В новых социально-экономических и технологических условиях изменяется система передачи знаний, реформируется система образования, которой в настоящий момент сложно самостоятельно и автономно обеспечить социализацию и личностное развитие обучающихся. Актуализируется задача упорядочения активно развивающегося социального информационного пространства, ориентированного на детей и подростков. В этих целях необходимо объединение ресурсов учреждений культуры и образования, формирование специализированного социального информационно-образовательного пространства (ИОП) для подрастающего поколения, как интегрированного пространства деятельности социально-культурных институтов. Созданное пространство позволит учащемуся включиться в глобальный информационный процесс, освоить значительный объем знаний и культурных ценностей через многообразие способов доступа к ним, эффективно осуществлять социальные коммуникации в различных формах: устной, печатной, электронной. Следовательно, культурный и образовательный уровень подрастающего поколения будет повышаться [3, с. 293]. Однако освоение ресурсов специализированного социального информационно-образовательного пространства, потенциально обеспечивающего культурный рост и личностное развитие учащихся, требует владения комплексом компетентностей, в числе которых информационные компетентности.
Исходя из основных положений компетентностно-ориентированного подхода в образовании (В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.), будем понимать под компетентностью состоявшуюся личностную характеристику учащегося и определенный опыт деятельности по отношению к заданной сфере [5, с. 8]. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования (ФГОС) обращается внимание на формирование ключевых компетентностей учащихся, т. е. совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленной опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере. [4, с. 24]. К ключевым компетентностям отнесены, в частности, информационные компетентности учащихся, определяющие деятельность по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Они предполагают использование современных средств информации (средства массовой информации, телефония, компьютер, различные мобильные устройства и т. п.), владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет и пр.); а также навыками поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи.
На международном уровне эксперты выявили и представили пять тенденций, которые на период с 2010 по 2015 год будут влиять на процессы, происходящие в образовании. Они касаются информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры, как условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды [9, с. 16]. Эти тенденции просматриваются в новых российских образовательных стандартах, включающих требования к результатам, структуре и условиям освоения общего образования учащимися. Лежащий в основе ФГОС общего образования системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. [4, с. 27]. Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Формирование информационных компетентностей невозможно только в рамках образовательного процесса, требуется опыт информационно-потребительской деятельности. Этот опыт помогут приобрести библиотеки, обслуживающие детей и подростков, которые в современных условиях не просто поддерживают образовательный процесс своими ресурсами, но и выполняют педагогические функции, обучая работе с информацией в различных формах, как основе универсальных учебных действий и информационной компетенции учащегося [3, с. 297].
Введение понятия информационные компетентности диктуется, прежде всего, требованиями научно-технического и социального прогресса. Информационные компетентности позволяют получать новые знания и осваивать достижения культуры, овладевать новой техникой, успешно выполнять в будущем профессиональные обязанности и участвовать в жизни социума. В Александрийской декларации об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни (2005 г.), необходимыми для жизни в информационном обществе были названы способности человека выражать свои информационные потребности; находить необходимую информацию и оценивать ее качество; хранить и извлекать информацию; осуществлять эффективное и этичное ее использование; применить информацию для создания и обмена знаниями [2, с. 1]. Эти способности в сочетании с определенным опытом информационно-потребительской деятельности и составляют, по нашему мнению, информационную компетентность учащегося. В сложной информационно-насыщенной среде ученик успешен, если у него выработаны навыки самостоятельного обучения, стремление к использованию этих навыков, а также чувство ответственности и потребность в самооценке. Таким образом, информационная компетентность становятся условием социальной активности подрастающего поколения в современном информационном обществе.
Культура социума, совокупность общественных знаний не могут быть осознаны и вовлечены в деятельность индивида в полном объеме, но социокультурные институты могут расширять объем доступного учащемуся социального ИОП, организуя это пространство на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивая физическую доступность к различным типам информационных ресурсов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности познания. Возможность доступа к широкому кругу информационных ресурсов образовательного характера, в частности, в электронном сегменте специализированного социального ИОП, оказывает позитивное влияние на личностное развитие ребенка и подростка. Технологиям освоения социального информационно-образовательного пространства: чтению и информационно-потребительской деятельности в медиасреде посвящено значительное количество исследований в современной педагогике.
Широкое внедрение ИКТ в учебный процесс не изменило базовых основ обучения учащихся, как и прежде ими являются навыки смыслового чтения, функциональная грамотность. При этом чтение как ведущий метод самостоятельного познания обретает новые черты в современном информационном пространстве. Так визуальное представление информации позволяет более компактно передавать ее и ускорять процесс восприятия и сохранения. Поэтому восприятие визуальных образов должно рассматриваться как потенциальный союзник, способ обогащения, вариативности форм приобщения к чтению [1, с. 263]. Взаимодействие нескольких языков культуры помогает учащемуся понять природу представления знания в разных учебных дисциплинах, использование разнообразных форм освоения информации (цифровой, визуальной, текстовой, технологической) позволяет развивать технологии обучения в настоящем и будущем. Информационная компетентность личности становится также основой соблюдения этических норм при сборе, оценивании и использовании информации.
Кроме того, по мнению ученых, эффективность обучения можно повысить за счет взаимообучения и совместной учебы, следовательно, возрастает роль коммуникативных навыков. Е. Н. Ястребцова отмечает, что «ученики должны развивать умение делиться знаниями и учиться вместе с другими, как при непосредственном общении, так и с помощью технологий, чему в настоящее время способствуют социальные сервисы Веб 2.0.» [7, с. 15]. Таким образом, просматриваются следующие составляющие информационной компетентности учащихся: ценностная ориентация на доступ к информации и владение знаниями; чтение, как восприятие текстовой, звуковой, визуальной информации (в т. ч. в электронной среде); владение ИКТ и структурированной системой знаний, коммуникативные навыки. Эти составляющие должны стать основой современного обучения, ориентированного на жизнедеятельность учащихся в будущем информационном обществе.
Названные основы современного обучения могут и должны формироваться в процессе педагогической деятельности специалистов библиотек, обслуживающих детей и подростков. Библиотеки способствуют формированию информационных компетентностей учащихся от ценностной ориентации на получение знаний различными способами до конкретных технологических приемов информационно-потребительской деятельности. Они позволяют учащимся приобрести опыт информационно-потребительской деятельности, обрести навыки осознавать и выражать свои информационные потребности; находить необходимую информацию и оценивать ее качество; использовать, создавать и хранить информацию, представленную на различных носителях; осуществлять ее эффективное и этичное использование; обмениваться информацией со сверстниками и взрослыми [3, с. 296].
Ранее мы отметили, что одним из инструментов освоения социального ИОП является чтение. Чтение можно рассматривать как культурную традицию социума и технологию получения образования, как духовный, эмоциональный и интеллектуальный процесс. Чтение как вид самостоятельной познавательной деятельности является необходимым навыком в современных условиях вариативного образования. Важная роль в продвижении чтения возлагается на библиотеки для детей и подростков. Они могут научить ребенка воспринимать и оценивать тексты, использовать чтение в образовательной деятельности, для освоения социокультурного пространства, в том числе в условиях увеличившегося потока информации в электронной среде. Обеспечение библиотек необходимыми печатными изданиями и доступом к информации в электронном виде решает двуединую задачу: удовлетворение читательских интересов и создание читающей нации.
Библиотека и школа, создавая условия для развития различных видов чтения - инструментального, образовательного, развивающего, рекреационного, стимулируют формирование личности будущего информационного общества. Отметим, что Говард Гарнер в книге «Необученный разум» выделил 7 различных способов познания мира: языковые средства, логико-математический анализ, пространственное представление, музыкальное мышление, использование собственного тела для решения проблем, понимание других людей и понимание самих себя [8, с. 26]. Для постижения культуры во всем ее многообразии человек может использовать все эти способы, дополняющие друг друга. Следовательно, приобщение к чтению должно опираться на доминирующий канал восприятия ребенка. Поэтому библиотеки должны использовать различные средства, формы и методы продвижения чтения подрастающему поколению, максимально учитывать сильные стороны растущей личности. Таким образом, критерием информационной компетентности в современном обществе остается приобщенность школьника к чтению - личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением, позитивным отношением к чтению в целом, к себе как к читателю, к сообществу читающих людей.
Другим важным инструментом освоения социально информационно-образовательного пространства являются ИКТ. Использование ИКТ в сфере воспитания и обучения имеет двойственное воздействие на ребенка и подростка. С одной стороны, делая лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений, ИКТ интенсивно наращивают потенциальные возможности культурного, личностного развития. С другой стороны, личность школьника находится на рубеже культур, он ощущает себя уже «перешагнувшим» прежнюю социальную культуру, отлученным от нее, но, в то же время, еще полностью не приобщившимся к новой культуре. Для современных учащихся велик престиж информации, доступной в электронной форме, желание получить такую информацию и поделиться ей со сверстниками. В соответствии с исследованиями по психологии чтения В.П. Чудиновой, в наши дни меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, но и отношение их ко всему комплексу медиа - книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету [6, с. 8].
Чтение книг школьниками, прежде направленное на получение систематических знаний, развитие образного мышления, художественное восприятие, ныне используется лишь для выполнения школьный заданий, либо отдыха, уходит чтение для души и самообразования. Чтение периодики используется преимущественно для развлечения, предпочтительны журналы с обилием иллюстраций, электронные периодические издания. В то же время в среде библиотечных специалистов и педагогов наблюдаются социальные барьеры неприятия чтения в электронной среде: материально-экономические; психологические, обычно свойственные людям с традиционным складом мышления; технологические, вызванные отсутствием навыков работы с ИКТ. Именно эти барьеры, по нашему мнению, приводят к дискуссиям «книга или компьютер», «чтение или Интернет» и т.п. Полагаем, что сетевое электронное пространство нужно не противопоставлять чтению, а использовать как средство привлечения к чтению и развития читательской культуры, как инструмент формирования информационной компетентности личности. Обоснуем эту позицию. В последнее время в Интернет наблюдается стремительное увеличение числа сайтов цифровых библиотек, включающих тексты произведений мирового литературного наследия, современной художественной, научно-популярной, научной литературы. Увеличивается число посетителей таких сайтов. Библиотекам, образовательным, книгоиздательским учреждениям необходимо активизировать деятельность по проведению в Интернете масштабных рекламных акций и специальных просветительских и образовательных мероприятий для формирования познавательных потребностей школьников и повышения статуса книжной культуры в обществе.
Кроме того, ИКТ можно рассматривать как инструмент формирования поисковых и аналитических навыков работы с информацией, библиографической деятельности в электронной среде. Информационная грамотность, компетентность, культура по мере овладения ими, становятся средствами освоения социального информационно-образовательного пространства и личностного развития. Во многих библиотеках страны разработаны курсы информационной культуры личности школьника. Библиотекари, работающие с детьми и подростками, в последнее время разрабатывают и внедряют программы, интегрирующие компоненты развития у школьников читательской и информационной культуры. В настоящее время необходимо дальнейшее изучение особенностей освоения школьниками электронной среды, привитие потребностей в знаниях, создание методик формирования информационной компетентности человека с детства.
ФГОС ставит перед образовательными учреждениями задачи расширения проектной, исследовательской деятельности учащихся. Действительно, именно в процессе работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учащихся. Однако исследовательская деятельность требует систематизированных знаний школьников в конкретной предметной области, а также предполагает умение оценивать, анализировать, обобщать, классифицировать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Проектная деятельность учащихся, реализованная на базе библиотеки, позволяет приобрести систематизированные знания об окружающем мире и формировать умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; развивать поисковые и исследовательские навыки; навыки самостоятельной оценки процесса и результата проекта, умение работать в сотрудничестве и коммуникативные навыки. Таким образом, приобретение систематизированных знаний становится основой формирования информационной компетентности, которая, в свою очередь побуждает к дальнейшему познанию окружающего мира.
Как уже было отмечено, современное образование невозможно без коммуникативных навыков. Уже в начальной школе ребенок становится субъектом не только учебной деятельности, но и активного межличностного взаимодействия. В среднем школьном возрасте общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка приобретает ведущую роль. Присущие подросткам учебная, общественно-организационная, художественная, спортивная, трудовая виды деятельности требуют коммуникативных умений. Детские и школьные библиотеки, опираясь на данные потребности детей и подростков, могут использовать различные формы и методы, формируя коммуникативные навыки как компонент информационной компетентности учащегося.
Таким образом, в современных образовательных условиях повышается роль библиотек как в поддержке образовательного процесса в целом, так и в обеспечении разнообразия индивидуальных образовательных траекторий, самореализации обучающихся в процессе учебной и исследовательской деятельности. Библиотечная деятельность способствует формированию информационных компетентностей учащихся, и, следовательно, эффективному освоению ими социального информационно-образовательного пространства.
Рецензенты:
Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор ФГБОУ «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.
Резанович И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Олефир С.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11823 (дата обращения: 21.11.2024).