Введение
Необходимость повышения конкурентоспособности российских вузов, в том числе в области научных исследований и разработок, требуют совершенствования механизмов государственного финансирования науки в системе высшей школы, направленных на стимулирование результативности выполняемых вузами научно-исследовательских работ и развитие их научного потенциала. Особое место среди источников финансирования НИР вузов занимает раздел государственных заданий, в рамках которого вузы получают средства на выполнение НИР. В настоящее время государственное задание является самым стабильным источником финансирования государственных вузов, средства по которому поступают регулярно в начале календарного года, что существенно отличается от таких механизмов, как научно-технические программы, гранты и внебюджетные средства, поступающие по договорам на выполнение НИР с организациями-заказчиками. Эта важная особенность позволяет обеспечить стабильность кадрового состава научных коллективов вуза, в первую очередь штатных научных сотрудников, в периоды между выполнением проектов по конкурсам грантов, программ и НИР по договорам с заказчиками.
Существующая методика распределения средств на выполнение НИР по государственному заданию [1, 4] основана на учете численности научных работников вуза, показателей научной работы вуза, включая объем научных исследований, выработку на одного работника, публикационную активность, количество защищенных диссертаций и поданных заявок на регистрацию результатов интеллектуальной деятельности. Актуальной задачей является уточнение методики определения объемов финансирования [5] и значимости тех или иных показателей в виде соответствующих весовых коэффициентов, которые бы учитывали, с одной стороны, мнение экспертов из числа ведущих научных работников и руководителей научных подразделений вузов из различных групп (ведущие, классические, инженерно-технические, гуманитарно-экономические и педагогические), а с другой стороны – приоритеты государственной научно-технической политики.
Ниже рассмотрим предложения по совершенствованию методики проведения расчетов объема финансового обеспечения НИР вузов в рамках государственного задания.
Целью расчета объема финансового обеспечения НИР является поддержка проведения инициативных научных исследований вузами, стимулирование активности научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава, участвующих в выполнении научных исследований.
Единая система взвешивания принятых индикаторов не отражает всего многообразия вузов, условий их развития и различий в деятельности [2]. Поэтому расчет объема финансового обеспечения НИР осуществляется отдельно для однородных профильных групп вузов в пределах выделенного объема финансирования для соответствующей группы. Выделяются следующие четыре профильных группы вузов:
- федеральные и национальные исследовательские (ведущие);
- классические;
- инженерно-технические;
- гуманитарные, экономические, педагогические и другие.
Для определения объемов финансового обеспечения НИР вузов используются показатели, характеризующие потенциал научно-исследовательской деятельности и результативность выполнения НИР вуза в целом.
Подлежащий распределению для профильной группы вузов объем средств V делится на две части: фиксированную и вариативную:
V = Vф + Vв, (1)
где V – общий планируемый объем финансирования НИР всех вузов профильной группы по государственным заданиям; Vф – фиксированная часть, Vв – вариативная часть.
Структура финансирования i-го вуза (i = 1 … N) на очередной планируемый год также складывается из фиксированной и вариативной части:
Vi = Vфi + Vвi (2)
Фиксированная часть Vф составляет половину объема финансирования НИР вузов по государственным заданиям в текущем году и гарантирует плавность изменений и отсутствие резкого падения объемов финансового обеспечения НИР для отдельных вузов.
(3)
Общий объем фиксированной части распределяется между вузами таким образом, что каждый вуз получает половину объема текущего года:
(4)
(5)
где – объем НИР в рамках государственного задания i-го вуза;
N – число вузов в профильной группе.
Объем вариативной части определяется как разница между общим планируемым объемом финансирования и объемом фиксированной части:
Vв = V - Vф, (6)
Вариативная часть финансирования распределяется между вузами исходя из показателей их научного потенциала и результативности научной деятельности [3]. Для этого объем подлежащей распределению вариативной части Vв разделяются по числу показателей на M частей, где М – количество используемых показателей {P1… PM}, характеризующих научный потенциал и результативность научно-исследовательской деятельности вузов:
Vв = V1 +… + Vk +…+ VM, (7)
Разбиение производится так, чтобы объемы Vk (k = 1 … M) были пропорциональны коэффициентам значимости соответствующих показателей Pk.
(8)
где αk - коэффициент значимости показателя Рk, .
Каждый из определенных на предыдущем шаге объемов Vk (k = 1 … M) независимо распределяется между вузами пропорционально достигнутым вузами значениям соответствующих показателей Pki.
Объем финансирования i-го вуза, получаемый им за выполнение k-го показателя, определяется по формуле:
., (9)
где Pki – значение k-го показателя i-го вуза (k = 1 … M).
Вариативная часть финансирования i-го вуза рассчитывается как сумма объемов, получаемых им за выполнение всех показателей:
Vвi = (10)
Объем финансирования i -го вуза на планируемый год, включающий фиксированную и вариативную часть, с учетом (8) и (9), составляет
(11)
Расчет общего объема финансового обеспечения НИР отдельного вуза на очередной финансовый год производится по представленной ниже формуле, детализированной по показателям научного потенциала и результативности научно-исследовательской деятельности:
, (12)
где
– приведенная численность научно-педагогических работников вуза, участвующих в НИР;
– внутренние затраты на научные исследования и разработки (объем НИР из всех источников, выполненных собственными силами) за вычетом средств, полученных вузом на выполнение НИР в рамках государственного задания;
– количество публикаций работников вуза в научных журналах и изданиях, входящих в формируемый ВАК перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций;
– количество публикаций работников вуза в научных периодических изданиях, зарегистрированных в базе данных Web of Science и Scopus;
– количество поданных заявок на регистрацию охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем);
– приведенное количество диссертаций, защищенных работниками вуза.
Приведенная численность научно-педагогических работников, участвующих в НИР, рассчитывается следующим образом:
, (13)
где – сумма занятых ставок научных работников и руководителей научных подразделений на основной должности и внешних совместителей;
– сумма занятых ставок работников профессорско-преподавательского состава на основной должности и внешних совместителей.
Коэффициент учитывает долю работников профессорско-преподавательского состава вузов профильной группы, участвовавших в выполнении научных исследований и разработок и неполную занятость преподавателей научной работой.
Приведенное количество диссертаций, защищенных работниками вуза, рассчитывается следующим образом:
, (14)
где – количество кандидатских диссертаций, защищенных работниками вуза;
– количество докторских диссертаций, защищенных работниками вуза;
Коэффициент учитывает большую значимость защиты докторской диссертации по сравнению с защитой кандидатской диссертации ( > 1).
С целью повышения эффективности использования финансовых средств устанавливается дополнительное ограничение на максимальный размер объема финансового обеспечения НИР вуза на очередной финансовый год в размере двукратного объема текущего года:
Vi ≤ 2Vтекi. (15)
С целью стимулирования результативности научных исследований и повышения уровня ответственности при невыполнении вузом обязательств по достижению значений запланированных показателей результативности соответствующее фактическое значение показателя уменьшается пропорционально степени невыполнения:
, (16)
где – плановое значение k-го показателя у i-го вуза;
– фактическое значение k-го показателя у i-го вуза;
– «штрафной» коэффициент ( > 1) за невыполнение плановых показателей.
Особенностями рассмотренной методики определения объемов финансирования НИР в рамках государственных заданий являются:
- учет значений показателей результативности, полученных в целом по вузу, а не только по НИР в рамках государственного задания, что стимулирует научную результативность всего вуза;
- отсутствие отдельного учета показателя выработки на одного работника, так как такой показатель не учитывает размер вуза и противоречит принципу «равная оплата за равный труд»;
- наличие отрицательных стимулов в случае невыполнения вузом взятых на себя обязательств.
Для практического применения данной методики необходимо определение показателей эффективности научной деятельности на основе проведения экспертного опроса ведущих научных работников и руководителей научных подразделений вузов, принадлежащих различным профильным группам.
Рецензенты:
Лашманова Наталья Викторовна, д.т.н., профессор по кафедре управления, профессор кафедры «Прикладная экономика» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)» Минобрнауки России, Санкт-Петербург.
Яковлев Сергей Алексеевич, д.т.н., профессор, профессор кафедры АСОИУ ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)» Минобрнауки России, Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Рыжов Н.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВУЗАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11611 (дата обращения: 04.11.2024).