Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Шевхужев А.Ф. 1 Арова О.З. 1
1 ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», аграрный институт
В статье рассматриваются методологические подходы при формировании культуры межнациональных отношений в студенческой среде вуза. Подчеркивается необходимость воспитания молодежи в духе толерантности, для чего предлагается система апробированных методов, анализируются и обобщаются результаты исследований в современной науке, позволяющие научить молодежь культуре толерантного поведения в общении с представителями различных этносов. Актуализируется необходимость системного подхода в формировании культуры межнациональных отношений студентов, включающего: определение уровня «толерантности» студентов через анкетирование и тестирование; выявление проблем, препятствующих или способствующих культуре межнациональных отношений; изучение специальных дисциплин, позволяющих студентам узнать глубже истоки культуры наций и народностей и их интернациональную сущность; разработку практики вовлечения в межнациональные отношения, позволяющие сблизить этнокультурные различия.
воспитание
личность
межнациональное общение
толерантность
поликультурная среда вуза
культура
студенты
1. Вахитов Р.Р. Империя и нация в русской истории // Политическое образование: информационно-аналитический журн. 04.04.2012. - URL: http://lawinrussia.ru/node/95108 (дата обращения: 27.11.2013).
2. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных общений в поликультурном образовательном пространстве: Автореф. дис... д-ра пед. наук.- Казань, 2010. - 38 с.
3. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008. - 28 с.
4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. - URL: http://surkov.info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/
5. ФахрутдиноваГ. Ж. Формирование поликультурных ценностей личности в условиях этнокультурного образовательного пространства // Global international scientific analytical project International Academy of Science and Higher Education World Research Analytics Federation. - URL: http://gisap.eu/ru/node/1320

Россия является исторической Родиной более 100 наций и народностей, и поэтому вопрос культуры межнационального отношения является вопросом не только культуры вообще, но, на наш взгляд, - это вопрос целостности государства, один из главных приоритетов ее национальной безопасности. Во все времена вопрос культуры межнациональных отношений являлся для России актуальным. Наша страна была многонациональным государством испокон веков, что зачастую делало ее сильной и богатой с точки зрения культурного наследия. Однако всего несколько десятилетий назад слово «толерантность» и необходимость ее воспитания казались неактуальными, ведь дружественное отношение разных национальностей воспитывалось в советских школах, институтах, считалась, что население всей страны в национальном отношении представляется одной общностью, советским народом, строителем коммунизма, а попытки разобщения национальностей властями пресекались жестко. Что же касается периода самодержавия, заметим, что Императором и его ближайшим окружением делалось все, чтобы государство оставалось интернациональным, а попытки же создания национального государства привели к революции и гражданской войне. «Недонационализм народа сошелся с постнационализмом, интернационализмом большевиков, и их совместной силы хватило, чтоб поставить крест на попытках русской политической нации начала ХХ века перейти в этатистскую плоскость, реализовать свой проект национального государства» [1].

Причины перемен, приведших к нарастающему противостоянию народов, определить не трудно, но наша основная цель заключается в поиске механизмов, позволяющих решать задачи по укреплению дружбы народов, населяющих нашу страну, а значит, и способствовать стабильному социально-экономическому развитию российского общества. Межнациональные отношения более всего укрепляются в процессе совместной работы и учебы представителей различных наций. В данной работе рассматриваются факторы, влияющие на межнациональные отношения студентов в поликультурной среде вузов.

Молодежь - одна из основных социальных групп нашего общества, постепенно вливается в ряды более взрослого поколения, принимает активное участие в общественных процессах, происходящих в стране, от того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в этой среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

В связи с возрождением национальных культур народов, проживающих на территории России, восстановлением традиций, встает вопрос об отношении молодежи к этим проблемам. Студенческая молодежь является наиболее образованной и социально-активной частью, авангардом молодежи, принимает активное участие в общегосударственных и политических процессах. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание и освоение этого процесса повлияют на дальнейший ход восстановления и развития национальных культур и межнациональных отношений. Заметим также, что нынешние студенты - эта аудитория, которая будет определять экономическую и политическую элиту России 21 века, и с этих позиций воспитание сегодняшнего студенческого сообщества в духе толерантности носит стратегический характер.

Для формирования механизмов воспитания студентов в духе толерантности на начальном этапе следует определить сложившуюся культуру межнациональных отношений студентов в вузе и ее истоки. А для выяснения этих проблем наиболее эффективным методом является анонимное анкетирование.

Исследования, отражающие установившуюся культуру межнациональных отношений, были проведены в Северокавказской государственной гуманитарно-технологической академии (СевКавГГТА). Академия является одним из старейших вузов Российской Федерации, ведет подготовку по 30 специальностям и направлениям, имеет в своем составе 7 институтов, 1 факультет, инновационный инкубатор, средне-профессиональный колледж, сельскохозяйственный техникум, 38 кафедр, штат сотрудников составляет более 1000 человек, из которых 63 % имеют ученые звания. Академия также принимает активное участие в научно-исследовательской работе, разработке различных инноваций, направленных на укрепление экономического потенциала экономики страны. СевКавГГТА расположена в г. Черкесске в Карачаево-Черкесской республике (КЧР). Карачаево-Черкесия является одной из многонациональных республик Северного Кавказа. Здесь проживают до 35 наций и народностей России, Родина 4 этносов: карачаевцев, черкесов, абазин и ногайцев, то есть академию можно рассматривать как зеркало, отражающее сложившиеся взаимоотношения между нациями в России.

На начальном этапе исследований нами было проведено анкетирование с целью выявления толерантности студентов.

Так, нами были сформулированы 3 блока вопросов.

  • 1 блок вопросов использовался для оценки понятия студентами нации, направлений развития этнических процессов, отклика на оскорбления по национальному признаку при негативной оценке народа, к которому они принадлежат;
  • 2 блок вопросов направлен на выявление восприятия студентами различных этнических групп, в процессе взаимообщения;
  • 3 блок вопросов был призван для выявления отношения студентов к вероисповеданию, культуре других народов.

Наши респонденты: студенты СевКавГГТА в возрасте от 18-22 лет, 25 человек, половой состав - 13 юношей и 12 девушек, выборка произвольная, анкетирование добровольное и анонимное.

В процессе обработки информации по первому блоку вопросов было установлено, что довольно не однозначны и противоречивы попытки респондентов в определении, что же такое национальность в понимании каждого и какова ее роль в жизни. Так, большинство респондентов (92 %) испытывали трудности в попытках определиться в этом вопросе, называя либо большой набор различных характеристик, либо давая противоречивые друг другу ответы, предпочтение отдавали психологии как манере думать и чувствовать. Таким образом, понятие национальности в студенческой среде все еще остается характеристикой, которую легче почувствовать, пережить, чем логично описать.

В студенческой среде нет однозначного понимания того, как развиваются этнические процессы. Так, 18 % считают, что национальные различия будут стираться и в будущем образуется единая цивилизация; 16 % думают, что в будущем останется лишь несколько крупных народов; 29 % предполагают, что количество народов в ходе исторического развития не изменяется и в будущем в этом плане не произойдет каких-либо изменений; 25 % считают, что в ходе развития одни народы сходят с исторической сцены и появляются новые; 12 % не смогли сформулировать свое мнение по этому поводу.

Причиной большинства политических конфликтов 41 % респондентов считает межнациональные отношения, а 55 %, наоборот, считают, что большинство межнациональных конфликтов создается искусственно для достижения тех или иных политических целей. Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.

Анализ второго блока вопросов (по восприятию студентами различных этнических групп) показал, что большая часть опрошенных интересуется вопросами национальных отношений и в повседневной жизни. Так, 88 % опрошенных охотно вступают в контакт с представителями других народов. Для 46 % в повседневных контактах практически всегда имеет значение национальность человека, с которым общаются. Для них в основном это носит информационный характер. Лишь 23 % заявили о том, что на национальную принадлежность при общении никогда не обращают внимания (не выделяют по национальному признаку). Большинство студентов (70 %) позитивно оценивают свою этническую принадлежность.

Следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя 85 % респондентов имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, многие определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности. Так, 20 % опрошенных заявляют о том, что с представителями некоторых национальностей им было бы неприятно общаться и видеть их в своем городе. На вопрос об отношении к межнациональным бракам 5 % однозначно высказали своё отрицательное отношение, 16 % заявили, что их отношение зависело бы от национальности человека, 5 %, обращая внимание на национальность человека, определяют, стоит с ним общаться или нет. В повседневной жизни 76 % опрошенных считают, что их выделяют по национальному признаку, это носит лишь информационный характер, не играет важной роли, для 14 % национальная принадлежность может превращаться в своеобразный барьер, затрудняющий общение с окружающими. Отсутствие в новых российских паспортах графы «национальность», по мнению 50 % респондентов, позволит многим избежать притеснений по этническому признаку. Положительно относятся к отсутствию графы «национальность» в российских паспортах 20 %, так как это послужит стиранию межнациональных различий, но 10 % считают, что это оскорбляет национальные чувства граждан и к такому факту относятся отрицательно.

При анализе блока вопросов, направленных на оценку отношений студентов к культуре других народов и вероисповеданию, были получены следующие результаты:

  • с культурой своего народа хорошо знакомы 44 % студентов, 54 % считают, что нужно сохранять национальную культуру народов;
  • 16 % студентов знакомы с культурой других национальностей, живущих в КЧР, 8 % студентов не стремятся к этому;
  • хотели бы знать больше о культуре других народов - 80 %;
  • считают, что нужно сохранять национальную культуру - 54 %.

Анализ блока вопросов о вероисповедании дал следующие результаты:

  • 29 % студентов назвали себя православными, 49 % ответили, что исповедуют ислам. 6 % студентов в Бога не верят, а 12 % ответили, что верят в существование Высших сил, не исповедуют какую-либо религию;
  • только половина студентов, считающих себя верующими, соблюдают религиозные обряды.

Следует обратить внимание на следующий факт: свое отношение к национальным обычаям и традициям 40 % респондентов определяют как положительное, так как позволяет сохранить свою самобытность и свой исторический путь, а 30 % - как отрицательное, по их мнению, это затрудняет межнациональное общение.

Следует констатировать факт - значительная часть студентов, несмотря на свой интерес к другим народам и желание общаться с их представителями, в принципе не готова к таким контактам. В процессе анкетирования было установлено, что 45 % студентов особо не задумываются о своем поведении, находясь в других регионах или странах. Контактируя с представителями других народов, они поведут себя так, как им удобно, 22 % постараются подстраиваться под поведение народа, с которым контактируют, и 27 % студентов пытаются продемонстрировать свои лучшие качества, так как, по их мнению, по их поведению будут судить обо всем народе, представителями которого они являются.

Таким образом, вопросы национальных отношений в студенческой среде России являются актуальными. Вузы России отличаются поликультурным образовательным пространством: в них преобладает смешанный национальный состав. Практика показывает, что в таких вузах нужны не отдельные технологии, формы, методы, средства формирования культуры межнациональных отношений, а система, целенаправленно воспитывающая культуру межнациональных отношений в студенческой среде.

На основе изучения научной литературы и собственных наблюдений были выделены критерии, которым должна отвечать поликультурная среда вуза, и механизмы, которые способствовали бы их эффективному внедрению:

- необходимо отражение в учебно-воспитательном материале гуманистических идей; так как установлено, что качество межкультурного воспитания студентов во многом зависит от выбора разнообразных средств, форм, подходов в воспитании межкультурных отношений в стенах вуза. Наблюдается закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью студентов и преподавателя, их активной жизненной позицией, системой отношений в поликультурном обществе и ценностей. В этой ситуации важна практика вовлечения в межнациональные отношения, которые способствуют сближению этнокультурных различий. В процессе такой подготовки должны быть вложены в этноориентированную личность знания, умения и способности адекватно вести себя в противоречивых межкультурных ситуациях, мобилизоваться для адекватного реагирования на внешние воздействия;

  • изучение уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира, так как качество межнациональных отношений зависит от активности и готовности студентов к межкультурным контактам, от этнокультурных знаний студентов и их внутренней готовности к нравственным поступкам;
  • раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире и согласии, так как степень конструктивности межнациональных отношений зависит от оптимального сочетания студентами этнокультурных знаний о своей культуре, обычаях, традициях, нормах, ценностях с культурой других народов;
  • приобщение студентов к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях. Оптимальность межнациональных контактов обусловлена интеллектуальным потенциалом студентов, который помогает им легко и свободно оперировать этнокультурными знаниями в практике межнационального взаимодействия.

Таким образом, установлено, что динамика межкультурного контакта будет зависеть от качества взаимоотношений (общения) между представителями разных культур.

И в заключение хотелось бы поделиться рядом методологических рекомендаций, позволяющих, по нашему мнению, эффективно формировать толерантность студентов в поликультурной среде ВУЗа. Этот процесс многоуровневый, требует усиленного внимания и ответственности всего профессорско-преподавательского состава вуза. Мы исходим из того, что важнейшим пунктом при подготовке высококвалифицированного специалиста является его культурный уровень, определяющим аспектом которого, в конечном итоге, может стать воспитание толерантности. По нашему представлению, толерантность - это, прежде всего, чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой, это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности, и, наконец, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.

У вуза должна быть подготовлена программа обучения межнациональному общению с первого дня пребывания студента в стенах учебного заведения. На первом этапе, при изучении предмета «Введение в специальность», считаем полезным введение раздела «Этика и психология межнационального общения в поликультурной среде вуза». Ряд психологических аспектов межнационального общения может быть рассмотрен в кураторских часах. Здесь важнейшее значение имеет определение уровня толерантности студента с использованием различных тестов и, при необходимости, составление программы по индивидуальной работе с каждым студентом. В дополнении к обязательным дисциплинам, изучаемым в вузах по государственному стандарту (культурология, религиоведение, политология, социология, психология и педагогика), в СевКавГГТА также применяются разработанные практические курсы «Толерантность», «Этнология», «Культура педагога-профессионала».

Позитивное взаимодействие студентов - представителей различных культур достигается посредством форм и методов проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера. При формировании структурных компонентов толерантности используются познавательные, эмоционально-оценочные и поведенческие методы, так, на формирование толерантного поведения студентов направлены лекция, пресс-конференции и познавательные игры. На формирование эмоционально-оценочного компонента оказывают влияние лекция вдвоем, при которой предполагается обсуждение теоретических и практических вопросов двумя преподавателями, придерживающимися различных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссии, совместного решения проблемы, втягивать в обсуждение студентов, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее. Также дают положительные эффекты использование семинаров-дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры. Формирование поведенческого компонента достигалось с использованием семинаров - проблемных ситуаций, различных упражнений типа, например, «Паутина предрассудков», «Превращения», «Я-высказывание, Ты-высказывание», направленные на развитие трех сторон общения, проявляющихся одновременно (коммуникация, интеракция, перцепция).

В результате применения указанных форм и методов позитивное взаимодействие участников образовательного процесса проявляется в сотрудничестве (равенством позиций в общении между представителями различных национальностей и вероисповедания, «чувством партнера», умением принять его таким, какой он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других); компромиссе (совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого) и приспособлении (проявления заботы, внимания к партнеру, оказания ему моральной поддержки и практической помощи).

Рецензенты:

Койчуева А.С., д.п.н., профессор, зав кафедрой психологии и педагогики СевКавГГТА, г. Черкесск.

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор, начальник управления по организации и сопровождению научно-исследовательской деятельности СевКавГГТА, г. Черкесск.


Библиографическая ссылка

Шевхужев А.Ф., Арова О.З. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674