Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю.
Исследование выполнялось с целью – выявить основные противоречия в практике обучения общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам по направлениям: анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, выявление возможностей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и определение отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов.

Педагогическая деятельность по формированию отношения к здоровому образу жизни начинается с диагностического исследования практики. Целью диагностического исследования является изучение противоречий в процессе формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Мы попытались выявить основные противоречия в массовой практике обучения общим гуманитарным социально-экономическим дисциплинам, которые обусловили необходимость опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Диагностика проводилась по трем основным направлениям:

1.      Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебной программы «Физическая культура» для высших учебных заведений и учебно-методических комплексов на предмет полноты отражения в них процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

2.      Выявление возможностей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в формировании данного личностного образования в педагогическом процессе.

3.      Определение отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов и степень его сформированности.

Основные функции, цели и содержание высшего образования определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Для нашего исследования представляют интерес следующие разделы гуманитарных и естественно-научных дисциплин: «Физическая культура личности», «Основы здорового образа жизни» (дисциплина «Физическая культура»); «Биосфера и человек», «Взаимоотношения организма и среды», «Экология и здоровье человека» (дисциплина «Экология»); «Человек и сфера обитания», «Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере» (дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»). Эти учебные дисциплины оптимально дополняют друг друга и могут выступать основой для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, особенно в свете спортизации и физического воспитания, осуществляемых в последнее время.

Анализ содержания целей и задач указанных дисциплин и разделов позволяет констатировать, что они ориентированы на формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Содержание Государственного образовательного стандарта по «Физической культуре» и программы высшего образования ориентируют студентов на овладение знаниями научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Таким образом, нормативность процесса формирования ценностных отношений закреплена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и программе «Физическая культура» для высших учебных заведений и дополняется возможностями, которые представляют новые учебные пособия, учебники, учебно-методические комплексы.

Рассмотрим учебники: «Физическая культура студента», «Социология физической культуры и спорта», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология, здоровье и природопользование в России», «Культурология», «Философия», рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в высших учебных заведениях. Новые учебные программы и учебники по физической культуре пишутся, как правило, с учетом ценностей здорового образа жизни в физкультурном образовании. Это позволяет дать студентам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих аспектах отношений в системе «человек - современное общество».

Авторы учебников «Физическая культура студента», «Социология физической культуры и спорта» всё последовательнее объясняют студентам преимущества ценностей здорового образа жизни в деле физического совершенства и сохранения здоровья. В данных изданиях уделяется большое внимание ряду тем, рассматривающих составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, а также оздоровительным факторам.

Нашедшие отражение в учебных программах и учебниках картины взаимодействия человека и общества представляют студентам возможность для осмысления ценности «Здоровый образ жизни», обеспечивающей существование человека. В этих условиях важно не только то, как живет студент, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Таким образом, здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Учебник «Безопасность жизнедеятельности» призван формировать представление у студентов о взаимосвязи производства и состояния окружающей среды, о взаимодействии негативных факторов на человека и техносферу. Данной дисциплине отводится важная роль в реализации идеи обеспечения комфортных условий жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Комплекс вопросов и заданий большинства учебников ориентирован на формирование у студентов преимущественно констатирующих оценок, лишь единичные задания нацелены на выработку эмоционального отношения к ценности «Здоровый образ жизни», на осознание ее личностной значимости. Наблюдается формализм при реализации деятельных аспектов здорового образа жизни, единичные задания направлены на формирование учебных умений, связанных с рассматриваемой ценностью.

Курс «Экология», представленный учебником «Экология, здоровье и природопользование в России», предполагает возможность изучения проблемы здорового образа жизни несколько с другой стороны. В его рамках рассматриваются вопросы влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и образ жизни, которые в конечном счете дают возможность для прогноза на предстоящую жизнь человечества. Данная учебная дисциплина способствует формированию осознанного, бережного отношения к своему здоровью - составной части здорового образа жизни.

Учебные курсы по «Физической культуре», «Экологии» и «Безопасности жизнедеятельности» представлены целым рядом учебных пособий («Физическая культура», «Волейбол для здоровья», «Основы экологии», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), которые предлагают студентам ориентир на составляющие компоненты здорового образа жизни, а не на поиск способов формирования ценностного отношения.

В целом, содержание текстового компонента, подбор дополнительных фактов, система вопросов и заданий в учебниках лишь фрагментарно ориентированы на формирование отношения к здоровому образу жизни.

Таким образом, отметим, что предлагаемый учебниками материал не позволяет в полной мере формировать у студентов отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Это выражается в следующем:

1.      Недостаток методических указаний, направленных на формирование данного личностного образования.

2.      Недостаточное количество задач и заданий в самих учебниках.

Проанализировав тексты учебников, посвященных изложению сущности здорового образа жизни, мы выявили формальный подход к изложению информации. Мало места отводится заданиям и вопросам для дискуссий, которые позволили бы студенту понять и ощутить роль отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Подводя итог, необходимо отметить, что анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебников, учебно-методических комплексов, позволяет сделать следующие выводы.

1. Нормативные документы предусматривают формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни.

2. В учебниках и учебных пособиях содержится материал, позволяющий раскрыть сущность здорового образа жизни. В то же время ощущается существенный недостаток материала, вопросов и заданий, которые позволяют воспринимать здоровый образ жизни не только как деятельность, но и как профессиональную ценность.


Библиографическая ссылка

Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1150 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674