Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ

Пак Е.М. 1
1 Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Статья посвящена анализу современной теории виртуального жанроведения. Сетевой жанр прессы – уникальное явление, которое основывается на правилах новостной журналистики и имеет принципиальные отличия, характерные только для новой медиасреды. Так, перед многими исследователями встала необходимость взглянуть на общепринятую теорию о жанрах интернет-журналистики с иных методологических концепций. Изучение виртуального жанрообразования началось с поиска универсального определения жанра, погруженного в среду Интернета. В статье подробно описываются и анализируются современные концепции и подходы в трактовке данного понятия, которые строятся на разных основаниях. Особое внимание уделено осмыслению факторов, влияющих на формирование журналистского онлайн-текста.
технологии.
веб
медиасреда
интернет-журналистика
интернет-жанр
1. Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» (Харьков, Украина). - 2011. - Т. 24 (63). - № 1. - Ч. 1. - С. 227.
2. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшее и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» (Харьков, Украина). - 2011. - Т. 24 (63). - № 1. - Ч. 1. - С. 105-124.
3. Горошко Е.И. Влияние коммуникативных медиа на коммуникативные процессы // Ученые записки Таврического нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология» (Симферополь). - 2010. - Т. 23 (62). - № 3. - С. 111-117.
4. Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=76 (дата обращения: 04.10.2013).
5. Капанадзе Л.А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Жизнь языка : сб. ст. к 80-летию М.В. Панова / сост. Л.А. Капанадзе; отв. ред. С.М. Кузьмина. - М., 2001. - С. 112.
6. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : автореф. ... док. филолог. наук. - Волгоград, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a456.php (дата обращения: 04.10.2013).
7. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. - Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. Жанр и концепт. - С. 336.
8. Тим О'Рейли. Что такое ВЕБ 2.0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234714/ (дата обращения: 13.10.2012).
9. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты : монография. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2009. - С. 145-150.
10. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка) : автореф. дис. ... док. филолог. наук. - Воронеж, 2011. - С. 6.

Конвергенция средств массовой коммуникации, медиадеятельность СМИ (печать, радио, телевидение), развитие демократических форм организации публичного сетевого пространства и творчества становятся все более востребованными в интернет-журналистике. Сегодня в журналистской интернет-практике мы можем наблюдать тенденцию к контаминации и смешению жанров, образованию единого текстуального пространства, основанного на совокупности множества медиапотоков. Сегодня перед многими исследователями встала необходимость взглянуть на общепринятую теорию о жанрах интернет-журналистики с новых методологических концепций. Изучение виртуального жанрообразования началось с поиска универсального определения жанра, погруженного в среду Интернета. На сегодняшний день существует несколько концепций и подходов в трактовке данного понятия, строящихся на разных основаниях.

Исследователи Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина, Е.А. Землякова, Л.Ю. Щипицина предпочитают использовать в своих научных трудах термин «виртуальный жанр», исходя из лингвистического подхода. Под данным понятием Е.И. Горошко и Е.А. Землякова подразумевают, с одной стороны, различные виды и аспекты коммуникации в сети Интернет, а с другой - типовую форму речевой деятельности в коммуникации, опосредованной каналами мгновенного обмена информации (ICQ, Miranda, QIP, Microsoft Messenger, Yahoo Messenger и др.) [1, с. 227]. Данные авторы определяют речевой жанр наиболее релевантным в виртуальном жанроведении «за счет вербально-знакового оформления типичной ситуации социального взаимодействия людей» [2, с. 110]. В рамках этого подхода особого внимания заслуживает классификация виртуальных жанров, разработанная Л.Ю. Щипициной, которая была выстроена в зависимости от коммуникативных функций интернет-общения:

  • информативные жанры, используемые для предъявления или получения информации (институциональные веб-страницы, веб-страницы новостных агентств и сетевых СМИ, поисковые системы, онлайн-энциклопедии, каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки и архивы);
  • директивные жанры, которые призваны побудить адресата осуществить какое-либо действие (веб-реклама, коммерческие и частные объявления, интернет-магазины и аукционы);
  • коммуникативные жанры, удовлетворяющие потребности в общении и соблюдения этикетных норм (чат, электронные письма, новостные группы, форумы, социальные сети);
  • презентационные жанры, служащие для самовыражения и представления данных о себе или своих произведений (личные веб-страницы, веб-блоги);
  • эстетические жанры, основная цель которых - реализация художественно-творческого потенциала и эстетическое воздействие на партнеров с помощью создания мнимой реальности (сетевой роман, фанфикшн);
  • развлекательные жанры, основной целью которых является получение удовольствия от выполнения определенных коммуникативных действий (многопользовательские миры и игры) [2, с. 110].

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что теория «виртуальных жанров» развивается достаточно успешно как в рамках современной теории жанров, так и в интернет-лингвистике в целом. Однако если применить ее к изучению журналистских жанров Интернета, мы поймем, что лингвистический подход тяготеет все-таки к компьютерно-опосредованной коммуникации и усиливает интерес к теории речевых жанров. В нашем случае, обращаясь к понятию «журналистский жанр Интернета», необходимо учитывать, что это категория историческая, развивающаяся во времени и претерпевающая изменения в процессе своего существования. Поэтому очень важно проследить технические условия журналистского жанрообразования в коммуникационной среде Интернета, выявить основные жанровые группы на основании их тематических (тема и содержание текста) и структурно-семантических признаков (структура, композиция, способ организации информации и паралингвистические средства), а также систематизировать типологические признаки.

Другие ученые изучают вопросы жанрообразования в Интернете через технический критерий. А именно через «материальные, инженерные и программные ресурсы, обеспечивающие электронную коммуникацию» [7, с. 336]. Исследователи употребляют такие понятия, как «дигитальный жанр», «цифровой жанр» (Л.Ю. Щипицина) и электронный жанр (М.Л. Макаров, Л.А. Капанадзе, А.Н. Саенко).

С точки зрения Л.А. Капанадзе, «электронные жанры» описываются в «рамках особого типа языкового существования - электронного» [5, с. 112]. Наиболее распространенные «электронные жанры», по мнению автора, это: веб-сайт, домашняя страница, электронная библиотека, электронный журнал, электронное письмо, чат, гостевая книга, доска объявлений, коллекция программ, каталог (например, виртуального магазина), коммерческие объявления, рекламные баннеры [10, с. 113]. Л.Ю. Щипицина также склоняется к тому, что становление жанров в Интернете сильно зависит не только от «компьютерно-опосредованной коммуникации», но и от цифровых технологий, например мобильная телефония или SMS как ее текстовая разновидность. Только при изучении новых форм получения, переработки, распространения и применения информации, базирующихся на специальных цифровых (или дигитальных) технологиях, исследователь использует термины «дигитальный» / «цифровой жанр» [10, с. 6].

К важным признакам «электронных» и «дигитальных жанров» исследователи относят:

  • наличие гипертекста;
  • конвергенцию;
  • анонимность и дистантность;
  • эмоциональную насыщенность;
  • - множественность личностных презентаций [4].

Суммируя все вышесказанное, мы не можем не согласиться с тем фактом, что сегодня сформировалась среда межличностной коммуникации, внутри которой рождается новый контент - электронный. Однако, учитывая, что вся совокупность текстов в Сети, их функционирование, синтезирование, взаимопроникновение напрямую зависит от интернет-технологий (в частности, от технологии Веб 2.0), нам кажется некорректным использование терминов «электронный», «дигитальный» и «цифровой» к словосочетанию «журналистский жанр». Мы предполагаем, что при определении сущности нашего понятия электронную сферу следует воспринимать в функциональном единстве со средой Интернета.

Интересную теорию о жанровой принадлежности сетевых текстов предложила Г.Н. Трофимова в книге «Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты». Во второй части книги «Функционально-стилевая дифференциация речи в Рунете» исследователь утверждает, что в Интернете возникают собственно сетевые жанры, использующие возможности новых информационных технологий. По мнению ученой, Сеть - это сложно структурированная иерархическая система, все тексты которой можно разделить по критерию самобытности на жанры исконно сетевые (жанры неспециального общения, например блоги) и перемещенные в сеть из традиционной реальности (материалы, специально переведенные в цифру). В целом, говорит автор, «все средства массовой коммуникации, заявившие о себе в Интернете, можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных и телевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов. Исследователь предлагает несколько подходов к классификации сетевых текстов:

- по направленности интенций сетевые тексты подразделяются на развлекательные, познавательные, справочно-информационные, императивные и репрезентативные;

- по принципу разделения форм речи выделяются как концептуально письменные (научные или публицистические статьи, деловые документы, механически перенесенные в цифровую форму), так и концептуально устные (разговоры в чате или в ICQ), причем и те и другие формально являются письменными;

- по степени включенности в веб-контент разделяются на традиционные тексты, размещенные в Сети; традиционные тексты, отредактированные для размещения в Сети; тексты, созданные специально для Сети и заранее учитывающие её соответствующие особенности (сетевые СМИ, презентации); тексты, рождающиеся в Сети (электронная переписка, веб-диалоги и веб-полилоги). В отдельную группу выделяются ключевые слова и слова-запросы или темы-сообщения, а также слова-команды, являющиеся разновидностями свернутого текста [9, с. 145-150].

Из приведенной классификации видно, что язык сетевых текстов, который приспосабливается к наиболее общим речевым навыкам массового потребителя в Интернете, может обладать как некоторыми специфическими признаками, свойственными сетевой коммуникационной среде, так и обобщенной заданностью. То есть при общем повышенном коммуникативном тонусе часть контента предназначена для ее восприятия в качестве информации, которая может подаваться и в виде копий «бумажных» текстов, и оформленная как гипертекст, с использованием внутренних или внешних гиперссылок. В то время как коммуникативная ориентация информационной части контекста заложена в ней изначально в связи с технологическими особенностями доступа к ней через поисковые системы и ключевые слова-запросы [9].

Другие ученые останавливаются на термине «жанровый формат виртуального дискурса» (Л.Ф. Компанцева) [2, с. 105-124]. Специфика данного подхода проявляется через гипертекст и креолизованный текст. То есть жанры виртуального дискурса выделяются на основе структуры и композиции его текста (дискурсообразующие жанры) и интенционального разнообразия его высказываний (дискурсоприобретенные жанры). К первым относятся электронное письмо (e-mail), чат, форум, мгновенное сообщение (например, ICQ), блог, представляющий собой дневниковую новостную ленту с возможностью комментирования, гостевая книга и SMS, ко вторым - флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, флуд, послание, креатифф и спам [6].

В целом проведенный анализ показал, что поиски общих оснований для классификации жанров, работающих в Интернете, все еще продолжаются. С нашей точки зрения, обращаясь к универсальному понятию журналистского жанра, необходимо учитывать, что это категория историческая, развивающаяся во времени и претерпевающая изменения в процессе своего существования. Здесь очень важно проследить технические условия журналистского жанрообразования в коммуникационной среде Интернета, выявить основные жанровые группы на основании их тематических (тема и содержание текста) и структурно-семантических признаков (структура, композиция, способ организации информации и паралингвистические средства), а также систематизировать типологические признаки.

Исходя из этих оснований, мы предполагаем, что при определении сущности данного понятия уместнее всего рассматривать жанры через виртуальную среду их обитания - веб-среду, которая оказывает одно из первостепенных влияний на их характеристики и функционирование. Именно из такого принципа исходили ученые, когда определяли радийные и телевизионные жанры. Технический фактор всегда носит революционный характер как в становлении нового направления журналистики, так и в зарождении новой группы жанров, свойственной только данной среде. Возможно, нечто подобное происходит и с жанрами, работающими в сети Интернет.

Глобальные и кардинальные изменения, происходящие в жанровой системе веб-журналистики и повлиявшие на каждый жанр в отдельности, по нашему мнению, проявились в начале XXI в., в эпоху развития и углубления существующей концепции Веб 1.0, и, как результат - создание новой концепции Веб 2.0. Главным принципом работы Веб 2.0 является то, что он усиливает свои веб-технологии за счет «коллективной активности всех веб-пользователей» [8] через гиперссылки. Если в случае с Веб 1.0 люди просто «потребляли» информацию, то принципиальным отличием Второго веба стал тот момент, что коммуникация инициируется потребителем. То есть данная технология подарила пользователю, не обладающему специальными техническими знаниями, возможность управления информацией.

Еще одна особенность Веб 2.0, которая заслуживает упоминания, это то, что теперь веб не привязан к платформе ПК. Сегодня любое карманное устройство (мобильный телефон, IPAD, iPhone и др.), имеющее выход в Интернет, может соединиться с грандиозной веб-базой, «оставив ПК роль локального кэш-сервера и контрольной станции» [8].

Следующая растиражированная особенность эпохи Веб 2.0 - изобилие социальных средств массовой информации (медиа) - одна из форм реализации Веб 2.0 в виртуальном и реальном мире. К социальным средствам информации можно отнести некоторые функциональные особенности социальных сетей, такие как возможность создавать группы внутри Сети, оставлять комментарии, а также вести заметки и многое другое. Однако наибольшей популярностью пользуются, прежде всего, блоги, которые выражают точку зрения одного человека или малой группы лиц.

Также этой среде свойственны такие признаки, как виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, глобальность, креативность, мозаичность и анонимность. В своей работе «Влияние социальных медиа на коммуникативные процессы» Е.И. Горошко приводит свойственные Веб 2.0 особенности, которые способствовали появлению новых коммуникативных моделей. Среди них:

  • быстрое создание пользовательского контента;
  • мгновенное и одновременное редактирование;
  • совместная работа над любым текстом или проектом;
  • практически постоянное общение;
  • хранение больших объемов информации непосредственно в Сети, а не на электронных носителях;
  • легкость в работе с контентом;
  • распространение интерфейсов, дружественных для пользователей;
  • рост передачи аудиовизуальных данных;
  • обнародование любой информации в Сети [3].

Резюмируя все вышесказанное, заметим, что развитие технологии Веб 1.0 и расширение концепции Веб 2.0 кардинальным образом повлияло как на количество коммуникативных потоков в Сети, так и на их качественное содержание. А главное - внесло существенные коррективы в процессы, связанные с жанрообразованием. То есть мы выдвигаем научную гипотезу о том, что жанровое своеобразие интернет-журналистики напрямую зависит от эволюционирования веб-технологий.

Исходя из этих соображений, мы считаем, что будет целесообразно к названиям жанров прибавлять приставку Веб. Таким образом, мы будем обозначать среду, посредством которой стало возможным опубликовывать журналистские материалы в Интернете.

Рецензенты:

Ким М.Н., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой журналистики, СЗИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург.

Проскуряков М.Р., д.фил.н., профессор, профессор каф. связей с общественностью, СПбГУП, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Пак Е.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11623 (дата обращения: 16.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674