Изучение искусства и его видов в условиях нехудожественных высших учебных заведений имеет свою специфику, связанную с целями и задачами искусствоведческих дисциплин, их местоположением в учебном процессе, уровнем базовых знаний студентов. Это в свою очередь определяет и соответствующие методические установки и формы работы. Как известно, в школах курсы искусствоведческого профиля либо вовсе отсутствуют, либо носят формально-информативный характер. Поэтому уровень художественных представлений студентов зависит исключительно от их индивидуального жизненного опыта общения с искусством, а он, как правило, крайне мал. Что же касается местоположения соответствующих дисциплин в учебном процессе, то в силу отсутствия видимой прагматической необходимости, они вольно и невольно, даже чисто психологически, воспринимаются как периферийные, факультативные.
В этих условиях традиционное историко-стилевое построение курса оказывается абсолютно непродуктивными. Главным становится не получение знаний, информации, не имеющей практически реального употребления, а процесс погружения в мир художественного творчества, пребывание в эстетическом пространстве и, как результат, получение личных, прочувствованных художественных впечатлений.
Основная цель эстетического образовательного комплекса в данном случае может быть обозначена достаточно широко: как стимуляция - путем общения с искусством и через искусство - творческой фантазии, прогностических способностей, освобождение от стереотипов мышления. Искусство обладает в этом плане неисчерпаемыми (но, к сожалению, мало учитываемыми на практике) возможностями: оно принципиально антинормативно, представляет собой цепь открытий, непредсказуемостей и каждый раз требует от воспринимающего субъекта, вступающего с ним в диалог, адекватного отношения, каждый раз ставит над ним эксперимент на способность выйти за рамки обыденного, конформистски-унифицированного сознания, переключая мышление в иное измерение, в мир тайны и художественной условности.
На пути движения к указанной цели возникает ряд конкретных задач, как то: формирование навыков восприятия художественных произведений как творческого акта; постижение разных уровней и форм интеграции художественных видов и жанров - от генетического до структурного; привитие элементов герменевтического подхода к явлениям искусства, навыков чтения и интерпретации художественных текстов и в допустимой степени «перевода» их на вербальный язык.
Из вышесказанного вытекает морфологическая направленность искусствоведческого блока, основная его проблематика, методологические идеи. Важнейшая из них - это идея целостности мира искусства, взаимосвязей его видов, родов, жанров. Суть ее состоит в обнаружении и наглядном представлении всех возможных каналов, по которым происходит общение художественных видов. Особенно важны здесь пространственно-временные отношения. Они позволяют свободно преодолевать демаркационную линию между так называемыми пространственными и временными искусствами. Привитие внутреннего ощущения нетождественности физического и концептуального пространства и времени - это задача сложная, но чрезвычайно продуктивная. Решение ее, даже частичное, позволяет разрушать клишированность и одномерность восприятия явлений искусства и жизни.
Процесс восприятия искусства всегда интерпретационен, всегда разгадывание некоей тайны, требующей сотворчества, фантазии, интуиции, озарения. С этой точки зрения занятия искусством применительно к непрофессионалам в данной области можно признать вполне прагматическими, ибо они воспитывают качества, крайне необходимые в любой другой сфере деятельности.
Разнообразный, отмеченный острой актуальностью материал дает в этом плане современное искусство, отмеченное радикальной плюралистичностью, толерантностью по отношению к несовместимому, допускающее соединение в одном творческом акте, в одном произведении древнего мифологизма и современных технологий, эзотерики и поп-культуры, элитарного эстетизма и массового ширпотреба, а шире - искусства и неискусства. Подобные структуры оказываются чрезвычайно увлекательными для восприятия и художественного «чтения», тем более что подобные «странные связи» наполняют духовную атмосферу самой жизни наших дней, ее культурное пространство.
Библиографическая ссылка
Цукер А. М. ЭСТЕТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ НЕХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=118 (дата обращения: 09.10.2024).