Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шиленко С.И. 1
1 АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность активно развивается во всем мире и становится важнейшим инструментом инновационного развития экономики. Участие экономических субъектов в выставочных мероприятиях способствует продвижению продукции, созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций, позиционированию деятельности организации и рекламной кампании новых видов товаров и услуг. Высокая эффективность этого средства рекламы подтверждается тем, что несмотря на значительные затраты, ежегодно в мире возрастает количество выставочных мероприятий и увеличивается количество участников. В силу того что выставочно-ярмарочная деятельность относится к сфере услуг, предлагается рассматривать дополнительные бизнес-процессы, такие как 3P: персонал (people), материальные ресурсы (physical evidence) и способ предложения услуги (process). Проведя детальное моделирование процессов телемаркетинга выставочно-ярмарочной деятельности и определив неэффективные или второстепенные бизнес-процессы, предлагается провести их реинжиниринг. Реинжиниринг позволит оптимизировать и создать принципиально новые методы управления бизнес-процессами выставочно-ярмарочной деятельности, что резко повысит ее эффективность и конкурентоспособность. Аутсорсинг бизнес-процессов является одним из ключевых инструментов реинжиниринга. На основе моделирования процессов телемаркетинга выставочной компании предлагается передать на аутсорсинг «телефонные переговоры с экспонентами и факсимильную рассылку информации».
аутсорсинг
реинжиниринг
маркетинг
бизнес- процессы
выставочно-ярмарочная деятельность
1. Бычков И.Г. Выставочная деятельность и факторы ее развития в сфере услуг : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Санкт-Пет. гос. акад. сервиса и экономики. – 2004. – С. 5-6.
2. Макринова Е.И., Трунова С.Е. Стратегия аутсорсинга в системе маркетинга // terra economicus. – 2007. – Т. 5. – № 3-3. – С. 171-173.
3. Мария Флэтчер. Выставка. Мифы и реальность // Экспонент-pro. – 2005. - № 1, сентябрь / Информационное агентство ИА № 77 18095 «Выставочный МОСТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vmost.ru/art1.asp?num=10431.
4. Сыроижко В. Основные принципы рыночного саморегулирования организации // Предпринимательство. – 2008. – № 5. – С. 61-69.
5. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. — М. : Вильяме, 2002. – С. 46, 57.

Выставочно-ярмарочная деятельность представляет собой многофункциональную сферу информационных услуг, в которой высока роль интеллектуальных активов и инноваций. Таким образом, выставочная деятельность основывается на инновациях организационного и технологического характера, что дает основание считать ее инновационной сферой народного хозяйства. Выставки и ярмарки способствуют популяризации товаров, повышению эффективности их продвижения на рынок и возрастанию престижа фирмы.

Основной целью выставок является всемерное содействие в развитии отрасли, которое происходит благодаря концентрированному информационному или товарному обмену между посетителями и экспонентами. При этом экспоненты получают как коммерческую, так и имиджевую выгоду.

Выставочно-ярмарочная деятельность является открытой площадкой для демонстрации рекламируемых изделий, услуг, инновационных проектов. Проведение выставочных мероприятий способствует рационализации и повышению эффективности взаимодействия промышленности и торговли, обеспечивает механизмы продвижения для отечественных товаров и установления прямых контактов с потребителями.

В выставочную деятельность вовлечено множество организаций, совершенствуется российский выставочный сектор, тесно связанный с рядом отраслей промышленности, имеющий собственную инфраструктуру, материально-техническую базу и специализированные кадры. Этот аспект особенно важен в современных сложных экономических условиях. В современных условиях выставочно-ярмарочная деятельность представляет систему взаимосвязанных профессиональных, информационных, рекламных, хозяйственных, экономических, технологических, технических и управленческих аспектов [1].

С помощью участия в выставке экспонент может комбинировать различные инструменты маркетинга: реклама собственной организации или продукта; демонстрация услуг; изучение рынка; презентация новинок; заключение новых контрактов и др.

По мнению Стива Миллера, независимого консультанта по маркетингу торговых выставок, выставка – «это концентрирование зеркальное отражение потребностей и возможностей соответствующего рынка» [3].

Выставки и ярмарки обладают высоким арсеналом средств коммуникационного воздействия и являются по сути самым действенным инструментом маркетинга, так как способствуют установлению прямых контактов предприятиями оптовой и розничной торговли. Выставочные мероприятия более эффективны, если проводятся в совокупности с комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Таким образом, с ростом профессионализма экспонентов возрастает их потребность в обеспечении достижения своих маркетинговых целей и стремлении к оптимизации маркетинговых бюджетов.

Выставка является не только источником информации о развитии отрасли, отдельных организаций, но и эффективным инструментом маркетинга, где в личном контакте с партнером экспонент может выявить его потребности, донести до него значительный объем полезной информации, тем самым обеспечив для себя потенциал получения прибыли (зачастую в перспективе). Таким образом, можно сказать, что управление маркетинговыми процессами выставочной компании является по сути управлением формирования самого рынка в конкретной отрасли – marketing-to-marketing.

Результаты участия в выставке во многом определяются эффективностью организации и управления этим процессом. Следовательно, ответственность, возлагаемая на выставочную компанию за применение определенных маркетинговых решений, значительно повышается, так как ошибки в управлении маркетинговыми процессами негативно отразятся на бюджете и имидже экспонентов, численность которых может составлять несколько сотен.

В настоящее время научные работы по вопросам организации и планирования выставочной деятельности отечественных предприятий могут быть подразделены на три категории:

  • работы теоретического плана, содержащие аналитические модели и рекомендации по поводу того, что организации должны делать на выставке;
  • эмпирические исследования, целью которых является непосредственный анализ выставочной деятельности предприятий;
  • эмпирические исследования, фокусирующиеся в основном на общих вопросах организации выставочной деятельности и затрагивающие лишь некоторые аспекты выставочной деятельности как канала маркетинговой коммуникации [1].

Таким образом, неразработанность и нерешенность ряда проблем в управлении бизнес-процессами выставочной компании дают основание считать данную проблему актуальной.

Моделировать бизнес-процессы для выявления скрытых проблем с целью их эффективного решения возможно на основе построения модели основных маркетинговых бизнес-процессов, с использованием методологии IDEF0. С целью принятия своевременных оптимальных решений можно воспользоваться данной моделью, которая позволяет выявлять скрытые проблемы и неэффективные или второстепенные бизнес-процессы. На рис. 1 проиллюстрирован общий уровень моделирования основных организационных процессов выставочной компании.

Рис. 1. Дерево узлов основных организационных процессов выставочной компании.

Согласно контексту современной маркетинговой теории традиционно принято выделять четыре основных узла (4P: product, price, place, promotion), однако, учитывая специфику выставочно-ярмарочной деятельности и принадлежность ее к сфере услуг, предлагается рассматривать дополнительные 3P: персонал (people), материальные ресурсы (physical evidence) и способ предложения услуги (process).

Неэффективные или второстепенные бизнес-процессы требуют оптимизации и повышения их эффективности путем использования инструментов реинжиниринга.

Согласно мнению американского ученого М. Хамлера, который впервые ввел в научный оборот термин «реинжиниринг», реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование маркетинговых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.

К основным принципам реинжиниринга бизнес-процессов относятся:

  • концентрация ответственности: несколько рабочих процедур объединяются в одну (горизонтальное сжатие процесса);
  • делегирование полномочий в сочетании с самоконтролем: исполнители принимают самостоятельные решения (вертикальное сжатие процесса);
  • естественный порядок выполнения процесса, например параллельный, а не последовательный;
  • различные варианты исполнения процессов в зависимости от ситуации;
  • выполнение работы там, где ее можно сделать наиболее эффективно (вплоть до ее передачи клиенту процесса);
  • сокращение объема согласований, проверок и контроля — контроль со стороны менеджеров заменяется по возможности контролем со стороны потребителей данного процесса.

Реинжиниринг позволяет провести оптимизацию и внедрить принципиально новые методы управления организацией, которые резко повысят эффективность и конкурентоспособность фирмы. Одним из инструментов реинжиниринга является аутсорсинг бизнес-процессов.

Исследуя процессы телемаркетинга выставочно-ярмарочной компании, можно выявить слабые организационные звенья, требующие проведения реинжиниринга маркетинговых бизнес-процессов путем использования инструментов аутсорсинга (рис. 2).

Рис. 2. Моделирование процессов телемаркетинга в выставочной компании.

Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: сосредоточить все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей компании, и информационных функциях. Поэтому вплоть до настоящего времени аутсорсинг связывают, прежде всего, с обеспечением информационных функций. По мнению Дж. Брайана Хейвуда, «аутсорсинг — это перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» [5].

Эффективность аутсорсинга определяется:

  • повышением качества выполняемой поставщиком функции за счет его специализации в данной области и опыта работы с множеством организаций;
  • снижением операционных затрат, а также затрат на формирование, содержание собственного подразделения и контроль за ним;
  • интенсификацией инновационной деятельности подразделения и организации, что обеспечивает конкурентное преимущество фирмы на рынке;
  • высвобождением собственных ресурсов и их реинвестированием в наиболее доходные направления деятельности.

На основе моделирования процессов телемаркетинга выставочной компании предлагается передать на аутсорсинг «телефонные переговоры с экспонентами и факсимильную рассылку информации». Оценка возможности передачи бизнес-процессов на аутсорсинг проводится путем сравнения интегральных показателей (Total Rating, TR) собственного производства и аутсорсинга.

 (1)

 (2)

где - интегральный показатель собственного производства;

интегральный показатель аутсорсинга;

I(m), I(o) – параметры по капитальным затратам собственного производства и аутсорсинга соответственно;

S(m), S(o) – соответствующие параметры по текущим затратам;

B(m), B(o) – соответствующие параметры, отражающие преимущества и доходы;

N(m), N(o) – соответствующие параметры, отражающие преимущества и доходы;

R(m), R(o) – соответствующие параметры по условиям для использования бизнес-процесса;

k – коэффициент значимости соответствующего параметра в общем весе интегрального показателя.

Оценка значения каждого из указанных параметров определяется как средневзвешенная величина суммы произведений значений составляющих оценочных показателей, приведенных к единой балльной шкале, и коэффициента значимости (k) соответствующего показателя в весе рассчитываемого параметра.

Например, параметр «капитальные затраты при собственном производстве» определяется из выражения:

 (3)

Аналогично рассчитываются и другие параметры при собственном производстве и аутсорсинге. В процессе анализа целесообразности передачи на аутсорсинг бизнес-процесса «телефонные переговоры с экспонентами и факсимильная рассылка информации» возникает необходимость в адаптации оценочных показателей бизнес-процессов к условиям телемаркетинга выставочной компании и их корректировке по количественному и качественному составу.

Например, определение значения параметра по капитальным затратам при собственном производстве осуществляется с использованием следующих оценочных показателей – приобретение корпоративной телефонной станции, приобретение факсимильных аппаратов и обустройство рабочих мест, поиск и обучение персонала; того же параметра при аутсорсинге – поиск call-центра, затраты на оформление необходимой документации и договоров.

Предложенные инструменты реинжиниринга бизнес-процессов выставочно-ярмарочной деятельности путем использования аутсорсинга следует рассматривать как инновационные, так как их использование в значительной степени повысит эффективность управления и качество принимаемых решений в выставочно-ярмарочной деятельности.

Рецензенты:

Макринова Е.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Сервис и туризм» АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.

Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика» НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Шиленко С.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11701 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074