Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Бородина Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
В статье поднимается проблема формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является одной из значимых составляющих образовательного процесса согласно Федеральным государственным образовательным стандартам. Наиболее сензитивным периодом формирования традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, воспитания ценностного отношения к семье является старший школьный возраст. В этот период формируются приоритетные ценностно-смысловые нравственные ориентации старшеклассника, происходит духовно-нравственное становление и развитие личности. Эффективность воспитательных результатов внеурочной деятельности зависит от создания необходимых педагогических условий - организационных, информационных и личностных.
педагогические условия
внеурочная деятельность
формирование
традиционные духовно-нравственные семейные ценности
семья
1. Акутина С.В. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Образование и общество [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jeducation.ru/1_2009/35.html
2. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-klassifikatsii-semeynyh-duhovno-nravstvennyh-tsennostey#ixzz2mVawoFmh
3. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2011.
4. Закон об образовании РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974
5. Николина В.В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели // Воспитание. ценности и цели : науч.-метод. сб. - Н. Новгород, 2004. - С. 6-15.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека [Электронный ресурс]. - URL: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html
7. Узденова Е.К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи : дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. - 223 с.

Современный период в нашей истории и образовании - это время, когда произошла смена ценностных ориентиров и общественных идеалов.

Возникшие проблемы семьи, в условиях глобализации, приобрели ярко выраженный характер. Современному человеку, живущему в техномире, получившему возможность комфортного бытия и удовольствий, трудно воспринимать семью, как ценность, т.к. новый уклад жизни концентрирует человека на приоритете собственного индивидуалистического «Я». Все это сказывается на семейном укладе, существенным образом затрагивает сферу семейных отношений, приводит к утрате духовно-нравственных семейных ценностей.

Актуальность проблемы формирования семейных ценностей у современных старшеклассников обусловлена:

  • отсутствием мотивации духовно-нравственного развития и совершенствования подрастающего поколения;
  • незнанием старшеклассниками духовно-нравственных семейных ценностей;
  • распространением современных форм сожительства, неосознанного родительства, абортов, нежеланием иметь детей среди молодежи;
  • разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных отношений внутри семьи;
  • нехваткой современной методической литературы по направлению «Семьеведение», проблемам семьи, семейного воспитания, духовно-нравственного воспитания и развития школьников.

Данная проблема выступает в качестве значимой в современных нормативно-правовых и правительственных документах:

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ,
  • Закон «Об образовании РФ».

Традиционные духовно-нравственные семейные ценности являются неотъемлемой частью мировоззрения личности, которые должны получить свое место в содержании отечественного образования. Наиболее сензитивным периодом формирования духовно-нравственных семейных ценностей, воспитания ценностного отношения к семье является старший школьный возраст, когда человек стоит на пороге жизненного выбора. В то же время существуют противоречия:

  • на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества обеспечить преемственность духовно-нравственных семейных ценностей и неготовностью образовательной системы помочь подрастающему поколению воспользоваться этим духовно-нравственным наследием;
  • на научно-педагогическом уровне - между необходимостью сохранения и развития института семьи и недостаточной разработанностью теории формирования духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников;
  • на научно-методическом уровне - между потребностью образовательных учреждений в учебно-методической литературе и отсутствием учебно-методических комплексов, направленных на формирование духовно-нравственных семейных ценностей у старших школьников в современных условиях.

Таким образом, проблема состоит в выявлении наиболее эффективных педагогических условий для формирования семейных ценностей у старшеклассников.

Мы предположили, что формирование семейных ценностей у старшеклассников пройдет успешно, если:

  • в содержание внеурочной деятельности будет включен специальный элективный курс «Нравственные основы семьи», раскрывающий духовно-нравственные семейные ценности;
  • элективный курс будет строиться как интегративный, объединяющий гуманитарные, естественные, художественные, культурные представления о духовно-нравственных семейных ценностях;
  • в методике преподавания элективного курса будут использоваться межпредметные связи;
  • будет организовано эффективное взаимодействие школы, семьи и церкви;
  • будет проводиться систематический мониторинг формирования духовно-нравственных семейных ценностей, ценностного отношения к семье, развития ценностных ориентаций старшеклассников.

Опытно-поисковая работа проходила в 9-10 классах гимназии № 6 г. Кушва.

Изучение литературы по проблеме позволило уточнить содержание и структуру понятия «духовно-нравственные семейные ценности». На основании анализа работ С.П. Акутиной, Е.К. Узденовой, В.В. Николиной мы пришли к следующему определению: «духовно-нравственные семейные ценности - это мировоззренческие значимые представления, приоритетные духовные, нравственные установки, выраженные в ценностных принципах, нормах, идеалах, целях, основанные на семейных, социально-исторических, религиозных традициях, безусловное осознание ценности семьи, ответственного брачного и семейного поведения, обеспечивающее культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства».

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы мы использовали методы анкетирования, тестирования, наблюдения, а также были разработаны критерии оценивания уровней готовности старшеклассников к проблемно-ценностному общению по проблемам семьи и традиционных семейных ценностей, которые, по нашему мнению, отражает и степень сформированности духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников.

Низкий уровень: старшеклассник не включается в процесс диалогового ценностно-ориентированного общения по семейной проблематике; при индивидуальном личностном обращении у старшеклассника возникают трудности с ответом, с высказыванием собственных суждений; старшеклассник считает ненужным духовно-нравственное совершенствование, самовоспитание, отвлечен от общей деятельности; не считает проблемой семейный кризис, актуальным низкую культуры современной семьи, необходимым создание собственной семьи, рождение детей.

Средний уровень: старшеклассник включается в обсуждение, диалоговое ценностно-ориентированное общение; сопереживает при актуализации проблем современного общества, современной семьи, через художественно-образное восприятие литературных, изобразительных, музыкальных образов; имеет собственную точку зрения, хотя не всегда аргументирует свои суждения; не проявляет инициативы в ценностно-ориентированной деятельности, но добросовестно включается в коллективно-творческое дело; опирается в высказывании личной точки зрения на неполные, порой субъективные оценки по семейной проблематике.

Высокий уровень: ярко выраженная заинтересованность познавательной деятельности; осознанная способность к сопереживанию, рассуждению, диалоговому общению; аргументированное высказывание и отстаивание собственной точки зрения по проблемам современного мира, общества, современной семьи; старшеклассник имеет четко сформированные ценностные позиции, нравственные ориентиры, духовно-нравственные ценности; хорошо прослеживается мотивированное стремление духовно-нравственного совершенствования.

На констатирующем этапе нами было проведено начальное анкетирование, которое позволило изучить суждения, личностные установки, ценностные личные отношения старшеклассников к нравственным основам семейных отношений. Результаты анкетирования показали, что большинство старшеклассников не задумываются о семье как ценности, позитивно относятся к таким формам сожительства, как «пробный брак», «гражданский брак», «гостевая семья» и др. Так, достаточно большой процент старшеклассников говорит о «пробном браке», как о репетиции, были и такие ответы, как «еще не думал» - 15% (ответы юношей), также большой процент тех, кто допускает интимные отношения в юности, до вступления в официальный брак, и считают это нормой.

Разрабатывая содержание воспитательной работы по формированию традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников, мы опирались на такой привлекательный для старшеклассников вид деятельности, как проблемно-ценностное общение. Для этого нами была разработана программа элективного курса «Нравственные основы семьи», задачами которого стали освоение старшеклассниками духовно-нравственных семейных ценностей, культуры межличностных отношений в кругу семьи, национальный нравственный идеал, духовно-нравственные качества личности, понятия «материнство» и «отцовство», «семьянин» и т.д.

Существенным материалом для ценностно-ориентированного знания старшеклассников послужили: исторические сведения, художественные и литературные произведения семейной тематики, история православной традиции семьи и т.д. В содержание курса вошли темы: «Русская семья: традиции прошлого и настоящего», «Семья - малая церковь», «Пятая заповедь больше, чем заповедь», «Базовые национальные ценности», «Духовно-нравственные семейные ценности», «Культура семейных отношений», «Святость материнства» и др.

Структура занятия по курсу включила в себя теоретические и практические части. Такая логика построения занятия, на наш взгляд, активизирует педагогический процесс, побуждает к практической и мыслительной деятельности старшеклассников, в большей степени дает возможность достичь воспитательных результатов.

Программа курса обеспечила возможность проявиться духовно-нравственной позиции у старших школьников по семейной проблематике. Благодаря тщательно подобранному и проработанному содержанию курса активизировалось осмысление старшеклассниками актуальных жизненных проблем, семейных и личностных проблем. Все это способствовало формированию духовно-нравственных семейных ценностей, ценностно-ориентированной позиции ответственного родительства и гражданской ответственности, воспитанию ценностного отношения к семье, готовности быть настоящим «семьянином», жизнь в семье, жить семьей, желанием в будущем создать свою собственную семью.

На занятиях старшеклассники обсуждали проблемы семьи, отношений внутри семьи, аргументированно высказывали свое мнение, основанное на собственной позиции, выражали личную точку зрения в разных формах: участие в диалоге, дискуссии, дебатах, написание мини-сочинения, ответы на анкеты, тесты, обсуждение фильма на видеолекции. Особое значение имело взаимодействие старшеклассников между собой на уровне класса, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде, организованной в условиях внеурочной деятельности. Нами замечено, что именно в такой близкой и комфортной для старшеклассника среде возможно получение первых практических подтверждений приобретенных ценностно-ориентированных знаний. Особо значимы отношения Преподаватель - Старшеклассник, т.к. преподаватель становится для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Материалы занятий стимулировали школьников к практическим действиям: участию в ценностно-ориентированной акции, научно-практической конференции, исследовательском и социальном проекте, коллективно-творческом деле (создание газет, плакатов, буклетов и т.д.), духовно-нравственных беседах по проблематике «Семья - как ценность», организованных для учащихся классов ниже, создание видеороликов, медиапрезентаций. Особое значение имело взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Осуществлялась работа по педагогическому просвещению родителей. Были проведены два тематических родительских собрания: «Кризис современной семьи, проблемы взаимоотношений», «Проблемы семьи. Негативные зависимости в старшем школьном возрасте». В содержание курса введены занятия для старшеклассников совместно с их родителями: «Рождение семьи», «Культура семейных отношений», «Семья в русской живописи и иконописи», «Семейные традиции», «Я семьянин». В качестве основных форм и методов при работе с родителями использовались инновационные формы, основанные на диалоге, выработке совместных решений, совместное обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания.

Анализ результатов заключительного этапа опытно-поисковой работы показал, что отношение старшеклассников к духовно-нравственным семейным ценностям, оценка себя как будущего семьянина и родителя по одним позициям остались на том же уровне, а по другим значительно изменились, по сравнению с результатами начального этапа. Увеличилось число старшеклассников, ориентированных на заключение государственного брака при создании семьи. Значительно изменились ценностные установки старшеклассников - 100% высказалось за вступление в брак, рождение детей.

В вопросах о «пробном браке» и современных формах брака старшеклассники высказывались следующим образом: 50% - не допустим, из них такие ответы: «не хочу даже думать», «пробный брак» - глупость, 10% - не знают, 15% - допускают, 25% - «хорошо бы прожить с одной супругой, но я и не против «пробного брака», «лучше раз и навсегда, хотя это сложно», «зависит от того, как это будет складываться».

Источником нравственности 50% старшеклассников называют христианских 10 заповедей, также о нравственности говорят, как о качествах идеального человека, напротив, 30% говорят о том, что нравственности нет в настоящее время. На вопрос, какие качества характера необходимы человеку, чтобы прожить жизнь счастливо, старшеклассники перечисляют: воспитанность, внимательность, терпеливость, честность, человечность, сострадание, милосердие, искренность, и только один человек ответил: «я сейчас живу и наслаждаюсь жизнью, а этот вопрос задам себе в конце жизни».

Данные, полученные на завершающем этапе опытно-поисковой работы, свидетельствуют о положительной динамике формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников.

Подводя итоги опытно-поисковой работы, можно сделать выводы о следующих благоприятных педагогических условиях формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников.

1. Духовно-нравственные семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве высшей человеческой ценности и идеала в жизни людей. Они являются основной базой для гармоничных детско-родительских отношений, создания будущей семьи, формирования качества семьянина.

2. Успешное формирование у старшеклассников духовно-нравственных семейных ценностей и ценностного отношения к семье сможет проходить более эффективно в условиях взаимодействия школы и семьи. Механизмом педагогического взаимодействия школы и семьи во внеурочной деятельности выступает ценностно-смысловое единство всех субъектов воспитательного процесса в познавательной деятельности на основе диалоговых отношений в рамках проблемно-ценностного общения, создающих «поле понимания» (Г.Н. Филонов) по формированию у старшеклассников духовно-нравственных семейных ценностей.

3. Процесс формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей пройдет успешно при согласованном взаимодействии школы и семьи и иных субъектов воспитательного процесса, обеспечивающем формирование у старшеклассников традиционных духовно-нравственных семейных ценностей, учет которого позволяет обеспечить системность, преемственность традиций, созидательного воздействия по формированию духовно-нравственных семейных ценностей, непрерывность воспитательного воздействия педагога и семьи «событийного общения» (Слободчиков В.И.), сотрудничества, содружества. Перспективные направления продолжения начатой работы видятся в создании системы непрерывного процесса формирования у старшеклассников духовно-нравственных семейных ценностей во внеурочной деятельности при тесном взаимодействии школы, семьи и церкви.

Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Погорелов С.Т., д.п.н., профессор кафедры эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Бородина Е.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11684 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674