В процессе формирования новой эстетики начала века творческая активность играет роль резонатора в общеэстетических категориях, которые проникают во все сферы художественно-творческой деятельности. Формируется новое содержание понятий, открытие нового смыслового мира. В архитектурно-художественном сознании примат на технологизацию жизненных и массовых культурных процессов, на возрастание роли иррационального в жизни. Процесс творческого поиска проявляется в развитии новых приемов работы с архитектурно-художественной формой, в акцентировании средств, отражающих динамику и процессный характер пространства. В раскрытии новых возможностей традиционных методов творческого поиска происходит нивелирование развившихся противоречий между процессами модернизации современного архитектурного пространства и его экологическими качествами. Экологизация и деэкологизация архитектурной среды актуализирует решение экологических проблем сообразно с принципами экологической эстетики, которая неизменно влияет на современную архитектуру. В нашей стране законодательно закреплены положения о привлечении студентов вузов к научным исследованиям. В аспекте становления готовности к научным исследованиям благоприятным является развитие у студентов свойств исследователя. Решающим значением для развития у студентов исследовательских способностей является определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов» понимается нами как процесс, в котором преподаватель оказывает студентам помощь в самовыражении и создает условия для исследовательской самостоятельности в создании оригинального творческого продукта, при этом преподаватель выступает в роли носителя идеи субъект-субъектного взаимодействия. Личность как явление - определяющая энергоинформационная характеристика человека, комплекс свойств информационного характера, которые образуют виды психологических общностей (энергетические, возрастные, половые, социальные). Личностный механизм базируется в физическом теле и проявляется как энергоинформационная система, в виде проявлений - манеры и содержания общения, скорости реакций, типа характера, мировоззрения. В широком понятии творческая личность - носитель творчества, субъект творческой деятельности, в результате которой порождается новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Анри Пуанкаре основной элемент творчества видел в искусстве многокритериальной оптимизации, в искусстве выбора полезных решений. И.М. Вертким считал первоосновой приобщения человека к творчеству - выбор достойной цели. А.Н. Лук называет одной из главных особенностей творческой личности готовность к риску, смелость высказывать и отстаивать свои идеи. Профессор Л.И. Филлипов объединил десять главных качеств творческой личности и получил формулу творчества. Эта формула упорядочивает представления о творческом потенциале человека, его уровень и темпы нарастания во времени. Сущность творческого процесса для всех людей одинакова, разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в среде, во времени и методиках приобщения к творческой деятельности. М. Тринг считал первым качеством - уверенность в успехе. Анализируя взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование», мы можем определить, что конечным результатом является творческий продукт, деятельностью по созданию этого продукта является одна из форм творческой деятельности человека. В процессе любой творческой деятельности студенту приходится совершать определенные виды мыслительной деятельности, пользоваться законами логики, использовать методы и приемы системного анализа. Уточнение и правильное использование терминов: метод, анализ и синтез, сравнение и измерение, индукция и дедукция, концепция, гипотеза, аналоги, прототипы относятся к области научного исследования и служат методологическим инструментарием их проведения. Методы, способы и приемы творческой деятельности по природе мыслительных операций подразделяются на три вида: интуитивные, эвристические, алгоритмические. Интуитивный основан на проницательности, интеллектуальном чутье и образованности. Эвристический - совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины в условиях неполноты исходной информации. И.В. Трайнев приводит следующие разновидности эвристических методов: методы «мозговой атаки», которые он подразделяет на три группы (прямая мозговая атака, массовая мозговая атака, мозговой штурм); метод эвристических вопросов; метод многомерных матриц; метод свободных ассоциаций; метод инверсии; метод эмпатии; метод синектики (совмещение разнородных элементов), в становлении профессионального мастерства, решении проблем самореализации, самосовершенствования. Синекторы работают по определенной программе, состоящей из пяти последовательных этапов:
- Формирование и уточнение проблемы;
- Формулирование целей поставленной проблемы;
- Генерирование идеи;
- Перенос идеи к проблеме;
- Изучение и обсуждение результатов, перебор вариантов.
Алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера как метод поиска и разрешения противоречий при усовершенствовании существующих и создании новых объектов. Г.С. Альтшуллер - создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий (для старшего возраста):
- Достойная цель жизни.
- Умение строить планы и программы.
- Работоспособность.
- Техника решения задач.
- Умение держать удар.
- Результативность.
По Альтшуллеру, основное качество творческой личности - это достойная цель, а основные качества достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, еретичность, практичность, независимость. Поэтому у ТРИЗ-педагогики в почете праксиология - наука, изучающая методики эффективной деятельности. В своих размышлениях о феномене творчества, его истоках и смысле, Ямбург Е.А. выделяет, что у преподавателя есть свой прагматический интерес, что в глубине педагогического сознания «теплится надежда найти заветный золотой ключик, с помощью которого удастся открыть способ, метод, технологию расширенного воспроизводства талантов». Управление творчеством в значительной мере сводится к научному руководству. При определении оценки педагогического труда важно, какие требования выдвигаются - сохранение психофизического здоровья или обученность студентов - для управления стабилизацией и творческими процессами необходимо иметь педагогическую философию и стратегию развития для гармонизации образовательных парадигм. О важности стабилизации в творческих процессах пишет Ямбург Е.А.: «...стабилизация требует творчества, в свою очередь, творчество требует стабилизации. Бесконечная, бессистемная погоня за новациями способна взорвать изнутри». В.И Андреев определяет, что «творческая личность - это творчески саморазвивающаяся личность». «Творчество - это состояние гармонии души и любви к тому, что ты делаешь с особым энтузиазмом». Определенные трудности в творческой деятельности представляют барьеры, которые С.И. Ожегов называет «препятствием, преградой», а Лук А.Н., выделяя наиболее значимые, обозначает: страх, боязнь неудачи, самокритичность чрезмерная, лень. В.И. Андреев, систематизировав барьеры в группы, выделяет: социально-педагогические (замкнутый образ жизни, отсутствие социальных условий для занятия любимым делом, неблагоприятный микроклимат в семье и среди друзей, низкая престижность данного вида деятельности); личностные (низкий или отрицательный мотив к решению предложенной творческой задачи, неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, отсутствие воображения, односторонность анализа и мышления в целом; физиологические (переутомление, слабое здоровье, нарушение режима питания и сна). Для успешной деятельности преподавателю необходимо разрабатывать методы обучения, активизирующие творческую деятельность студентов, внедрять информационные педагогические технологии, позволяющие по-новому осуществлять интенсификацию, активизацию учебного процесса, развивать учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов.
Инновационные методы творческого поиска должны ориентировать студентов на архитектурное формообразование с позитивной экологической направленностью, энергоинформационностью, на симбиоз естественных и искусственных миров, источником образов которых является мир природы, человека, техники и виртуальности. Творческий поиск нацелен на полигармонизацию архитектурной среды, реновацию (реконструкцию, реабилитацию). Формообразование предполагает последовательную реализацию следующих операций: экологический анализ, композиционное моделирование, практическую экологизацию пространства. Три ипостаси экологически-пространственного анализа включает изучение взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального. Экзистенциальный анализ позиционирует человека во взаимосвязи с жизненным пространством. В зависимости от разновидности информации, которую получает студент и как он добывает исходные данные для алгоритмизации творческого поиска, достижение конечного результата творческого процесса может быть отличным от ожидаемого, поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, в контексте рассматриваемой дисциплины является необходимость обучения студентов самостоятельно вести творческий пространственно-композиционный поиск. Инновационные технологии, использование и комбинирование новых приемов, методов обучения, при педагогическом сопровождении творческого поиска будут способствовать самоорганизации студентов, конструированию их собственной деятельности для достижения ими же поставленных целей обучения.
Рецензенты:
Зинченко В.П., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства факультета Технологии, изобразительного искусства и профессионального образования ЮФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»), г. Ростов-на-Дону.
Степанов О.В., д.соц.н., профессор, директор ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской педагогический колледж»), г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Захарова Н.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОСТРАНСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11730 (дата обращения: 28.03.2023).