Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дутова О.В. 1
1 ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей»
В статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации подростков – выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра «Прометей» (г. Санкт-Петербург). Выделены основные проблемы, требующие решения и приоритетные направления работы: дефицит социализации и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей; низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков; проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации; социально-правовая безграмотность. Раскрыты особенности развития адаптационного потенциала в соответствии с внутренней логикой процессов осознания, усвоения и присвоения социально-культурных ценностей. Представленная и разработанная комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация».
жизнеустройство выпускников интернатных учреждений
социокультурное воспитание
программа социальной адаптации
профилактика девиантного поведения сирот
сиротство
1. Бахарев В. Д., Григорьева И. А. Социальная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: Уч.-метод. пособие. – СПб., 1997. – 198 с.
2. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк. – М., 1993. – 86 с.
3. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982. – 261 с.
4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М., 1998. – 246 с.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. – СПб., 2000. – 108 с.
6. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2000. – 54 с.
7. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. – 2000. – № 1. – С. 47-51.
8. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. – М., 1999. – 144 с.

Введение

Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах - экономической, политической, социальной и духовной - наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию [8].

Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Причин этому много, и среди них большое значение имеет то, что на протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [2]. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, как отмечает Л.И. Смагина [8], лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения.

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но детдомовец изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда - возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения [5]. Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.

Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка.

Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают подходы, нашедшие отражение в философских, медико-социальных, психолого-педагогических концепциях социальной защиты, системы воспитания; социально-педагогических концепциях активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности; исследования в области социальной работы с семьей [3, 8]. Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа [6].

В современных научных исследованиях, как отмечают В.Д. Бахарев и И.А. Григорьева [1], созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности [4], народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.

Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.

Цель исследования

Под понятием социальной адаптации нами понимается возможность жизнеустройства выпускников интернатных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста являются согласование оценок притязаний детей из интернатных учреждений, их личностных возможностей со спецификой условий региона и общества в целом; выявление их целей, ценностных ориентаций, способностей и возможностей реализации их в конкретной социальной среде [5]. Перспективы социальной адаптации подростков из детских домов Санкт-Петербурга зависят, во-первых, от особенностей этого города и, во-вторых, от эффективной деятельности государственных и общественных организаций, участвующих в этом процессе.

В инфраструктуре Санкт-Петербурга сложилось и функционирует гибкая, отвечающая современным тенденциям развития большого города, система социозащитных учреждений, решающих вопросы жизнеобеспечения данной категории. Одним из таких учреждений является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» (СПб ГБУ СРЦ «Прометей»).

Основными целями центра являются:

  • социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полученные на основании комплексной диагностики воспитанников центра данные позволяют выделить основные проблемы, требующие решения, и приоритетные направления работы:

1) дефицит социализации и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей;

2) низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков;

3) проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации;

4) социально-правовая безграмотность.

Материал и методы исследования

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед воспитанниками в плане их социальной адаптации, является одной из главных задач центра. Программа социальной адаптации воспитанника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разрешение вышеуказанных проблем.

Наиболее эффективными формами и методами социальной адаптации детей-сирот является социально-культурная деятельность в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо от форм собственности. Это обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-сироты.

С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в центре разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация». В каждом модуле сформулированы цели, задачи, тематика, прописаны требования к модератору и ожидания от участников в процессе освоения модуля, а также обозначен предполагаемый социальный эффект его применения.

Реализацию мероприятий программы по обозначенным четырем направлениям, решающим соответствующие педагогические задачи, где логика развития адаптационного потенциала будет соответствовать внутренней логике процессов осознания, усвоения и присвоения социально-культурных ценностей, рассмотрим на примере модуля «Семья».

Первое направление модуля «Семья» «Я - семьянин» - освоение основного репертуара семейных ролей, включающего социально-бытовую адаптацию и оснащение в рамках данного модуля здоровье сберегающими моделями поведения. Задачами данного направления являются: формирование структуры социальных представлений о ролевых отношениях в семье, в которой можно выделить три измерения: информацию как сумму знаний о ролевых отношениях в современной семье; поле представления о ролевых отношениях в семье, характеризующееся личностными качествами супругов и родителей; установку по отношению к ролевым отношениям в семье, включающую ценностные ориентации; оценки разных жизненных ситуаций; репродуктивные предпосылки в рамках формирования здорового образа жизни, формирование системы знаний об основах домоводства. Деятельность по данному направлению включает цикл тематических занятий в форме бесед, лекций-диалогов, дискуссий, презентаций, ролевых, имитационных, интеллектуальных игр, акций, экскурсий, презентаций.

Второе направление модуля «Семья» «Я культурный человек» направлено на формирование коммуникативной культуры воспитанников центра. Задачи направления: усвоение норм и правил поведения в конкретных жизненных ситуациях, формирование умений и навыков в сфере общения, умение продуктивно разрешать межличностные конфликты, развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей. Формы работы: социально-педагогические и социально-психологические тренинги, дискуссии, эвристические беседы, перформанс, игротерапия, где игра выступает определенной сферой, в которой происходит налаживание отношений между подростками, а также с окружающим миром. Деятельность по данному направлению осуществляется педагогами-психологами в рамках «Коммуникативного тренинга», включающего активное слушание, вербальное и невербальное выражение, парное и групповое взаимодействие.

Третье направление модуля «Семья» «Я - взрослый» направлено на коррекцию психологических факторов, препятствующих успешной социальной адаптации. Задачами данного направления являются: позитивизация «Я-концепции» воспитанников, преодоление тревожности, снижение уровня агрессивности, повышение нервно-психической устойчивости, повышение уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, активизация мотивационного потенциала, повышение уровня регуляции выполняемой деятельности. По данному направлению в условиях центра разработаны и успешно реализуются тренинги «Развитие эмоционально-волевой сферы подростка» и «Мотивационный тренинг», цикл ролевых и имитационных игр и праздников, являющихся для воспитанников наиболее яркой формой самореализации, своеобразной формой успеха, средством повышения самооценки.

Наиболее приемлемым и эффективным психотерапевтическим воздействием в рамках данного направления является арт-терапия - использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущений. В центре были апробированы с высоким качеством результативности инновационные техники: гарденотерапия, имидж-терапия, туротерапия, представляющие собой сочетание многих приемов индивидуальной, групповой и массовой работы, направленных на формирование новых социально-психологических умений и навыков, помогающие совершенствовать адаптационный процесс.

Четвертое направление модуля «Семья» «Я - гражданин» включает цикл занятий по Семейному праву, направленных на социально-правовую адаптацию воспитанников центра, повышение уровня информированности о правовых нормах, регулирующих брачно-семейные отношения; формирование уважительного отношения к закону, внутренней потребности и мотивации законопослушного поведения; формирование осознанной потребности в специальной юридической и социально-психологической помощи в случае противоправных действий.

При определении форм работы по данному направлению главный акцент сделан на использование просветительных форм социально-культурной деятельности: лекции, беседы, дискуссии, предоставляющие достоверную информацию по актуальным правовым вопросам брачно-семейных отношений, информирующие о Семейном кодексе Российской Федерации, правах человека и ребенка; и познавательно-развлекательных форм: викторины, интерактивные игры, практикумы, направленные на обучение жизненно важным навыкам (взаимодействие с социальными структурами, правоохранительными органами, судебной системой, формирование поведенческих навыков в получении документов, выявлении ошибок при их оформлении).

Результаты исследования и их обсуждения

Рассмотренные на примере модуля «Семья», транслирующего основанные приоритеты семейных ценностей и традиций, направления работы позволяют выделить «ступени роста» воспитанников от пассивного участника до активного субъекта, что дает возможность не только фиксировать развитие адаптационного потенциала детей-сирот, но и говорить об эффективности заявленной модульной программы в целом. Это подтверждается результатами итогового диагностического замера критериев социальной адаптации: только 5 % воспитанников (первичная диагностика - 36 %) характеризуются социальной дезадаптированностью; у 16 % воспитанников (первичная диагностика - 26 %) наблюдается умеренное снижение социальной адаптации; у 11 % (первичная диагностика - 38 %) - низкий уровень социальной адаптации; у 68 % воспитанников (при первичной диагностике не выявлен) зафиксирован устойчивый средний уровень социальной адаптации.

Таким образом, средства социально-культурной деятельности с использованием различных технологий позволяют как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся на современном этапе социальной адаптации детей-сирот эталонами для решения различных проблем личности в условиях центра. Использование модульных блоков является эффективным, так как позволяет комплексно решать задачи оптимизации, вариативности и структурирования содержания занятий на деятельностной основе, осуществлять поэтапно контроль успешности усвоения социального опыта.

Заключение

Результаты работы центра «Прометей» свидетельствуют об эффективности развития адаптационного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами и формами социально-культурной деятельности путем преобразования социально-воспитательной среды. В результате данного преобразования повышается общекультурный и творческий уровень воспитанников; развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми; предоставляется возможность применения своих творческих способностей, самостоятельности, активности, а главное, происходит подготовка к самостоятельной жизни.

Опыт центра по социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений - может быть использован в деятельности государственных организаций при выработке направлений по социализации детей-сирот, в проектировании социокультурных программ профилактической направленности в досуговой и образовательной сферах, в деятельности общественных организаций и волонтеров, социально-реабилитационных центрах, системе переподготовки кадров и повышения квалификации для специалистов социозащитных учреждений, органов опеки и попечительства, в учебном процессе вузов при подготовке социальных педагогов и технологов социально-культурной деятельности.

Рецензенты:

Худик В.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И.П. Павлова», г. Санкт-Петербург.

Рыжова Н.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, директор департамента НИР НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Дутова О.В. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11677 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674