Одним из основных вопросов, решаемых при производстве пожарно-технической экспертизы, является установление экспертом вида источника зажигания, контакт которого с горючими материалами смог повлечь возникновение пожара.
Любые конструкции помещения, предметы, элементы вещной и материальной обстановки, обнаруживаемые следственно-оперативной группой в зоне очага пожара, в зависимости от горючести материалов, из которых они изготовлены, способны воспламениться от различных источников зажигания [4].
Если по результатам проведенного исследования эксперт формирует вывод о том, что пожар возник в результате возгорания того или иного объекта от источника открытого огня, тогда у органов предварительного следствия появляются юридические основания для возбуждения уголовного дела по ст. 167 ч. 2 УК РФ. Результатом судебной экспертизы в виде категоричного вывода (поджог) служит установленный экспертом-пожаротехником факт наличия нескольких очагов пожара, которые между собой независимы друг от друга [5].
Как показал анализ следственной и экспертной практики Главного управления МВД России по Волгоградской области, при раскрытии и расследовании уголовных дел по поджогам в период с 2006 по 2012 гг. установленные лица, как правило, действовали следующим образом. Совершая противоправные действия, направленные на уничтожение чужого имущества посредством поджога, преступники заносят источник открытого огня последовательно в различные места уничтожаемого имущества, т.е. создаются независимые очаги пожара, обнаружение характерных признаков которых не вызывает трудностей у субъектов изучения следовой картины пожара.
Однако в экспертной практике государственного судебно-экспертного учреждения МВД России по Волгоградской области нами зафиксированы и случаи, когда объектом исследования являлись несколько независимых очагов возгорания и после взрыва топливно-воздушной смеси (далее – ТВС), установленных по сходным признакам.
В специальной и криминалистической литературе хорошо описаны признаки взрыва ТВС, такие как:
- действие ударной волны, приводящее к падению стен наружу, приподнятию потолков, скручиванию металлических балок;
- перемещение предметов на различные расстояния и в разных направлениях;
- обжатие снаружи отдельных полых металлических предметов (канистр, баллонов и т.п.);
- поражение людей, характерное для фугасного действия (разрушение барабанных перепонок, поражение органов дыхания и внутренних органов) [2].
Все вышеперечисленные признаки свойственны также и достаточно мощному воздействию ударной волны взрыва, сопровождающемуся распространением пламени, которое может охватывать полностью тот или иной объект, в том числе и легковоспламеняющиеся материалы. Если полное возгорание не происходит или, по крайней мере, опаляет отдельные элементы обстановки, приводит к ожогам лиц находящихся в зоне действия взрыва, т.е. фактически эти признаки являются очевидными. Минимальным действием (повреждением) ударной волны при избыточном давлении около 0,1 кПа принято считать раздражающий звук (137 децибел) с низкой частотой.
Объектом нашего исследования являлись атипичные ситуации возникновения пожара по причине объемного воспламенения ТВС малой мощности, характеризующиеся образованием нескольких очагов возгорания и отсутствием характерных признаков взрыва ТВС.
Для возникновения и распространения горения необходимым условием является наличие смеси горючего вещества и окислителя. В изученных случаях в горении участвовали преимущественно продукты газификации и испарения твердых и жидких веществ, взвеси мелкодисперсных частиц вещества, а также газообразные в нормальных условиях вещества. Выявленная особенность объясняет процессы протекания объемных взрывов, которые обусловливают возникновение пожаров и сопровождают их протекание и развитие. Подобные явления возникают вследствие контакта горючей паро-, газо- или пылевоздушной смеси с источником зажигания [1].
Взрывоопасная смесь может образоваться, например, при поступлении в воздух паров разлившейся горючей жидкости, газа из поврежденного газопровода, пылевидного горючего вещества, горючих продуктов термического разложения веществ при нагревании. Как показывает экспертная практика, паровоздушная смесь, способная к воспламенению, способна образоваться и в результате простого разбрызгивания горючей жидкости в замкнутом объеме помещения после непродолжительного промежутка времени.
Рассмотрим это на примере конкретного уголовного дела.
Так, согласно материалам расследования, гр-н А., находясь в кухне квартиры, в присутствии жильцов, разлил и разбрызгал на различные предметы около 0,4 л жидкости, представляющей собой смесь этилацетата и нефраса. После этого, покинув помещение, вернулся обратно через 15-30 минут и включил газовую горелку. Далее возникло возгорание в нескольких независимых очагах, в местах наибольшей концентрации разлитой жидкости. При проведении осмотра места происшествия явно выраженных признаков взрыва ТВС, таких как разрушение остекления и т.п., не выявлено. Жалоб на ожоги от жильцов не поступало. В результате экспертного исследования установлены три очага пожара, два из которых находились на полу кухни, а один на кухонном столе. Площадь выгорания линолеумного покрытия пола в каждом из очагов составила около 0,4 м2, площадь выгорания крышки стола – 0,3 м2.
Согласно представленным на исследование материалам, растворитель, который использовался в описываемом случае как интенсификатор горения, содержал в качестве основных компонентов этилацетат и бензин-растворитель – Нефрас Бр-2 (ТУ 38.401-67-108-92). Этиловый эфир уксусной кислоты (этилацетат) и бензин, представляющий собой сложную смесь легких углеводородов, согласно справочным данным, относятся к легковоспламеняющимся жидкостям (далее – ЛВЖ) и являются мощными интенсификаторами горения.
В соответствии с представленной технической документацией, композиционный состав растворителя включает в себя этилацетат и нефрас, следовательно, и пожарно-взрывоопасные свойства растворителя определялись пожарно-взрывоопасными свойствами этилацетата и нефраса. То есть сам растворитель представляет собой ЛВЖ.
Для возникновения процесса горения необходимо, чтобы концентрация паров ЛВЖ или горючих жидкостей (далее – ГЖ) находилась в интервале между нижним концентрационным пределом воспламенения (далее – НКПВ) и верхним концентрационным пределом воспламенения (далее – ВКПВ).
Нижний концентрационный предел воспламенения, согласно справочным данным, для бензина составляет jнкпвоб=1,1%, для этилацетата jнкпвоб=2,3% или в пересчете на массовую концентрацию:
,
где m – молекулярная масса.
Тогда для бензина:
,
для этилацетата:
.
Согласно представленным материалам, было вылито около 0,4 л растворителя, содержащего 50 % бензина и 50 % этилацетата. Вычисляем нижний концентрационный предел воспламенения смеси:
.
Согласно представленным на исследование материалам, габаритные размеры помещения составляли 3х4х3 м3, тогда объем помещения, с учетом того что часть помещения занята мебелью (h=15%), V=3х4х3х0,85=30,6 м3. Температура в помещении нами принимается 20oС.
Расчет давления насыщенных паров осуществляется по уравнению Антуана:
,
где А, В, С - константы уравнения (берутся из справочных данных).
Тогда для бензина:
,
Для этилацетата:
,
Давление насыщенного пара растворимой смеси равно сумме произведений давления пара компонента на молекулярную долю его в смеси:
,
где m1 - молекулярная доля первого из компонентов смеси.
Если состав смеси выражен в весовых процентах и q1 есть весовой процент первого компонента смеси, а q2 - второго, то молекулярная доля первого компонента смеси будет равна:
,
где М1 и М2 - молекулярные веса компонентов смеси.
Тогда:
и
Зона, содержащая взрывопожароопасную смесь паров ЛВЖ или ГЖ с воздухом, представляет собой цилиндр, постепенно увеличивающийся по радиусу и высоте в процессе испарения жидкости [3]. В начальный момент основанием цилиндра служат места розлива этой жидкости, имеющие характерные зоны выгорания в очагах пожара, в данном случае около 0,4м2 в каждом из двух очагов на полу помещения и 0,3 м2 на кухонном столе.
Плотность паров бензина определяли по формуле:
.
Плотность паров этилацетата:
.
Плотность смеси:
,
.
Молекулярная масса смеси:
,
.
Интенсивность испарения смеси:
,
.
Расчет радиуса цилиндра взрывоопасной смеси проведем для границ интервала времени от 15 до 30 мин.
,
где: K1 - коэффициент равный 1,1958 для жидкостей; L - характерный размер помещения (м); К2 - коэффициент равный t/3600 для жидкостей; t - время испарения (с); d - коэффициент равный 1,26 для жидкостей.
Величина j0 для жидких веществ определяется по формуле:
,
где: jн =100 Pн/Pa - отношение давления насыщенных паров жидкости при заданной температуре к атмосферному давлению; Мп - масса испарившейся жидкости (кг).
Количество смеси бензина и этилацетата, испарившегося за 15 мин. с площади стола помещения, составляет:
.
Количество смеси бензина и этилацетата, испарившегося за 15 мин. с площади каждого из двух очагов на полу помещения, составляет:
.
Количество смеси бензина и этилацетата, испарившегося за 30 мин. с площади стола помещения, составляет:
.
Количество смеси бензина и этилацетата, испарившегося за 30 мин с площади каждого из двух очагов на полу помещения, составляет:
.
Величина j0 для интервала 15 мин. для очага пожара, находящегося на столе, составляет:
.
Величина j0 для интервала 15 мин. для каждого из очагов пожара, находящихся на полу помещения, составляет:
.
Величина j0 для интервала 30 мин. для очага пожара, находящегося на столе, составляет:
.
Величина j0 для интервала 30 мин., для каждого из очагов пожара находящихся на полу помещения, составляет:
.
Радиус цилиндра, содержащего взрывоопасную концентрацию паров смеси бензина и этилацетата для интервала времени 15 минут для очага пожара, находящегося на столе, составляет:
.
При этом:
,
.
Радиус цилиндра, содержащего взрывоопасную концентрацию паров смеси бензина и этилацетата для интервала времени 15 минут для каждого из очагов, находящихся на полу, составляет:
.
Радиус цилиндра, содержащего взрывоопасную концентрацию паров смеси бензина и этилацетата для интервала времени 30 минут для очага пожара на столе, составляет:
.
Радиус цилиндра, содержащего взрывоопасную концентрацию паров смеси бензина и этилацетата для интервала времени 30 мин. для каждого из очагов пожара, находящихся на полу помещения, составляет:
.
Таким образом, радиус зоны, содержащей взрывоопасную концентрацию паров смеси бензина и этилацетата для интервала времени 15-30 мин., находится в пределах для очага пожара, находящегося на столе, от 0,54 до 1,96 м, а для каждого из очагов пожара на полу кухни – от 0,99 до 2,27 м.
Учитывая относительно небольшой объем помещения кухни, можно сделать вывод, что даже при наличии хотя бы небольшого конвективного воздухообмена в кухне должна была создаться взрывоопасная концентрация ТВС, состоящей из паров разлитого растворителя и воздуха.
При наличии источника зажигания данная смесь способна к взрыву. Однако, каких-либо общеизвестных признаков взрыва ТВС (разрушения остекления, каких-либо повреждений лиц, находящихся в помещении и т.п.), согласно исследуемым материалам, не наблюдалось.
Т.е. в изучаемом случае взрыв ТВС был малой мощности и выразился в одномоментной передаче огневого импульса от источника зажигания в виде пламени газовой горелки плиты в места розлива растворителя – места очагов пожара. Источником инициирования взрыва ТВС мог послужить практически любой другой и даже весьма незначительной энергетики (электроконтактные явления, малокалорийный источник зажигания типа тлеющего табачного изделия и т.п.).
Таким образом, рассмотренный нами пример и приведенные результаты судебной пожарно-технической экспертизы (исследование причин, закономерностей возникновения и развития пожара, следообразования на объектах, составляющих вещную обстановку места происшествия) убедительно показывают, что возникновение возгорания в нескольких независимых очагах не всегда (однозначно) определяется как поджог (причина пожара). Необходим всесторонний анализ материалов дела, знание особенностей возникновения, развития и последствий пожара и/или взрыва, зависящих от свойств веществ и материалов, источников загорания и других видов импульса, условий протекания процесса. На их основе эксперт устанавливает направленность и продолжительность его развития, температурные условия, выявляет характерные признаки первичного очага(ов) горения, устанавливает причину пожара, не исключая и взрыв ТВС, мощность которого может быть и малой.
Рецензенты:
Аширбекова М.Т., д.ю.н., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград.
Лобачева Г.К., д.х.н., профессор, Президент Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений, академик Российской академии естественных наук, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Пономаренко Д.В., Васильев Д.В., Вершинин О.А., Кайргалиев Д.В., Внуков В.И. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА, ВОЗНИКШЕГО ВСЛЕДСТВИИ ВЗРЫВА ТОПЛИВНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ МАЛОЙ МОЩНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11779 (дата обращения: 11.11.2024).