Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В КАЗАХСТАНЕ

Ускенбаева С.Т. 1
1 Карагандинский государственный медицинский университет
В статье освещаются основные вопросы этнокультурного и поликультурного образования, вызванные современными реалиями полиэтнического государства. Автор подчеркивает особую функцию системы высшего образования в сохранении и развитии этнической культуры. Значимость этнокультурного и поликультурного образования освещается с позиций национальной идеологии Республики Казахстан. Воспитание и обучение первоначально осуществляется на основе национальных идеалов, а затем на основе идеалов общечеловеческих. Поликультурное и этнокультурное образование актуально для многонационального Казахстана, так как способствует формированию знаний о различных культурах, привитию общих мировоззренческих особенностей в восприятии истории, культуры, формированию общих интересов. Поликультурное образование содействует межэтнической интеграции и межэтнической толерантности, внутренней стабилизации поликультурных и полиэтничных национальных обществ. Основная идея межэтнической интеграции – это идея диалога культур.
поликультурное образование
межэтническая интеграция
этнокультурное образование
образование
культура
1. Аналитическое обозрение. – 2005.- № 1. – С. 3-8.
2. Антология педагогической мысли Казахстана Т.1/ Сост. С. Калиев, К. Аюбай – Алматы: Сөздік-Словарь, 2012. – 447 с.
3. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. – М: Учпедгиз, 1956. – С. 136-203
4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Нар. образ., 1999. – 208 с.
5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.- 704 с.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика. – Избр.пед. соч. – М., 1995.
7. Матис, В. И. Соотношение родной (национальной), государственной и мировой культур в педагогическом процессе // Качество педагогического образования: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – Алматы : Изд-во КазНПУ им. Абая, 2004. – С. 239-247.
8. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6. – С. 12-19
9. Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция в Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева 26 мая 2006г. // Казахстанская правда. 27 мая 2006.
10. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование. – Алматы: Ғылым, 1997.-152 с.

Существование в Казахстане многообразия культурных общностей актуализирует стремление этносов сохранить свою этнокультурную идентичность. В связи с этим система высшего образования должна стать культуросберегающим и культуроразвивающим фактором. Российский ученый В.М. Межуев подчеркивает важность взаимоотношения культуры и образования: образование сближается с культурой в качестве национальной [8].

В педагогике дидактическое понятие культуры сформулировано как основа для воспитания и обучения. Культурологический подход к образованию и воспитанию позволяет рассматривать педагогические явления на социокультурном фоне. А. Дистервег подчеркивал необходимость сообразовать воспитание и обучение на основе индивиду­альных - национальных - общечеловеческих начал в че­ловеке [3].

Термин «этнокультурное образование» Ж.Ж. Наурызбай понимает как «модель образования, ориентированную на сохранение национально-культурной и языковой идентичности личности и самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей других культур» [10, с. 41].

Этнокультурное образование имеет целью формирование субъекта этноса, носителя идей родной нации, языка и культуры, одобренных предыдущими поколениями. При этнокультурном образовании молодое поколение приобщается к этническим ценностям нации, усваивает навыки поведения, соответствующие нравственным нормам и традициям этноса.

Источником этнического аспекта в содержании высшего образования Казахстана является духовное наследие казахских просветителей. Истоки гуманизма мы находим в трудах Абая, подчеркивавшего, что основная цель воспитания - очеловечивание человека. Абай, черпая знание через народную мудрость, взял лучшее из многовековой культуры казахского народа. Его творчество носит просветительский характер: педагогические воззрения приобретают художественные формы. Красной нитью через все творчество поэта идет мысль об обучении и воспитании молодежи. Он пишет о необходимости обучения детей на родном языке, а позже и на других языках. Он как гуманист пропагандировал дружбу с другими народами. Идеи Абая Кунанбаева по праву можно считать источником формирования этнического образования казахского народа на основе общечеловеческих ценностей, а также предпосылкой осознания важности формирования этнокультурных интересов обучаемых.

В учебниках для казахских школ, разработанных И.Алтынсариным и представителями казахской интеллигенции начала ХХ века - Ж.Аймауытовым, А.Байтурсыновым, Х.Досмухамедовым, К.Жубановым, М.Жумабаевым и др., содержание обучения было ориентировано на этнические особенности обучаемой аудитории. Авторы были убеждены в том, что нужно изучать историю, географию и культуру родного народа. Педагоги-просветители верили в то, что национальная школа будет способствовать сохранению этнической самобытности казахов и благодаря их деятельности были открыты национальные школы. В трудах просветителей четко прослеживается сочетание национального и общечеловеческого в соотношении как особенного и общего; идеи представителей казахской интеллигенции начала ХХ века являются подтверждением необходимости формирования этнокультурных интересов студентов, а их идеи познания культуры других народов являются зачатками поликультурного образования [2].

Центром этнокультурного образования и формирования этнокультурных интересов студентов является студенческая группа. В студенческие годы происходит зрелое осознание этнокультурных интересов, возникает и развивается общность интересов с ребятами одного возраста. Формирование этнокультурных интересов студентов в содержании вузовского образования будет эффективна, если учитывать этнокультурный аспект учебных дисциплин. На уровне содержания учебного материала формированию этнокультурных интересов способствуют дисциплины: «История Казахстана», «Культурология», «Казахский язык», «Русский язык», «Политология», «Основы экономики» и т.д. На факультетах иностранных языков университетов при подготовке будущих преподавателей немецкого, английского и других языков изучаются такие дисциплины, как «Страноведение», «История языка» и т.д. В курсе обучения студенты знакомятся с историей, традициями и культурой этносов.

Проведенный нами анализ учебных программ, учебных планов высших учебных заведений по общеобразовательным дисциплинам показал, что они направлены на социализацию студентов, в них наряду с обязательным содержанием включается учебный материал о культуре, традициях национальных меньшинств, предполагающий формирование этнокультурных интересов. Практически во всех Типовых учебных программах общеобразовательных дисциплин подчеркивается мысль о толерантности как залоге благополучия и безопасности государства, межнациональном согласии как основе укрепления независимости и демократии в Республике Казахстан, о формировании национальной идеи как фактора консолидации многонационального и поликонфессионального казахстанского общества. На занятиях студентов знакомят с деятельностью Ассамблеи народов Казахстана и ее роли в культуротворчестве казахстанского общества.

В результате проведенного анализа ГОСО и Типовых учебных планов по общеобразовательным дисциплинам мы обнаружили, что изучение общеобразовательных дисциплин способствует формированию у студентов умений разбираться в сложных этнических системах, институтах, созданных людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции процессов, происходящих в обществе, сохранению этносов как целостности. Комплекс данных дисциплин позволяет формировать представления о многообразии и самоценности культуры всех этносов.

Таким образом, в развитии мировоззренческой и моральной убежденности студентов огромное значение имеет этнокультурная направленность всего учебного процесса, поэтому необходима синхронизация в построении программ гуманитарного цикла. Основная идея - разносторонняя информация об истории, культуре и языке этносов, что достигается в условиях интеграции и синхронизации данных дисциплин. При построении программ необходимо использовать принцип синхронизации как с содержательной стороны (между предметами), так и с организационной (между учебным и внеучебным временем). В учебном процессе студенты овладевают системой знаний об истории, культуре, языке этносов, проживающих в Республике Казахстан. Внеаудиторное же время обеспечивает реализацию приобретенных знаний в практической деятельности.

Беседа, чтение и обсуждение рассказов, просмотр кинофильмов, организация экскурсий, разбор народных пословиц и поговорок, игровые ситуации, конкурсы на исполнение национального танца, исполнение песен, викторины и др. являются активными методами воспитания как аудиторной, так и внеаудиторной работы, так как основаны на диалоге, обсуждении и воздействуют на эмоции студентов.

К традиционным средствам передачи культуры относятся праздники, обычаи и традиции, аккумулирующие общепринятые и распространенные идеи, принципы, образцы поведения, мышления и чувствования, входящие в структуру духовной культуры. Воздействуя на чувства личности, они вызывают определенные мысли и настроения, помогают осмыслить жизнь, удовлетворяют потребность людей в единении со своим этносом. Накопление знаний о каждом этносе Казахстана, изучение их традиций, осмысление их этнической специфики в сфере фольклора, народного искусства, обычаев, обрядов - все это оказывает непосредственное воздействие на этническое самосознание. Среди средств формирования этнокультурных интересов студентов огромную роль играют праздники: День Независимости, День Победы, День Конституции, День единства народа Казахстана, Наурыз и др. Подобные мероприятия обогащают эмоциональное восприятие мира, укрепляют традиции. Важным средством также является знакомство студентов с культурой других стран. В этом отношении значительную роль играют Дни литературы и искусства, молодежные фестивали, предметные олимпиады и т.д.

Часть высших учебных заведений Казахстана ориентирована на формирование этнокультурных интересов в качестве стержня содержания этнокультурного образования. Включение студентов в культурно-массовые мероприятия, проводимые вузами, развивает высокий интеллектуально-творческий потенциал, чувство самодостаточности, адекватную и позитивную самооценку. При проведении массовых мероприятий студенты получают возможность для развития коммуникативных качеств, умения принять и понять представителя другого этноса через эмоциональный контакт.

Этнокультурные и этноязыковые интересы студентов формируются в том случае, если учитывается этнолингвистический аспект образования при обучении на казахском, русском, иностранном языках. Языки изучаются как «культурный код», через них возможно приобщение студентов к традициям и обычаям родного и других этносов. Это помогает студентам, сравнивая различные культуры, осознавать роль и место каждой в мировом культурном пространстве. Посредством изучения казахского, русского и иностранного языков студент начинает понимать мировую художественную культуру, устное народное творчество, литературу.

В Законе об образовании поставлена, на наш взгляд, совершенно справедливая задача перехода системы образования к реальному трехязычию, при котором рабочими языками обучения становятся казахский, русский, иностранные языки. В октябре 2006 года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства Н.А. Назарбаев предложил идею триединства языков. В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» президент обозначил одной из основных тенденций образовательной политики внедрение культурного проекта «Триединство языков». «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык - как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику», - сказал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев [9].

Огромна роль внеинституциональных организаций в формировании этнокультурных интересов студентов. В настоящее время в общественном сознании постепенно происходит понимание места молодежи в развитии государства. В 1999 году распоряжением Президента Республики Казахстан утверждается Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан. В 2000 году был создан Совет по делам молодежи при Правительстве Республики Казахстан. В этот же год постановлением Правительства была утверждена республиканская программа «Молодежь Казахстана». В 2001 году проводятся парламентские слушания по вопросу государственной молодежной политики, на котором принимается решение о разработке закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Данный закон был представлен впервые на 1 Конгрессе молодежи Казахстана. 7 июля 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Молодежные организации способствуют формированию личности, умению работать в многонациональном коллективе.

Таким образом, можно подчеркнуть, что действенность этнокультурного образования в вузе зависит от целей системы воздействия на студента: от идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук, этнической направленности учебного процесса по общетеоретическим дисциплинам, от организации учебного процесса и работы со студентами во внеучебное время, вовлечения студентов в общественно-политическую работу и т.д. Вся эта разносторонняя деятельность вуза, каждая ее форма выступает не только в качестве средства этнокультурного образования, но и является его условием. Это означает, что весь уклад жизни коллектива вуза должен быть так организован, чтобы он смог оказывать должное моральное воздействие на студента, отвечающее потребностям нашего общества.

Этническое должно диалектически сочетаться с общечеловеческим. На идеях поликультурности образования основывается программа «Пампедия» Яна Амоса Коменско­го, большая ее часть имеет целью - формирование у детей умения жить в мире, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей [6].

Определяя соотношение родной (национальной), российской и мировой культур в педагогическом процессе, современный российский ученый В.И.Матис выделяет три основных положения: изучение культуры отдельно взятого народа невозможно в отрыве от культуры других народов; национальные ценности являются неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей, вместилищем всего прогрессивного, что раскрывается в общечеловеческом; национальные ценности несут в себе отпечаток социально-экономических отношений, особенностей духовно-нравственной жизни народа, национального характера [7].

Важность поликультурного образования в становле­нии личности подчеркивают идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. Согласно его идеям педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национальных идеалов, а затем трансформируется в деятельность по достижению идеалов общечеловеческих. «В общем же ход развития отдельной личности должен быть выясняем ходом развития всего человечества, так как личность в своем развитии повторяет ход развития человечества. Поэтому лучший и вернейший воспитатель есть история человечества, его переживаний, воспроизведение в развитии воспитываемого постепенного восхождения человечества к истине и культуре. Нужно привести человека к человечеству, часть к целому» [5].

«Поликультурное образование - это такое образование, кото­рое направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в конкретном сообществе, в общественной системе и цивилизации в целом, таких, в частности, как межкультурная толерантность и уважение». По принципам многокультурного образования все «независимо от этнического происхождения ...., должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями..... Многокультурное образование - это способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях» [4, c. 34].

Поликультурное образование актуально для многонационального Казахстана, так как оно способствует формированию знаний о других культурах, позволяет выделить общее и особенное в тра­дициях и образе жизни представителей различных этнокультур.

Идеология национальной политики Казахстана, по мнению М. Ашимбаева, А. Косиченко, А. Нысанбаева, А. Шоманова, должна отвечать следующим требованиям: сочетание в себе специфики национального содержания и общечеловеческих ценностей; представлять процесс объединения современного общества вокруг казахского этноса при ответственности казахов в осуществлении и реализации интересов других этнических групп; глубокая интеграция в современный мир; преобладание гуманитарного начала и др. [1].

Таким образом, суть формирования этнокультурных интересов в образовании - восхождение через этническую культуру к общечеловеческой культуре и развитие на этой основе планетарного мышления. Отсюда, формируя этнокультурные интересы студентов, прививая студентам мысль о том, что каждый из них представляет собой ценность для нашего многонационального государства, формируя личность, способную уважать ценности другой культуры, мы воспитываем поликультурную личность.

Рецензенты:

Абильдина С.К., д.п.н., профессор Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова, г.Караганда.

Жетписбаева Б.А., д.п.н., профессор Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова, г.Карага

Библиографическая ссылка

Ускенбаева С.Т. К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В КАЗАХСТАНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11814 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674