развитие и определять дефициты (пробелы); соотносить свои достижения с целями профессионального образования и ставить цели на последующее профессиональное развитие, использовать средства мультимедиа для решения поставленной цели.

Разработанная система мониторинга и контроля сформированности лингвометодической компетентности будущих учителей иностранного языка позволяет осуществлять мониторинг и контроль качества обучения на всех этапах лингвометодической подготовки студентов и является стимулирующим фактором для их дальнейшего профессионального развития. Использование комплекса интерактивных стратегий и инструментов контроля позволяет эффективно оценивать результаты лингвометодической деятельности будущего учителя [5].

Подготовлено и издано в рамках проекта 036-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ

Рецензенты:

Гитман Е.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Безукладников К.Э., Мосина М.А. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11840 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674