Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров, к организации и управлению полноценной учебно-познавательной деятельностью студентов, нацеленной на усвоение системы знаний, умений и навыков, овладение опытом самостоятельной деятельности. В совокупности средств, обеспечивающих функционирование системы управления качеством подготовки специалистов, важная роль принадлежит научно обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю за процессом и результатами обучения студентов.
ФГОС ВПО педагогического образования ставит перед педагогическими университетами новые задачи, решение которых должно обеспечить гарантию качества подготовки студентов путем «... мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей...» [4].
Целью лингвометодической подготовки учителя на факультете иностранных языков ПГГПУ является формирование его лингвометодической компетентности, которая представляет собой комплексное специфическое социально-психологическое образование, интегральную характеристику полилингвальной и поликультурной личности учителя иностранного языка, которая отражает его готовность и способность продуктивно решать лингвометодические задачи в области языкового образования школьника на основе целостной системы знаний о языке как саморазвивающейся и эволюционирующей системы и методике его преподавания через межпредметное диалогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, сформированность ценностных ориентаций педагога как человека, обладающего духовно-нравственной культурой.
Анализ процесса становления и развития лингвометодической компетентности будущего учителя, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок позволяет построить процесс мониторинга и диагностики на более качественном уровне.
Для того чтобы оценка соответствовала плановым преобразованиям, необходимо разнообразить средства, технологии и инструментарий, при помощи которых собираются сведения о деятельности будущих учителей иностранного языка.
Исходя из определения лингвометодической компетентности, ее структура представлена набором компонентов: мотивационно-ценностный; когнитивно-интегративный; продуктивно-деятельностный; организационно-коммуникативный; эмоционально-рефлексивный.
Представим характеристику критериев и показателей по данному направлению в таблице.
Характеристика компонентов лингвометодической компетентности будущего учителя и инструменты их оценивания
Таблица 1
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
мотивационно-ценностный |
осознание и готовность к актуализации знаний, умений и опыта лингвометодической деятельности для успешной будущей профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития |
личностный смысл получения лингвометодических знаний; степень готовности реализовать полученные лингвометодические знания и умения в учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности |
анкеты; комплект диагностических методик; наблюдение; ранжирование |
когнитивно-интегративный |
уровень теоретических знаний и умений в области иностранного языка и методики его преподавания, готовность и способность соотнести с ними свою лингвометодическую практику; уровень развития лингвометодической компетентности студента, формирующийся в результате становления и развития специализированных компетенций (социолингвистическая, социокультурная, дискурсивная, билингвальная профессионально-коммуникативная, демонстрировать владение основными лингвистическими категориями и понятиями для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач; определять цели обучающей деятельности и планировать адекватно им процесс обучения ИЯ; отбирать содержание обучения в соответствии с условиями обучения ИЯ; использовать современные технологии и средства обучения ИЯ; осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся в изучении ИЯ в процессе интегративного изучения предметов лингвистического и методического блоков) |
актуализация лингвометодических знаний при решении лингвометодических задач и проблемных ситуаций; применение лингвометодических знаний в новых ситуациях; объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность |
тесты; диагностические контрольные работы; метод экспертной оценки; контент-анализ; анализ проблемных ситуаций; деловая/ролевая игра |
продуктивно-деятельностный |
опыт проявления лингвометодических знаний и умений в разнообразных стандартных и нестандартных педагогических ситуациях, готовность и способность проявлять смыслотворческую деятельность и формировать собственный лингвометодический стиль |
качество представленных лингвометодических речевых произведений/разработок (глубина, научная обоснованность, практическая значимость, наличие межпредметных связей). |
междисципли-нарное эссе; практико-ориентирован-ный проект (разработка урока, тезисы, научная статья, реферат, курсовая работа, ВКР, живой журнал, междисципли-нарный проект, набор КИМов, электронное образовательное пособие и др.); портфолио |
организационно-коммуникативный |
построение оптимальной модели взаимоотношений и диалогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса |
участвовать в диалоге (с партнером по общению, с информационно-образовательной средой, с автором текста); планировать диалоговое взаимодействие; проявлять диалогообразующие качества (доброжелательность, вежливость, тактичность, толерантность, сдержанность, открытость и др.); демонстрировать готовность и способность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
анализ работы в группе при проведении интерактивных деловых / ролевых игр; дебаты / дискуссии / «круглые столы»; лингвометодический тренинг; учебно-педагогическая практика |
эмоционально-рефлексивный |
готовность и способность осуществлять эмоциональную, содержательную, деятельностную само- и взаимо-рефлексию становления и развития лингвометодической компетентности, сознательно контролировать и оценивать результаты свой деятельности и уровень собственных достижений
|
анализировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль своих действий, производить личностную самооценку, выбирая пути и средства формирования рефлексивной культуры; осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности однокурсников, педагогов; отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели другими студентами; применять способы вербальной и невербальной рефлексии |
анкеты; опросники; рефлексивные карты; графические организаторы; рефлексивный дневник; портфолио |
Демонстрация лингвометодической компетентности выпускника факультета иностранных языков по направлению «Педагогическое образование», профилю «Иностранный язык» с квалификацией «Бакалавр» осуществляется в ходе итоговых государственных испытаний.
Итоговая аттестация включает в себя: написание междисциплинарного эссе по заданной проблеме с разработкой дидактических материалов (письменная часть государственного экзамена); презентацию «Мой профессиональный профиль» (устная часть государственного экзамена) и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).
В процессе итоговой аттестации студентам необходимо продемонстрировать приобретенные ими компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профильно-специализированные) и доказать уровень их сформированности с помощью отобранных материалов сетевого электронного профессионального Портфолио [1], представленного междисциплинарного эссе и защиты выпускной квалификационной работы.
Междисциплинарное эссе представляет собой жанр письменной речи («за и против», «выражение мнения», «решение проблемы»), выполняется на родном языке во внеаудиторных условиях объемом 5-7 печатных страниц и предполагает рассмотрение одной из профессионально значимых филологических проблем, предлагаемых на выбор выпускника перед началом стажерской педагогической практики.
Эссе сопровождается разработанными студентом дидактическими материалами для учащихся/студентов, например: системой упражнений, контрольно-измерительными материалами, серией презентаций, проектными заданиями и т.п. и обоснованием целевой группы, времени и места их использования.
Таблица 2
Оценочный лист эссе
Критерии |
2 |
1 |
Теоретическая часть |
||
Соответствие теме и полнота ее раскрытия |
|
|
Организация текста (структурирование, логика, связность в соответствии с жанром) |
|
|
Соответствие требованиям научного стиля |
|
|
Раскрытие межпредметных связей |
|
|
Самостоятельность суждений |
|
|
Аргументированность суждений |
|
|
Всего баллов: Практическая часть |
||
Рациональность выбранной формы дидактических материалов |
|
|
Учет условий образовательной среды (аудитория, уровень подготовки, этап обучения) |
|
|
Наличие методических рекомендаций (пояснительная записка) |
|
|
Практическая значимость дидактических материалов |
|
|
Качество оформления |
|
|
Соблюдение языковых норм |
|
|
Всего баллов: |
Для того чтобы подготовиться к презентации «Мой профессиональный профиль» на Государственном экзамене, студенты проводят рефлексию своей лингвометодической деятельности, осмысливают следующие стороны своей деятельности как субъекта образования [3]:
- практическую (что сделано? что является главным результатом?),
- технологическую (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.)
- мировоззренческую (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.).
Отбирая материалы для демонстрации, студент отвечает для себя на вопросы:
- почему я включил эти материалы в свое портфолио?
- какие материалы портфолио носят междисциплинарный характер и являются основой для организации профессиональной деятельности?
- как я использовал материалы портфолио на занятиях в образовательном процессе (в школе, языковом центре, университете и т.п.)?
- почему я считаю эти материалы эффективными?
- какие материалы могут продемонстрировать достижения моих учеников?
- каким образом в результате изменилась моя педагогическая деятельность?
- что я узнал о себе как учителе?
- как я могу доказать приобретенные мною компетенции и опыт профессионального и личностного развития? (сертификаты, грамоты, благодарственные письма, отзывы и т.п.) [2].
Во время выступления студентам необходимо обратить особое внимание на демонстрацию базовых знаний в области изученных наук; способности общаться на иностранном языке с учетом условий общения; умения вести дискуссию, демонстрировать культуру речи; рефлексировать свои достижения, оценивать свое профессиональное развитие и определять дефициты (пробелы); соотносить свои достижения с целями профессионального образования и ставить цели на последующее профессиональное развитие, использовать средства мультимедиа для решения поставленной цели.
Разработанная система мониторинга и контроля сформированности лингвометодической компетентности будущих учителей иностранного языка позволяет осуществлять мониторинг и контроль качества обучения на всех этапах лингвометодической подготовки студентов и является стимулирующим фактором для их дальнейшего профессионального развития. Использование комплекса интерактивных стратегий и инструментов контроля позволяет эффективно оценивать результаты лингвометодической деятельности будущего учителя [5].
Подготовлено и издано в рамках проекта 036-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ
Рецензенты:
Гитман Е.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Безукладников К.Э., Мосина М.А. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11840 (дата обращения: 21.11.2024).